О некоторых особенностях взаимосвязанного развития речевых навыков на иностранном языке при обучении онлайн
М.М. Белоусова Южный федеральный университет
Аннотация: Организация учебного процесса в современных условиях претерпевает значительные изменения, связанные с глобальным переходом образовательных учреждений на дистанционные формы и методы работы. Преподавание иностранных языков более, чем обучение другим дисциплинам, переносится из привычных аудиторных условий в онлайн - сферу. Очевидно, что дистанционное обучение иностранному языку имеет свои отличия от традиционного занятия лицом к лицу с учителем в классе. Между тем успешность онлайн-обучения зависит не только от передовых методов и новейших технологий, но прежде всего от участвующих в нём педагогов, а также от того, как осуществляется подготовка преподавателей к выполнению таких задач. Следовательно, онлайн - обучение требует от преподавателя новых умений и навыков работы.
В работе рассмотрена специфика взаимосвязанного обучения чтению, письму, говорению и аудированию на иностранном языке во время дистанционных занятий со взрослыми обучающимися. Описаны возможности и требования к работе с образовательными платформами в интернете. Приведены практические советы для преподавателей иностранных языков, чья профессиональная деятельность была перенесена из очного режима в онлайн формат.
Ключевые слова: онлайн-обучение, иностранные языки, взрослые обучающиеся, продуктивные и рецептивные навыки устной и письменной речи, образовательная платформа.
Хотя, как заверяет Министерство науки и высшего образования РФ, всеобщего возврата на дистанционное обучение в России не произойдет [1], организация учебного процесса в условиях covid-19 претерпевает принципиальные изменения. При полном понимании того, что абсолютный переход на дистанционный формат обучения в вузах России невозможен, как никогда остро встал вопрос о готовности системы и преподавателей к работе в новых условиях. Причин для перехода в сферу онлайн - обучения может быть множество: требование вуза, желание самого преподавателя идти в ногу с современными тенденциями в обучении, необходимость изменить основной график работы, сделав его более гибким.
При переходе к режиму преподавания онлайн, прежде всего, нужно решить технические и логистические вопросы: выбор образовательной
платформы, возможности подключения, наличие необходимого оборудования и т.д. Во вторую очередь возникают более педагогические и методические вопросы о том, как обеспечить эффективное обучение слушателей онлайн. Обилие информации - статьи для чтения, вебинары, массовые открытые онлайн-курсы (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC), предложения по планам уроков и т.д. - лишь усиливает понимание того, что слишком много аспектов следует принять во внимание. Интересно, что на основании данных опроса, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования в 2018 г., определены детерминанты спроса на МООК со стороны преподавателей и студентов российских вузов. Согласно полученным результатам, МООК больше востребованы у преподавателей, чем у студентов [2,3].
Нужно признать, что мои коллеги проделывают невероятную работу. И в ранних обстоятельствах их труд был впечатляющим, но сейчас инициатива, креативность и упорство достойны похвалы вдвойне, учитывая всеобщую озабоченность в обществе и тревогу о здоровье. Сегодня многим из нас приходится жонглировать конкурирующими требованиями повседневной жизни, однако, преподаватели находят время на то, чтобы открыть для себя дополнительные возможности дистанционного обучения и освоить новые профессиональные навыки.
Обучение иностранному языку онлайн отличается от общения лицом к лицу с преподавателем в аудитории, но это не означает, что оно должно быть менее эффективным. Во время обучения говорению, чтению, письму и аудированию на иностранном языке традиционно ожидается, что учитель и ученики находятся в одном классе. В данной статье мы попытаемся описать возможности успешной адаптации преподавателя и взрослых слушателей при взаимосвязанном обучении чтению, аудированию, письму и разговорной речи на иностранном языке в цифровой сети.
Очевидно, для проведения эффективных онлайн-занятий по иностранному языку преподавателю потребуется следующее оборудование: ноутбук / компьютер с камерой; гарнитура с микрофоном; стабильное интернет-соединение; онлайн платформа для проведения видеоконференций; доска; виртуальная доска и предметы-реалии.
При индивидуальном или групповом обучении взрослых слушателей в режиме онлайн планирование урока немного отличается от того, что преподаватель, возможно, готовил для очной работы в классе. В идеале, для проведения онлайн-занятия нужна виртуальная среда обучения (сокр.: VLE; англ. virtual learning environment). Если занятие предполагает использование оригинального курса английского языка, например, Кембриджского учебно-методического комплекса, который связан с дистанционным обучением, возможно, у преподавателя уже есть доступ к интернет - ресурсам данного курса. Примеры других доступных VLE включают Moodle, Edmodo, Schoology и Blackboard. Все VLE публикуют обучающие видео с целью помочь пользователям понять особенности и функциональные возможности данной образовательной интернет - платформы. Более того, большинство VLE предлагают возможности форума, где преподаватели и обучающиеся могут асинхронно обсуждать интересующие их вопросы, делиться идеями, публиковать ответы на задачи или просто общаться.
Рассмотрим особенности развития устных и письменных речевых навыков на иностранном языке в режиме дистанционного образования. Обучение говорению на английском языке онлайн — это не то же самое, что разговор друг с другом, например, преподавателя и студента, в Скайпе. Обучение устной речи в цифровой сети требует от учителя постоянного напряжения и контроля, необходимости слушать и видеть студентов, следить за правильностью их языка и произношения, обеспечивать обратную связь для поощрения, участия и вовлечения их в онлайн - занятие. Крайне важно,
чтобы обучающиеся чувствовали себя комфортно и уверенно на дистанционном уроке, целью которого является развитие навыков говорения на иностранном языке, так как устная речь является важнейшим продуктивным навыком [4].
Отзыв преподавателя о результативности выполненного студентом задания может быть, как мгновенным, так и отложенным. Например, у учителя есть возможность писать в чате, пока студент говорит или заканчивает выполнение устного задания. Также можно использовать окно чата или экран (функция «поделиться экраном»), чтобы прояснить или исправить языковые неточности. Одно из преимуществ обучения разговорной речи онлайн — это возможность осуществлять запись урока или отрывка урока, которой не бывает при обычном занятии в аудитории. Учитель и ученик при необходимости могут просмотреть записанный урок снова, что открывает дополнительные возможности для анализа, мониторинга процесса обучения и совершенствования навыка говорения на иностранном языке. Обучение пониманию иностранной речи на слух, аудированию, хотя и является развитием рецептивного навыка, но при дистанционном обучении может быть объединено с продуктивным навыком говорения. Находясь на онлайн- занятии, учащиеся большую часть времени слушают своего преподавателя, привыкая таким образом к конкретному голосу и акценту. При проведении аудирования в цифровой среде, так же, как и на традиционном занятии в аудитории, преподавателю необходимо сформулировать цель прослушивания отрывка, поставить четкую задачу для выполнения, обеспечить техническую возможность прослушивания, проверить понимание и правильность выполнения задания слушателями. Важно уметь разнообразить занятие, целью которого является развитие навыков аудирования на иностранном языке, чтобы обучающийся имел возможность слушать не только своего преподавателя, но и привнести в урок
другие голоса, что даст студентам потенциал различать многие акценты английского языка. Кроме того, важно убедиться, что записанные материалы будут работать на вашей цифровой образовательной платформе. Наконец, необходимо проверить возможность использования аудио и видеоматериалов на предмет соблюдения авторского права.
Здесь следует сказать несколько слов об оборудовании, без которого онлайн - занятие по развитию навыков аудирования на иностранном языке не сможет состояться, либо не будет продуктивным. На аудиторных занятиях, ввиду ограниченности во времени, не всегда возможно продемонстрировать различные варианты информации (видеофрагменты, презентации, аудиозаписи), могут отсутствовать или устареть печатные источники, что корректируется с помощью электронных носителей информации [5]. Однако, преподавателю следует убедиться, что обучающиеся могут слушать видео и аудиофайлы, предлагаемые на занятии, а также слушать и видеть самого преподавателя. Во многих платформах для проведения видеоконференций, например, в Zoom, есть техническая возможность поделиться компьютерным аудио или видео - отрывком, что позволит студенту слышать звук настолько громко и отчетливо, насколько это возможно. Рекомендуется использовать специальную гарнитуру, чтобы заглушить внешние шумы, так как нередко взрослые обучающиеся могут находиться в кафе, офисе или другом людном месте. В целом, все задачи аудирования, например, такие, как предварительное прослушивание для общего понимания, просмотр видео или аудирование с целью понимания деталей и т.д. могут быть идеально выполнены онлайн. Проверка понимания аудио-фрагмента может осуществляться посредством активной доски, окна чата или путем совместного использования ресурсов на экране. Аудио можно перематывать столько раз, сколько необходимо, в рамках времени, отведенного на задание.
Обучение чтению онлайн может и должно быть столь же эффективным, как и обучение чтению в аудитории. Развитие этого рецептивного навыка можно объединить с другими продуктивными навыками: письмом и говорением [6]. Отличительная особенность обучения чтению онлайн заключается в том, что книги и учебники в твердом переплете заменены на их цифровые аналоги, а бумажные раздаточные материалы представлены в электронном виде. В помощь преподавателю, ведущему дистанционное занятие по развитию навыков чтения, есть множество цифровых книг и вебсайтов, из которых они могут извлечь текст, статью, отрывок или рассказ и поделиться им со своими студентами на экране компьютера во время онлайн- занятия. Многие популярные сегодня платформы видеоконференцсвязи, такие как Zoom, MS Teams или Skype, имеют функцию совместного пользования экраном, которая довольно полезна для проведения занятий по развитию навыков чтения на иностранном языке. Дополнительно студенты могут использовать инструменты рисования в платформе Zoom для создания аннотации на экране, что отлично работает для развития навыков беглого просмотрового чтения. Как вариант, преподаватель или студент может сделать снимок экрана своих материалов для чтения, сохранить его в виде картинки в формате pdf и добавить его в облачное хранилище или папку GoogleDisc, таким образом обеспечив цифровой, безбумажный, экологически чистый документ для чтения.
Наконец, рассмотрим некоторые особенности обучения четвертому языковому навыку, а именно письму, в условиях дистанционного занятия. Обучение письменной речи на иностранном языке в традиционных очных классах часто игнорируется, так как представляется преподавателю трудоемким и времязатратным. Нередко развитие этого продуктивного навыка предлагается перенести на самостоятельное изучение или выполнить
письмо в качестве домашнего задания. Однако, нам представляется, что обучение письму онлайн может быть увлекательным и приятным занятием, если только преподаватель осведомлен об имеющихся инструментах, которые предлагает ему его учебная платформа. Развитие навыка письма на иностранном языке - это процесс, который включает в себя обдумывание, мозговой штурм, составление чернового наброска, полировку грамматических и лексических структур, т.е., всего того, что позволяет пробудиться творческому началу обучающихся [7]. На более продвинутых уровнях владения языком преподаватель учит слушателя курса думать о структуре, формате, стиле, логическом объединении идей, стройности языка. Интерактивная доска цифровой платформы может предложить неоспоримую службу для развития вышеперечисленных навыков. Для обучающихся с более низких уровнем владения иностранным языком онлайн - занятие по развитию навыка письма может иметь целью написание простого текста/короткого рассказа или предложения/предложений из смешанных слов, где преподаватель использует функцию «поделиться экраном». В любом случае, для обучающихся с разным уровнем владения языка важно, чтобы учитель установил контекст любой письменной деятельности и умело сочетал ее с другими языковыми навыками. Например, развитие навыков говорения при обсуждении текста в парах, во время которого студенты разведены по разным каналам или «комнатам» онлайн - урока, поможет им продумать творческие идеи и, соответственно, замотивирует их писать. Кроме того, еще один отличный способ стимулировать обучающихся писать в интернете — посредством совместной письменной деятельности преподавателя и студента. В течение дистанционного занятия можно предоставить общий доступ к файлу документов GoogleDocs, и каждый студент сможет писать одновременно в один и тот же текстовый файл.
Онлайн - обучение и офлайн - обучение требуют разных навыков от преподавателя иностранного языка, тем не менее, есть и некоторые совпадения. Распространенное мнение о том, что онлайн - обучение является менее эффективным, что студенты не могут быть вовлечены в дистанционное занятие соответствующим образом, что преподаватель, проводя урок онлайн, выдвигает менее строгие критерии оценки работы студента, чем при обычном занятии в аудитории - видится нам стереотипом и не соответствует нашему опыту проведения онлайн - занятий. В обоих контекстах, офлайн и онлайн, для обеспечения качественного обучения преподавателю жизненно важно устойчиво удовлетворять индивидуальные потребности обучающегося и постоянно повышать свою профессиональную, языковую и компьютерную компетентность. На примере некоторых специальных навыков преподавателя рассмотрим, чем они отличаются в контексте онлайн-режима от обычного контактного урока по иностранному языку.
Во-первых, навыки коммуникации. В онлайн-среде учителю необходимо развивать широкий спектр коммуникативных навыков, чтобы восполнить недостаток естественного личного взаимодействия. Очень важно развить дополнительное чувство терпения и сочувствия. Преподавателю необходимо более активно слушать студентов и понимать скрытые сообщения из-за сложности отображения на экране компьютера языка лица, тела, мимики. Те же навыки личного общения и взаимодействия могут быть приписаны и очному обучению. Внушительный голос и язык тела в уверенной, но заботливой манере будут способствовать достижению результата урока. Кроме того, в условиях дистанционного занятия нужно убедиться, что преподаватель использует микрофон и веб-камеру хорошего качества, чтобы студенты не имели проблем технического плана и могли хорошо видеть и слышать учителя.
Во-вторых, навыки контролирования времени, так называемый тайм-менеджмент. Онлайн - занятия кажутся более интенсивными и быстрыми, поэтому можно легко потерять счет времени. Здесь преподавателю иностранного языка поможет четкое планирование занятия, причем при планировании следует убедиться, что осуществляется цель взаимосвязанного развития разных языковых навыков на одном уроке. Это добавит динамизма онлайн занятию. Возвращаясь к тайм-менеджменту, можно добавить, что если раньше преподаватель в ряде случаев тратил часы на то, чтобы добраться до места работы, то теперь эти часы могут быть высвобождены для дополнительного исследования возможностей онлайн - платформ и интернет-ресурсов. Следовательно, у преподавателя появляется возможность работать по более гибкому графику и уделять больше рабочего времени своему профессиональному росту и развитию компетенций.
В-третьих, также несколько изменяются организационные навыки преподавателя. При переходе на онлайн-обучение учителя со временем могут отказаться от бумажных учебников, раздаточных материалов, учебных пособий и других документов на бумаге, поэтому представляется важным систематизировать свои учебные файлы (карточки, планы уроков, раздаточные материалы, аудио- и видеофайлы, упражнения и т. д.) в цифровой папке на вашем рабочем компьютере. Это будет личная электронная библиотека преподавателя. Рекомендуем использовать Google Диск для хранения учебных файлов, которыми преподаватель может делиться со своими студентами. Что касается сбора и накопления учебных онлайн- материалов, полезно собирать интернет- ссылки. Некоторые учебники имеют электронные версии и содержат цифровые инструменты, например, курс английского языка New English File (издательство Oxford University Press). Для аудиторных занятий преподаватель обычно имеет материалы на бумаге: бумажные учебники, книги, карточки, планы уроков,
отчетную документацию. При дистанционном обучении эти ресурсы переходят в электронную форму, причем важно уметь правильно организовать свои материалы, отсортировать их по именам студентов, учебным группам или языковым уровням.
Далее, приобретают глобальную значимость навыки работы преподавателя с компьютером. Чтобы эффективно обучать онлайн, преподаватель должен освоить специфику и функции учебной цифровой платформы, уметь делиться аудио, видео и PDF-файлами в режиме реального времени; знать, как использовать веб-камеру и ее настройки. Кроме того, учитель, работающий в дистанционном режиме, должен знать, как записывать видео, делать подкасты, преобразовывать различные типы файлов и как их хранить. Для дистанционных занятий необходимы навыки работы с GoogleClassroom и GoogleDisc.
И наконец, так же, как и при обучении иностранному языку в аудитории, при онлайн - обучении прежде, чем выбрать платформу с функциями видеоконференции и приступить к дистанционным занятиям, преподавателю необходимо провести оценку уровня знаний обучающегося, его мотивации и предпочтений в обучении. Такой анализ потребностей слушателя курса иностранного языка можно сделать в Google Forms и/или при онлайн-собеседовании. Важно не упустить анализ потребностей обучающегося, потому что именно он определит тип и содержание онлайн -уроков, в которых нуждается ваш ученик. Для определения исходного языкового уровня слушателя существует множество т.н. входных онлайн-тестирований.
При проведении онлайн - обучения есть две основные формы: синхронная (в реальном времени) и асинхронная (с использованием электронной почты, загрузок и различных цифровых платформ). Сегодня более актуальными становятся синхронные формы преподавания онлайн. В
последнее время платформы для видеоконференций увеличивают свою популярность и конкурируют друг с другом, становясь настоящим подспорьем для любого преподавателя иностранного языка, кто работает дистанционно. Большинство цифровых образовательных платформ предлагают:
• Место встречи в интернете, где группы людей могут видеть друг друга (с помощью веб-камер) и общаться друг с другом, если у них есть микрофоны.
• Место, где участники могут делиться практически всеми материалами, которыми можно поделиться в любом физическом учебном пространстве, например, текстами, веб-ссылками, видео и аудиофайлами, изображениями и презентациями.
• Возможность записывать онлайн собрание/занятие, чтобы обучающиеся могли снова посмотреть его позже, или же поделиться видео урока со студентами, которые пропустили занятие.
• Окна чата, невербальные коммуникативные символы, тесты, опросы.
• Т.н. комнаты для обсуждения, разделения на каналы, куда учеников можно отправить по двое или трое для парной работы или в составе небольшой группы отдельно от остальных участников дистанционного занятия.
Adobe Connect, Zoom, , MS Teams, Blackboard Collaborate, Big Blue Button - все это примеры хорошо известных образовательных онлайн платформ, но существует огромное множество других ресурсов. Более того, все цифровые платформы размещают собственные обучающие видеоролики, доступные на YouTube канале.
Следует подчеркнуть, что при переходе на дистанционный режим преподавания иностранного языка социальные медиа - сети становятся необходимым инструментом компетентностного роста преподавателя:
обязательно следует присоединиться к профессиональным группам учителей в сети интернет, потому что учителя, как правило, чувствуют себя более одинокими, когда начинают преподавать онлайн. Они лишаются ежедневного профессионального общения с коллегами, к которому привыкли за время очной работы. Следовательно, интернет-сообщества экспертов могут стать штаб-квартирой глобального масштаба, где преподаватели, работающие дистанционно, сохраняют возможность общаться и взаимодействовать с другими учителями-единомышленниками из своей страны или за рубежом.
Преимущества дистанционной работы для преподавателя иностранного языка государственного вуза в России очевидны: студенты распределяются университетом автоматически; преподаватель снабжается учебными ресурсами, ему бесплатно предоставляется платформа, с помощью которой он проводит дистанционные уроки. Администрация университета окажет преподавателю помощь при решении административных задач, таких как связь со студентами по поводу расписания и сроков сдачи сессии, а технический персонал поможет решить неизбежно возникающие технические вопросы. С большой вероятностью преподавателю государственного вуза предложат бесплатные возможности профессионального роста, например, прохождение обучающих онлайн -курсов на платформах Coursera или Future Learn.
В продолжение вышесказанного, считаем необходимым обобщить некоторые практические советы для преподавателей английского языка, начинающих работать дистанционно. Как упоминалось выше, после знакомства с обучающимся, следует провести анализ его потребностей. Очень важно узнать, каковы его интересы, что у него хорошо получается в английском языке, а что - нет. Это поможет преподавателю в будущем планировать онлайн - занятия в соответствии с потребностями обучаемого.
Далее, планирование онлайн - занятия является ключевым моментом, но, с нашей точки зрения, при работе в сети всегда рекомендуется также иметь запасной план урока. Убедитесь, что вы тщательно планируете и предвидите возможные технические и прочие проблемы, чтобы быть готовым к тому, что что-то пойдет не так или не совсем так, как вы это планировали. К онлайн-занятию преподаватель должен приготовить множество различных материалов. В аудитории учитель может быть физически динамичным, а студенты могут передвигаться по классу, что поддерживает хороший темп урока. В цифровом классе это невозможно, поэтому преподавателю следует планировать время онлайн - занятия так, чтобы заполнить каждую минуту урока и быть уверенным, что существует большое разнообразие заданий и материалов, которые помогают варьировать темп. Не менее важно до начала онлайн - урока убедиться, что техника и технология работают. Технические проблемы будут возникать время от времени, это неизбежно, но некоторые из них можно предотвратить, предварительно проверив, что соединение и оборудование работают устойчиво. Преподавателю, начинающему работать онлайн, следует досконально изучить свою цифровую платформу и попрактиковаться в ее использовании. Даже в случае относительно простой онлайн- платформы, не имеющей большого количества функций, важно уметь пользоваться ею уверенно, чтобы учитель мог сосредоточиться на преподавании, а не на информационных технологиях. Далее, следует заранее просмотреть учебные материалы. Если преподаватель использует готовый материал электронных учебников, это представляется особенно важным для достижения целей взаимосвязанного обучения. Преподавателю нужно убедиться, что его слушатели понимают то, как работает дистанционный класс. Нелишним будет установить правила онлайн - занятия и прояснить ожидания обучающихся. Это поможет проводить онлайн - уроки более гладко. И наконец, как бы забавно это ни звучало, преподавателю
английского языка, ведущего онлайн - занятия со своего компьютера, нужно быть готовым к тому, что ему часто придется использовать свое лицо и мимику.
В заключение, обсудим некоторые моменты дистанционной работы преподавателя, связанной с созданием сплоченной группы слушателей курса на иностранном языке. Работа с группой учеников в цифровой среде может поставить новые задачи перед преподавателем. Обучающиеся, проходящие учебный курс дистанционно, физически находятся в разных зданиях и, возможно, даже не в одном городе/стране. Расстояние, созданное технологией и обстоятельствами, может влиять на групповую динамику. Обучающиеся не могут автоматически построить одинаковые и ровные отношения друг с другом, как при очном регулярном общении, поэтому важно, чтобы преподаватель смог заочно помочь им установить эти отношения [8]. Первое, что следует предложить на онлайн - уроке, это модель хорошего дружелюбного общения и вежливого уважительного поведения. Общаться друг с другом во время онлайн- занятия студенты должны так, как по вашим ожиданиям, они будут вести себя друг с другом, и проявлять интерес к жизни друг друга так, как вы надеетесь, они проявили бы интерес к жизни друг друга при личном общении [9]. Начинать дистанционный курс следует с предоставления студентам возможности познакомиться друг с другом, как это произошло бы на очном уроке. Это будет способствовать обретению студентами уверенность в себе и возможности чувствовать себя комфортно при общении друг с другом на английском языке. На последующих онлайн- уроках полезно дать обучающимся возможность персонализировать содержание урока (например, тему или язык), чтобы они продолжали узнавать новое друг о друге. Преподавателю следует поощрять обучающихся проявлять интерес к тому, что они говорят о себе, предлагая им задать дополнительные вопросы.
Следует распределять студентов по отдельным каналам / «комнатам» внутри онлайн- платформы, чтобы дать им возможность работать в парах или небольших группах. Это позволит обучающимся самостоятельно контролировать свой разговор на иностранном языке и поможет им привыкнуть к дистанционному общению в рамках онлайн - урока без вашего контроля, как это обычно происходит в основном пространстве традиционного класса. Привнесение своей индивидуальности, личностно-ориентированный подход, поддержка и похвала учителя, дружелюбная атмосфера онлайн - занятия обеспечат эффективное и результативное обучение. Способствуя установлению хороших отношений друг с другом и поощряя всех присутствующих на онлайн - занятии к участию в уроке поможет обучающимся обрести большую уверенность, стать более продуктивным во время языкового занятия, удовлетворять свои потребности в изучении иностранного языка и получать удовольствие от дистанционного обучения в целом.
Литература
1. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России, 2019, Т.28. №2. С.51.
2. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования // Вопросы образования, 2018. Т.14. №3. С.34.
3. Крукиер Л. А., Муратова Г. В., Салтыкова Н. Н. MOOCs — ключевой тренд современного образования // СПб. Университет ИТМО; НИУ ВШЭ; ГНИИ ИТТ «Информика». 2014. URL: tm.ifmo.ru/tm2014/src/093a.pdf
4. Andrews R. Does e-Learning Require a New Theory of Learning? Some Initial Thoughts // Journal for Educational Research Online. 2011. Vol. 3. No 1. pp. 104-121.
5. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2018, № 3, с.114.
6. Carol Rainbow. British Council Webinar: Teaching online - using your coursebook and ideas for breakout rooms. URL: teachingenglish.org.uk/article/teaching-online-using-your-coursebook-ideas-breakout-rooms. digital
7. Cecilia Nobre. British Council Webinar: Teaching live English lessons online. URL:teachingenglish.org.uk/article/teaching-live-english-lessons-online digital
8. Ваганова Н. В., Телегина О. В. Интеграция массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в процесс обучения английскому языку студентов заочного отделения // Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 15 ноября — 13 декабря 2017 г.). Новосибирск: Изд-во ЦРНС. С. 123-128.
9. Malkova I., Babanskaya O., Zakharova U., Ryltseva E., Mozhaeva G., Ta-nasenko K. Identifying Competencies for Taking Online Courses Successfully // INTED2018 Proceedings of the 12th International Technology, Education and Development Conference (Valencia, Spain, March 5-7, 2018). pp. 0575-0581.
References
1. Galihanov M.F., Hasanova G.F. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, T.28. №2. p.51.
2. Roshchina YA.M., Roshchin S.YU., Rudakov V.N. Voprosy obrazovaniya, 2018. T.14. №3. p.34.
3. Krukier L. A., Muratova G. V., Saltykova N. N. MOOCs — klyuchevoj trend sovremennogo obrazovaniya [MOOCs are a key trend in modern education]. SPb. Universitet ITMO; NIU VSHE; GNII ITT «Informika». 2014. URL: tm.ifmo.ru/tm2014/src/093a.pdf
4. Andrews R. Journal for Educational Research Online. 2011. Vol. 3. № 1. pp. 104-121.
5. Leont'eva I.A., Rebrina F.G. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2018, № 3, p.114.
6. Carol Rainbow. British Council Webinar: Teaching online - using your coursebook and ideas for breakout rooms. URL: teachingenglish.org.uk/article/teaching-online-using-your-coursebook-ideas-breakout-rooms. digital
7. Cecilia Nobre. British Council Webinar: Teaching live English lessons online. URL:teachingenglish.org.uk/article/teaching-live-english-lessons-online digital.
8. Vaganova N. V., Telegina O. V. Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sb. materialov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 15 noyabrya — 13 dekabrya 2017 g.). Novosibirsk: Izd-vo CRNS. pp. 123-128.
9. Malkova I., Babanskaya O., Zakharova U., Ryltseva E., Mozhaeva G., Ta-nasenko K. INTED2018 Proceedings of the 12th International Technology, Education and Development Conference (Valencia, Spain, March 5-7, 2018). pp. 0575-0581.
М Инженерный вестник Дона, №11 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nlly2020/6690