Научная статья на тему 'ПЛАСТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИАДИЗАЙНЕРОВ'

ПЛАСТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИАДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пластичность объемно-пространственного мышления / пластичность мышления / развитие мышления / пространство и форма / объем пространства / характеристики пластичности мышления / plasticity of volumetric-spatial thinking / plasticity of thinking / development of thinking / space and form / volume of space / characteristics of plasticity of thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухутдинов Радик Фаридович

В статье рассматривается теоретический и практический опыт в области использования пространст-венного и объемно-пространственного мышления в различных сферах учебной и научной деятельности. Автор отмечает, что в литературе недостаточно глубоко исследованы отдельные аспекты этих видов мышления, крайне мало исследований, посвященных анализу характеристики пластичности объемно-пространственного мышления. Данная статья посвящена рассмотрению характеристики пластичности в системе творческого цифрового проектирования у студентов медиадизайнеров. В статье доказывается важность учета данной характеристики при профильной подготовке студентов медиадизайнеров. Авто-ром выделяются основные стадии и этапы работы в творческом процессе создания медиапроекта как сис-темного продукта, и показано, как при этом происходит достижение высокого уровня пластичности объ-емно-пространственного мышления медиадизайнера. Дается определение пластичности объемно-пространственного мышления и отмечается, что основным видом деятельности и средством развития пластичности является цифровое проектирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухутдинов Радик Фаридович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLASTICITY AS A MAIN CHARACTERISTIC OF VOLUME-SPATIAL THINKING OF THE MEDIA DESIGNER STUDENTS

The article discusses theoretical and practical experience in terms of the use of spatial and volumetric-spatial thinking in various areas of educational and scientific activity. The author notes that certain aspects of these types of thinking have not been sufficiently studied in the literature, in particular, there are very few studies devoted to the analysis of the characteristics of the plasticity of three-dimensional thinking. This article is devoted to the consideration of the characteristics of plasticity in the system of creative digital design among media design students. The article proves the importance of taking this characteristic into account in the specialized training of media design students. The author identifies the main stages and stages of work in the creative process of creating a media project as a system product, and shows how in this case a high level of plasticity of the media designer’s volumetric-spatial thinking is achieved. A definition of the plasticity of volumetric-spatial thinking is given and it is noted that the main activity and means of developing plasticity is digital design.

Текст научной работы на тему «ПЛАСТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИАДИЗАЙНЕРОВ»

4. Клименко H.A. Развитие искусство эстрадного танца в историко-теоретическом контексте || Sci-article 2019/ № 75. [Электронный ресурс]. URL: https://sci-article.ru/statphp?i=1572970872 (дата обращения 01.06.2024).

5. Мельникова Е.П. Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования высших учебных заведениях культуры и искусства || Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 1(79). С. 90-92.

6. Садыкова ДА Эволюция танца в современной культуре || Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 214-217.

7. Серебряков A.A. Обзор программы стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030» || Управление наукой: теория и практика. Т.3, №3 2021. С. 238-241.

В. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года || Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL:https://base.garant.ru/71848426/#friends (дата обращения: 01.06.2024).

9. Шерегова ВА, Постельняк АИ., Медведева С.В. Основополагающие компоненты профессиональной деятельности хореографа в современных условиях || Восточно-европейский журнал. 2021. №1 (65). С. 45-4В.

References

1. Amelina M.N. K voprosu o specificheskih aspektah pedagogicheskoj raboty horeografa // Nauka i socium: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (31 ijulja 2017 g.) / otv. red. E.L. Sorokina - Novosibirsk: Izd-vo Sibirskogo instituta prakticheskoj psihologii, pedagogiki i social'noj raboty, 2017. S. 9 -15.

2. Baranova D.A. Professional'nye navyki horeografa kak predmet issledovanija. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2021/lich_prof_razvitie/2/Baranova.pdf (data obrashhenija: 01.06.2024).

3. Doszhanova D. Pedagog-horeograf detskogo tanceval'nogo kollektiva: funkcii, metody, praktika// Oriental Art and Culture. 2023. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-horeograf-detskogo-tantsevalnogo-kollektiva-funktsii-metody-praktika/viewer (data obrashhenija 01.06.2024)

4. Klimenko N.A. Razvitie iskusstvo jestradnogo tanca v istoriko-teoreticheskom kontekste // Sci-article 2019/ № 75. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1572970872 (data obrashhenija 01.06.2024).

5. Mel'nikova E.P. Trebovanija k pedagogicheskoj dejatel'nosti pedagoga-horeografa na sovremennom jetape obrazovanija vysshih uchebnyh zavedenijah kul'tury i iskusstva / / Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2019. № 1(79). S.90-92.

6. Sadykova D.A. Jevoljucija tanca v sovremennoj kul'ture || Omskij nauchnyj vestnik. 2014. № 4(131). S. 214-217.

7. Serebrjakov A.A. Obzor programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet - 2030» || Upravlenie naukoj: teorija i praktika. T.3, №3 2021. S. 238-241.

8. Strategicheskie prioritety v sfere realizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» do 2030 goda || Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrja 2017 g. № 1642 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs]. URL:https://base.garant.ru/71848426/#friends (data obrashhenija: 01.06.2024).

9. Sheregova V.A., Postel'njak A.I., Medvedeva S.V. Osnovopolagajushhie komponenty professional'noj dejatel'nosti horeografa v sovremennyh uslovijah // Vostochno-evropejskij zhurnal. 2021. №1 (65). S. 45-4В.

УДК 37.026.9 EDN УШ1УШЛ

Мухутдинов Р.Ф.

ПЛАСТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИАДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассматривается теоретический и практический опыт в области использования пространственного и объемно-пространственного мышления в различных сферах учебной и научной деятельности. Автор отмечает, что в литературе недостаточно глубоко исследованы отдельные аспекты этих видов мышления, крайне мало исследований, посвященных анализу характеристики пластичности объемно-пространственного мышления. Данная статья посвящена рассмотрению характеристики пластичности в системе творческого цифрового проектирования у студентов медиадизайнеров. В статье доказывается важность учета данной характеристики при профильной подготовке студентов медиадизайнеров. Автором выделяются основные стадии и этапы работы в творческом процессе создания медиапроекта как системного продукта, и показано, как при этом происходит достижение высокого уровня пластичности объемно-пространственного мышления ме-диадизайнера. Дается определение пластичности объемно-пространственного мышления и отмечается, что основным видом деятельности и средством развития пластичности является цифровое проектирование.

Ключевые слова: пластичность объемно-пространственного мышления, пластичность мышления, развитие мышления, пространство и форма, объем пространства, характеристики пластичности мышления

Для цитирования: Мухутдинов Р.Ф. Пластичность как основная характеристика объемно-пространственного мышления студентов медиадизайнеров // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.193-198, EDN VWIYWA.

Radik F.Mukhutdinov PLASTICITY AS A MAIN CHARACTERISTIC OF VOLUME-SPATIAL THINKING OF THE MEDIA DESIGNER STUDENTS

The article discusses theoretical and practical experience in terms of the use of spatial and volumetric-spatial thinking in various areas of educational and scientific activity. The author notes that certain aspects of these types of thinking have not been sufficiently studied in the literature, in particular, there are very few studies devoted to the analysis of the characteristics of the plasticity of three-dimensional thinking. This article is devoted to the consideration of the characteristics of plasticity in the system of creative digital design among media design students. The article proves the importance of taking this characteristic into account in the specialized training of media design students. The author identifies the main stages and stages of work in the creative process of creating a media project as a system product, and shows how in this case a high level of plasticity of the media designer's volumetric-spatial thinking is achieved. A definition of the plasticity of volumetric-spatial thinking is given and it is noted that the main activity and means of developing plasticity is digital design.

Keywords: plasticity of volumetric-spatial thinking, plasticity of thinking, development of thinking, space and form, volume of space, characteristics of plasticity of thinking

For citation: R.F. Mukhutdinov Plasticity as a main characteristic of volume-spatial thinking of the media designer students // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.193-198, EDN VWIYWA.

Введение

Творческая деятельность студентов медиадизайнеров предполагает включение различных форм мыслительной работы. Для достижения высокого уровня творческой активности и создания качественного медиапро-дукта дизайнеру необходимо обладать определенными способностями и навыками в области объемно-пространственного мышления.

Отдельно вопросы пространственного мышления и объемно-пространственного мышления часто рассматриваются в научной литературе. Имеются различные трактовки и определения этих понятий у разных авторов в различных сферах научной и практической деятельности.

Литературный обзор

Исследованиями синтеза пространственного мышления и алгебраического, а также геометрического компонентов в развитии математических способностей занимались А.Д. Александров, Б.В. Гнеденко,

A.Н. Колмогоров, А. Пуанкаре и др. Отдельно исследуется психологическая составляющая способностей личности в плане восприятия формы в пространстве (И. Верделин, Э. Горндайк, М.Р. Дружинин, В.А. Крутецкий и т.д.). Методы диагностики пространственного мышления и воображения рассматриваются такими учеными, как Г.Д. Глейзер,

B.А. Далингер, В.Г. Зархин, В.Х. Кадаяс, А.Э. Симановский и другие.

Вопросы применения методов развития пространственного мышления исследуют Е.Р. Баклицкая, В.И. Зыкова, В.Н Литвиненко, И.С. Якиманская. В трудах И.С. Якиманской рассматриваются особенности пространственного мышления, предлагаются уровни его

развития, а также условия, необходимые для формирования оптимального качества данного вида мышления в процессе обучения [12]. Показаны результаты исследования механизмов создания пространственных форм и манипуляции с ними при решении образных задач в процессе рисования [2].

Акцентировали внимание на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся в процессе развития пространственного мышления И.А. Бреус, Т.А. Варенцова, Н.Я.Варнавская, И.Г. Вяльцева, Н.Н. Зепнова .

Большинство исследователей сходятся во мнении, что данный вид мыслительной активности - это способность оперировать пространственными формами, уметь представлять некий объект в виде трехмерной модели в пространстве, создавать определенный образ, сохраняя форму, объем, габариты и другие характеристики объекта с последующим преобразованием его в плоскостное изображение и обратно в объемное согласно принципа обратимости [6, 11].

Однако в большинстве случаев примеры таких видов мышления несколько ограничены и предполагают работу с формой и изображениями на плоскости или в виде трехмерной модели. Полагаем, что для выхода на более высокий уровень мастерства студентов медиадизайнеров только этих параметров недостаточно.

Обсуждение

Для более глубокого осмысления истоков вопроса желательно выйти на развернутое понимание того, что есть собственно мышление и творческая деятельность. С точки зрения философской науки, человеческое мышление представляется как категория развития в рамках антропного принципа и являет-

ся своего рода мировоззренческой характеристикой самого процесса мышления [9]. Некоторые ученые рассматривают мыслительную деятельность и основы антропного принципа в рамках саморазвития и самоорганизации материи [8]. В философии Г. Гегеля, например, сам процесс развития представляется как категориальная форма мышления. Также следует отметить, что мыслительная деятельность есть инструмент и определенное условие познания человеком объективной реальности и явлений мироздания [4]. Новое управленческое мышление, согласно Володько В.Ф., состоит из целого комплекса отдельных компонентов, это инновационное (креативное) и нравственное мышление, экологическое и социальное мышление, а также глобальное мышление [1].

Процесс мышления студента медиадизай-нера непосредственно связан с категориями пространство и время, протекает в них или с их учетом. В этой связи любопытным представляется понимание пространства в живой и неживой природе, состоящее из множественных связей предметов (объектов, персонажей) между собой, а также социальное пространство, которое включает еще и чувственные, духовные отношения человека и общества в целом к его предметной среде жизнедеятельности [8, с.234]. Такой же глубокий смысл вкладывается в понятие социальное время, которое понимается как определенная форма бытия. Здесь рассматриваются такие аспекты, как продолжительность процессов или явлений, а также скорость их протекания. Проектирование объекта или медиапродукта с учетом категорий пространство и время, по сути, есть процесс проектирования в движении с определенной скоростью и темпом по установлению взаимосвязей объектов, процессов, явлений в пространстве. Понятие движения в данном случае характеризует особые состояния объектов проектирования, при котором происходит образно-смысловое, чувственное преобразование и переход от движения к осмысленному действию.

В рассматриваемом нами вопросе процессы мыслительной работы протекают в сфере творческой деятельности, поэтому также необходимо понимание сущности творчества и творческой деятельности. Например, заслуживает внимания исследование Ильина Е.П., где творческий процесс рассматривается с точки зрения психологических теорий. В частности анализируется психоаналитическая теория (З. Фрейд, К. Юнг), когнитивная тео-

рия (И. Кеплер), взгляд на творчество с точки зрения гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), теория развития творческой личности (Г.С. Альтшуллер). Из всех видов творчества наибольшее внимание уделяется именно художественному творчеству как наиболее эмоциональному с точки зрения отношения к продукту творчества самого автора и зрителя (в рамках сотворчества), а также в части наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Автор рассматривает и анализирует различные психологические компоненты творчества, такие как интуиция, воображение, эмоции, способности, гениальность, одаренность, креативность, и предлагает методы развития творческого потенциала и способностей личности. Дается вывод, что творческий процесс - это такой вид деятельности, который работает как единая система на всех этапах ее функционирования [5].

По мнению британского ученого Гр. Уоллеса, творческий процесс имеет несколько этапов: подготовка, инкубация, озарение, проверка. Эти этапы являются определяющими для достижения поставленных целей в творческой деятельности [10].

Однако само по себе мышление и его отдельные пространственные и объемно-пространственные характеристики не могут являться определяющими факторами для производительной творческой деятельности студента медиадизайнера. Полагаем, что необходимо в ракурсе объемно-пространственных характеристик рассмотреть еще такую характеристику мышления как пластичность. Пластичность - это термин, который используется психологами в таких словосочетаниях, как «пластичность поведения», «пластичность мышления», «пластичность воображения» и т.д. [7].

По нашему мнению, пластичность мышления, рассматриваемая в ракурсе слияния с объемно-пространственными характеристиками, может эффективно развиваться именно в сфере творческой медийной деятельности.

Одним из важнейших факторов активного мыслительного процесса студента медиади-зайнера на всех этапах творческой деятельности является цифровое проектирование объекта или явления в пространстве, а также учет параметров движения во времени как самого пространства, так и явления, объекта или группы объектов в нем. Это могут быть манипуляции с самим пространством на предмет его сжатия или растяжения, развер-

тывания или свертывания, что является наиболее значимыми свойствами материи в ракурсе таких понятий, как действие объектов, персонажей или явлений в пространстве и во времени, которые представляют основные категории мировоззрения человека. Совокупность взаимодействия всех этих параметров и обеспечивает работу такой характеристики как пластичность объемно-

пространственного мышления.

Исходя из вышесказанного, можно представить основные стадии работы студента медиадизайнера с учетом его творческой активности в области пластичности объемно-пространственного мышления:

1. Формирование идеи проекта (определение темы проекта, его ключевых пространственно-временных параметров и т.д.);

2. Аналитическое исследование (выявление основной целевой аудитории проекта, рассмотрение отечественного и мирового опыта);

3. Визуальное пространственно-пластическое конструирование, разработка жизненного цикла самой системы (определение объектов (персонажей) с учетом заданных характеристик, построение сценария ме-диапроекта, установление закономерностей и связей между объектами или персонажами, выявление главного композиционного образа и подчиненных ему проектируемых объектов, построение конкретных связей между объектами, а также переходов от одних видов связей к другим);

4. Звуковое пространственно-логическое моделирование (формирование аудиоконцеп-ции основного сюжета и подборка основного звукового материала в части шумовых эффектов, музыкального и голосового озвучивания. Дополнительные эффекты в виде субтитров, всплывающих символов, знаков и т.д.);

Результаты

Опираясь на концепцию Г. Уолеса, мы полагаем, что этапы творческого процесса в цифровом проектировании медиапродукта имеют расширенные параметры и можно выделить шесть основных стадий этого процесса. Рассмотрим эти стадии в таблице 1, включающей также основные этапы проектирования в ракурсе рассмотрения данного процесса как системного образования, имеющего свой жизненный цикл.

Таблица 1

5. Монтаж медиапроекта в части сведения в единое целое всех его компонентов (работа с программным обеспечением и оборудованием, использование видео и звукового ряда, применение спецэффектов и т.д.);

6. Практическая апробация проекта (тестирование проекта на контрольной группе потенциальных потребителей, выявление ошибок и недочетов, устранение ошибок, внесение изменений в проект с последующим повторным тестированием).

Таким образом, можно увидеть, что медиа-дизайнеры большую часть времени работают с виртуальным пространством и формируют различные образы и формы в динамике. Это могут быть образы, построенные с применением голографии, различные аватары, футуристические объекты, созданные с применением компьютерных программ. Исходя из этого, можно предположить, что основным методом развития пластичности объемно-пространственного мышления студентов ме-диадизайнеров является медийное цифровое проектирование. Отмеченные аспекты выводят на первый план проблему: разрешение противоречия между необходимостью повышения уровня пластичности объемно-пространственного мышления студентов ме-диадизайнеров и недостатком соответствующих учебных методик.

Можно выделить этапы работы по достижению пластичности объемно-

Возник- Предпро- Цифровое проектирование системы Звуковое Монтаж Внесение

новение ектный Визуальное пространственно- пространст- медиа- измене-

творче- анализ и пластическое конструирование венно- проекта нии и

ской идеи концепту- Эскизное Рабочее Техниче- логическое пробная

альная проекти- цифровое ское циф- моделиро- эксплуа-

разработка рование проекти- ровое про- вание тация

рование ектирова- медиа-

ние проекта

Этап 1 Этап 2 Этап 3

Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3 Стадия 4 Стадия 5 Стадия 6

пространственного мышления студентов ме-диадизайнеров в процессе медийного цифрового проектирования.

I этап. Предпроектное осмысление. Формирование проектного замысла и основной идеи, концепции по реализации задуманного на основании заданной условной темы по созданию медийной композиции из ряда объектов с использованием классических приемов подачи, опирающихся на такие компоненты, как форма, цвет, ритм, композиция, гармония.

II этап. Рабочее цифровое проектирование и придание объема основным формам. Построение объемных элементов на основании итогов первого этапа и разделение основной композиции на отдельные детали и фрагменты в виде трехмерных форм. Подача в виде цифровых 3Б моделей в пространстве и объеме, характеристики объектов или характер персонажей.

III этап. Техническое цифровое проектирование и создание медиапроекта. На основании итогов II этапа проектируется динамичный сюжет с элементами Моушен дизайна. Разделенные элементы 3Б моделей в динамике составляются в цельный композиционный объект с учетом пространственных и временных категорий. Определяется траектория и темп движения элементов, их скорость и динамичность. Создается звуковое сопровождение всех этапов движения. Подача проекта опирается на следующие компоненты: объем, пространство, время, звук, длительность, полнота действия, монтаж и конечный результат в общедоступных медиа форматах, например тр4.

Заключение

1. Пластичность как одна из характеристик объемно-пространственного мышления студентов медиадизайнеров выступает важнейшей его составляющей, объединяющей такие характеристики, как чтение формы, определение пространства, размещение объекта в пространстве, движение объекта в пространстве, изменение формы объекта в динамике, применение звука и др.

2. Правильно выстроенный поэтапный творческий процесс является важным условием развития пластичности объемно-пространственного мышления студентов ме-диадизайнеров.

3. Цифровое проектирование является ведущей деятельностью медиадизайнеров в сфере таких параметров, как пространство и время с учетом следующих аспектов: глубина и полнота пространства, длительность и скорость протекания действия, звук и его сочетание с визуальным рядом.

4. Основными этапами работы по достижению высокого уровня пластичности объемно-пространственного мышления медиадизай-неров в процессе цифрового проектирования являются:

- Предпроектное осмысление задачи проектирования, аналитическое исследование исходных данных;

- Рабочее цифровое проектирование, придание объема основным формам, определение главной сюжетной линии проекта;

- Техническое цифровое проектирование и создание медиапроекта с применением метода монтажа.

Пластичность объемно-пространственного мышления - это особый вид мыслительной активности, предполагающий системную работу в совокупности таких форм деятельности воображения, как представление в уме локального или глобального пространства, положение объектов и персонажей в структуре этого пространства, действия объектов (персонажей) с определенной скоростью, продолжительностью и полнотой этого действия, звуковое сопровождение всего проекта.

Таким образом, представленные данные, результаты работ студентов медиадизайне-ров, оценка их практических заданий позволяют сделать вывод о том, что дальнейшее изучение характеристик пластичности объемно-пространственного мышления студентов особенно в ракурсе психологии восприятия, мышления и творчества является актуальным вопросом этой многогранной области научного знания.

Литература

1. Володько В.Ф. Психология управления: учебно-методическое пособие: в 2 т. Минск: БНТУ, 2012. 428 с.

2. Дубынина О.М. Рисунок интерьера: электронное учебное пособие. - Томск: Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), 2021. 113 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=693226 (дата обращения: 19.04.2024)

3. Зепнова Н.Н. Формирование и развитие пространственного мышления учащихся на элективных курсах по геометрии. 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень общего образования). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Омск, 2005.

4. Ильенков Э.В. Космология духа / / Ильенков Э.В. Философия и культура. Москва, 1991. С. 415-436.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2013. 448 с.

6. Мирхасанов Р.Ф. Пропедевтика: схематический графический анализ и вольное копирование: учебное пособие. М: Директ-Медиа, 2022. 184 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686517 (дата обращения: 12.04.2024)

7. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.

8. Прохоров М.М. Антропный принцип, наука и божественное откровение // Взаимодействие науки и теологии в изучении проблем природы и общества: история и современность. СПб, 1992. С. 72-73.

9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 598 с.

10. Уоллес Г. Искусство мысли. Нью-Йорк: Харкорт и К°, 1926. 314 с.

11. Чижова Е.В. Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию / Е.В. Чижова // Образование и воспитание. 2019. № 3 (23). С. 36-38. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4213/ (дата обращения: 12.04.2024)

12. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологи. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1980. 240 с.

References

1. Volod'ko V.F. Psihologiya upravleniya: uchebno-metodicheskoe posobie: v 2 t. - Minsk: BNTU, 2012 - 428 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dubynina O.M. Risunok inter'era: elektronnoe uchebnoe posobie. - Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet (TGASU), 2021. - 113 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: po podpiske. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=693226 (data obrashcheniya: 19.04.2024)

3. Zepnova N.N. Formirovanie i razvitie prostranstvennogo myshleniya uchashchihsya na elektivnyh kursah po geometrii. 13.00.02. - teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (matematika, uroven' obshchego obrazovaniya). Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. - Omsk, 2005.

4. Il'enkov E.V. Kosmologiya duha // Il'enkov E.V. Filosofiya i kul'tura. - M.: 1991. - S. 415-436.

5. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb.: Piter, 2013. - 448 s.

6. Mirhasanov R.F. Propedevtika: skhematicheskij graficheskij analiz i vol'noe kopirovanie: uchebnoe posobie / R.F. Mirhasanov. - M: Direkt-Media, 2022. - 184 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: po podpiske. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686517 (data obrashcheniya: 12.04.2024)

7. Nemov R.S. Psihologicheskij slovar'. — M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2007. — 560 s.

8. Prohorov M.M. Antropnyj princip, nauka i bozhestvennoe otkrovenie // Vzaimodejstvie nauki i teologii v izuchenii problem prirody i obshchestva: istoriya i sovremennost'. - SPb, 1992. - S. 72-73.

9. Solso R.L. Kognitivnaya psihologiya. - M.: Trivola, 1996. - 598 s.

10. Uolles G. Iskusstvo mysli. - N'yu-Jork: Harkort i K°, 1926. - 314 s.

11. CHizhova E.V. Formirovanie ob"yomno-prostranstvennogo myshleniya uchashchihsya na zanyatiyah po arhitekturnomu proektirovaniyu / E.V. CHizhova // Obrazovanie i vospitanie. - 2019. - № 3 (23). - S. 36-38. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: svobodnyj — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4213/ (data obrashcheniya: 12.04.2024)

12. YAkimanskaya I.S. Razvitie prostranstvennogo myshleniya shkol'nikov. — Nauch.- issled. in-t obshchej i ped. psihologi. Akad. ped. nauk SSSR.— M.: Pedagogika, 1980. — 240 s.

УДК 37.014.55 EDN XZWDIS

Н.И. Таиров, И.Н. Таиров ВРАЧЕБНАЯ МИССИЯ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ ДОКТОРА АМИНЫ АЛИМБЕК

Статья посвящена освещению жизненного пути и врачебной миссии за рубежом представителя советской медицины татарки Амины Валиулловны Алимбек. Сегодня это имя малоизвестно широкой публике. Но подвижничество замечательного специалиста, одной из немногих женщин-татарок, освоивших трудную профессию медика и самоотверженно выполнивших свой врачебный долг в мусульманской стране по охране женского здоровья, достойно пристального изучения. В статье исследуется биография А.В. Алимбек и её работа в качестве акушера-гинеколога в Саудовской Аравии в 1935-1937 годах.

Ключевые слова: татарские женщины-врачи, медицина, опыт советского здравоохранения, врачебная миссия, Саудовская Аравия

Для цитирования: Таиров Н.И., Таиров И.Н. Врачебная миссия в Саудовской Аравии доктора Амины Алимбек // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.198-203, EDN XZWDIS.

Nail I. Tairov, Ilgam N. Tairov MEDICAL MISSION TO SAUDI ARABIA BY DR. AMINA ALIMBEK

The article is devoted to highlighting the life path and medical mission abroad of the representative of Soviet medicine, Tatar Amina Valiullovna Alimbek. Today this name is little known to the general public. But the asceticism of a remarkable specialist, one of the few Tatar women who have mastered the difficult profession of medicine and selfless-ly fulfilled their medical duty in a Muslim country, to protect women's health, is worthy of close study. The article e x-amines the biography of A.V. Alimbek and her work as an obstetrician-gynecologist in Saudi Arabia from 1935 to 1937.

Key words: Tatar women doctors, medicine, experience of Soviet healthcare, medical mission, Saudi Arabia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.