Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОДЫ СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД CASE-STUDY / КЕЙС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД JIGSAW / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алферьева-Термсикос В.Б.

В статье охарактеризованы педагогические методы и технологии формирования слагаемых функциональной грамотности младших школьников, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Автором указаны информационные сервисы и программные продукты с доступным для учащихся инструментарием для выполнения интерактивных заданий, способствующих развитию способностей использования полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков для решения разнообразных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE FRAMEWORK OF DISTANCE LESSONS

The article describes the pedagogical methods and technologies for the formation of the components of the functional literacy of primary schoolchildren, personal, regulatory, cognitive, communicative universal educational activities. The author indicates information services and software products with tools available to pupils for performing interactive tasks that contribute to the development of the ability to use the knowledge, skills and abilities acquired in the learning process to solve various problems.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

В.Б. Алферьева-Термсикос, магистрант

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-1-88-92

Аннотация. В статье охарактеризованы педагогические методы и технологии формирования слагаемых функциональной грамотности младших школьников, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Автором указаны информационные сервисы и программные продукты с доступным для учащихся инструментарием для выполнения интерактивных заданий, способствующих развитию способностей использования полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков для решения разнообразных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, дистанционное обучение, универсальные учебные действия, методы ситуативного обучения, метод case-study, кейс, проектная деятельность, метод Jigsaw, технология продуктивного чтения.

В соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов содержание обучения определяется элементами функциональной грамотности, без освоения которых уровень общего образования «не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития» [4, с. 28]. Основными составляющими функциональной грамотности в начальной школе являются математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая, а также глобальные компетенции и креативное мышление. Поскольку функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат, педагогу необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы создать условия для формирования у младших школьников способности использования полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков для решения разнообразных жизненных задач. Реализация данной задачи в современных условиях подразумевает (помимо обладания всесторонними знаниями по педагогике и возрастной психологии) наличие у педагога информационной компетентности, т.е. умения осуществлять мониторинг образовательных платформ, включать их образовательный

процесс, способности продуцировать креативные способы передачи информации в онлайн-режиме [1, с. 64]. Необходимо подчеркнуть, что интерактивные задания при методически грамотной организации дистанционного обучения более эффективны для формирования функциональной грамотности по сравнению с традиционными за счёт визуальной наглядности, которая облегчает процесс восприятия новой информации в младшем школьном возрасте.

Создание условий для развития такой общеучебной компетенции как «функциональная грамотность» предполагает обеспечение учителем «деятельностного характера обучения», который заключается в том, что младшие школьники во время дистанционных занятий осуществляли основанные на знаниях универсальные учебные действия (УУД) определённого типа: познавательные, организационные, коммуникативные и личностные. Для чего педагогу необходимо не только освоить, но и обоснованно использовать на практике современные информационные технологи, обеспечивающие овладение учащимися вышеперечисленных УУД. Изменение процессуальной стороны обучения (организация дистанционных занятий) предполагает качественною подготовку и самообразование учителя, которому необходи-

мо моделировать информационную образовательную среду, применять специальные развивающие образовательные технологии. Необходимо охарактеризовать способы организации занятий, а также педагогические методы и средства, способствующие овладению учащимися УУД для формирования функциональной грамотности в дистанционном режиме.

Основная цель формирования личностных универсальных учебных действий заключается в становлении ценностно-смысловой структуры личности младшего школьника, которая заключается в знании норм морали, поведения в обществе, умении выделять нравственный аспект поведения, а также умение ориентироваться в социальных ролях. В рамках дистанционных занятий наиболее оптимальной педагогической технологией для освоения учащимися личностных УУД являются методы ситуативного обучения, благодаря которым может быть сформировано умение выбирать адекватный способ поведения (в соответствии с этическими нормами) в конкретной ситуации. Интерактивная технология case-study, предполагающая решение проблемных учебных ситуаций («кейсов») позволит учащимся овладеть необходимым видами личностных действий: самоопределением, смыслообра-зованием и нравственно-этической ориентацией. Учебные кейсы могут быть размещены на персональном сайте или на фреймах интерактивной доски Jamboard, к которым учащиеся получают доступ (возможность редактирования) во время дистанционных уроков.

Методы технологии case-study приближают образовательную деятельность к поисковой, а также обеспечивают наличие «противоречия», которое является движущей силой в формировании исследовательской культуры младшего школьника [2, с. 15]. Метод ситуационного анализа способствует самоопределению, при этом рекомендуется рассматривать ситуации из программных художественных произведений, рекомендованных для младшего школьного возраста. Сюжет необходимо проиллюстрировать с помощью интерактивной презентации. Метод инцидентов,

суть которого заключается в формулировке учащимися проблемы, способствует смыслообразованию, т.е. установлению младшими школьниками связей между деятельностью (поведением персонажей кейса) и её мотивами, т.е. на начальном этапе в процессе совместного анализа предложенной ситуации учителю необходимо продемонстрировать учащимся в интерактивном режиме «Дерево решений». В дальнейшем при самостоятельном групповом анализе кейса младшим школьникам необходимо составить интерактивную таблицу, в которой будет отражена «проблема» и способы её разрешения. Нравственно-этическая ориентация может быть сформирована посредством метод case-эссе, когда учащемуся в устной или письменной форме необходимо составить аналитический обзор; в процессе ситуационно-ролевой игры или игрового проектирования. Таким образом, технология case-study в интерактивном режиме способствует формированию у младших школьников модели практического действия [3, с. 71] в предполагаемых жизненных обстоятельствах, что является важной составляющей функциональной грамотности.

Суть освоения учащимися начальной школы регулятивных универсальных учебных действий заключается в самостоятельной организации ими процесса обучения. Наиболее оптимальной технологией, способствующей формированию данных УУД, в рамках дистанционного режима является проектная деятельность. Выполнение и подготовка исследовательских и творческих проектов в интерактивном режиме предполагает выбор учителем наиболее доступных для младших школьников виртуальных платформ. Для выполнения учащимися групповых проектов необходимо использовать виртуальные доски с возможностью совместного совместной работы в режиме реального времени (например, Jamboard, Miro, Padlet, AMW board). Освоение такого вида деятельности как «целеполагание» может быть осуществлено посредством заполнения учащимися опроса, разработанного с помощью сервиса Google Forms, который является альтернативой «оценочных лесе-

нок». Умение младших школьников определять последовательность действий при подготовке проекта может быть развито посредством составления интерактивного плана, иллюстрирующего каждый этап работы. Данный план может быть представлен в виде презентации в Google Slides, текстовой схемы на интерактивной доске. На подготовительном этапе учителю необходимо разработать готовый план для ознакомления, проиллюстрировать на каждом фрейме Jam-файла этап исследования, разместить гиперссылки на сайты с необходимой для проекта информацией. При этом учащиеся должны иметь возможность редактирования данного плана, для того чтобы поместить собственные заметки и предложения о назначении ответственного в микрогруппе. В процессе формулировки плана проекта и определения его визуального воплощения развивается такая важная составляющая функциональной грамотности как креативные мышление; в процессе взаимодействия членов исследовательской группы (определения ответственного за определённый этап работы над проектом) формируются такие глобальные компетенции как навыки взаимодействия с людьми. Эффективным педагогическим средством, которое создаёт условия для выполнения учащимися таких регулятивных УУД как «контроль», «коррекция» и «саморегуляция», является метод Jigsaw, когда «эксперты» (ответственные за определённый этап проекта) из разных микрогрупп «обмениваются мнениями» и сообщают о результатах одноклассников членам своей команды.

Овладение различными способами познания окружающего мира для формирования функциональной грамотности также осуществляется посредством выполнения учащимися познавательных УУД. Дистанционный формат обучения предполагает самостоятельный поиск и структурирование учащимися необходимой информации, что полностью соответствует точке зрения исследователей, которые называют функциональную грамотность «фундаментом самостоятельности младших школьников» [6, с. 38]. В рамках теоретико-методологического обзора возможно оха-

рактеризовать только часть возможных информационных средств для достижения указанной выше задачи, которая подразумевает выполнение учащимися различных общеучебных и логических действий. Формирование таких умений как осуществлять анализ, синтез и классификацию материала возможно с помощью составления виртуальных интеллект-карт с помощью сервисов Lucidchart, Canva, MindMeister. Для развития навыка построения логической цепи рассуждений эффективным средством обучения является кластеризация информации. Для составления кластера, способа графической организации материала в виде древовидной схемы, могут быть задействованы следующие программные продукты с простым и интуитивно понятным инструментарием: Creately.com, Venngage.com. Умения действовать по образцу и пользоваться справочным материалом формируется в процессе выполнения учащимися интерактивных упражнений на платформе LearningApps.org; составления учебных карточек («модулей») для взаимопроверки с помощью сервисов Wordwall, Quizlet.com.

Умение работать с текстом предполагает задействование учителем технологии продуктивного чтения, обучения младших школьников таким приёмам как «маркировка текста», «выделение ключевых слов», «анализ проблемы, позиции автора». Отрывки художественных произведений и учебных текстов возможно читать в онлайн-режиме, используя разнообразные платформы и программные продукты (например, Google Play Книги, iBooks, Bookmate, Calibre, Sumatra PDF, STDU Viewer и т.д.).

Формирование коммуникативной

функциональной грамотности, т.е. освоение учащимися коммуникативных УУД, в рамках дистанционных занятий осуществляется посредством проектной и проблемно-диалогической технологий, а также в процессе ознакомления с объектами мирового художественного искусства. На официальных страницах музеев в сети Интернет представлена возможность просмотра виртуальных туров, во время которых

школьники могут ознакомиться с произве- технических и временных затрат от педа-дениями живописи и 3D изображениями гога. Однако за счёт интерактивности, экспонатов. В данном случае наиболее оп- способствующей развитию полисенсорно-тимальным педагогическим средством яв- го восприятия и визуального мышления ляется технология «Образ и мысль», в ос- младших школьников, повышается его нове которой лежит метод фасилитиро- эффективность. В связи с чем информаци-ванной дискуссии в процессе группового онная (технологическая) компетентность рассматривания картин [5, с. 66]. учителя является тем потенциалом, кото-

Подводя итоги, необходимо отметить, рый, во-первых, позволит адаптировать что моделирование учебного процесса, ос- учебный материал и методические сред-новной педагогической целью которого ства для организации дистанционных заявляется формирование функциональной нятий, во-вторых, обеспечит формирова-грамотности учащихся начальной школы - ние функциональной грамотности млад-сложный процесс, требующий серьезных ших школьников.

Библиографический список

1. Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование информационной компетентности учителя начальных классов // Современное состояние и перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XXVIII Международной научно-практической конференции. - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. - С. 63-68.

2. Алферьева-Термсикос, В.Б. Формирование исследовательской культуры младших школьников посредством методов технологии case-study // Наука. Образование. Инновации. Сборник научных трудов по материалам XXXVI Международной научно-практической конференции. - Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. - С. 14-18.

3. Заббарова М.Г. Педагогические технологии начального образования: теория и практика реализации в образовательных организациях: учебное пособие / М.Г. Заббарова, Л.П. Дормидонтова, Н.А. Березова. - Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2021. - 203 с.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teikovogoroo. narod.ru/ files/fgos.p df.

5. Молодцова, Н.Г. Формирование коммуникативной функциональной грамотности младших школьников в процессе восприятия произведений живописи / Н. Г. Молодцова, Г. М. Выгонская // Школа будущего. - 2020. - № 1. - С. 64-73.

6. Пичугин, С.С. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 3(156). - С. 38-46.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE FRAMEWORK OF DISTANCE LESSONS

V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Master Student Ulyanovsk state pedagogical University the name of I.N. Ulyanov, (Russia, Ulyanovsk)

Abstract. The article describes the pedagogical methods and technologies for the formation of the components of the functional literacy of primary schoolchildren, personal, regulatory, cognitive, communicative universal educational activities. The author indicates information services and software products with tools available to pupils for performing interactive tasks that contribute to the development of the ability to use the knowledge, skills and abilities acquired in the learning process to solve various problems.

Keywords: functional literacy, primary schoolchildren, distance learning, universal learning activities, personal ELC, regulatory ELC, cognitive ELC, communicative ELC, situational learning methods, case-study method, case study, project activity, Jigsaw method, productive reading technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.