Научная статья на тему 'ПЛАТФОРМА ЭДУАРДО КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

ПЛАТФОРМА ЭДУАРДО КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Година Джамиля Хасяновна, Калашникова Наталья Афанасьевна, Миронова Дина Александровна, Коробова Екатерина Владимировна

Наиболее важные и активно развивающиеся современные тренды образования - это массовизация, глобализация и цифровизация образования. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса и, как следствие их применения изменяется форма организации занятий, объединяющая в себе традиционные и новые цифровые образовательные технологии. Интегрирование таких технологий в качестве дополнительного ресурса, позволяет повысить взаимодействие с аудиторией посредством интерактивных программ, повысить мотивацию студента и позволяет сделать процесс обучения более дифференцированным. С одной стороны, образовательные онлайн-платформы способны формировать навыки самоконтроля в процессе выстраивания сетевых взаимодействий онлайн у студентов. А с другой стороны, в рамках рабочей программы, которая предполагает определенные требования в освоении учебной дисциплины, образовательная платформа должна помочь преподавателю сформировать у студента соответствующие компетенции. Важно также установить различия между онлайн-платформами и, например, общением посредством электронной почты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Година Джамиля Хасяновна, Калашникова Наталья Афанасьевна, Миронова Дина Александровна, Коробова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUARDO’S PLATFORM AS ONE OF THE WAYS TO INTEGRATE INFORMATION TECHNOLOGY INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The most important and actively developing modern trends in education are the massization, globalization and digitalization of education. Information technologies are becoming an integral part of the educational process and, as a result of their application, the form of organizing classes is changing, combining traditional and new digital educational technologies. Integrating such technologies as an additional resource allows you to increase interaction with the audience through interactive programs, increase student motivation and make the learning process more differentiated. On the one hand, online educational platforms are able to form self-control skills in the process of building network interactions online among students. And on the other hand, within the framework of the work program, which implies certain requirements for mastering the academic discipline, the educational platform should help the teacher to form the appropriate competencies in the student. It is also important to differentiate between online platforms and e-mail communication, for example.

Текст научной работы на тему «ПЛАТФОРМА ЭДУАРДО КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

Платформа Эдуардо как один из путей интеграции информационных технологий в образовательную среду неязыковых вузов

Година Джамиля Хасяновна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1

РЭУ имени Г.В. Плеханова

E-mail: dzhamilagodina@mail.ru Godina.DK@rea.ru

Калашникова Наталья Афанасьевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: kalashnikova.n.a@mail.ru

Миронова Дина Александровна,

канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: dina_mironova@mail.ru

Коробова Екатерина Владимировна,

канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: Korobova.EV@rea.ru

Наиболее важные и активно развивающиеся современные тренды образования - это массовизация, глобализация и циф-ровизация образования. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса и, как следствие их применения изменяется форма организации занятий, объединяющая в себе традиционные и новые цифровые образовательные технологии. Интегрирование таких технологий в качестве дополнительного ресурса, позволяет повысить взаимодействие с аудиторией посредством интерактивных программ, повысить мотивацию студента и позволяет сделать процесс обучения более дифференцированным. С одной стороны, образовательные онлайн-платформы способны формировать навыки самоконтроля в процессе выстраивания сетевых взаимодействий онлайн у студентов. А с другой стороны, в рамках рабочей программы, которая предполагает определенные требования в освоении учебной дисциплины, образовательная платформа должна помочь преподавателю сформировать у студента соответствующие компетенции. Важно также установить различия между онлайн-платформами и, например, общением посредством электронной почты.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательная среда, электронные учебные материалы, цифровиза-ция.

о с

U со

Создание гибридной среды обучения с использованием массовых открытых образовательных платформ сегодня выступает необходимым условием успешной реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). Все это обусловливает необходимость внедрения и использования информационных технологий в образовательном процессе вуза, в частности в области реализации языкового образования [1]. В предлагаемой работе мы проанализируем практику использования информационных технологий, в том числе в условиях реализации концепции развития непрерывного образования в Российской Федерации на период до 2030 года, на примере преподавания иностранного языка в ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва) в 2021-2023 гг.

На сегодняшний день существует большое количество образовательных платформ и при этом структуры обучающих курсов вариативны [2]. При выборе образовательных площадок, были изучены некоторые российские и зарубежные онлайн-платформы, которые лидировали по таким критериям как возможность интегрирования определенного вида контента [3]. Помимо этого, при выборе платформы мы должны были найти такой образовательный ресурс, который бы соответствовал целям и задачам учебной программы, а также должен был ответить на следующие вопросы:

1. Насколько удобной будет блочная структура, на базе которой можно создать обучающий курс? Как интегрировать видео, фото, инструменты для отображения в учебные материалы?

2. Какие возможности планирования отдельных видов заданий (например, теста, вопросов к тексту, формирование лексико-грамматических навыков и навыков письма, а также навыков аудирования) предлагает платформа?

3. Как организовать систему контроля и мотивации участников?

4. Насколько удобной будет система для администрирования курса?

5. Предполагает ли платформа наличие блока сбора и анализа статистических данных? Всем нашим требованиям соответствовала

платформа Eduardo, которая является проектом Лекториума. Платформа позволяет использовать:

• комплекс для самостоятельной работы с учебными материалами с использованием персональных электронных устройств;

• онлайн-чат для получения консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) пре-

подавателя, предоставляющим возможность дистанционного взаимодействия;

• сервис электронной рассылки для своевременной доставки электронных учебных материалов;

• возможность планирования, формирования и изменения содержания учебных курсов;

• сервис для создания видеоуроков и онлайн-лекций, а также загрузки видео и аудио файлов и управления доступом к учебному курсу;

• блок для тестирования и контроля полученных знаний с управлением уровнями доступа;

• сервис для авторов курса, предполагающий администрирование всей системы;

• блок сбора и анализа статистических данных. Рассмотрим более подробно структуру и возможности данной платформы на примере обучающего курса General English Intermedíate (marketing). Данный ресурс позволил адаптировать учебную программу и, который позволил авторам спроектировать законченный интерактивный мультимедийный продукт с учетом современных требований к преподаванию иностранных языков и тенденций развития непрерывного языкового образования.

Платформа предполагает размещение информации об авторах курса. Такая опция предполагает при возникновении вопросов у студентов, обратиться непосредственно к составителям курса и получить быстрый ответ. Данный курс состоит из 12 блоков, в каждом из которых размещены 5 разделов, а именно: обсуждение, видео материал, формирование лексических и грамматических навыков и письменной речи. В каждый раздел авторы включили материал из аутентичных источников [4]. Что касается раздела «обсуждение», так как обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе, задача авторов курса состояла в том, чтобы заинтересовать студента темой занятия, с которой он будет работать и обсуждать тему занятия в учебном процессе. В первой части раздела «обсуждение» авторы выбрали цитаты для обсуждения. Также использовали задания для индивидуальной и групповой дискуссии перед тем, как приступить уже к основному материалу курса, а именно к работе со статьей по теме юнита [5]. Используя задания данного раздела, студенты развивают познавательную деятельность и активизируют критическое мышление. И еще дополнительная возможность, которая существует у данной платформы - это взаимное оценивание (peer-to-peer review). Например, преподаватель предлагает обсудить вопрос или тему в качестве домашнего задания, свою работу с ответами на вопросы по теме студент должен загрузить в форум курса, которую оценивают его одногруппники и там же они могут общаться в чате с другими пользователями платформы. Данная функция форума предполагает развитие познавательно-практической деятельности, в какой-то степени повышается здоровая конкуренция среди студентов, так как они получают

результат, как от преподавателя, так и от участников непосредственного процесса обучения [6].

В разделе видео были использованы видеолекции платформы Ted Talk. После каждого видео авторы составили упражнения с вопросами по теме, обсуждаемой спикерами и задания с несколькими вариантами (multiple choice questions) для освоения новой лексики видеолекции. У данной платформы также есть опция загрузить индивидуальную лекцию авторов курса, которую преподаватели могут записать самостоятельно [7]. Далее были включены упражнения по отработке лексико-грамматических навыков и навыков письменной речи. Представленная модель отработки лексико-грамматических навыков позволяет развивать продуктивные и рецептивные навыки по освоению грамматических навыков. При составлении заданий на формирование лексических навыков платформа предполагает следующие этапы: 1) ориентировочно-подготовительный этап, то есть ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками; 2) ситуативный этап, то есть тренировку и усвоение слов; 3) вариативно-ситуативный этап, а именно использование новых лексических единиц [8].

Что касается контроля результативности обучения, данная платформа позволяет разместить ссылки на сторонние платформы, где студенты, переходя по ссылке, могут пройти тест. Ознакомиться с результатами теста преподаватель может в своем личном кабинете, но и студенты видят свой результат теста, что обеспечивает индивидуальную обратную связь. При сокращении часов учебных планов, увеличении студентов в группах, преподавателю сложно применять индивидуальный подход к каждому студенту [9]. А моментальный результат тестирования, обеспечивает индивидуальный характер оценивания. Данный метод побуждает обучающихся к активной учебной деятельности. Они видят свой результат. Сравнивают его с результатами других студентов, что мотивирует их анализировать свою учебную деятельность и относиться к учебе более ответственно.

Проанализировав работу с интерактивной платформой Эдуардо, авторы пришли к выводу, что, используя его в качестве дополнительного ресурса при проведении учебных занятий, данная платформа позволяет создавать педагогические условия [10], при которых формируются ключевые компетенции у студентов. Она удобна при создании контента, можно создавать и загружать неограниченное количество видеороликов, текстов, менять структуру и содержание материала в зависимости от уровня студентов и их потребностей, что способствует созданию таких образовательных программ, которые могли бы быстро отвечать на изменения рынка. Также из основных преимуществ это гибкость и вариативность платформы [11 ]. Используя данную платформу, преподаватель может работать с разным количеством слушателей в независимости от того, это online или offline классы, где студент выступает не только объек-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

том практической педагогической деятельности, но и активным, самостоятельно организующим свою деятельность субъектом образовательного процесса. В то же время цифровые технологии позволяют как динамически поддерживать, так и отслеживать, и контролировать прогресс учащегося в достижении этих целей с помощью аналитики обучения, индивидуальных отчетов о прогрессе, богатого взаимодействия и персонализированных путей обучения.

Литература

1. Филимонова Е.Ю., Modern approaches to studying the linguistic concept of hostility // Актуальные вопросы иноязычной профессиональной подготовки: Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 томах, Москва, 08-18 апреля 2019 года. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2019. - P. 151-158.

2. Умарова С.И., Эффективность средового подхода в обучении иностранным языкам // Инновационные технологии в образовательной деятельности: Материалы XXIV Международной научно методической конференции: Нижний Новгород, 02 марта 2022 года. - Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород) -с. 313-316.

3. Благонравова М.А., Муратова О.А., Тростина К.В. Электронный практикум для новой модели дистанционного обучения: Плехановский научный бюллетень. 2017. № 1 (11). С. 29-34.

4. Гаврилова Е.А., Тростина К.В., Интеграция мобильных устройств в виртуальную среду обучения иностранным языкам // В сборнике: Повышение индивидуального рейтинга и конкурентоспособности преподавателей иностранных языков в современных условиях, сборник материалов XVIII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. 2017. С. 3442.

5. Гаврилова Е.А., Тростина К.В., Удовлетворенность преподавателя в условиях онлайн-обучения по дисциплинам гуманитарного цикла // В сборнике: Общество. Доверие. Риски. Материалы 3-го Ежегодного международного форума: в 3 книгах. 2021. С. 338-344.

6. Морозова А.Л., Костюкова Т.А., Пушкаре-ва И.А., Морозова Д.М., Развитие языковой медиации обучающихся неязыковых вузов в ходе изучения иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитар-

струмента в преодолении трудностей межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2022. - № 1(842). - С. 62-69. - DOI 10.52070/2500-3488_2022_1 _842_62. - EDN ZLTYEW.

9. Lyugaeva, T.V. Interactive board Miro in hybrid language teaching at non-linguistic universities / T.V. Lyugaeva // Педагогический вестник. -2022. - No 22. - P. 50-53. - EDN OTOZAQ.

10. Кештова О.К., Обловацкая И.Ф., Терехова Ю.З., Коммуникативный подход к изучению английского языка при дистанционном обучении: анализ эффективности данного метода относительно новой формы получения образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 12. С. 60-66.

11. Кештова О.К., Берберова Л.Б., Современные подходы к преподаванию и обучению английскому языку в экономическом вузе в век цифровых технологий // В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы VII Международной научно-практической очно-заочной конференции. 2019. С. 93-98.

EDUARDO'S PLATFORM AS ONE OF THE WAYS TO INTEGRATE INFORMATION TECHNOLOGY INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Godina Ja. Kh., Kalashnikova N.A., Mironova D.A., Korobova E.V.

REU them. G.V. Plekhanov

The most important and actively developing modern trends in education are the massization, globalization and digitalization of education. Information technologies are becoming an integral part of the educational process and, as a result of their application, the form of organizing classes is changing, combining traditional and new digital educational technologies. Integrating such technologies as an additional resource allows you to increase interaction with the audience through interactive programs, increase student motivation and make the learning process more differentiated. On the one hand, online educational platforms are able to form self-control skills in the process of building network interactions online among students. And on the other hand, within the framework of the work program, which implies certain requirements for mastering the academic discipline, the educational platform should help the teacher to form the appropriate competencies in the student. It is also important to differentiate between online platforms and e-mail communication, for example.

Keywords: information technologies, educational environment, electronic educational materials, digitalization.

References

1. Filimonova E. Yu., Modern approaches to studying the linguistic concept of hostility // Topical issues of foreign language professional training: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes, Moscow, April 08-18, 2019. - Moscow: Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, 2019. - P. 151-158.

Umarova S.I., The effectiveness of the environmental approach in teaching foreign languages // Innovative technologies in educational activities: Proceedings of the XXIV International Scientific and Methodological Conference: Nizhny Novgorod, March 02, 2022. - Nizhny Novgorod State Technical University. R. E. Alekseeva (Nizhny Novgorod) - with. 313-316. Blagonravova M.A., Muratova O.A., Trostina K.V. Electronic workshop for a new model of distance learning: Plekhanov Scientific Bulletin. 2017. No. 1 (11). pp. 29-34.

ные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 58-72.

7. Морозова А.Л., Костюкова Т.А., Педагогическая система языкового образования в условиях неязыкового вуза, Язык и культура. 2019.

« № 48. С. 315-331.

8. К. Б. Пригожина, О.А. Муратова, Использование современных онлайн-ресурсов как ин-

4. Gavrilova E.A., Trostina K.V., Integration of mobile devices into a virtual environment for teaching foreign languages // In the collection: Increasing the individual rating and competitiveness of foreign language teachers in modern conditions, a collection of materials from the XVIII School of Advanced Training for Foreign Language Teachers of Universities economic profile. 2017. S. 34-42.

5. Gavrilova E.A., Trostina K.V., Satisfaction of the teacher in the conditions of online learning in the disciplines of the humanities cycle // In the collection: Society. The trust. Risks. Materials of the 3rd Annual International Forum: in 3 books. 2021, pp. 338344.

6. Morozova A.L., Kostyukova T.A., Pushkareva I.A., Morozo-va D.M. Development of language mediation of students of non-linguistic universities in the course of learning a foreign language // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2021. V. 26. No. 193. S. 58-72.

7. Morozova A.L., Kostyukova T.A., Pedagogical system of language education in a non-linguistic university, Language and culture. 2019. No. 48. S. 315-331.

8. K. B. Prigozhina, O.A. Muratova, The use of modern online resources as a tool in overcoming the difficulties of intercultural interaction // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. - 2022. - No. 1 (842). -S. 62-69. - DOI 10.52070/2500-3488_2022_1_842_62. - EDN ZLTYEW.

9. Lyugaeva, T.V. Interactive board Miro in hybrid language teaching at non-linguistic universities / T.V. Lyugaeva // Pedagogical Bulletin. - 2022. - No. 22. - P. 50-53. - EDN OTOZAQ.

10. Keshtova O.K., Oblovatskaya I.F., Terekhova Yu.Z., Communicative approach to learning English in distance learning: analysis of the effectiveness of this method in relation to a new form of education // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2021. No. 12. S. 60-66.

11. Keshtova O.K., Berberova L.B., Modern approaches to teaching and learning English in an economic university in the age of digital technologies // In the collection: Humanitarian education in an economic university. Materials of the VII International scientific-practical internal-correspondence conference. 2019. S. 93-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.