расширить свои рынки и производственные мощности, активно привлекая инвестиции из Китая, закрепиться на этих рынках за счет собственных технологических инноваций. Для этого необходимо предпринимать следующее:
- осваивать узкие ниши специализированной трудно-копируемой техники;
- придумывать способы защиты технических решений;
- загружать китайцев заказами на комплектующие, превращая их из конкурентов в подрядчиков;
- покупать китайские промышленные активы [2]. Развитие экономических отношений между Россией
и Китаем неизбежно, и главной задачей здесь является
совмещение экономических возможностей и стратегических интересов с соблюдением правовых норм обеих сторон.
Библиографический список
1. Карлусов, В. Внешнеэкономические связи России и Китая: баланс интересов и совершенствование механизма организации / В. Карлусов // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 3. С. 35-36.
2. Как нам победить Китай // Эксперт. 2008. № 13. С. 82-83.
A. K. Vladyko
ANALYSIS OF GENERAL TENDENCIES OF THE FOREIGN TRADE COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA
The tendencies of the foreign trade cooperation between Russia and China in the system of market economy are considered. The offers for the foreign trade cooperation to increase the efficiency of two side advantageous relations are resulted.
Keywords: tendencies, foreign trade, cooperation.
© Владыко А. К., 2009
УДК: 502.7(57151)
Л. В. Калягина, Н. И. Пыжикова
СОХРАНЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ -СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Рассматриваются критерии устойчивого развития края, где главным и определяющим фактором является сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Отмечено, что устойчивость муниципальных образований в первую очередь зависит от стабильности численности населения и его здоровья.
Ключевые слова: здоровье населения, контроль, государственное регулирование, охрана окружающей среды, экологические платежи.
Опираясь на понятия классической экономической теории, следует отметить, что ключевыми условиями (факторами) экономического развития являются труд, земля, природ -ные ресурсы, капитал. Любая развитая в экономическом отношении страна помимо этих условий создает собственными производительными силами другие факторы, такие как научно-техническая база производства, коммуникационная инфраструктура, высококвалифицированные кадры. Причем нередко в регионах (или стране в целом) именно последние являются решающими, особенно при ограниченности, например, природного сырья или трудовых ресурсов, но хорошо развитой транспортной системе и местоположении региона (страны) на транзитных направлениях экономических связей. В совокупности эти условия составляют стратегический потенциал региона (страны в целом).
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президен-
та РФ от 01.04.1996 г. № 440, под устойчивым развитием общества следует понимать развитие, «... обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей». Главным и определяющим здесь является условие сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала Земли. Устойчивость муниципального образования как системы определяется рядом экономических, социальных и экологических факторов. Устойчивость системы тем выше, чем меньше она зависит от внешних факторов. Если рассматривать типы воздействий на систему, то их следует разделить на внутренние, действующие на элементы системы, и внешние, направленные на внешние границы системы. При таком подходе можно предложить следующую
классификацию критериев, включающую три основные группы: экологические, экономические и социальные критерии.
1. Экологические критерии.
1.1. Качество окружающей среды согласно гигиеническим и экологическим нормативам (качество атмосферного воздуха, питьевой воды; наличие шума, электромагнитных полей; наличие рекреационных зон).
1.2. Обеспеченность экономики и социальной сферы ресурсами (минеральным сырьем; водой; пашнями; лесом; водными объектами как приемниками сточных вод; атмосферой как приемником выбросов; землей для размещения отходов).
Показатели качества окружающей среды непосредственно влияют на состояние здоровья населения, на привлекательность данной территории для проживания. Мы видим, что многие критерии взаимосвязаны: качество атмосферного воздуха и атмосфера как приемник выбросов; качество питьевой воды и водные объекты как приемник сточных вод; рекреационные зоны с одной стороны и пашни и земли для размещения отходов с другой.
2. Экономические критерии.
2.1. Зависимость от внешних источников сырья.
2.2. Зависимость от внешних источников энергии.
2.3. Зависимость от внешних источников рабочей силы.
2.4. Зависимость от внешних потребителей продукции.
2.5. Зависимость от внешних потребителей отходов.
Для устойчивости системы важны не столько абсолютные показатели (например, потребление электроэнергии) и даже не удельные значения (потребление электроэнергии на одного жителя или на рубль произведенной продукции), сколько самообеспечение, например, процент от потребляемой электроэнергии, который может быть произведен непосредственно на ее территории. При
этом если производство электроэнергии осуществляется за счет использования минерального сырья, то взамен зависимости от поставок энергии мы получаем зависимость от поставок сырья. И только производство энергии за счет использования возобновляемых ресурсов (солнечной энергии, ветерка, гидроресурсов) уменьшает эту зависимость почти до нуля (появляется зависимость от погодных условий).
3. Социальные критерии:
3.1. Реальные доходы населения.
3.2. Продолжительность жизни.
3.3. Рождаемость.
3.4. Смертность.
3.5. Показатели здоровья.
3.6. Занятость населения.
3.7. Осознание населением экологических проблем.
3.8. Готовность населения на самоограничения по экологическим причинам.
Следует также отметить, что устойчивость муниципального образования в первую очередь зависит от стабильности численности населения и его здоровья . В Красноярском крае состояние окружающей среды внушает опасения, так как загрязнение окружающей среды химическими веществами оказывает негативное влияние в первую очередь на здоровье населения края, обусловливая распространение экологически зависимых заболеваний и вызывая нарушение функции различных органов и систем жизнедеятельности человека. Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих гигиенический норматив, наблюдается по следующим ингредиентам [1]:
- взвешенным веществам в городах Ачинске (3,0 ПДК), Красноярске (1,6 ПДК), Норильске (0,99 ПДК);
- диоксиду серы в Норильске (3,5 ПДК);
Таблица 1
Уровень смертности населения Красноярского края в зависимости от загрязнения атмосферного воздуха (2002-2007 гг.)
Класс болезни, нозологическая форма Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Случаев на 1 000 человек, %
Болезни крови и кроветворных органов 2,8 3,1 3,4 3,6 4,2 4,6
Болезни эндокринной системы 7,7 7,6 7,8 7,9 11,6 11,2
сахарный диабет 1,1 1,1 1,3 1,4 1,6 1,6
Болезни нервной системы 11,1 12,3 14,1 14,3 16,7 17,7
Болезни системы кровообращения 17,7 20,6 26,1 26,9 32,0 35,2
болезни, характеризующиеся повышенным 4,6 5,2 6,9 7,2 8,6 9,1
кровяным давлением
ишемическая болезнь сердца 3,8 3,9 5,5 5,6 6,3 5,3
острый инфаркт миокарда 1,1 1,1 1,2 1,2 1,1 0,9
цереброваскулярные болезни 3,8 4,8 7,2 7,2 7,8 6,1
Болезни органов дыхания 256,2 258,8 260,9 260,7 257,8 1 271,4
аллергический ринит 0,7 0,9 1,0 0,9 1,0 1,0
астма, астматический статус 0,7 0,7 0,7 0,9 1,0 1,0
Беременность, роды и послеродовой период 12,1 13,8 15,7 13,9 14,7 15,6
Злокачественные новообразования, случаев на 100 000 чел.,
Всего 264,8 266,5 277,7 295,9 285,3 294,1
в том числе трахеи, бронхов, легкого 42,2 39,4 37,2 40,2 40,2 42,6
- диоксиду азота в Ачинске (1,17 ПДК);
- фенолу в Норильске (1,13 ПДК);
- формальдегиду в Красноярске (2,23 ПДК), Лесоси-бирске (1,8 ПДК), Минусинске (1,1 ПДК), Назарове (1,7 ПДК), Норильске (6,3 ПДК);
- бенз(а)пирену в Ачинске (2,5 ПДК), Канске (4,9 ПДК), Красноярске (5,9 ПДК), Лесосибирске (1,7 ПДК), Минусинске (3,8 ПДК), Назарове (2,7 ПДК);
- сероуглероду в Красноярске (1,1 ПДК).
Рассмотрим данные об изменении здоровья населения под воздействием загрязняющих атмосферный воздух выбросов промышленных городов Красноярского края (табл. 1). Для составления этой таблицы использованы среднегодовые данные, собранные территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды (Среднесибирское УГМС).
Анализ представленных данных показывает, что уровень заболеваемости населения Красноярского края экологически обусловленными болезнями на протяжении 2002-2007 гг. имеет тенденцию роста по всем классам заболеваний. Так, в 2007 г. по сравнению 2002 г., темпы прироста уровня заболеваемости населения по различным классам болезней составили от 28,9 до 98,8 %. Наибольший темп прироста отмечается по классу болезней системы кровообращения (98,8 %), в большей степени за счет болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением (уровень заболеваемости увеличился в 2 раза). В 2007 г. по сравнению с 2006 г. снизился уровень заболеваемости населения края болезнями эндокринной системы, по другим классам болезней отмечается рост заболеваемости. В течение 2002-2007 гг. наблюдается рост заболеваемости населения злокачественными новообразованиям (темп прироста составил 11,1 %).
Уровень заболеваемости детей в возрасте до 14 лет аналогичными экологически зависимыми болезнями в несколько раз выше уровня заболеваемости совокупного населения края: болезнями органов дыхания в 3,6 раза, в том числе аллергическими ринитами в 2,8 раза, астмой в 2,3 раза; болезнями крови и кроветворных органов в 3,2 раза, болезнями нервной системы в 2,1 раза.
В 2007 г. в Лесосибирске чаще, чем в других городах Красноярского края и в целом по краю, среди населения регистрируются случаи (число случаев на 1 000 человек) болезней крови и кроветворных органов (11,3 % при краевом показателе 4,6 %), болезней системы кровообращения (95,8 % при краевом показателе 32,0 %). Болезни эндокринной системы чаще регистрируются среди населения Минусинска (15,1 % при краевом показателе 11,2 %). Болезни нервной системы чаще регистрируются среди населения Ачинска (34,5 % при краевом уровне 17,7 %). По классам «Болезни органов дыхания» и «Беременность, роды и послеродовый период» лидирует Норильск: 374,0 % и 23,4 % соответственно. Неблагополучным по заболеваемости населения злокачественными новообразованиями на протяжении последних трех лет является Назарово (число случаев на 100 000 человек): уровень заболеваемости населения составляет 499,2 при краевом показателе 294,1.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно отметим следующее:
1. Характер загрязнения воздушной среды населенных мест Красноярского края в 2007 г оценивается как интенсивный и многофакторный. В атмосферном воздухе жилых территорий городов Ачинска, Канска, Лесосибирска, Минусинска, Красноярска и Норильска 95,3 % от объемов валовых выбросов составляют вещества 3-4 класса опасности; 2,8 % -вещества 1-2 класса опасности для здоровья человека.
2. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Норильске и Красноярске, формирующийся за счет выбросов предприятий автотранспорта, характеризуется как «очень высокий» и «высокий».
3. Величина неканцерогенного риска здоровью населения от воздействия загрязненного атмосферного воздуха в крупных промышленных городах Красноярского края превышает допустимый уровень от Нр = 7,16 в Минусинске до Нр = 16,77 в Норильске.
4. Сложившиеся уровни загрязнения атмосферного воздуха городов края бенз(а)пиреном формируют предельно допустимый канцерогенный риск для населения городов Ачинска, Канска, Красноярска, Минусинска, Назарово, приемлемый - для населения Лесосибирска, Норильска. Популяционный канцерогенный риск является недопустимым для населения Красноярска.
5. В целом санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории промышленных городов Красноярского края (Красноярска, Норильска, Ачинска, Назарово, Минусинска) оценивается как неблагополучная.
В 2007 г. государственный экологический контроль осуществлялся в двух уровнях: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
Федеральные органы исполнительной власти, осуществлявшие государственный экологический контроль, представлены тремя федеральными структурами: Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; Министерством природных ресурсов России; Министерством сельского хозяйства России.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. На территории края эту службу представляет Енисейское межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора (ЕМТУ Ростехнадзора), в компетенцию которого входит государственный экологический контроль в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия в следующих областях:
- охраны атмосферного воздуха;
- обращения с отходами производства и потребления;
- соблюдения законодательства при экологической экспертизе.
Государственный технологический надзор и контроль осуществляется:
- за деятельностью организаций, поднадзорных Службе и аккредитованных Службой;
- в сфере безопасного ведения работ, связанных с рациональным использованием и охраной недр;
- в сфере промышленной безопасности;
- в сфере безопасности производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.
Кроме основных функций в соответствии с утвержденными полномочиями, Енисейское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы природопользователями за негативное воздействие на окружающую среду.
Министерство природных ресурсов России. На территории Красноярского края эту службу представляет управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Красноярскому краю. Управлению определены функции государственного экологического контроля в следующих областях:
- охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
- сохранения биологического разнообразия;
- организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- использования и охраны водных объектов и безопасности гидротехнических сооружений.
Министерство сельского хозяйства России. На территории Красноярского края эту службу представляет территориальное управление Россельхознадзора по Красноярскому краю в области государственного контроля за объектами охоты и рыболовства.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет Совет администрации Красноярского края, контрольную деятельность которого исполняют следующие службы:
- служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края;
- служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания администрации Красноярского края (Постановление Совета администрации Красноярского края от 24.12.2007 г. № 499-п);
- Краевое государственное учреждение «Дирекция по ООПТ» администрации Красноярского края.
По итогам 2007 г. в ходе контрольных мероприятий (табл. 2) было выявлено 1 850 нарушений природоохранного законодательства (в 2006 г. - 1 682), привлечено к административной ответственности 472 нарушителя на общую сумму 2 684,5 тыс. руб., взыскано штрафных санкций (с учетом ранее предъявленных) на сумму 2 738,0 тыс. руб.
Администрирование поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) в 2007 г. осуществлялось во исполнение Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 г.» от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ и в соответствии с приказом Ростехнадзора от 6 апреля 2007 г. № 207 «О распределении полно-
мочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду», согласно которому полномочия были распределены между территориальными управлениями Ростехнадзора и филиалами Федерального государственного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений».
На территории Красноярского края, поднадзорной Енисейскому межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Ростехнадзора (далее - БМТУ Ростехнадзора), функции по администрированию платежей в 2007 г. осуществлялись экологическим надзором ЕМТУ Ростехнадзора, обслуживающим природопользователей красноярской группы городов и районов, а также структурными подразделениями, осуществляющими государственный экологический надзор за деятельностью предприятий и организаций, расположенных на закрепленных за ними территориях:
- межрайонными группами государственного экологического контроля (далее - МРГ) - Ачинской, Канской, Лесосибирской и Минусинской;
- отделами государственного экологического контроля Норильского промышленного района (Норильский ПР) и Эвенкийского муниципального района.
Функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду включают в себя:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты природопользователями в бюджет платежей, пеней и штрафов по ним;
- учет начисленных и поступивших сумм платы, а также штрафов, пени по ним, учет средств от лицензионных сборов, госпошлин и денежных взысканий за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, поступающих через органы Федерального казначейства по Красноярскому краю и распределенных по уровням бюджетов в соответствии с законодательством;
- взыскание задолженности по плате, пени и штрафам;
- принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей, пени, штрафов;
- доведение до плательщиков реквизитов счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета соответствующих платежей, и порядка заполнения платежных поручений на перечисление соответствующих средств в бюджет.
Филиал Федерального государственного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений» по Красноярскому краю в соответствии с приказом ЕМТУ Ростехнадзора от 22 мая 2006 г. N° 63 и Временным регламентом совместной работы по администрированию платы взял на себя определенные полномочия, связанные с контролем по использованию предприятиями-при-
Таблица 2
Основные показатели государственного экологического контроля
Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Количество проверок природоохранной деятельности предприятий 1 689 636 323 480 633 467 635 460
Выявлено нарушений 2 205 833 464 809 907 1 216 1 682 1 850
родопользователями результатов аналитического контроля при расчете фактических масс загрязняющих веществ и размещаемых отходов, а также проверкой правильности определения масс загрязняющих веществ (ЗВ) приро-допользователей, имеющих сбросы в водные объекты и выбросы ЗВ в атмосферный воздух в пределах временно согласованных выбросов (ВСВ).
По итогам фактической деятельности за 2007 г., сумма платы, исчисленная природопользователям Красноярского края, составила 1 493 237,9 тыс. руб. (табл. 3).
На размеры платежей существенно влияет наличие сверхлимитной платы, которая в большинстве случаев является показателем неудовлетворительного выполнения природопользователями требований природоохранного законодательства в части своевременного оформления разрешительной документации на сбросы, выбросы ЗВ, размещение отходов, а также соблюдения установленных нормативов воздействия на окружающую среду. В общей сумме платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 г. сверхлимитная плата составляет 147 154,4 тыс. руб., или 9,85 %. Для сравнения: в 2006 г. доля сверхлимитной платы составляла 30,4 % в общей сумме платежей. Наибольшая доля сверхлимитной платы приходится на плату за сбросы ЗВ в водные объекты - 43,5 % и плату за размещение отходов - 43,6 % от общей суммы сверхлимитной платы. Эффективность работы очистных сооружений в отдельных регионах края остается низкой, а необходимые водоохранные мероприятия, связанные с модернизацией и строительством очистных сооружений, не выполняются. Наиболее высокую долю сверхлимитных платежей за сбросы ЗВ в водные объекты в 2006 г. имели природопользователи Красноярска (ОАО «Енисейский ЦБК»), Лесосибирска, Железногорска, а также Рыбинского, Назаровского, Канского районов.
Общее число плательщиков увеличилось в 2007 г. до 9447 (в 2006 г. - 7 873). Количество крупнейших плательщиков осталось без изменения, количество крупных объектов негативного воздействия (с годовой суммой платы от 1 до 10 млн руб.) увеличилось по сравнению с
2006 г. на 10. Размер начисленной платы восьми крупнейшим природопользователям составил 82,6 % от общей годовой платы по краю за негативное воздействие на окружающую среду, доля мелких 9 112 природопользо-вателей составила всего 3,1 %.
С 1.01.2005 г. плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в доход бюджета. Ростехнадзор, как администратор поступления платы в бюджет,
утвердил территориальным подразделениям плановые задания поступления платы в бюджетную систему на 2007 г. в общем объеме 445,0 млн руб. При формировании плановых показателей учитывались суммы корректировки платы при условии выполнения всех природоохранных мероприятий в 2007 г.
В 2007 г. платежи природопользователей края, в соот -ветствии с законодательством, поступали на счет Управления федерального казначейства по Красноярскому краю и распределялись по уровням бюджетов: 20 % в доход федерального бюджета и по 40 % - в краевой и местный бюджеты.
Всего в 2007 г. природопользователями Красноярского края перечислено в бюджетную систему 582 493,4 тыс. руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду. Выполнение установленного Ростехнадзором планового показателя в целом по региону (с учетом поступлений Республики Тыва) было обеспечено на 132,6 % (табл. 4).
Поступление экологических платежей в бюджеты всех уровней края составило в 2007 г. 582 493,3 тыс. руб. Поступление платежей в бюджет по некоторым городам и районам составило очень низкую долю от начисленной платы - 11,5 % (Козульский район), 13,75 % (Норильск), 14,26 % (Енисейск). Низкое поступление платы в бюджет, особенно по территориям, имеющим крупнейших плательщиков объясняется корректировкой планируемой на
2007 г. платы.
Главным распорядителем средств поступающих в бюджет Красноярского края, является Агентство природопользования администрации Красноярского края. Всего на выполнение природоохранных мероприятий в 2007 г. было выделено средств: по Закону о краевом бюджете -85 094,7 тыс. руб., общая сумма по контрактам - 85 030,3 тыс. руб., профинансировано - 84 465,5 тыс. руб. На погашение кредиторской задолженности прошлых лет по природоохранным предприятиям использованы средства в размере 100 800 руб. На обеспечение деятельности службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края израсходована сумма в размере 11 480 тыс. руб.
В 2008 г. приоритетной задачей для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия предприятий на окружающую среду и ликвидации экологического ущерба, связанного с
Таблица 3
Структура фактических платежей за 2007 г. по видам негативного воздействия
Виды негативного воздействия Сумма платы за год, всего (тыс. руб.) % от общей суммы платы
Выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников 775 264,31 51,93
Выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников 5 149,82 0,34
Сбросы в водные объекты 90 085,2 6,03
Размещение отходов 622 738,56 41,7
Итого по всем видам деятельности 1 493 237,86 100
прошлой хозяйственной деятельностью. На период 20082010 гг. разработаны мероприятия, нацеленные в первую очередь на ликвидацию экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью населения края. Мероприятия осуществляется по трем направлениям.
Первое - совершенствование правовых и инвестиционных механизмов путем разработки законодательных и иных нормативных правовых актов, предусматривающих определение понятия «экологический ущерб» как правового института; стимулирование предотвращения текущего загрязнения; совершенствование функций земельного контроля; регламентацию использования средств инвестиционного фонда; разработку методик инвентаризации, критериев ранжирования, порядка формирования реестра загрязненных территорий, методики оценки экономической эффективности реализации инвестиционных проектов по ликвидации экологического ущерба.
Второе - комплексная оценка накопленного экологического ущерба путем инвентаризации, ранжирования, оценки загрязненных объектов и территорий, формирование реестра загрязненных территорий, а также информационного ресурса об экологическом ущербе.
Третье - проведение уже в ближайшие годы работ по ликвидации загрязнений на территориях и объектах, находящихся в кризисном экологическом состоянии.
С целью сохранения окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения Красноярского края распоряжением Совета администрации Красноярского края от 12.10.2007 г. № 1158-р утверждена ведомственная целевая программа «Охрана окружающей
среды в Красноярском крае на 2008-2010 гг.». Реализация программных мероприятий позволит создать условия для обеспечения конституционного права населения Красноярского края на благоприятную окружающую среду и получение объективной информации о ее состоянии, а также решить задачи создания системы и ведения государственного экологического мониторинга; снижения выбросов в атмосферный воздух; оптимизации обращения с отходами производства и потребления; сокращение сбросов загрязненных сточных вод; предотвращения негативного воздействия вод; сохранение биоразнообразия и регулирования использования объектов животного мира.
Учет вопросов экологии в планировании и управлении устойчивым развитием края, в проведении разнообразного комплекса природоохранных и очистительных мероприятий с целью сохранения окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения Красноярского края, позволит сохранить здоровье населения края, не разрушить природную основу для воспроизводства жизни человека, сберечь трудовой потенциал края и привлекательность данной территории для проживания.
Библиографический список
1. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2007 г. // Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края. Красноярск, 2008. 266 с.
Таблица 4
Показатели поступления платы в бюджет в 2007 г., тыс. руб.
Наименование План Фактически поступило Выполнение , %
Всего В федеральный бюджет
Всего по региону 445 000,0 590 22б,б 11 8045,3 132,б
Красноярский край 439 425,0 582 493,4 11б 498,7 132,б
Республика Тыва 5 575,0 7 733,2 1 54б,б 138,7
Районы Красноярского края
Центральные и южные 21 5180,0 425 б59,1 85 131,8 197,8
районы края
Норильский ПР и Таймырский MP 220 190,0 150 004,8 30 001 б8,1
Эвенкийский MP 4 055,0 б 829,5 1 Зб5,9 1б8,4
L. V. Kalyagina, N. I. Pyzhikova
PROTECTION OF THE STEADY TERRITORY DEVELOPMENT -PROTECTION OF THAT SURROUNDING
The criteria of the steady development of the territory, where the protection of the favorable environment and natural-resource potential of territory is the main and determining factor are examined. It is noted, that the stability ofmunicipal formations first of all depends on the stability of the population number and health.
Keywords: health of population, control, government control, environmental protection, ecological payments.
© Калягина Л. В., Пыжикова Н. И., 2009