Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ МАССОВОГО ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН-КУРСА “ENGLISH FOR ADVERTISING”'

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ МАССОВОГО ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН-КУРСА “ENGLISH FOR ADVERTISING” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовси-Тиллье Любовь Анатольевна, Година Джамиля Хасяновна, Калашникова Наталья Афанасьевна, Кардович Ирина Кимовна

Авторы рассматривают специфику и возможности применения информационных технологий при реализации языкового обучения в неязыковых вузах России на примере преподавания иностранного языка в ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова (г. Москва) в 2021-2023 годах уровней бакалавриата и магистратуры. Анализируется практика внедрения информационных технологий, которые расширяют возможности образовательной среды обучения, предоставляющей потенциал использования инновационных технологий и более надежные возможности совместной работы. Такие образовательные платформы как Eduardo и Оnlinetestpad позволяют преподавателям синтезировать образовательный материал, а студентам самостоятельно совершенствовать уровень владения языком. Представлен опыт РЭУ им. Г. В. Плеханова, где коллектив кафедры иностранного языка № 1 внедрили серию курсов на своих платформах с применением педагогических и информационных технологий. Доказано, что применение информационных технологий соответствует требованиям стандарта высшего образования и направлено на достижение заявленных в нем результатов обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык делового и профессионального общения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовси-Тиллье Любовь Анатольевна, Година Джамиля Хасяновна, Калашникова Наталья Афанасьевна, Кардович Ирина Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES ON THE EXAMPLE OF THE MASS OPEN ONLINE COURSE “ENGLISH FOR ADVERTISING”

The authors consider the specifics and possibilities of using information technologies in the implementation of language education in non-linguistic universities in Russia on the example of teaching a foreign language in the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the PRUE. G. V. Plekhanov (Moscow) in 2021-2023 undergraduate and graduate levels. The practice of introducing information technologies is analyzed, which expand the possibilities of the educational learning environment, providing the potential for the use of innovative technologies and more reliable collaboration opportunities. Such educational platforms as Eduardo and Onlinetestpad allow teachers to synthesize educational material, and students to independently improve the level of language proficiency. The experience of PRUE them. G. V. Plekhanov, where the staff of the Department of Foreign Language No. 1 implemented a series of courses on their platforms using pedagogical and information technologies. It is proved that the use of information technologies meets the requirements of the higher education standard and is aimed at achieving the learning outcomes stated in it in the academic discipline «Foreign Language of Business and Professional Communication».

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ МАССОВОГО ОТКРЫТОГО ОНЛАЙН-КУРСА “ENGLISH FOR ADVERTISING”»

Интегрирование информационных технологий в образовательную среду неязыковых вузов на примере массового открытого онлайн-курса "English for advertising"

Вовси -Тиллье Любовь Анатольевна,

канд.пед.наук, доцент кафедры Иностранных языков № 1 РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: Vovsi-Tille.LA@rea.ru

Година Джамиля Хасяновна,

ст. преподаватель кафедры Иностранных языков № 1 РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: Godina.DK@rea.ru

Калашникова Наталья Афанасьевна,

ст. преподаватель кафедры Иностранных языков № 1 РЭУ

имени Г.В. Плеханова

E-mail: kalashnikova.n.a@mail.ru

Кардович Ирина Кимовна,

канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: Kardovitch.IK@rea.ru

Авторы рассматривают специфику и возможности применения информационных технологий при реализации языкового обучения в неязыковых вузах России на примере преподавания иностранного языка в ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва) в 2021-2023 годах уровней бакалавриата и магистратуры. Анализируется практика внедрения информационных технологий, которые расширяют возможности образовательной среды обучения, предоставляющей потенциал использования инновационных технологий и более надежные возможности совместной работы. Такие образовательные платформы как Eduardo и Onlinetestpad позволяют преподавателям синтезировать образовательный материал, а студентам самостоятельно совершенствовать уровень владения языком. Представлен опыт РЭУ им. Г.В. Плеханова, где коллектив кафедры иностранного языка № 1 внедрили серию курсов на своих платформах с применением педагогических и информационных технологий. Доказано, что применение информационных технологий соответствует требованиям стандарта высшего образования и направлено на достижение заявленных в нем результатов обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык делового и профессионального общения».

Ключевые слова: иностранный язык, преподавание, студенты, вуз, информационные технологии, гибридное обучение, образовательные платформы.

Исходя из концепции развития непрерывного образования в Российской Федерации на период до 2030 года, актуальность повышения конкурентоспособности обучающихся становится ключевой задачей высших учебных заведений. Данная концепция предполагает новый этап развития системы высшего образования, связанный с необходимостью формирования высокопрофессиональной личности выпускника вуза [2]. Соответственно перед высшими учебными заведениями стоит важная задача формирования конкурентоспособности будущего специалиста как фактора эффективности его трудоустройства и его успешности на рынке труда. В эпоху цифровой информации, применение информационных технологий [1] призвано частично ликвидировать указанный пробел. Создание гибридной среды обучения с использованием массовых открытых образовательных платформ сегодня выступает необходимым условием успешной реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701).

Все это обусловливает необходимость внедрения гибридной формы обучения, предполагающей использование информационных технологий в образовательном процессе вуза, в частности в области реализации языкового образования. В предлагаемой работе мы проанализируем практику использования информационных технологий, в том числе в условиях реализации концепции развития непрерывного образования [5] в Российской Федерации на период до 2030 года, на примере преподавания иностранного языка в ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва) в 2021-2023 гг.

Задача данного исследования заключается в изучении актуальных и современных возможностей и тенденций применения массовых открытых образовательных курсов в реализации языкового образования в условиях неязыковых вузов России на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова.

В ходе исследования реализации гибридного обучения иностранному языку был проведен анализ:

- научных источников по проблеме применения информационных ресурсов и технологий в процессе преподавания иностранного языка;

- образовательных и рабочих программ по учебной дисциплине «Иностранный язык делового и профессионального общения» направления подготовки: 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата);

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

- анализ электронных учебных пособий и учебных аутентичных сайтов, используемых преподавателями в ходе преподавания иностранного языка;

- образовательные платформы: Eduardo, Onlinetestpad, Nearpod, LearningApps и др. Также в ходе наблюдений и опроса преподавателей, был проанализирован и обобщен фактический педагогический опыт.

В предлагаемом исследовании авторы сконцентрировали внимание на возможностях использования Интернет-ресурсов, применяемых в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов с опорой на собственный педагогический опыт. Авторами был разработан Массовый Открытый Онлайн-Курс "English for Advertising" для студентов уровня подготовки бакалавриат, а также для всех слушателей, получающих профессиональные базовые знания и начинающих специалистов в сфере маркетинга и рекламы. С результатами работы гибридного режима обучения с использованием авторского курса на базе ФГБОУ ВО РЭУ им.Г.В.Плеханова в условиях реализации концепции развития непрерывного образования в Российской Федерации на период до 2030 года можно ознакомиться по ссылке: http://lms.eduardo. studio/courses/course-v1: djamilagodina+108118+1/ about

При разработке курса основное внимание было сконцентрировано на достижении результатов обучения в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Иностранный язык делового и профессионального общения», а именно формировании профессиональной иноязычной компетенции - способности к коммуникации [4] в устной и письменной формах на иностранном языке для решения профессиональных задач. Практика показывает, что на сегодняшний день использование гибридной формы обучения, способствующей достижению вышеуказанной цели, возможно в процессе интеграции четырех направлений использования онлайн ресурсов: образовательные платформы (Moodle, Eduardo); образовательные

Таблица 1. Содержания модуля курса «English for Advertising»

сайты и приложения (LearninApps, Liveworksheets, Reverso Context); онлайн-конференции (вебинар, ЯндексТелемост); платформы, предназначенные для создания онлайн-тестов (Onlinetestpad, Quzlet).

Данные онлайн ресурсы способствуют внедрению обучения в гибридном режиме, интерактивной коммуникации как на уровне студент-студент, так и на уровне студент-преподаватель, организации самостоятельной работы студентов и мониторинга результатов обучения с возможностью анализа.

Массовый Открытый Онлайн-Курс "English for Advertising" предполагает 7 модулей, состоящих из тем, подобранных с учетом требований рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык делового и профессионального общения», а также актуальных потребностей обучающихся в использовании иностранного языка в сфере профессионального общения. [3] Каждый модуль (12 академических часов) состоит из трех тем по 4 академических часа. Общая продолжительность курса - 84 академических часа. Формат подачи материалов курса построен на использовании инновационных образовательных технологий. Данный курс включает в себя связанные c тематической точки зрения видео лекции, презентации, текстовые учебные материалы, тестовые задания, обеспечивающие постоянное взаимодействие всех участников учебного процесса как в оффлайн формате, так и онлайн (форумы, онлайн конференции) на специализированной онлайн платформе. На примере аутентичных видеороликов слушатели смогут изучить приемы и методы, используемые в рекламе, проанализировать преимущества и недостатки того или иного метода. На примере реальных case-study, слушатели проанализируют как типичные, так и незаурядные ситуации в сфере маркетинга и рекламы, что стимулирует студентов мыслить нетривиально, правильно ставить проблему, искать нестандартные решения, формируя навыки аналитического мышления. Таблица 1 представляет пример модуля курса.

Модуль Изучение материала с использованием мультимедийных средств Самостоятельная работа Интерактивные методы взаимодействия Контроль

I. Functions of advertising Просмотр видеолекций/ видеороликов по теме, ориентированной на изучение профессиональной лексики с конспектированием. Выполнение интерактивных заданий в тестовой и игровой формах на отработку профессиональной терминологии по прослушанной видеолекции. Интерактивное общение в группе/ чате по заданной теме (онлайн/оффлайн). Подготовка творческого письменного задания по теме модуля. Проверка работ самими слушателями - peer-to-peer review. Выполнение теста. Проверка и анализ результатов в мультимедийном режиме.

Теоретическая и практическая значимость дано ного исследования заключается в том, что необ-Ы ходимость внедрения гибридной формы обучения, предполагающей использование информационных ~ технологий в образовательном процессе вуза, яв-г ляется необходимой. Данная реализация процесса

обучения способствует формированию профессиональной иноязычной компетенции и предоставляет уникальную возможность участникам усовершенствовать коммуникативные навыки на иностранной и использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности.

Литература

1. Миронова Д.А., Коробова Е.В., Кардович И.К., педагогические аспекты применения инфо-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам в высшей школе, Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 219-222.

2. Морозова А.Л., Костюкова Т.А., Создание культурологической среды в реализации языкового образования в неязыковых вузах, Язык и культура. 2021. № 53. С. 238-254.

3. Морозова А.Л., Костюкова Т.А., Морозова Д.М., Обучение языку специальности студентов-юристов в вузах России и за рубежом, Язык и культура. 2021. № 55. С. 272-288.

4. Морозова А.Л., Костюкова Т.А., Година Д.Х., Информационные технологии в реализации языкового образования в неязыковом вузе, Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 4 (48). С. 1628.

5. Муратова О.А., Бернацкая М.В., Люгаева Т.В., Пригожина К.Б., Онлайн-ресурсы в организации образовательного процесса в неязыковых вузах, Современное педагогическое образование, 2022. № 1. С. 149-152.

INTEGRATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES INTO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES ON THE EXAMPLE OF THE MASS OPEN ONLINE COURSE "ENGLISH FOR ADVERTISING"

Vovsi-Tille L.A., Godina Ja. Kh., Kalashnikova N.A., Kardovich I.K.

REU them. G.V. Plekhanov

The authors consider the specifics and possibilities of using information technologies in the implementation of language education in non-linguistic universities in Russia on the example of teaching a foreign language in the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the PRUE. G.V. Plekhanov (Moscow) in 2021-2023 undergraduate and graduate levels. The practice of introducing information technologies is analyzed, which expand the possibilities of the educational learning environment, providing the potential for the use of innovative technologies and more reliable collaboration opportunities. Such educational platforms as Eduardo and Onlinetestpad allow teachers to synthesize educational material, and students to independently improve the level of language proficiency. The experience of PRUE them. G.V. Plekhanov, where the staff of the Department of Foreign Language No. 1 implemented a series of courses on their platforms using pedagogical and information technologies. It is proved that the use of information technologies meets the requirements of the higher education standard and is aimed at achieving the learning outcomes stated in it in the academic discipline «Foreign Language of Business and Professional Communication».

Keywords: foreign language, teaching, students, university, information technology, hybrid learning, educational platforms.

References

1. Mironova D.A., Korobova E.V., Kardovich I.K., Pedagogical aspects of the use of infocommunication technologies in teaching foreign languages in higher education, Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics.

2019. V. 25. No. 1. S. 219-222.

2. Morozova A.L., Kostyukova T.A., Creation of a cultural environment in the implementation of language education in non-linguistic universities, Language and Culture. 2021. No. 53. S. 238-254.

3. Morozova A.L., Kostyukova T.A., Morozova D.M. Teaching the language of the specialty of law students in universities in Russia and abroad, Language and culture. 2021. No. 55. S. 272288.

4. Morozova A.L., Kostyukova T.A., Godina D. Kh., Information technologies in the implementation of language education in a non-linguistic university, Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences.

2020. No. 4 (48). pp. 16-28.

5. Muratova O.A., Bernatskaya M.V., Lyugaeva T.V., Prigozhi-na K.B., Online resources in the organization of the educational process in non-linguistic universities, Modern Pedagogical Education, 2022. No. 1. P. 149-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.