Научная статья на тему 'Плата за землю в составе мер по регулированию землепользования'

Плата за землю в составе мер по регулированию землепользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
859
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ЗЕМЛЮ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брыжко В.Г.

В статье обоснован авторский подход к установлению дифференцированных платежей за землю. Предлагается дифференцировать плату за землю в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земель. Обоснованы предложения автора по детальной дифференциации налоговых ставок и уточнению кадастровой стоимости земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плата за землю в составе мер по регулированию землепользования»

Многообразие рисков в предпринимательской деятельности обусловило необходимость их классификации. В современной экономической теории их обычно классифицируют по следующим основным признакам: связь с предпринимательской деятельностью; принадлежность к стране функционирования хозяйственного субъекта; уровень возникновения; сфера происхождения; причины возникновения; степень обоснованности принятия риска; степень системности; соответствие допустимым пределам; реализация рисков; адекватность времени принятия решения реагирования на реализацию рисков; группа, анализирующая риск и принимающая решение о поведении в случае его реализации; масштаб влияния; возможность прогнозирования; степень влияния на деятельность. Список использованной литературы:

1. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2014. - 215 с.

2. Демчук О. В. Сушко Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАИПИ, 2013. - 311 с.

3. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Учебник. 3-е изд. / Пер. с англ. М.: Дело, 2014. - 405 с.

4. Стексова С. Ю. Методология определения ресурсного потенциала предприятия / С. Ю. Стексова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №4.

5. Цветкова Е. В., Арлюкова И. О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургский институт, 2014. - 305 с.

© Бороненко М. В., Черненко Ю.В., 2017

УДК 631.111:711.14

Брыжко В.Г.,

д.э.н., профессор, Пермская ГСХА, г. Пермь, РФ E-mail: zemproekt@pgsha.ru

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ В СОСТАВЕ МЕР ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье обоснован авторский подход к установлению дифференцированных платежей за землю. Предлагается дифференцировать плату за землю в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земель. Обоснованы предложения автора по детальной дифференциации налоговых ставок и уточнению кадастровой стоимости земель.

Ключевые слова

Дифференцированные платежи за землю, земельный налог.

Землепользование и землевладение в Российской Федерации являются платными. Основными формами платы за землю в стране являются земельный налог и арендная плата [1].

Формирование отечественного института платности землепользования связано с реформированием земельных отношений и приходится на 90-е годы прошлого столетия [5]. Механизм взимания земельных платежей в стране постоянно совершенствуется, как и порядок их определения и регламент актуализации сведений о величине платы за землю.

В современных условия величина земельного налога (и арендной платы, как производной последнего) зависит от кадастровой стоимости земельного участка и величины налоговой ставки, установленной налоговым законодательством [2]. Кадастровая стоимость земельного участка, как объекта налоговой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

нагрузки, устанавливается в зависимости от местоположения, качества земель и других факторов по материалам оценки земель в соответствии с нормами земельного законодательства [1]. Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми документами представительных органов муниципальных образований, а их предельный размер налоговым законодательством [2].

Установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от различного целевого назначения земель или разрешенного использования участков служит целям экономического регулирования землепользования и обеспечивает реализацию общественных и государственных интересов в сфере земельных отношений. В свою очередь, дифференцированные платежи за землю входят в состав основных экономических инструментов регулирования российского землепользования [4].

В специальной литературе одним из принципов организации рационального использования и охраны земельных ресурсов традиционно считается приоритет сельскохозяйственного землевладения, землепользования [5]. Это положение направлено на учет особой роли земли в сельском хозяйстве, где она выполняет функцию главного производства и территориальной основы обеспечения продовольственной безопасности и национальной независимости государства.

Высокая значимость для общества земель сельскохозяйственного назначения должна находить отражение при установлении величины платы за землю. Дифференцированные платежи за землю и направлены на учет различной народнохозяйственной значимости участков разного целевого назначения.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации минимальная налоговая ставка - 0,3% установлена для земель сельскохозяйственного назначения, земель сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Для прочих земельных участков (за исключением земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) установлена налоговая ставка 1,5% [2].

Применение дифференцированных платежей за земли различного целевого назначения и разрешенного использования, по мнению автора, служит целям рационализации землепользования, улучшению использования земельных ресурсов. В то же время, требуется усиление регулирующего воздействия земельных платежей.

Совершенствование системы установления и взимания платы за землю видится автору в двух направлениях:

- более детальная дифференциация налоговой ставки;

- уточнение показателей кадастровой стоимости земельных участков.

В первом направлении необходимо на уровне субъекта Российской Федерации предусмотреть снижение налоговой ставки за земли, используемые для сельскохозяйственных целей, от 0,3% до нуля - в случае полного освобождения аграрных товаропроизводителей, производящих наиболее значимые для общества виды продукции и продовольствия, от платы за землю.

Совершенствование рассматриваемой системы во втором направлении должно предусматривать своевременную актуализацию земельно-оценочных сведений и дифференциацию кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования. Для земель, используемых в сельском хозяйстве, кадастровая стоимость должна быть минимальной; для земель, используемых в промышленных отраслях экономики - максимальной. Введение дифференцированных показателей кадастровой стоимости земель должно производиться также на уровне конкретного субъекта Российской Федерации. При этом, по мнению автора, для сельскохозяйственных земель при установлении платежей за землю следует учитывать их качество, местоположение, народнохозяйственную значимость.

В целом реализация перечисленных предложений требует развития норм права, регулирующих платность землевладения, землепользования; возобновление практики проведения специальных обследований и изысканий (в том числе почвенных обследований); совершенствования теории и практики осуществления земельно-оценочных работ. Эти меры направлены на совершенствование экономических

инструментов регулирования землепользования, организацию рационального использования и охрану земельных ресурсов страны и ее регионов.

Список использованной литературы:

1. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. (ред. от 01.09.2016 г.) № 136-Ф3 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Дата обращения: 08.02.2017

2. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. (ред. от 28.12.2016 г.) № 117-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Дата обращения: 08.02.2017

3. Брыжко В.Г. Регулирование сельскохозяйственного производства: ресурсный аспект//В мире научных открытий.- 2013.- №8.1 (44).- С.64-79.

4. Брыжко В.Г. Экономические инструменты регулирования землепользования//Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции.- Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 37-39.

5. Волков С.Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства. - Москва.: Колос, 2001.- 496 с.

© Брыжко В.Г., 2017

УДК 631.111:711.14

Брыжко В.Г.,

д.э.н., профессор, Пермская ГСХА, г. Пермь, РФ E-mail: zemproekt@pgsha.ru

УЩЕРБ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЗ АГРАРНОГО ОБОРОТА

Аннотация

В статье обоснованы предложения автора по совершенствованию порядка определения ущерба сельского хозяйства за исключение земель из аграрного оборота. Предлагается возобновить практику компенсации потерь сельского хозяйства за изъятие особо ценных земель. Обоснована необходимость усиления механизма экономической защиты сельскохозяйственных земель.

Ключевые слова Ущерб сельского хозяйства, экономическая защита земель.

Земля в процессе сельскохозяйственного использования выполняет функцию материального условия осуществления аграрного производства и активного фактора сельского хозяйства. Процесс производства здесь непосредственно связан с землей, почвенным плодородием, естественными биологическими процессами [5].

Особо важная роль, которую играет земля в аграрного производстве требует разработки действенного практического механизма реализации принципа приоритета сельскохозяйственного землевладения и землепользования путем защиты ценных сельскохозяйственных угодий [3]. Следует заметить, что принцип приоритета сельского хозяйства на землю закреплен законодательно в нормах современного земельного права [1]. Однако, реализовать этот принцип на практике не представляется возможным без соответствующего экономического механизма защиты земель.

Исследованиями доказана важная роль экономических инструментов в регулировании сельскохозяйственного производства и аграрного землепользования [4]. В современных экономических условиях эти инструменты требуют существенного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.