ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
Евгений Владимирович Усачев старший преподаватель ОЧУ ВО «Московская международная
академия»
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении английскому языку. Преподавание английского языка в цифровой образовательной среде требует применения современных онлайн сервисов и ресурсов, которые способствуют формированию и развитию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровые образовательные ресурсы, обучение английскому языку
USING DIGITAL TOOLS IN DISTANCE ENGLISH LANGUAGE
TEACHING
Evgeny V Usachev senior lecturer of the Moscow International Academy
Abstract. The article is devoted to the issues of using digital educational tools in distance English language teaching. Teaching English in a digital learning environment requires using up-to-date online services and resources that contribute to building up and developing communicative skills.
Key words: distance teaching, digital tools, English language teaching
Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Активное использование дистанционных форм работы явилось единственным ответом на возникающие вызовы. Переход на дистанционное обучение потребовал не только внедрения современных технологических решений, но и существенной перестройки методической системы преподавания иностранных языков и обучения преподавателей работе в новых условиях.
Образовательные организации столкнулись с острой необходимостью создания и развития электронной образовательной среды, включающей в себя доступ к электронным образовательным ресурсам и образовательному контенту, управление образовательным процессом, организацию проведения занятий и оценку знаний обучающихся.
Технологическими решениями для организации дистанционного обучения выступили образовательные платформы LMS (learning management systems), которые объединяют в себе все необходимые функции. Наиболее известной из них является платформа Moodle. Некоторые образовательные организации пошли по пути разработки своих собственных платформ, учитывающих особенности организации образовательного процесса в данных организациях.
Использование образовательных платформ издательств, выпускающих учебники и литературу для обучения английскому языку, позволило оперативно перевести обучение в дистанционный формат. Это касается не только использования цифровых учебников, но и использования потенциала образовательных платформ для назначения домашних заданий и автоматической проверки этих заданий в разделах грамматика, лексика, чтение и аудирование. Упражнения, отрабатывающие необходимые умения и навыки, носят интерактивный характер, интуитивно понятны и вырабатывают навыки учебной автономии учащихся.
Для организации занятий по иностранным языкам в дистанционном режиме начали применяться такие платформы как Zoom и Skype, работающие в формате видеоконференций. Они позволяют сделать дистанционное обучение иностранным языкам интерактивным и используются в большей мере для формирования и развития навыков устной речи, а также аудирования. Функционал платформ позволяет
преподавателю демонстрировать экран, делить учащихся на группы в сессионных залах (break-out rooms), воспроизводить аудио и видео фрагменты, а также использовать чат для развития навыков письма.
Наряду с использованием вышеупомянутых образовательных платформ, преподаватели иностранных языков ощутили потребность в использовании специализированных сервисов и ресурсов, формирующих и развивающих основные речевые навыки: говорение, чтение, аудирование и письмо. Использование таких ресурсов позволяет повысить эффективность обучения иностранным языкам за счет большей вовлеченности обучающихся в учебный процесс и интерактивного характера заданий. Подобные цифровые образовательные ресурсы позволяют не только развивать навыки речи на иностранном языке, но и формировать такие навыки 21 века как критическое мышление, креативность, взаимодействие и эффективная коммуникация.
Существует большое количество цифровых ресурсов для формирования и развития навыков говорения на английском языке. С учетом нашего педагогического опыта дистанционного обучения, особого внимания заслуживают два ресурса: Vocaroo и Clarisketch. Первый из них позволяет развивать навыки подготовленной монологической речи на английском языке. Работа сервиса похожа на цифровой диктофон, который ведет запись устных сообщений обучающихся, и позволяет пересылать записанные сообщения на электронную почту преподавателя для оценивания и предоставления обратной связи. Интерфейс сервиса интуитивно понятен и не представляет сложностей в работе с ним. С методической точки зрения, Vocaroo может быть использован для отработки навыков устной речи в ходе самостоятельной работы обучающихся. Преподаватель назначает домашнее задание, включающее коммуникативную задачу и требование к объему высказывания, а обучающиеся записывают свои высказывания и отправляют их по электронной почте преподавателю. Vocaroo может также быть использован при подготовке к разделу «Устная речь» форматных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ, Кембриджские экзамены).
Clarisketch позволяет строить монологические высказывания описательного и сравнительного характера, т.к. в нем имеется возможность демонстрации изображений, которые являются базой для создания заданий описательного и сравнительного характера. Устное высказывание обучающегося записывается в цифровом виде и может
быть отправлено для проверки преподавателю по электронной почте. Использование данного ресурса особенно необходимо при подготовке к заданиям раздела «Устная речь» форматных экзаменов.
Успешное формирование и развитие навыка аудирования возможно с помощью использования ресурсов Youglish, Edpuzzle и Lyrics training. Youglish представляет собой коллекцию видеофрагментов, связанных с употреблением лексических единиц в различных контекстах. В поисковой строке сервиса вводится лексическая единица, словосочетание, идиоматическое выражение и сервис выдает подборку видеофрагментов, содержащих данные выражения. Таким образом, при просмотре видеофрагмента обучающиеся не только знакомятся с семантическим рядом представленной лексики, но и развивают навык восприятия данной лексики в контексте.
Ресурс EdPuzzle представляет собой образовательную платформу, на которой размещаются видеофрагменты. Также существует возможность назначения различного рода заданий для формирования и развития навыка аудирования на английском языке и автоматической проверки заданий. Преподаватель создает учебный класс, присоединяет к нему обучающихся, назначает задания. Задания представляют различного рода вопросы (да/нет, с вариантами ответов и без вариантов ответов). При воспроизведении видеофрагмента в определенный момент воспроизведение останавливается и на экране возникает вопрос по содержанию услышанного (просмотренного). Обучающийся должен ответить на вопрос, после этого воспроизведение видеофрагмента продолжается. По окончании просмотра по результатам ответов на вопросы система автоматически выставляет оценку. Таким образом, у преподавателя в журнале оценок отражается успеваемость каждого обучающегося. Это дает представление о том, какие виды аудирования представляют определенные трудности и что необходимо сделать, чтобы их преодолеть. Ресурс позволяет работать над формированием и развитием навыка аудирования на понимание основного содержания прослушанного, понимания детальной информации и полного понимания прослушанного. У преподавателя есть возможность размещать на платформе современные видеофрагменты, ссылки на YouTube и другие видеосервисы, что дает возможность обучающимся слышать современный английский язык.
Ресурс Lyrics training включает в себя коллекцию популярных песен на иностранных языках. Песенный материал используется для развития
навыка аудирования и расширения словарного запаса. Развитие навыка аудирования с использованием данного ресурса заключается в одновременном прослушивании песни и заполнении пропущенных слов, которые отображаются на экране. В зависимости от уровня владения уровня владения английским языком и выбранного режима работы над песней, количество пропущенных слов может находится в диапазоне от 20 до 100%. Использование сервиса может иметь соревновательный характер на уроке, когда две или более команд заполняют пропуски на время. Это вносит в процесс работы над навыком аудирования большую степень мотивации и вовлеченности обучающихся.
Подводя итог, следует отметить, что использование цифровых образовательных ресурсов в процессе дистанционного обучения английскому языку способствует повышению эффективности формирования и развития речевых навыков на английском языке, а также повышает уровень мотивированности и вовлеченности обучающихся в учебный процесс.
Список литературы
Ананьева О.Н. Использование Цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка. 2017. URL: https://intolimp.org/ publication/ispol-zovaniie-tsifrovykhobrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh-anghliiskogho-i.html
Иванова Н.К. Современные интерактивные средства в процессе обучения иностранному языку в школе // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2018. - № 4.
МакароваЕ.В., АгееваЕ.С., МузалеваМ.А. Цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9953/
Никитина Л.А. Электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС. 2019. https://nmcsova.ru/konf/apso-4/sr/nikitina-laelektronnye-i-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-na-urokah-angliyskogo
Пахомова О.Б. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка в гимназии. 2017. URL: https://infourok. ru/ispolzovanie-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-naurokah-angliyskogo-yazika-v-gimnazii-3211177.html
Рябцева Н.К. Новые коммуникативные тенденции в современной культуре и инновации в области преподавания иностранного языка // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков: периодический сборник статей. Выпуск 8. Электронное научное издание. - М.: Институт языкознания РАН. - 2016. - 557 с. URL: https://vocaroo.com/ URL: https://www.clarisketch.com/ URL: https://youglish.com/ URL: https://edpuzzle.com/ URL: https://lyricstraining.com/