Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОНЛАЙН / КАНАЛЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аласания Елена Павловна, Малыхина Инна Александровна

Электронные образовательные ресурсы получили широкое развитие после пандемии ковида 2020-2021 гг., когда практически все учебные заведения как среднего, так и высшего образования вынуждены были перейти на онлайн формат обучения и возникла насущная потребность в разработке большого количества таковых, поскольку на момент возникновения такой острой необходимости, электронные ресурсы были представлены весьма ограниченно и не были настолько активно задействованы в образовательном процессе.Статья посвящена проблеме адаптации студентов с различными типами личности к электронной образовательной среде. Авторы анализируют формы и методы применяемые онлайн в связи с их удобством и эффективностью для различных групп обучаемых. В результате опроса студенческой аудитории получены интересные результаты, которые позволяют предположить, что успешность или неуспешность студента в освоении образовательных программ при помощи электронной образовательной среды в значительной степени зависит от его личности и индивидуальных психологических особенностей и это то, что необходимо учитывать при разработке и внедрении онлайн курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аласания Елена Павловна, Малыхина Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Electronic educational resources have been widely developed after the 2020-2021 covid pandemic, when almost all educational institutions of both secondary and higher education were forced to switch to an online learning format and there was an urgent need to develop a large number of them, since at the time of such an acute necessary, electronic resources were presented very limitedly and were not so actively involved in the educational process.The article is devoted to the problem of adaptation of students with different personality types to the electronic educational environment. The authors analyze the forms and methods used online in connection with their convenience and effectiveness for various groups of students. As a result of a survey of the student audience, interesting results were obtained, which suggest that the success or failure of a student in mastering educational programs using the electronic educational environment largely depends on his personality and individual psychological characteristics, and this is something that must be taken into account when developing and implementing online courses.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проблемы адаптации студентов к электронной образовательной среде

Аласания Елена Павловна,

Старший преподаватель кафедры Иностранных языков № 1, РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: Alasaniya.EP@rea.ru

Малыхина Инна Александровна,

Старший преподаватель кафедры Иностранных языков № 1 РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: Malykhina.IA@rea.ru

Электронные образовательные ресурсы получили широкое развитие после пандемии ковида 2020-2021 гг., когда практически все учебные заведения как среднего, так и высшего образования вынуждены были перейти на онлайн формат обучения и возникла насущная потребность в разработке большого количества таковых, поскольку на момент возникновения такой острой необходимости, электронные ресурсы были представлены весьма ограниченно и не были настолько активно задействованы в образовательном процессе. Статья посвящена проблеме адаптации студентов с различными типами личности к электронной образовательной среде. Авторы анализируют формы и методы применяемые онлайн в связи с их удобством и эффективностью для различных групп обучаемых. В результате опроса студенческой аудитории получены интересные результаты, которые позволяют предположить, что успешность или неуспешность студента в освоении образовательных программ при помощи электронной образовательной среды в значительной степени зависит от его личности и индивидуальных психологических особенностей и это то, что необходимо учитывать при разработке и внедрении онлайн курсов.

Ключевые слова: электронная образовательная среда, онлайн, каналы получения информации, психологические особенности.

Электронные образовательные ресурсы получили широкое развитие после пандемии ковида 2020-2021 гг., когда практически все учебные заведения как среднего, так и высшего образования вынуждены были перейти на онлайн формат обучения и возникла насущная потребность в разработке большого количества таковых, поскольку на момент возникновения такой острой необходимости, электронные ресурсы были представлены весьма ограниченно и не были настолько активно задействованы в образовательном процессе.

Огромное количество преподавателей повсеместно стали создавать свои авторские курсы и учебники в формате, который бы удачным образом вписывался в электронный формат обучения, а также принимать участие в разработке принципиально новых ресурсов для обеспечения качества и эффективности преподаваемых ими дисциплин, так как «использование данных технологий позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и запросы работодателей и создавать гибкие адаптивные программы» [1, с. 169].

В связи с этим возникали споры как в академической, так и в студенческой среде об эффективности применения таких ресурсов и о возможности или невозможности полного замещения ими традиционных средств преподавания, отвечающих потребностям обучаемых.

Для лучшего понимания отношения студентов к электронной образовательной среде им было предложено пройти небольшой опрос, в котором акцент делался как на удобство и комфортность этой среды для обучающихся, так и на ее эффективность.

На вопрос о том какой текст электронный или бумажный более удобен для студента, 55% опрошенных ответили, что предпочитают электронный текст, 23% - бумажный и 22% не видят разницы. При изменении формулировки вопроса с удобства на эффективность, результаты несколько меняются. Так 38% лучше усваивают электронный текст, 20% - бумажный, и 42% не видят разницы.

В разделе, посвященном лекционным занятиям наблюдается сходная картина: 17,5% предпочитают слушать лекцию в аудитории и 65% - онлайн. И традиционно 17,5% не видят разницы. При оценке эффективности этих форм обучения 47,5% предпочитают онлайн, 27,5% офлайн и 25% не видят разницы.

Отдельный раздел опросника был посвящен практическим занятиям, которые являются основ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ными в курсе иностранного языка и других практических дисциплин. Здесь взаимодействие с преподавателем находят для себя более комфортным онлайн 45% опрошенных, в аудитории - 22,5%, и 32,5% считают это общение равноценным.

Из результатов опроса четко видно, что около 25% процентов студентов не воспринимают онлайн обучение ни как эффективный, ни как удобный способ получения знаний и освоения программы обучения. Исходя их этого, возникает вопрос, каким же категориям студентов онлайн формат категорически не подходит и будут полезны только традиционные «аналоговые» формы обучения.

Здесь уместно обратиться к такой отрасли психологии, как кинезиология, которая различает всех обучаемых по основным каналам получения информации и взаимодействия с окружающим миром.

Совершенно очевидно, что сначала необходимо дать краткую характеристику данным группам, а также посмотреть какие возможности предоставляет электронная образовательная среда для их представителей.

Самой распространенной группой являются представители так называемых визуалов, то есть людей, для которых основным каналом получения информации и знаний является зрение. Проще говоря, они воспринимают мир через глаза. Преимущественными для них являются задания, которые включают в себя работу с текстами, просмотр видео, а также разнообразные таблицы, схемы и майнд карты.

Второй по распространенности является группа аудиалов, для которых звуковой канал является преобладающим и они воспринимают мир на слух. Для таких обучаемых электронная образовательная среда может предложить большое количество заданий, таких как аудирование и большое количество подкастов, которые сопровождаются множеством разработанных заданий. Как иллюстрацию этого можно вспомнить времена полного он-лайна, когда такие задания вызывали большой интерес у студентов.

И самая малочисленная группа студентов - это кинестетики. Такие люди, для которых основным каналом получения знаний является тактильный канал и которые воспринимают окружающий мир на ощупь наиболее подходящими являются задания которые включают в себя живые групповые обсуждения, мозговые штурмы и иные формы групповой работы. И как не удивительно именно эта группа студентов находит для себя некомфортным и неэффективным онлайн формат обучения и электронные образовательные ресурсы как таковые. «В нашей стране и за рубежом деловые игры широко используется в учебных целях. Они применяются для подготовки специалистов раз-5 личного профиля, так как наиболее точно отвеча-§ ют задаче выработки профессиональных компе-£3 тенций в результате решения обучаемыми разно-еЗ образных проблемных профессиональных задач» I [4, с.125]

Здесь необходимо сказать, что некоторые образовательные ресурсы, которые создавались с участием больших групп профессиональных педагогов и психологов попытались интегрировать в свои платформы инструменты, которые делают онлайн ресурсы более подходящими для кинесте-тиков и задействовать их тактильные каналы в образовательном процессе. Например, такие как «Лингва Лео» и некоторые другие, которые после небольшого образовательного сеанса предлагают обучающимся пройти мини-игру, как раз отвечающую потребностям кинестетиков в движении и тактильном обучении. Однако, процесс заучивания слов и мини игра разделены во времени и пространстве и не отвечает на все 100% этим требованиям.

В заключении в связи с вышеизложенным, мы приходим к выводу, что если с аудиалами и визуа-лами проблем при взаимодействии онлайн практически нет, и хорошо замотивированные студенты готовы получать знания в электронной образовательной среде, то с теми, кто относится к малочисленной (но все же существенной) группе кинестетиков могут возникать проблемы. И эти проблемы можно решить с помощью внедрения в электронный образовательный процесс форм и видов заданий, которые бы включали в себя «двигательный компонент» и имитацию тактильного взаимодействия.

Литература

1. Тростина, К.В. Виртуальная образовательная среда в вузе как способ создания виртуального образовательного сообщества на основе дистанционных образовательных технологий / К.В. Тростина, И.Л. Экарева, К.Б. Пригожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № T26. - С. 831-835. -EDN WYYGEJ.

2. Коробова, Е.В. Использование деловых игр при обучении студентов-экономистов иностранному языку для формирования профессиональной иноязычной компетенции / Е.В. Коробова, Д.А. Миронова, Д.Х. Година // Повышение академической мобильности преподавателей и студентов, в рамках сотрудничества РЭУ им. Г.В. Плеханова с международной образовательной корпорацией «Pearson»: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 25-26 января 2016 года / Под редакцией М.В. Заруд-ной. - Москва: PEARSON, 2016. - С. 123-130. -EDN VMTAOD.

3. Калашникова, Н.А. Метод case study как способ развития академических навыков и коммуникативной компетенции студентов экономического вуза / Н.А. Калашникова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. - № 1-1. -С. 134-150. - DOI 10.12731/2218-7405-20171-134-150. - EDN YHIEHJ.

4. Особенности организации преподавательской и студенческой мобильности в дистанционном формате / Е.А. Гаврилова, Н.Г. Ордынцева, К.В. Тростина [и др.] // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 1. - С. 160163. - EDN VFYOZR.

5. Коробова, Е.В. Теоретические основы игровой технологии в учебно-воспитательном процессе / Е.В. Коробова // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2006. - № 2(14). - С. 197203. - EDN KXMTUF.

6. Ярославцева, Е.И. Феномен саморазвития человека: кинезиология как тезаурус тела / Е.И. Ярославцева // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - № 2. - С. 103-126. - DOI 10.17805/ggz.2019.2.8. - EDN BTTVSK.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Alasania E.P., Malykhina I.A.

Russian University of Economics. G.V. Plekhanov

Electronic educational resources have been widely developed after the 2020-2021 covid pandemic, when almost all educational institutions of both secondary and higher education were forced to switch to an online learning format and there was an urgent need to develop a large number of them, since at the time of such an acute necessary, electronic resources were presented very limitedly and were not so actively involved in the educational process. The article is devoted to the problem of adaptation of students with different personality types to the electronic educational environment. The authors analyze the forms and methods used online in connection with their convenience and effectiveness for various groups of students. As a result of a survey of the student audience, interesting results were obtained, which suggest that the success or failure of a student in mastering educational programs using the electronic educational environment largely depends on his person-

ality and individual psychological characteristics, and this is something that must be taken into account when developing and implementing online courses.

Keywords: electronic educational environment, online, channels for obtaining information, psychological characteristics

References

1. Trostina, K.V. Virtual educational environment at the university as a way to create a virtual educational community based on distance learning technologies / K.V. Trostina, I.L. Ekareva, K.B. Prigozhina // Scientific and methodological electronic journal " Concept". - 2016. - No. T26. - S. 831-835. - EDN WYY-GEJ.

2. Korobova, E.V. The use of business games in teaching students-economists a foreign language for the formation of professional foreign language competence / E.V. Korobova, D.A. Mironova, D. Kh. Godina // Increasing the academic mobility of teachers and students, in the framework of cooperation with the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov with the international educational corporation "Pearson": a collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, January 25-26, 2016 / Edited by M.V. Zarudnaya. -Moscow: PEARSON, 2016. - P. 123-130. - EDN VMTAOD.

3. Kalashnikova, N.A. Case study method as a way to develop academic skills and communicative competence of students of an economic university / N.A. Kalashnikova // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2017. - T. 8. -No. 1-1. - S. 134-150. - DOI 10.12731/2218-7405-2017-1134-150. - EDN YHIEHJ.

4. Features of the organization of teaching and student mobility in a remote format / E.A. Gavrilova, N.G. Ordyntseva, K.V. Trostina [and others] // Modern Pedagogical Education. - 2022. -No. 1. - P. 160-163. - EDN VFYOZR.

5. Korobova, E.V. Theoretical foundations of gaming technology in the educational process / E.V. Korobova // Bulletin of the Russian State Trade and Economic University (RGTEU). - 2006. -No. 2(14). - S. 197-203. - EDN KXMTUF.

6. Yaroslavtseva, E.I. The phenomenon of human self-development: kinesiology as a thesaurus of the body / E.I. Yaroslavtseva // Horizons of humanitarian knowledge. - 2019. - No. 2. -P. 103-126. - DOI 10.17805/ggz.2019.2.8. - EDN BTTVSK.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.