ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА JIGSAW НА ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
В.Б. Алферьева-Термсикос, магистрант
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-6-9
Аннотация. В статье охарактеризована технология применения метода Jigsaw на дистанционных занятиях в начальной школе. дано кратное описание каждого этапа коллективной деятельности младших школьников, перечислен необходимый информационный инструментарии. Адаптированный для дистанционных занятий в начальной школе метод Jigsaw способствует формированию навыков коллективного сотрудничества и информационной компетенции, развивает инициативность, а также исследовательские и творческие способности.
Ключевые слова: учебное взаимодействие, коммуникативные умения младших школьников, навыки коллективной работы, дистанционное обучение, интерактивные методы, метод Jigsaw, интерактивная доска.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса на этапе начального общего образования, помимо усвоения системы базовых знаний, является развитие у младших школьников умения продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками. Сформированность навыков сотрудничества влияет на достижение таких личностных результатов освоения основной образовательной программы, указанных во ФГОС НОО, как «адаптация в динамично изменяющемся и развивающемся мире» и «умение находить выходы из спорных ситуаций» [5]. В условиях дистанционного обучения реализация задачи по организации эффективного взаимодействия в рамках учебной и внеурочной деятельности особенно актуальна. Эффективным способом педагогического воздействия в условиях ограниченного вербального физического контакта, которой способствует развитию таких умений у младших школьников, как «распределение функций» и «взаимный контроль» при выполнении совместной работы, является метод Jigsaw. Данный способ организации коллективной работы был разработан в 1978 г. американским психологом Элиотом Аронсоном.
Метод Jigsaw («метод пилы», «метод пазл») - способ организации сотрудничества учащихся в малых группах без консультационной поддержки педагога. В
первоначальном виде методологическое содержание данного способа организации взаимодействия учащихся заключалось в следующем:
- ученики разделены на группы по 6 человек;
- учебная задача, одинаковая для всех групп, имеет соответствующее количеству человек в каждой группе число подзадач;
- каждый член групп ответственен за выполнение своей части задания;
- в каждой команде коллегиально назначается «эксперт», который при взаимодействии с ответственными из других групп («экспертные встречи) делится результатами работы своей группы, после чего сообщает членам своей команды о результатах выполнения задания в других группах.
Таким образом, каждый «эксперт» несёт ответственность, насколько все члены команды усвоят объясняемый им материал [6, с. 187].
Название метода связано с задумкой его разработчика: участник исследовательского процесса метафорически ассоциируется с зубцом «пилы», отвечая за свой объём работы в коллективном исследовании. Обмен «мнениями» позволял рассмотреть задачу с разных ракурсов, возможно, определить неточности при выполнении работы как своей, так и соседней группы.
В 1986 г. Роберт Славин, доктор философии, исследователь в области образования, разработал модификацию данного метода («Jigsaw 2» - «Пила-2»), внеся следующие изменения:
- количество человек в каждой команде сократилось до 5;
- учебную задачу на соответствующее количество подзадач делил не преподаватель, а сами учащиеся, и только после совместного ознакомления одного и того же вопроса каждый член группы выбирал себе ту область, в которой он хотел быть экспертом [2, с. 326].
В диссертационных исследованиях отечественных педагогов метод Jigsaw как эффективный способ формирования социальных компетенций учащихся начал упоминаться с 2000-х гг. [4]. Каждый методист в зависимости от цели учебно-воспитательного процесса, организованного с помощью технологи Jigsaw, предлагал собственную модификацию. Большинство авторов делало акцент на формировании системы определённых знаний, в связи с чем предлагали внести этап проверки выполненного «экспертами» задания с помощью карточек или устного опроса. Данная адаптированная версия имеет место быть, однако представляется нецелесообразным использовать подобный способ организации деятельности учащихся младшего школьного возраста в качестве средства получения и усвоения знаний. С первую очередь, данный метод является эффективным средством формирования коммуникативных компетенций: умения выслушивать другую точку зрения, умения идти на компромиссы, умения взаимодействовать и нести ответственность за свою часть работы, от которой зависит результат команды. Безусловно, технология Jigsaw может быть задействована в учебном процессе с целью создания условий для получения нового учебного материала, когда одноклассники помогают друг другу в получении знаний только на этапе основного или среднего образования. В начальной школе с помощью данного метода целесообразней способствовать развитию навыков социального взаимодействия у ребёнка.
Применение данному методу нашлось и в проектной деятельности, где были бы соблюдены все предложенные Э. Аронсоном этапы, а в заключение каждой группе необходимо было бы защитить свою исследовательскую работу (с докладами выступают «эксперты»). При этом рекомендуется выставлять всем учащимся одинаковые отметки [3, с. 170]. Однако практика показывает, что данное условие не способствует коллективному сплочению, а наоборот, является причиной конфликтов, в связи с чем представляется целесообразным либо не объявлять отметки всех участников группы, либо выставлять только высший балл при качественном решении учебной задачи, а в случае отсутствия положительного результата не оценивать работу, сделав акцент на том, что все участники группы могли бы получить отличные оценки, что поспособствует мотивации к командной работе в будущем [1, с. 7].
В настоящей статье также предлагается адаптированная методическая модель применения метода Jigsaw для дистанционных занятий в начальной школе. Педагогическая цель использования данного средства заключается в параллельном развитии информационных и коммуникативных компетенций.
На подготовительном этапе, который длится от одного до двух занятий, учащиеся знакомятся с учебной темой, во время видеоконференции им могут быть продемонстрированы учебные ролики, интерактивные презентации. Только в рамках уже изученной темы можно организовать работу в микрогруппах с помощью метода Jigsaw. Данное условие продиктовано обозначенной выше педагогической целью: учащиеся будут сконцентрированы не на самом учебном материале, поскольку он им уже известен, а на способах осуществления взаимодействия.
Для проведения основного этапа осуществления учебной деятельности в микрогруппах учителю необходимо задействовать сервис Google Документы, виртуальную доску с возможностью совместной работы в режиме реального времени (Miro, Web Whiteboard, Conceptboard). В рамках подготовительного этапа младшие
школьники должны быть проинструктированы на предмет использования данных сервисов.
Класс делится на три и более микрогруппы с равным количеством учеников в каждой. На платформе Google Документы учитель для каждой микрогруппы создаёт файл с одинаковым заданием, которое поделено на «блоки», состоящие из «подзадач» по количеству учащихся в микрогруппе. Текст задания в документе должен быть разбит на «комментарии», каждый из которых доступен только для одного человека в группе, выполняющего определённую часть работы (инструмент «добавить комментарий», «назначить исполнителя», вбивается электронная почта ученика). Каждый учащийся приступает к выполнению своей части работы. Затем учащиеся самостоятельно выбирают из группы «эксперта», который должен координировать процесс выполнения коллективного задания. После назначения ответственного учитель «открывает доступ» к просмотру всего задания ученику-эксперту, который не должен сообщать группе всё задание целиком. Педагогическая цель данного этапа заключается в том, чтобы младшие школьники были полностью сконцентрированы только на своей части задания, учились брать ответственность за то, что делают. Необходимо отметить, что регулярное применение данного метода, согласно рекомендации автора, подразумевает, что функцию «эксперта» должны осуществлять все учащиеся в классе. Таким образом, они смогут «примерить» на себя социальные роли как «исполнителя», так и «руководителя», сделав соответствующие выводы (например, смогут ли они в дальнейшем быть ответственными не только за себя, но и за других учеников). Проверка и взаимоконтроль осуществляются младшими школьниками с помощью виртуальной доски, куда каждый
может выложить свою часть выполненной работы, там же учащимися формируется всё задание. У младших школьников есть возможность, если они посчитают нужным, редактировать выполненные части индивидуальной работы друг друга, организовать видеочат.
Этап - «встреча экспертов» - осуществляется на следующем занятии: ответственные за выполнения задания в каждой группе встречаются на любых удобных платформах для организации видеоконференции (Zoom, Google Meet, Сферум), делятся промежуточными результатами выполненного задания. Затем «эксперты» делятся информацией с членами своей команды. На данном этапе каждый член группы, проанализировав информацию, видя промежуточный результат работы, уже осознаёт конечную цель совместной деятельности.
Заключительный этап - подведение итогов - проводится только после того, как учитель ознакомится с заданиями, выполненными группами, подготовит классификационную таблицу, где будут отражены доступные и понятные для младших школьников критерии оценки их работы, в том числе «сотрудничество в группе» (умение выслушивать замечания одноклассников и «эксперта», выполненное в срок своя часть работы и т.д.). Таким образом, исключается фактор субъективности, младшие школьники учатся признавать свои недочёты, что является мотивом для самосовершенствования в дальнейшем.
Охарактеризованный в настоящей статье адаптированный для дистанционных занятий в начальной школе метод Jigsaw способствует формированию навыков коллективного сотрудничества и информационной компетенции, развивает инициативность, а также исследовательские и творческие способности.
Библиографический список
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Применение метода Jigsaw на дистанционных занятиях в начальной школе // Современное состояние и перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XXVII Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 07 октября 2021 г.). - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. -С. 5-9.
2. Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Еланцева С.А. Практико-ориентированная подготовка педагога: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 341 с.
3. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 247 с.
4. Крузе-Брукс О.А. Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого]. - Великий Новгород, 2008. - 176 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c4 6bf592482c/
6. Чистякова Г.В., Сергеев С.А., Бондарева Е.П. Применение технологий интерактивного метода в офлайн и онлайн-режимах обучения // Русский язык в современном Китае: Сборник научно-методических статей V Международной научно-практической конференции. -Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. - С. 185-188.
ORGANIZATION OF INTERACTION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH THE JIGSAW METHOD IN DISTANCE LESSONS
V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Graduate Student
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova
(Russia, Ulyanovsk)
Abstract. The article describes the technology of applying the Jigsaw method in remote classes in elementary school. a multiple description of each stage of the collective activity of younger schoolchildren is given, the necessary information tools are listed. Adaptedfor distance learning in elementary school, the Jigsaw method promotes the formation of teamwork skills and information competence, develops initiative, as well as research and creativity.
Keywords: educational interaction, communication skills of primary schoolchildren, teamwork skills, distance learning, information competence, interactive methods, Jigsaw method, interactive whiteboard.