Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМАТА ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМАТА ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДЕНТОВ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна

Состояние современного образовательного пространства характеризуется использованием электронных образовательных платформ в обучении, что приобрело особенно важное значение в период вынужденной изоляции, вызванной пандемией. Переход от традиционной формы обучения к онлайн-обучению выявил как положительные возможности цифрового формата, так и ряд ограничений. Возникшие проблемы, такие как отсутствие естественного эмоционального контакта с преподавателем во время занятий, потеря мотивации, увеличение объема самостоятельной работы потребовали поиска их решений, разработки новых моделей организации образовательного процесса, использование профессионально-ориентированных учебных материалов, стимулирующих развитие навыков поиска релевантной информации на иностранном языке, познавательных способностей и осознанного непосредственного интереса к изучаемому предмету. Авторы предпринимают попытку проанализировать свой опыт работы с цифровыми платформами Moodle и Webinar, оценить их плюсы и минусы, уделяя особое внимание особенностям взаимодействия преподавателя и студентов в онлайн-среде обучения при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHER-STUDENT INTERACTION IN ONLINE LEARNING ENVIRONMENT

The state of the modern educational space is characterized by the use of electronic educational platforms in teaching, which has become especially important during the period of forced isolation caused by the pandemic. The transition from the traditional form of education to online learning has revealed both opportunities and limitations of the digital format. The problems that have arisen, such as the lack of natural emotional contact with the teacher during classes, loss of motivation, an increase in the volume of independent work, required finding their solutions, the development of new models of the organization of the educational process, the use of professionally-oriented educational materials that stimulate the development of skills to search for relevant information in a foreign language, cognitive abilities and conscious direct interest in the subject being studied. The authors attempt to analyze their experience with the digital platforms Moodle and Webinar, evaluate their pros and cons, paying special attention to the peculiarities of teacher-student interaction in the online learning environment when teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМАТА ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Специфика взаимодействия преподавателя и студентов в условиях формата онлайн обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Гулая Татьяна Михайловна,

старший преподаватель; кафедра иностранных языков № 2, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: tg87rs@rambler.ru

Романова Светлана Анатольевна,

кандидат социологических наук, доцент; кафедра иностранных языков № 2, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: sromanova1@mail.ru

Состояние современного образовательного пространства характеризуется использованием электронных образовательных платформ в обучении, что приобрело особенно важное значение в период вынужденной изоляции, вызванной пандемией. Переход от традиционной формы обучения к онлайн-обучению выявил как положительные возможности цифрового формата, так и ряд ограничений. Возникшие проблемы, такие как отсутствие естественного эмоционального контакта с преподавателем во время занятий, потеря мотивации, увеличение объема самостоятельной работы потребовали поиска их решений, разработки новых моделей организации образовательного процесса, использование профессионально-ориентированных учебных материалов, стимулирующих развитие навыков поиска релевантной информации на иностранном языке, познавательных способностей и осознанного непосредственного интереса к изучаемому предмету. Авторы предпринимают попытку проанализировать свой опыт работы с цифровыми платформами Moodle и Webinar, оценить их плюсы и минусы, уделяя особое внимание особенностям взаимодействия преподавателя и студентов в онлайн-среде обучения при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.

Ключевые слова: взаимодействие преподавателя студентов, дистанционные образовательные технологии, мотивация, самостоятельная работа студентов, иностранные языки, неязыковой вуз.

о

U

см

см

см

со

Z

42

Введенные в период пандемии ограничительные меры изоляции не могли не повлиять на сферу отечественного образования, в частности высшего, обусловив его практически массовый переход в формат онлайн обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). «Экстремальное» изменение формата обучения потребовало максимально активизировать использование в образовательном процессе электронно-цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов, существующих онлайн-курсов по дисциплинам учебных планов различных направлений, профилей и уровней подготовки, то есть организовать образовательный процесс, создав для студентов и преподавателей удобную, комфортную, а, главное, результативную электронно-цифровую образовательную среду. Окончательный переход к новому формату обучения был утвержден Министерством науки и высшего образования РФ в приказе № 648 от 8 мая 2020, один из пунктов которого гласил: «обеспечить реализацию образовательных программ, в том числе прохождение обучающимися промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1].

В настоящее время уже можно сказать, что, в целом, система российского высшего образования справилась с оперативной мобилизацией и перестройкой деятельности вузов в формате удаленного обучения. Накопленный за это время опыт дает возможность проанализировать возникшие проблемы, найти пути их решения, разработать новые комбинированные модели организации образовательного процесса, сочетающие традиционный формат взаимодействия студентов и преподавателей с использованием электронно-цифровых ресурсов образовательного процесса и практик образовательной деятельности на основе электронно-цифровых технологий. В данной статье авторы попытаются проанализировать свой личный опыт взаимодействия со студентами в период перехода на дистанционный формат обучения.

Благодаря политике повышения квалификации ППС, проводимой РЭУ им. Г.В. Плеханова, направленной не только на усовершенствование профессионального педагогического мастерства, но и овладение информационно-коммуникационными, цифровыми технологиями в преподавании профиль-

ных дисциплин и их внедрение в образовательные программы, обучение цифровым компетенциям, востребованным в условиях цифровой экономики в нецифровых областях реального сектора экономической деятельности, преподаватели университета перешли на формат онлайн обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и адаптировались к нему достаточно легко.

Следует отметить, что в российских вузах в качестве обучающей цифровой среды широкое распространение получила Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle благодаря доступности в любой точке России, где имеется подключение к Интернету, установке на любом типе компьютера и мобильном устройстве, простоте в использовании, не требующей специальной профессиональной подготовки в области 1Т. Moodle предоставляет участникам учебного процесса в синхронном и асинхронном режиме возможности:

• преподавателям - выкладывать файлы с заданиями для студентов, лекции, презентации учебного материала; с помощью тестирования проверять знания студентов.

• студентам - размещать файлы или тексты с выполненными заданиями.

• преподавателям и студентам - взаимодействовать друг с другом с помощью чата и форума. Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда:

• позволяет эффективно осуществлять обучение дистанционно как в заочной, так и очной форме, так как элементы электронного обучения включены в РПД изучаемых дисциплин, например, выполнение тестов и практических заданий.

• обеспечивает индивидуальный подход к обучению, например, подбор заданий преподавателем с учетом индивидуальной подготовки студента и его способностей.

• мотивирует студента работать самостоятельно.

• в условиях пандемии или иных форс-мажорных обстоятельствах обеспечивает переход на дистанционное обучение.

Несмотря на то, что ни у преподавателей, ни у студентов университета не возникало технических проблем при использовании Moodle, онлайн формат обучения выявил специфические особенности взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Хотя студенты как минимум половину суток добровольно проводят в виртуальной реальности, они отмечают, что отсутствие естественного эмоционального контакта с преподавателем во время занятий, необходимость выполнения объемных заданий, нахождение в ограниченном жизненном пространстве на протяжении нескольких часов (что особенно неудобно для студентов, проживающих в общежитии) приводит к быстрой утомляемости, ухудшению усвояемости учебного материала, потери мотивации к изучению предмета (в нашем случае -«Иностранный язык»).

Таким образом, перед преподавателем возникает проблема повышения мотивации студентов, выстраивания такого взаимодействия с учебной группой, которое способствовало бы активизации эффективной и продуктивной работы обучаемых, создания комфортного психологического климата в группе. Ограниченные возможности платформы Moodle не позволяют преподавателю достичь желаемого уровня мотивации студентов, пробудить и сохранить интерес к занятиям. В данной ситуации повышается роль самостоятельной работы студента, увеличивается ее объем и значение.

При онлайн-формате обучения самостоятельная работа становится средством формирования личности будущего специалиста. Преподаватель, контролируя самостоятельную работу студента, консультирует, направляет и мотивирует студента [2, с. 339]. Подбор интересных заданий, тем, проектов, требующих поиска новой информации, использования разнообразных Интернет-ресурсов развивает критическое мышление обучаемых, учит анализировать, обобщать, систематизировать, формулировать проблему, делать выводы, предлагать пути решения поставленных задач, достигать поставленные цели, формирует навыки, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности и повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Для повышения мотивации студентов и заинтересованности в выполнении самостоятельной работы преподаватель должен учитывать два вида интереса, которые выделяют психологи: непосредственный (требования к знаниям и умениям, которые соответствуют квалификационным характеристикам будущей специальности, необходимы для построения успешной карьеры и могут сформироваться в процессе изучения дисциплины) и опосредованный (краткосрочный, ориентированный на получение хорошей оценки на экзамене/зачете) [3, с. 567]. Взаимоотношения между преподавателем и студентом особенно важны при формировании первого вида интереса: студент должен доверять преподавателю, видеть в нем доброжелательного наставника, помогающего студенту достичь успеха.

Самостоятельная работа студента имеет большое значение при использовании платформы Moodle в условиях формата онлайн обучения, но не решает все существующие проблемы. Доступная студентам нашего университета платформа Moodle имеет ограниченное количество модулей, то есть функций, недостаточных для эффективного изучения дисциплины «Иностранный язык» студентами с высоким уровнем владения иностранным языком. Moodle не предоставляет возможности формировать и практиковать все виды речевой деятельности (отсутствует репродуктивный слушание и продуктивный говорение). В дополнение к платформе Moodle университет начал использовать новую образовательную платформу Webinar.

Опираясь на опыт работы преподавателей иностранных языков РЭУ им. Г.В. Плеханова следует

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

отметить, что платформа Webinar предоставляет возможности организации семинаров, консультаций, приема экзаменов/зачетов, осуществления контроля за учащимися на зачетах/экзаменах. Кроме того, демонстрация презентаций докладов с переключением слайдов и одновременным продуцированием устной речи создает иллюзию очного присутствия студента на занятии в аудитории, но при этом не создает психологического дискомфорта - «зажима», стеснения. Работа в парах, группах на платформе Webinar в режиме онлайн также продуктивна. Она стимулирует речевую деятельность, а именно, говорение, что является одной из основных целей в обучении иностранному языку и к тому же вовлекает всех студентов в учебный процесс, повышает их заинтересованность в изучении языка, помогает поддерживать заданный преподавателем темп и ритм занятия. Большим плюсом платформы Webinar является воспроизведение аудио- и видеофайлов, позволяющих организовать аудирование, без которого невозможно полноценное научение восприятию и пониманию на слух иноязычной речи с последующим продуцированием устного высказывания по прослушанному материалу. Итогом работы преподавателя по развитию устной речи на иностранном языке у студентов является организация и проведение тематических круглых столов, видео конференций как внутрифакультетских, так и межвузовских российских и международных/ международным участием с представлением студенческих проектов. Платформа Webinar предоставляет возможность общения в реальном времени не только преподавателю со студентами, но и студентам друг с другом, которого им явно не хватает в условиях формата онлайн-обучения. Студенты с удовольствием участвуют в интерактивных дискуссиях, ролевых играх, проектной деятельности. Среди многочисленных мероприятий, проведенных на платформе Webinar, такие как Всероссийский (с международным участием) студенческий конкурс презентаций на иностранном языке, приуроченный к 115-летнему юбилею университета (студентка головного вуза стала победителем), онлайн конференция «Опыт внедрения эко-инноваций в средствах размещения (на примере федеральных округов РФ)», в которой участвовали студенты специальности «Гостиничное дело» и многие другие.

Взаимодействие преподавателя и студентов поддерживает встроенный чат, который обеспечивает индивидуальную связь студента и преподавателя в режиме вопрос-ответ, не мешая, при этом, ходу рабочего учебного процесса и не отвлекая других студентов от работы на занятии.

Говоря о несомненных плюсах использования платформы Webinar, необходимо перечислить 5 и очевидные минусы. Взаимодействие препода-§ вателя и студента осложняется тем, что некото-й рые безответственные учащиеся отказываются ° включать веб камеру, поэтому невозможно по-ав нять - присутствуют ли они на занятии или нахо-

дятся на рабочем месте, едут в транспорте, занимаются в спортзале или сидят за столиком в кафе. Часто студенты прибегают к другой хитрости: регистрируются в начале семинара, затем выключают камеру и микрофон, не реагируют на заданные преподавателем вопросы, не принимают участие в групповой работе, то есть, по существу, выключены из учебного процесса, но при этом, такие студенты требуют поставить им баллы за посещение и активную работу на практическом занятии в электронную балльно-рейтинговую ведомость (БРВ). Согласно Положению о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», такие «проделки» «предприимчивых» студентов положительно не оцениваются. Еще одним негативным моментом, затрудняющим взаимодействие преподавателя и студента, является так называемые «технические проблемы», из-за которых студент «не может» принимать практическое участие в занятии, обосновывая это медленным интернетом, плохим соединением или отсутствием необходимой гарнитуры, такой как микрофон или веб камера, но в чате при этом пишет «я присутствую». В большинстве случаев это отговорка, уловка нерадивого студента - «весомый», с точки зрения студента, аргумент, формальный повод не участвовать в учебном процессе, но при этом получить баллы.

Введение формата онлайн обучения в период пандемии дало возможность безопасного для здоровья преподавателей и студентов продолжения образовательного процесса, но создало предпосылки для возникновения целого ряда проблем, связанных со взаимодействием «преподаватель-студент». Основными являются отсутствие мотивации у учащихся, потеря интереса к изучаемой дисциплине, ухудшение взаимопонимания, обусловленное ограниченным общением с преподавателями и друг с другом. Формат онлайн обучения увеличил объем самостоятельной работы студентов, выполнение которой потребовало больших временных затрат, дополнительных усилий со стороны студентов, а подбор заданий, контроль за выполнением и проверка привели к увеличению рабочей нагрузки преподавателей. Добавление новых функций, таких как организация взаимодействия в виртуальной среде на используемой образовательной цифровой платформе, создание комфортной психологической обстановки на занятиях, осуществление обратной связи не только изменили роль преподавателя, но и усложнили его работу, потребовав временных и эмоциональных затрат.

Взаимодействие преподавателя и студентов играет решающую роль в любом учебно-методическом процессе. Цифровые технологии, актуализация учебных программ требует постоянного поиска новых методов и приемов, которые могли бы повысить эффективность образовательно процесса, одним из основополагающих элементов которого является личность преподавателя.

Именно преподаватель, активно взаимодействуя с обучаемыми, творчески подходя к выбору организационных форм занятия, используя традиционные и инновационные методы и техники превращает онлайн обучение в увлекательный и продуктивный, с точки зрения педагогики и методики, процесс.

Литература

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 8 мая 2020 г. № 648 «О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой корона-вирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://min-obrnauki.gov.ru/ru/ documents/card/?id_4=1215 &cat=/documents/docs/

2. Оберемко Т.В. Как отразился вынужденный дистант на системе преподавания иностранного языка в неязыковых вузах// Образование и право. М.: Юркомпани, 2021. -№ 3. -С. 339.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -СПб: Издательство «Питер», 2000-712 с.: ил. -С. 567.

FEATURES OF TEACHER-STUDENT INTERACTION IN ONLINE LEARNING ENVIRONMENT

Gulaya T.M., Romanova S.A.

Plekhanov Russian University of Economics

The state of the modern educational space is characterized by the use of electronic educational platforms in teaching, which has become especially important during the period of forced isolation caused by the pandemic. The transition from the traditional form of education to online learning has revealed both opportunities and limitations of the digital format. The problems that have arisen, such as the lack of natural emotional contact with the teacher during classes, loss of motivation, an increase in the volume of independent work, required finding their solutions, the development of new models of the organization of the educational process, the use of professionally-oriented educational materials that stimulate the development of skills to search for relevant information in a foreign language, cognitive abilities and conscious direct interest in the subject being studied. The authors attempt to analyze their experience with the digital platforms Moodle and Webinar, evaluate their pros and cons, paying special attention to the peculiarities of teacher-student interaction in the online learning environment when teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Keywords: teacher-student interaction, distance learning technologies, motivation, independent work of students, foreign languages, non-linguistic university.

References

1. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated May 8, 2020 No. 648 "On the activities of organizations subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection (COV-ID-19) on the territory of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: https://minobrnauki.gov.ru/ru/docu-ments/card/?id_4=1215 &cat=/documents/docs/

2. Oberemko T.V. How did forced distance affect the system of teaching a foreign language in non-linguistic universities// Education and Law. M.: Yurkompani, 2021. -№ 3. -S. 339.

3. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology - St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2000-712 p.: ill. - P. 567.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.