Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / УНИВЕРСИТЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ САЙТЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузина Юлия Николаевна, Бернацкая Марина Владимировна

Авторы рассматривают специфику и возможности применения информационных технологий при обучении иностранным языкам в неязыковых вузах России, особенно в условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в Российской Федерации в РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва) в 2018-2021 гг. (Бакалавриат и магистратура). Целью исследования является анализ практики электронного обучения иностранным языкам. В ходе работы авторы дают оценку следующим компонентам современного обучения - образовательным платформам (MS Teams, Google class, Edmodo Moodle), позволяющим проведение занятий посредством онлайн-конференций (Zoom, MS Teams, Google); использование образовательных сайтов и приложений, а также сайтов (с дублирующимися приложениями) для оценивания и создания тестов и раздаточных материалов, которые позволяют преподавателям подготовиться к урокам, а учащимся - повысить уровень владения языком. Авторы представляют опыт РЭУ имени Г.В. Плеханова, где сотрудники кафедры иностранных языков №1 на постоянной основе преподают ряд дисциплин на своих платформах с использованием педагогических и информационных технологий. В статье кратко обсуждается специфика применения методики проекта с помощью указанных технологий и даются примеры из образовательной практики РЭУ имени Г.В. Плеханова, например, конференции «Метапрофессиональные компетенции как межкультурное измерение иноязычной профессиональной коммуникации экономиста» совместно с Университетами Германии, «Неделя молодежной науки», телеконференции, конкурсы и другие онлайн-видеопроекты, которые, несомненно, способствуют развитие учебной мотивации студентов при изучении английского языка. Пилотное исследование показало, что содержание образования и методы обучения оказались наиболее гибкими компонентами разработанной модели, которые довольно легко трансформировались в любой тип обучения (стандартное, смешанное, гибридное и/или дистанционное). Анализ используемых методов преподавания языка (дебаты, тематические исследования и т.д.) подтвердил их соответствие требованиям действующего стандарта. Доказано, что использование информационных технологий соответствует требованиям стандарта высшего образования и направлено на достижение заявленных результатов обучения по предмету «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бузина Юлия Николаевна, Бернацкая Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING FOREIGN LANGUAGE EDUCATION IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The authors consider the specifics and possibilities of using information technologies in teaching foreign languages in non-linguistic universities in Russia, especially in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection (Covid-19) in the Russian Federation at Plekhanov Russian University of Economics (Moscow) in 2019-2021 (Bachelor's and Master's degrees). The purpose of the study is to analyze the practice of e-learning foreign languages. In the course of the work, the authors evaluate the following components of modern learning - educational platforms (MS Teams, Google class, Edmodo Moodle), which allow classes to be conducted through online conferences (Zoom, MS Teams, Google); the use of educational sites and applications, as well as sites (with duplicate applications) for evaluating and creating tests and handouts that allow teachers to prepare for lessons, and students to improve their language proficiency. The authors present the experience of the PRUE named after G.V. Plekhanov, where the staff of the Department of Foreign Languages No. 1 on a permanent basis teach a number of disciplines on their platforms using pedagogical and information technologies. The article briefly discusses the specifics of applying the project methodology using these technologies and provides examples from the educational practice of Plekhanov Russian University of Economics, for example, conferences "Metaprofessional competencies as an intercultural dimension of foreign-language professional communication of an economist" together with German Universities, "Youth Science Week", teleconferences, contests and other online video projects that undoubtedly contribute to the development of students' educational motivation when learning English. It is proved that the use of information technologies meets the requirements of the higher education standard and is aimed at achieving the stated learning results in the subject "Foreign language".

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Бузина Юлия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); старший преподаватель Бернацкая Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Аннотация. Авторы рассматривают специфику и возможности применения информационных технологий при обучении иностранным языкам в неязыковых вузах России, особенно в условиях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в Российской Федерации в РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва) в 2018-2021 гг. (Бакалавриат и магистратура). Целью исследования является анализ практики электронного обучения иностранным языкам. В ходе работы авторы дают оценку следующим компонентам современного обучения - образовательным платформам (MS Teams, Google class, Edmodo Moodle), позволяющим проведение занятий посредством онлайн-конференций (Zoom, MS Teams, Google); использование образовательных сайтов и приложений, а также сайтов (с дублирующимися приложениями) для оценивания и создания тестов и раздаточных материалов, которые позволяют преподавателям подготовиться к урокам, а учащимся - повысить уровень владения языком. Авторы представляют опыт РЭУ имени Г.В. Плеханова, где сотрудники кафедры иностранных языков №1 на постоянной основе преподают ряд дисциплин на своих платформах с использованием педагогических и информационных технологий. В статье кратко обсуждается специфика применения методики проекта с помощью указанных технологий и даются примеры из образовательной практики РЭУ имени Г.В. Плеханова, например, конференции «Метапрофессиональные компетенции как межкультурное измерение иноязычной профессиональной коммуникации экономиста» совместно с Университетами Германии, «Неделя молодежной науки», телеконференции, конкурсы и другие онлайн-видеопроекты, которые, несомненно, способствуют развитие учебной мотивации студентов при изучении английского языка. Пилотное исследование показало, что содержание образования и методы обучения оказались наиболее гибкими компонентами разработанной модели, которые довольно легко трансформировались в любой тип обучения (стандартное, смешанное, гибридное и/или дистанционное). Анализ используемых методов преподавания языка (дебаты, тематические исследования и т.д.) подтвердил их соответствие требованиям действующего стандарта. Доказано, что использование информационных технологий соответствует требованиям стандарта высшего образования и направлено на достижение заявленных результатов обучения по предмету «Иностранный язык».

Ключевые слова: электронное обучение иностранным языкам, университет, информационные технологии, образовательные платформы, онлайн-конференции, образовательные сайты и приложения для бесплатного изучения языка, иностранный язык.

An^taUm. The authors consider the specifics and possibilities of using information technologies in teaching foreign languages in non-linguistic universities in Russia, especially in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection (Covid-19) in the Russian Federation at Plekhanov Russian University of Economics (Moscow) in 2019-2021 (Bachelor's and Master's degrees). The purpose of the study is to analyze the practice of e-learning foreign languages. In the course of the work, the authors evaluate the following components of modern learning - educational platforms (MS Teams, Google class, Edmodo Moodle), which allow classes to be conducted through online conferences (Zoom, MS Teams, Google); the use of educational sites and applications, as well as sites (with duplicate applications) for evaluating and creating tests and handouts that allow teachers to prepare for lessons, and students to improve their language proficiency. The authors present the experience of the PRUE named after G.V. Plekhanov, where the staff of the Department of Foreign Languages No. 1 on a permanent basis teach a number of disciplines on their platforms using pedagogical and information technologies. The article briefly discusses the specifics of applying the project methodology using these technologies and provides examples from the educational practice of Plekhanov Russian University of Economics, for example, conferences "Metaprofessional competencies as an intercultural dimension of foreign-language professional communication of an economist" together with German Universities, "Youth Science Week", teleconferences, contests and other online video projects that undoubtedly contribute to the development of students' educational motivation when learning English. It is proved that the use of information technologies meets the requirements of the higher education standard and is aimed at achieving the stated learning results in the subject "Foreign language".

Key words: e-learning of foreign languages, university, information technology, educational platforms, online conferences, educational websites and applications for free language learning, foreign language.

Введение. Сегодня создание информационно-образовательной среды является предпосылкой для успешной реализации действующего Федерального государственного стандарта высшего образования и требований для аккредитации образовательной организации. Следует отметить, что ряд российских ученых и исследователей уделяют особое внимание этой проблеме в своих работах [3, 10].

Данное исследование рассматривается как возможность найти основные научные подходы к решению проблемы совершенствования языковой подготовки, на основе результатов теоретического анализа и экспериментального исследования выявить пути дальнейшего решения этого вопроса в высшем профессиональном образовании.

Литературный обзор показывает, что особую трудность сегодня представляет проблема интеграции теории и практики в процессе онлайн образования, которая в доковидном процессе обучения не рассматривалась так остро [4, 5].

К сожалению, количество научно-педагогических исследований и работ по использованию информационных технологий при реализации иноязычного образования в неязыковых вузах пока недостаточно. Это обуславливает необходимость внедрения и использования информационных технологий в образовательный процесс вуза, в частности, в сфере иноязычного образования.

Целью исследования является изучение современных и актуальных тенденций и возможностей применения информационных технологий в реализации иноязычного образования в условиях неязыковых вузов России на примере практики электронного обучения иностранным языкам по Приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования» Российской Федерации по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» в РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время педагогическими исследователями и учеными накоплен определенный опыт использования информационных и коммуникационных технологий и ресурсов Интернета при обучении неродным языкам, что подтверждает научную значимость предлагаемого исследования.

Теоретическая и методологическая основы предлагаемого исследования сформированы в работах Л.А. Сысоевой, О.М. Краснорядцевой и др., рассматривавших вопросы теории и практики использования информационных технологий в современном образовании [8, 14]. О.М. Краснорядцева изучала цифровые проблемы образовательного взаимодействия. Сысоева Л.А. построила архитектурный макет электронной информационно-образовательной среды вуза с учетом требований ФГОС. В то время как Т.А. Прищепа рассматривала контекстное обучение для развития рабочих мест в информационно-образовательной среде [12].

Эти авторы справедливо подняли проблему важности современного дистанционного электронного обучения и информационной безопасности участвующих в исследовании студентов. Собственно методические особенности построения средств обучения с использованием компонентов учебного материала в электронном виде были изучены Е.С. Полат, Э. Пьянзина, М.А. Мамед, посвятивших свои работы более детальному изучению этих проблем дистанционного обучения и компетентности преподавателей в этой области [9, 11, 13]. Также существует проблема дизайнерского взаимодействия моделей дистанционного обучения и электронных учебников. Регулярное применение информационных технологий в иноязычном обучении требует внедрения различных программных комплексов. Таким образом, российских ученых волнуют не только перспективы развития дистанционного обучения в целом, но и ряд методических аспектов его реализации, в т.ч. создание адекватных электронных учебников и курсов, средства оценочных инструментов и т.д., что было учтено при организации данного исследования.

Авторы исследования также опирались на практический опыт зарубежных ученых по данной проблеме. Более предметно-ориентированное исследование возможностей личностно-ориентированного подхода в использовании информационных технологий в образовании раскрывается в работах М.А. Серхани, Н. Руибаха, К. Тархини, Фарфана, Н. АльКирима, Дж. М., А. Галлермо и др. [2, 6]. Также большой интерес вызывают мнения иностранных коллег по вопросам использования информационных технологий при работе с аудиторией, в т.ч. специфика и перспективы использования образовательных платформ и сайтов, а также способы оценки знаний студентов с помощью ИТ.

Материалом исследования послужили образовательные сайты, образовательные площадки ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова, бесплатные приложения (Google classroom и др.) и платформы (Moodle, MS Teams, Edmodo.com и др.) для реализации дистанционного обучения иностранным языкам.

В настоящее время актуальным является изучение иностранного языка с использованием информационных технологий. Освоение иностранного языка как средства межнационального общения студентов неязыковых вузов, как справедливо считают разработчики ФГОС, будет способствовать их профессиональному и личностному развитию не только в процессе обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, но и в последующей профессиональной деятельности. Однако практика показывает, что это не в полной мере реализовано в сегодняшнем процессе языковой подготовки студентов неязыковых вузов/факультетов. Использование информационных технологий направлено на восполнение этого пробела.

Исследование потребовало применения ряда методов, в частности: комплексного анализа зарезервированных данных для доказательства эффективности применения информационных технологий, анализа теоретических источников по проблеме и многофакторного анализа, исследования с последующим обобщением данных. На фактическом педагогическом опыте показана актуальность и современное состояние проблемы применения информационных технологий в процессе обучения иностранному языку; Анализ учебных и рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык» направления подготовки: 38.03.01 Экономика, 45.03.02 Лингвистика, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью помогли узнать способы эффективного применения технологий.

Авторами использовались методы статистического анализа при организации пилотного исследования, в котором в период 2019-2021 гг., приняли участие 20 преподавателей и 150 студентов 1-3 курсов Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Россия). Студенты были разделены на две группы: контрольную (те, чье обучение проходило по обычным программам, и они не участвовали в пилотном исследовании) и пилотные (те, чье обучение предполагало применение информационных технологий представленным способом).

При оценке изменения уровня владения языком определяется коэффициент эффективности, фиксируемый как отношение количества правильно выполненных обучающих тестов в пилотных группах к среднему арифметическому тех же заданий в контрольных группах, т. е. количество задач в контрольных группах.

Однако, применяя информационные технологии в обучении иностранным языкам и оценивая полученные результаты, следует учитывать следующие ограничения: временные затраты, количественные и пространственные ограничения, а также другие сроки покрытия образовательных программ. Данное исследование рассматривается как попытка выявить основные научные подходы к решению изучаемой проблемы и на основе результатов теоретического анализа и экспериментальных работ наметить пути к ее дальнейшему решению.

Сегодня преподаватели и ученые уделяют особое внимание широким возможностям использования Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки [7]. Более того, использование методического потенциала информации и материалов, представленных на образовательных сайтах и платформах, позволяет преподавателям достичь цели обучения иностранному языку в вузе, заявленной в Стандарте и программе учебной дисциплины, а именно: коммуникативной компетенции студентов на иностранном языке.

Практическая ценность исследования заключается в разработке, внедрении и апробации научно-методических рекомендаций по электронному обучению иностранным языкам и использованию других информационных технологий, которые включают создание интернет-классов, онлайн-оценку уровня английского языка и т.д., направленных на улучшение языковых навыков. Представленные материалы могут быть использованы преподавателями других вузов на разных этапах изучения иностранного языка, в том числе профильных факультетов, по направлениям: лингвист, переводчик, преподаватель иностранного языка, филолог, а также на курсах повышения квалификации преподавателей школы и преподавателей университетов.

Учебная практика показывает, что сегодня, особенно с введением всеобщего временного карантина в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, возможно использование информационных технологий по следующим четырем направлениям (см. Таблицу 1), в том числе дистанционное обучение языку, что способствует развитию способов изучения языка.

Таблица 1

Информационные технологии в обучении иностранным языкам

Информационные технологии в обучении иностранным языкам. Направления реализации

1 .Образовательные платформы. 2. Онлайн-конференции. 3. Образовательные сайты и приложения для бесплатного изучения языка Познающий. 4. Сайты (с дублирующимися приложениями) для создания тестов; оценка результатов.

Целью электронного ресурса является достижение результатов обучения в соответствии со Стандартом и программой = развитие коммуникативных компетенций на иностранном языке. Особенности реализации учебного процесса

1. Электронное обучение в автономном режиме: организация самостоятельной работы, дистанционные занятия. 2. Живое языковое общение со студентами (фронтальная и групповая/парная работа), организация дискуссий. 3. Организация самостоятельной работы, поиск дополнительного материала по изучаемой теме. 4. Оценка с возможностью просмотра и анализа результатов (обратная связь).

Результат: Достижение цели обучения в соответствии со Стандартом и программой дисциплины "Иностранный язык"

Далее представляется логичным детальное изучение существующей практики и опыта применения информационных технологий в языковом образовании в рамках пилотного исследования в РЭУ им. Г.В. Плеханова. Далее возможно более подробно рассмотреть заявленные в Таблице 1 направления применения информационных технологий:

1. Образовательные платформы Moodle, Edmodo, MS Teams, Google classroom и т.д. позволяют преподавателям создавать и проводить удаленные уроки в автономном режиме электронного обучения. РЭУ им. Г.В. Плеханова на своих площадках проводит ряд курсов, в том числе на постоянной основе и во время COVID-19.

2. В этом ключе важно отметить сегодняшний опыт преподавания Российского экономического университета имени Плеханова, где кафедра иностранного языка №1 на своих интернет-площадках не только вовремя COVID-19, но и на постоянной основе проводит обучение по ряду дисциплин. В 2019 году внедрена экспериментальная образовательная платформа с использованием педагогических и информационных технологий (ссылка https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/inyaz1kaf/Pages/studymaterials.aspx доступ по приглашению). Коллектив кафедры предложил к использованию конструктивные решения, которые были обеспечены с применением существующих открытых (непатентных) стандартов интерфейсов, форматов и протоколов обмена информацией с целью обеспечения мобильности, взаимодействия, стабильности, эффективности и простоты использования. Целью исследования, проводимого кафедрой иностранного языка №1, является улучшение языковой подготовки студентов посредством электронного обучения в рамках рабочей программы и действующих стандартов. В электронном классе приняли участие студенты первого (60 человек) и второго (50 человек) курсов финансового факультета РЭУ им. Г.В. Плеханова, которые обучались в дистанционном режиме на платформе института.

Следует отметить, что организация дистанционного обучения в этом институте включает следующие этапы: выявление готовности студентов, определение набора образовательных программ разного уровня в одной профессиональной сфере; интеграция информации в студенческие группы и организация самостоятельной работы студентов. Педагогический сценарий курса в РЭУ имени Г.В. Плеханова включает теоретическую (видеолекции) и практическую (форум, тесты) части.

3. Для проведения онлайн-уроков и развития навыков общения на иностранном языке у студентов также используются Zoom-конференции, встречи в Google Hangouts.

Онлайн-конференции в первую очередь направлены на улучшение навыков разговорной речи и аудирования. Практика показывает, что большинство студентов (около 75%) активно интересуются подобными онлайн-занятиями, но при этом около 25% студентов испытывают эмоциональные трудности из-за застенчивости. Кроме того, Zoom позволяет размещать участников конференции в сессионных залах, что помогает преподавателям организовывать занятия не только в очной, но и в групповой форме.

4. Переходя к бесплатным веб-сайтам и приложениям электронного обучения иностранным языкам, нужно признать, что они помогают улучшить уровень английского языка учащихся, поскольку они богаты учебными и раздаточными материалами для преподавательского состава при подготовке к занятиям и для самостоятельного обучения.

Многие образовательные сайты предоставляют бесплатную возможность загружать, оценивать и обсуждать материалы для обучения. Кроме того, ряд сайтов и приложений включают живое и удаленное общение с носителями языка, что создает естественную языковую среду и улучшает языковые навыки.

Также преподаватели могут предварительно выбрать несколько бесплатных аутентичных материалов для работы по изучаемой теме следующим образом: загрузить аудиозапись и разработать или использовать различные задания, доступные на сайте, для прослушивания; организовать устное обсуждение проблемы с использованием аутентичных материалов (обсуждение, беседа и т. д.); проводить лингвистический анализ сообщений, высказываний носителей языка, содержащих фразы, лингвистическую и культурологическую риторику.

Возможно согласиться с мнением Тер-Минасовой С.Г., что информацию, представленную на этих сайтах, можно адаптировать к различным инновационным методам обучения, например, кейс-метод, проект и др. Особо хотелось бы выделить проектный метод и возможности его применения при обучении иностранному языку с помощью информационных технологий в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Эта проблема подробно изучалась такими профессорами, как Е.С. Полат, Т.А. Прищепа, Э. Коллингс и др. Однако в силу объективных обстоятельств (в том числе временных изменений и COVID-19), они не рассматривали возможность использования информационных технологий при применении проектного метода в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки.

В настоящее время проектная деятельность студентов является обязательной составляющей образовательного процесса в условиях реализации Федерального стандарта высшего образования, именно поэтому можно отметить, что использование изученных технологий в процессе электронного преподавания предмета "Иностранный язык" позволяет выделить следующие типы проектов:

- по доминирующему виду деятельности это могут быть исследования, творческие проекты (отражающие основные аспекты, изучаемые на уроках), информационные проекты (например, анализ литературы по проблеме и проведение презентаций в Power Point), прикладные проекты и т.д. Так, в 202l году кафедра иностранных языков №1 РЭУ успешно организовала Международное мероприятие "Digital Ethics and Digital Literacy in Higher Education", в котором приняли участие 37 студентов 3 курса, ФМЕ, и студенты Ереванского ГЛАДЗОР университета. (ссылка на мероприятие: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/inyaz1kaf/Pages/courses.aspx);

- монопроекты и межпроекты различаются по тематическому содержанию. Межпредметные проекты имеют большую образовательную ценность, поскольку направлены на решение множества различных учебных задач, способствующих развитию учебной мотивации;

- по количеству участников (организаторов) проекта. Есть индивидуальные, парные и групповые проекты. Такие проекты очень ценны, потому что они учат студентов общаться, вести переговоры и преодолевать трудности. Более того, в случае возникновения противоречий между участниками проекта у студентов есть прекрасная возможность улучшить свои навыки медиации на иностранном языке.

Таким образом, накопленный педагогический опыт убедительно доказывает, что проектная деятельность, осуществляемая средствами электронного обучения, оказывается оптимальной средой для достижения результатов по предмету, указанному в федеральном стандарте.

4. Оценка с возможностью получения обратной связи. Сайты (с приложениями) для создания тестов, например: Google forms, и т. д. играют важную роль в электронном оценивании и оценке текущего уровня иностранного языка. Мы признаем, что использование ИТ как части инструментов оценки является важным и актуальным аспектом внедрения образовательных стандартов. РЭУ им. Г.В. Плеханова регулярно проводит текущие и промежуточные аттестации с использованием информационных технологий, когда рейтинговые тесты в рамках кредита или экзамена проводятся в режиме онлайн (см. Ссылку: https://study.rea.ru/mod/scorm/player.php доступ по паролю).

Выводы. В связи с выше сказанным, использование информации, представленной на Интернет-ресурсах, позволяет преподавателям не только повышать уровень владения иностранным языком, коммуникативной компетенцией учащихся, но и развивать их мотивацию к изучению иностранного языка. Наконец, материалы, представленные на веб-сайтах, могут быть выбраны в соответствии с направлением обучения и адаптированы к различным инновационным методам обучения и текущим потребностям учащихся.

Однако электронное обучение не лишено недостатков, а именно... Как показала педагогическая практика и опыт, преподаватели и студенты могут столкнуться со следующими проблемами: наличие ряда технических проблем как с технологией, так и с доступом в Интернет; возникают определенные сложности и недопонимания с правилами / спецификой использования информационных технологий, когда не все участники образовательного процесса имеют достаточный опыт использования образовательных сайтов, проведения и организации онлайн-конференций, оффлайн-пар при выполнении заданий и т. д. [1].

В настоящее время информационные технологии активно внедряются в учебный процесс современных вузов, а также в обучение иностранным языкам. Практика РЭУ имени Г.В. Плеханова доказывает, что сегодня, особенно в период пандемии, можно использовать следующие информационные технологии при обучении: образовательные платформы, которые позволяют организовывать электронные курсы в режиме офлайн; практические занятия в реальном режиме посредством онлайн конференций; бесплатные образовательные сайты и приложения, где учителя могут создавать тесты, раздаточные материалы и использовать их в процессе обучения и оценки знаний.

Использование информационных технологий, несомненно, вызывает живой отклик у студентов и повышает их мотивацию к обучению. Использование информационных технологий может также помочь улучшить языковые навыки учащихся. Однако при вынужденном 100% переходе на дистанционное обучение из-за упомянутой выше пандемии все студенты выразили желание вернуться к традиционному очному обучению с частичным использованием информационных технологий, что не может не радовать преподавателей. Таким образом, информационные технологии обладают достаточно богатым потенциалом в изучении иностранных языков, и их использование направлено на достижение цели обучения иностранным языкам в целом.

Литература:

1. Аласания, Е.П. Использование кейсового метода и веб-проектов в курсе изучения иностранного языка профессионального общения / Е.П. Аласания // Гуманитарное образование в экономическом вузе Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. Сборник докладов. - Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. - М., 2016. - С. 108-112.

2. Al-Qirim, N. et al. Towards a personality understanding of information technology students and their IT learning in UAE university. - USA: SPRINGER, 2018 - С. 29-42.

3. Баданов, А.Г. Мобильные технологии в образовании. QR коды // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1 (3). - С. 148-153.

4. Бернацкая, М.В., Муратова О.А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Научно-методический электронный журнал Концепт. - № 05. - 2015. -С. 201-205

5. Бузина, Ю.Н., Преподавание иностранных языков в неязыковых вузах / Ю.Н. Бузина. - Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. - М., 2016. - С. 16-20.

6. Guillermo, F. Social Anxiety In The Age Of Social Networks. - 2013. - URL: https://www.researchgate.net/publication/28005447

7. Година, Д.Х., Калашникова Н.А. Виртуальная учебная среда будущих бакалавров-маркетологов, Среднее профессиональное образование. - 2021. - № 1 (305). - С. 66-70.

8. Краснорядцева, О.М., Ваулина Т.А., Щеглова Е.А. Цифровые кочевники: проблемы образовательного взаимодействия. Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: сб. научн. тр. - Томск. - 2017. - С. 157-162.

9. Мамед, М.А. Задачи дистанционного обучения. Программные реализации систем дистанционного обучения. программные реализации систем дистанционного обучения. Инновации в современной науке: сб. научн. тр. - Чехия. Прага. - 2017. - С. 14-19.

10. Муратова, О.А., Бернацкая М.В., Люгаева Т.В., Пригожина К.Б. Онлайн-ресурсы в организации образовательного процесса в неязыковых вузах // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 1. - С. 149-152.

11. Полат, Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации. Информатика и образование. - 4. -2005 - С. 25-33.

12. Прищепа, Т.А. Возможности контекстного обучения для разработки заданий в информационно-образовательных средах. Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - 8(173). - С. 74-78

13. Пьянзина, Е.П. Компетентность преподавателя дистанционного обучения как основа качества системы дистанционного. Россия в мире XXI века: между насилием и диалогом: сб. научн. тр. - Екатеринбург. - 2013. - С. 144-146.

14. Сысоева, Л.А. Модели архитектуры электронной информационно-образовательной среды университета для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Наука. информатизация. Технологии. Образование: сб. научн. тр. - Екатеринбург. - 2019. - С. 247-256.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

магистрант Кузьменко Ирина Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье автором рассматривается актуальная в современных условиях проблема экономического воспитания в сфере начального образования, которое является механизмом экономической социализации индивида -объективного процесса усвоения экономических взглядов, образцов экономического поведения, освоения социальных ролей. Обозначены вопросы формирования жизненной компетенции, которая предполагает умение экономно пользоваться различными ресурсами, как собственными, так и общественными.

Ключевые слова: экономическое воспитание, финансовая грамотность, взаимодействие.

Annotation. In the article, the author considers the problem of economic education in the field of primary education, which is relevant in modern conditions, which is a mechanism of economic socialization of an individual - an objective process of assimilation of economic views, patterns of economic behavior, mastering social roles. The issues of the formation of life competence, which involves the ability to economically use various resources, both own and public, are outlined.

Key words: economic education, financial literacy, interaction.

Введение. Реализация личностно ориентированной модели, заявленной Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования как приоритетной на современном этапе развития государства, требует переосмысления позиции ребенка не только в учебно-воспитательном процессе, но и в построении жизненных отношений с окружающими. Одна из основных задач учебно-воспитательного процесса в современных условиях заключается не в накоплении учебной информации по отдельным областям знаний, a прежде всего в формировании готовности к самостоятельному нахождению способов познавательной информации, построению человеческих отношений, взаимодействию, общению, и уже на этой основе обогащению собственного запаса знаний и опыта. Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического воспитания и формирования финансовой грамотности школьников как фундаментальной базы для дальнейшего экономического образования, что является неотъемлемым условием успешной социализации в целом.

Изложение основного материала статьи. В условиях нашей социальной действительности дети невольно, начиная с самого младшего возраста, так или иначе, приобщаются к экономической сфере жизни взрослых людей, ищущих новые, необычные, a иногда и неприемлемые ранее подходы к межличностным и трудовым отношениям. Ребенок невольно оказывается в потоке разнообразной информации: ему трудно разобраться в тех явлениях окружающей среды, которые отражают сущность современной экономики. Отдельные негативные проявления в области экономических взаимоотношений могут пагубно сказаться на развитии личности ребенка.

По словам современных психологов и педагогов (Н. Грамма, A. Шатова, И. Стасова), основа для будущей успешной экономической деятельности человека закладывается в детстве [1, 5]. Именно поэтому чрезвычайно важным является воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, адекватно реагировать на общественные изменения, владеть навыками экономически целесообразного поведения.

В определении составляющих финансовой грамотности младших школьников мы опираемся на научные труды O. Козловой, В. Москаленко, которые выделяют в структуре финансовой грамотности три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный [2].

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребенок усвоил в определенный возрастной период. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к финансово-экономической реальности. Составляющие процесса формирования финансовой грамотности, отражают изменения, происходящие в детстве.

Так, индифферентное, возможно, негативное отношение к экономической реальности под влиянием социализации, в частности воспитание, перерастает в положительное восприятие и ценностное отношение к финансово-экономической действительности. Отметим, что именно позитивное восприятие финансово-экономической реальности станет основой для дальнейшей экономической социализации.

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно финансово-экономически компетентное поведение, так и во время финансово-экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия. Когнитивная переменная финансовой грамотности младших школьников характеризуется зависимостью осведомленности детей от сложности финансово-экономических понятий, ограниченной возможностью непосредственного ознакомления с его проявлениями в реальности.

Поведенческая переменная финансовой грамотности младших школьников зависит от того, какие условия создают взрослые для формирования потребительских и трудовых умений, воспитания положительного отношения к труду и экономики, от того, как воспринимает ребенок экономическую реальность. Негативное отношение не может быть основанием для успешной социализации, и наоборот, положительное - способствует развитию интереса и мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.