Научная статья на тему 'Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в доходах бюджета республики Татарстан'

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в доходах бюджета республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПЛАТЕЖИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ENVIRONMENT / THE NEGATIVE IMPACT OF POLLUTION CHARGES / ADMINISTRATION FEES / BUDGET REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюдина М.П.

За негативное воздействие на окружающую среду в Российской Федерации установлены следующие виды платежей: за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными объектами, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Эти платежи отнесены к неналоговым доходам и зачисляются в бюджеты всех уровней. В региональных бюджетах, в том числе и в бюджете Республики Татарстан, их доля незначительна. В статье приведены данные по поступлениям платежей в бюджет Республики Татарстан и отмечены возможные резервы их увеличения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAYMENTS FOR NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT IN THE BUDGET REVENUES REPUBLIC OF TATARSTAN

For negative impact on the environment in the Russian Federation, the following methods of payment for emissions of air pollutants from stationary and mobile objects, discharges of pollutants into surface and ground water bodies, waste production and consumption. These payments are classified as non-tax revenue and credited to the budgets of all levels. In the regional budgets, including the budget of the Republic of Tatarstan, their share is negligible. The article presents data on receipts of payments to the budget of the Republic of Tatarstan and the marked increase in their possible reserves.

Текст научной работы на тему «Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в доходах бюджета республики Татарстан»

Проблемы экономики и менеджмента

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.232.2

М.П. Дюдина

ст. преподаватель, кафедра финансов, Институт экономики и финансов ФГА У ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Аннотация. За негативное воздействие на окружающую среду в Российской Федерации установлены следующие виды платежей: за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными объектами, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Эти платежи отнесены к неналоговым доходам и зачисляются в бюджеты всех уровней. В региональных бюджетах, в том числе и в бюджете Республики Татарстан, их доля незначительна. В статье приведены данные по поступлениям платежей в бюджет Республики Татарстан и отмечены возможные резервы их увеличения.

Ключевые слова: окружающая среда, негативное воздействие, платежи за загрязнение, администрирование платежей, доходы бюджета.

M.P. Dyudina, Institute of Economics and Finance Kazan (Volga region) Federal University

PAYMENTS FOR NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT IN THE BUDGET REVENUES REPUBLIC OF TATARSTAN

Abstract. For negative impact on the environment in the Russian Federation, the following methods of payment for emissions of air pollutants from stationary and mobile objects, discharges of pollutants into surface and ground water bodies, waste production and consumption. These payments are classified as non-tax revenue and credited to the budgets of all levels. In the regional budgets, including the budget of the Republic of Tatarstan, their share is negligible. The article presents data on receipts of payments to the budget of the Republic of Tatarstan and the marked increase in their possible reserves.

Keywords: environment, the negative impact of pollution charges, administration fees, budget revenues.

В современных условиях в гораздо большей степени, чем раньше проявляется зависимость общества от состояния природной среды. Постоянное увеличивающееся потребление все новых природных ресурсов и огромные потоки производственных отходов подорвали способность природы к самовосстановлению. Поэтому государство должно взять на себя функции по защите атмосферного воздуха, воды, недр от негативного воздействия на них и проводить мероприятия по обеспечению восстановительной способности природной среды. В этой связи важным и необходимым является совершенствование платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Российская Федерация одна из первых стран мира, которая ввела платное природопользование. В 1991 году среди прочих платежей за природопользование Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» были введены платежи за

90

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

негативное воздействие на природную среду, которые призваны были решать природоохранные задачи. Однако статус их по отношению к бюджету менялся. Первоначально платежи перечислялись в размере 10% в федеральный бюджет и 90% во внебюджетные федеральные, региональные и местные экологические фонды. В 2001 году экологические фонды были упразднены и платежи за загрязнение окружающей среды стали перечисляться в федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации, а, следовательно, был утрачен их целевой характер. Они относились к федеральным экологическим налогам, учет и контроль за ними полностью возлагался на налоговые органы. Но с 2004 года эти платежи были выведены из состава налогов и сборов и определены как фискальный сбор. Основной предпосылкой такого решения явилось то, что платежи носят возмезднокомпенсационный характер, поэтому их не следует относить к налоговым. Функции администратора платы с этого периода времени были возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, которой пришлось организовывать учет плательщиков, определять порядок администрирования платежей, организовывать контрольную работу и решать иные задачи. В октябре 2010 года полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду были переданы Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды теплом, шумом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- прочие виды отрицательного воздействия на природу.

Однако в настоящее время плата взимается только за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными объектами, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, за неиспользование попутного нефтяного газа. За другие виды вредного воздействия, в частности за загрязнение недр, почв, за вибрацию, шум, электромагнитное воздействие экологические платежи не установлены из-за невозможности определения их размера, в виду отсутствия нормативов исчисления.

В соответствие с Бюджетным кодексом платежи за негативное воздействие на окружающую среду зачисляются в бюджеты всех уровней, причем 20 процентов поступает в доходы федерального бюджета и по 40 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

По данным Росприроднадзора за 2012 год в доход консолидированного бюджета Российской Федерации поступило около 32 млрд руб., из них в доходы федерального

№ 3 (31) - 2014

91

Проблемы экономики и менеджмента

бюджета более 7 млрд руб. Около 50 процентов поступлений составила плата за загрязнение окружающей среды от стационарных объектов, около 30 процентов - это платежи за размещение отходов.

Во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан, наблюдается напряженная экологическая обстановка. Основную долю в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия добывающей и обрабатывающей отраслей экономики. В Республике Татарстан большой вред природной среде наносят предприятия топливной и нефтехимической промышленности. Причем уровень загрязнения ежегодно растет, что обусловлено ростом объемов производства на предприятиях республики топливной, строительной и машиностроительной отраслей. Бурный рост парка автомобильного транспорта приводит к увеличению концентрации диоксида азота и оксида углерода в атмосфере. Ежегодно в Республике Татарстан образуется более 10 млн тонн отходов производства и потребления. В качестве вторичных ресурсов используется лишь 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В переработку направляются лишь высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом, лом и отходы черных и цветных металлов. Негативно влияют на экологию в Республике, строящиеся промышленные предприятия в особой экономической зоне «Алабуга», строительство электрометаллургического завода «ТатСталь», строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида ОАО «Аммоний». И хотя в проектную документацию на строящиеся объекты заложены большие объемы средств на природоохранные мероприятия, масштабность проектов не исключает наличие экологических проблем, для решения которых необходим комплексный подход.

Республикой Татарстан в 2013 году было мобилизовано платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 782 млн рублей, из которых в федеральный бюджет было зачислено 147 млн рублей, в бюджет Республике Татарстан - 313 млн рублей и в местные бюджеты - 322 млн рублей. Однако в доходах бюджета республики эти платежи составляют всего лишь 0,25% от всей суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан. Очевидно, что это очень незначительные поступления, которые не могут обеспечить проведение природоохранных мероприятий на территории региона. Следовательно, ни компенсационной, не регулятивной функции в настоящее время эти платежи не выполняют.

Правительством Республики Татарстан принято решение о том, что вся сумма платежей за загрязнение окружающей среды, поступившая в доход местного бюджета, полностью направляется на реализацию природоохранных мероприятий на территории соответствующего муниципального образования. Однако, например, в 2013 году из общего запланированного объема средств муниципального бюджета от экологических платежей на сумму 322,46 млн рублей выполнены природоохранные мероприятия на сумму 229,36 млн рублей, то есть освоено около 70 процентов, собранных средств. Это значит, что муниципалитеты уделяют недостаточно внимания защите природы от негативного воздействия промышленного производства и транспорта.

92

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

Следует отметить, что имеются значительные резервы увеличения поступлений данных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Важным мероприятием в этом направлении является совершенствование администрирования платежей.

Начать работу, на наш взгляд, следует с повышения качества учета плательщиков. Так, например, по Республике Татарстан в налоговых органах в 2013 году было зарегистрировано более 220,8 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На учет же в Управлении Росприроднадзора поставлено только 53,4 тысяч плательщиков, из которых вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду 45,5 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. А ведь каждое предприятие имеет транспортные средства и у всех хозяйствующих субъектов в процессе деятельности накапливается бытовой мусор, следовательно, они обязаны вносить соответствующие платежи в бюджетную систему. Таким образом, в работе управления имеются значительные резервы по постановке на учет плательщиков и, соответственно, повышению собираемости платы в бюджеты всех уровней. Здесь необходимы согласованные действия управления, налоговых органов и муниципальных образований. Но у Росприроднадзора соглашения с Федеральной налоговой службой отсутствует, а с муниципальными районами заключены лишь 16 соглашений.

Для повышения уровня администрирования следует пересмотреть меры ответственности. К сожалению, законодательно не закреплены административные рычаги, обеспечивающие полноту постановки на учет плательщиков, своевременность предоставления расчетов. Штрафных санкций за непредставление расчета, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Такие действия можно квалифицировать только как сокрытие экологической информации, ответственность за которое, в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях, предусмотрена в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 1 000-2 000 рублей, а на юридических лиц - 10 000-20 000 рублей. Невнесение платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 000-6 000 рублей, а на юридических лиц - 50 000-100 000 рублей.

С 1 августа 2014 года на Росприроднадзор возложено ведение государственного кадастра отходов, что позволит упорядочить и систематизировать данные об учете движения отходов от их образователей до конечных объектов удаления, выявлять недобросовестных природопользователей.

Назрела необходимость принятия правовых актов, устанавливающих порядок и размеры платы за такие виды негативного воздействия как вибрация, шум, загрязнение недр и почв, электромагнитные, радиационные и ионизирующие воздействия, которые законодательством об охране окружающей среды отнесены к платным.

Другая проблема заключается в том, что величина и эффективность платы за загрязнение окружающей среды определяются уровнем нормативов платы за загрязнение. Нормативы платы утверждены постановлением Правительства

№ 3 (31) - 2014

93

Проблемы экономики и менеджмента

Российской Федерации в 2003 году. На протяжении более десяти лет они не пересматривались, а только ежегодно корректировались в соответствии с уровнем инфляции. Изменения были внесены в 2009 году лишь по одному наименованию «метан», по которому нормативы платы увеличены в 1000 раз. Размер платы и механизм ее начисления не стимулируют предприятия к внедрению природоохранных технологий. Поскольку даже начисляемая по максимальной ставке плата не сопоставима с затратами предприятий на осуществление природоохранных мероприятий. Например, по данным годового отчета акционерного общества «Казаньоргсинтез» затраты на охрану окружающей среды в 80 раз выше, чем плата за аналогичный период времени.

Кроме того, разработан проект федерального закона, в соответствии с которым с 2018 года предлагается увеличить коэффициенты за превышение объемов выбросов в атмосферу. Так, для сверхнормативных выбросов и сбросов, в пределах временно разрешенных выбросов, установить повышающий коэффициент, равный 25 (вместо, действующего в настоящее время, 5), а для сверхразрешенных выбросов - повышающий коэффициент 75 (вместо действующего в настоящее время 25), а с 2021 г. - стократный повышающий коэффициент (k=100). Одновременно предлагается применение ряда льгот при исчислении и взимании платы за негативное воздействие: корректировка платы с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий капитального характера посредством вычитания из размера платы фактических расходов плательщика на осуществление природоохранных мероприятий, при не превышении технологических нормативов плата не вносится.

Реализация данных мероприятий положительно повлияет на экологическую обстановку и в Республике Татарстан и в России в целом, а также позволит повысить доходы бюджетов всех уровней.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2. Постановление правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»

3. Информация «О результатах деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан в 2013 году и задачах на 2014 год» [Электронный ресурс]. URL://rosprirod.tatarstan.ru/

94

№ 3 (31) - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.