Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРО-ФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРО-ФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог-хореограф / эстрадный детский танец / хореографический коллектив / мастер танца / балетное искусство / teacher-choreographer / variety children's dance / choreographic group / dance master / ballet art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимова Марина Илгизяровна, Калимуллина Эльза Робертовна, Мочалов Денис Владимирович

Авторы на основе изученной научной литературы и собственного опыта раскрывают особенности формирования профессиональных умений на примере творческой деятельности хореографического коллектива «Изумрудный город» и школы балетного искусства Ballet Room под руководством Олега Ивенко. В статье отмечается, что занятия танцами способствуют лучшему пониманию и познанию мира искусства, пластики и движения через позитивное отношение к национальным особенностям своей культуры и культуре других народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS AND PROFESSIONAL EXPERIENCE OF A CHOREOGRAPHER TEACHER

The authors on the basis of the studied scientific literature and their own experience reveal the peculiarities of the formation of professional skills on the example of creative of the choreographic group “Emerald City” and the ballet art school Ballet Ballet Room under the direction of Oleg Ivenko. The article notes that dance classes contribute to a better understanding and cognition of the world of art, plasticity and movement through a positive attitude to the national characteristics of their own culture and the culture of other peoples.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРО-ФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА»

Украшением для любого концерта является разнообразие исполнения качественно подобранного музыкального репертуара, его яркость, а также умение музыканта в процессе воспроизведения музыкального произве-

дения понять своего коллегу-музыканта, получить душевное волнение и совместно донести до аудитории красочность музыки исполняемого произведения.

Литература

1. Блох О.А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства//Вестник МГУКИ. 2013. № 2(52). С. 212216.

2. Блох О.А. Специфика художественно-педагогической работы в детских оркестровых коллективах (ан-самблях)//Вестник МГУКИ. 2014. № 6(62). С. 156-160.

3. Зарицкая В.Д. Понятие исполнительской культуры и ее развитие в процессе индивидуальных и оркестровых занятий//Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С. 118-124.

4. Куприна Е.Ю., Ходырева В.В. Сотворчество в музыкальном образовании //Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3. С. 76-85.

5. Лукашевич Т.М. Оркестр «Перезвоны» ЧГПУ им. И.Я.Яковлева - школа развития профессионально-педагогической компетентности студентов- будущих руководителей детских творческих коллекти-вов//ВестникЧГПУ им. И.Я.Яковлева. 2018. № 2(98). С. 212-217.

6. Павлова Е.В. Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребен-ка//Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции. Казань. 2015. С.135-139.

7. Романов Н.А. Репрезентация классической музыки в современном медиапространстве//Культура и искусство. 2017. № 7. С. 97-102.

8. СавинА.А., Савина В.А., Соболев М.А. Коллективное музицирование как метод музыкального обучения// Исследование молодых ученых: материалы XIII Международной научной конференции. 2020. С. 70-73.

Refere^es

1. Bloh O.A. Pedagogikaorkestrovo-ansamblevogoispolnitel'stva // Vestnik MGUKI. 2013. № 2(52). S. 212-216.

2. Bloh O.A. Specifikahudozhestvenno-pedagogicheskojraboty v detskihorkestrovyhkollektivah (ansambljah) // Vestnik MGUKI. 2014. № 6(62). S. 156-160.

3. Zarickaja V.D. Ponjatieispolnitel'skojkul'tury i eerazvitie v processeindividual'nyh i orkestrovyhzanjatij // Juzhno-Rossijskijmuzykal'nyjal'manah. 2019. № 4. S. 118-124.

4. KuprinaE.Ju., Hodyreva V.V. Sotvorchestvo v muzykal'nomobrazovanii //Muzykal'noeiskusstvo i obrazovanie. 2017. № 3. S. 76-85.

5. Lukashevich T.M. Orkestr «Perezvony» ChGPUim. I.Ja.Jakovleva - shkolarazvitijaprofessional'no-pedagogicheskojkompetentnostistudentov- budushhihrukovoditelejdetskihtvorcheskihkollektivov / / VestnikChGPUim. I.Ja.Jakovleva. 2018. № 2(98). S. 212-217.

6. Pavlova E.V. Muzykal'noeobrazovaniekakneobhodimyjaspektrazvitijalichnostirebenka//Innovacionnyepedagogicheskietehnologii: materialy II Mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. Kazan'. 2015. S.135-139.

7. Romanov N.A. Reprezentacijaklassicheskojmuzyki v sovremennommediaprostranstve // Kul'tura i iskusstvo. 2017. № 7. S. 97-102.

8. Savin A.A., Savina V.A., Sobolev M.A. Kollektivnoemuzicirovaniekakmetodmuzykal'nogoobuchenija // Issledovaniemolodyhuchenyh: materialy XIII Mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. 2020. S. 70-73.

УДК 793.3 EDN DWWEAG

М.И. Касимова, Э.Р.Калимуллина, Д.В. Мочалов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

Авторы на основе изученной научной литературы и собственного опыта раскрывают особенности формирования профессиональных умений на примере творческой деятельности хореографического коллектива «Изумрудный город» и школы балетного искусства Ballet Room под руководством Олега Ивенко. В статье отмечается, что занятия танцами способствуют лучшему пониманию и познанию мира искусства, пластики и движения через позитивное отношение к национальным особенностям своей культуры и культуре других народов.

Ключевые слова: педагог-хореограф, эстрадный детский танец, хореографический коллектив, мастер танца, балетное искусство

Для цитирования: Касимова М.И., Калимуллина Э.Р., Мочалов Д.В. Особенности формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности педагога-хореографа // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.189-193, EDN DWWEAG.

Marina I. Kasimova, Elsa R. Kalimullina, Denis V. Mochalov FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS AND PROFESSIONAL EXPERIENCE OF A CHOREOGRAPHER TEACHER

The authors on the basis of the studied scientific literature and their own experience reveal the peculiarities of the formation of professional skills on the example of creative of the choreographic group "Emerald City" and the ballet art school Ballet Ballet Room under the direction of Oleg Ivenko. The article notes that dance classes contribute to a better understanding and cognition of the world of art, plasticity and movement through a positive attitude to the national characteristics of their own culture and the culture of other peoples.

Keywords: teacher-choreographer, variety children's dance, choreographic group, dance master, ballet art

For citation: Kasimova M.I., Kalimullina E.R., Mochalov D.V. Features of the formation of professional skills and professional experience of a choreographer teacher // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. C.189-193, EDN DWWEAG.

Введение

В современной системе подготовки педагогов-хореографов в вузе культуры одним из главных направлений в получении умений и приобретении опыта профессиональной деятельности является участие студентов в творческом хореографическом коллективе. Основные задачи по получению умений и опыта профессиональной деятельности педагогических кадров представлены в Государственной программе Российской Федерации «Развития образования» до 2030 года. Для их реализации в данном документе прописаны цели, которые направлены на то, чтобы выявить, поддержать и развить способности и таланты у детей и молодежи, создавая такую творческую среду в коллективе, где главным будет направленность на профессиональную ориентацию обучающейся молодежи [8].

В программе стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030», которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 3697-р от 31 декабря 2020 года, в одной из поставленных целей акцентируется внимание на особенности профессиональных умений и опыта специалиста в области образования и передачи знаний и навыков своим ученикам. В документе отмечено, что необходимо развивать кадровый потенциал в вузовской системе, особенно в творческих вузах, расширить сектор исследований, разработать и реализовать программы академической мобильности научно-педагогических работников и самих обучающихся; привлекать специалистов-практиков и совместно с ними воплощать творческо-культурные проекты как внутри самого вуза, так за его пределами [7]. Необходимо совершенствовать вузовскую систему профессионально-кадрового обеспечения на основе прорывных наукоемких и практико-ориентированных технологий. Это позволит педагогу повышать свой профессиональный статус, исходя из ранее полученных умений, а опыт профессионала, специалиста и настав-

ника создаст перспективу поиска новых знаний и навыков в процессе обучения студентов инновационным технологиям для совершенствования мастерства на протяжении всей своей профессиональной деятельности.

Материалы и методы

В основу статьи легли изученные научно-исследовательские материалы, раскрывающие особенности работы педагога-хореографа, его профессиональных умений и опыта деятельности в работе со своими учениками в хореографическом коллективе. Учитывая особенности хореографического искусства, применялись методы обучения, которые были направлены на совместную работу педагога и ученика. Это дает возможность студенту-хореографу успешно выполнять музыкально-хореографические этюды и упражнения, развивать танцевальные навыки, эстетический вкус, совершенствовать способности в исполнении танца. Практический или традиционный метод обучения способствует созданию образа с помощью иллюстрированного материала художественной и классической литературы, театрально-музыкальных произведений и техники их постановки и пр., что связано с передачей профессиональных образцов хореографии и танца.

Литературный обзор

Научно-методическая литература, связанная с работой педагога-хореографа по получению и совершенствованию своих умений, направлена на описание характерных и содержательных особенностей образовательных и учебно-воспитательных программ, в которых определены компетенции, способствующие передаче своему ученику культуры танца, развивая музыкальность и пластичность образа, персонажа, в которого воплощается исполнитель. Е.П. Мельникова утверждает, что важна харизма педагога, его талант и особенный дар видения, мировосприятия в хореографической постановке танца [5].

Рассуждая об опыте профессиональной деятельности работы педагога- хореографа,

необходимо понять, что же является важным в его труде. Это навык, благодаря которому мастер танца предлагает возможность осуществить большое количество движений, где гармонично и синхронно соединяется музыка и игра актеров в танце, а зритель видит разные вариации искусства хореографии.

Важно обратиться к этимологии термина «навык», с латинского языка переводится как обладание чем-либо. То есть язык танца способен показать навыки педагога-хореографа через обращение к самому себе с помощью движения тела и души, которые предлагают целый конструкт интеллектуально-двигательных и чувственно-танцевальных качеств, они совершенствуют и формируют у ученика способность качественно выполнить элементы легкости и сложности хореографического упражнения [2].

В.А. Шерегова, А.И. Постельняк и С.В. Медведева обращают внимание на то, что хореография танца включает в себя разнообразный набор двигательных инструментов, которые иллюстрируют силу, гибкость, координацию движения, выносливость, и наряду с этим профессионал должен владеть умением управлять и воплощать с помощью своих когнитивных способностей эстетику танца и свою волю [9].

М.Н. Амелина в своей статье «К вопросу о специфических аспектах педагогической работы хореографа», анализируя опыт работы немецкого профессора Высшей школы авторского мастерства имени Э.Буша Дитмара Зайфферта по хореографическим композициям, обращает внимание на специфические особенности работы педагога-хореографа. Это физиологические, музыкальные, пространственные, художественно-творческие, аспекты динамики и эстетики [1].

Результаты

Наш опыт работы связан с формированием профессиональных умений студента в хореографическом коллективе эстрадного детского танца. Воспитывая и обучая детей особенностям эстрадного танца, педагог-хореограф выстраивает отношения с ними, используя эстетику и красочное восприятие всех элементов танца. Особенностью взаимопонимания педагога-хореографа и детей должно быть формирование позитивного отношения к своей культуре и ее национальному аспекту. Все это должно проходить через творчество народов, живущих в Российской Федерации, учитывая их ментальность. Такая картина мира помогает ребенку проявить интерес, по-

нять значимость окружающей его действительности и выразить это через танец. Работая с эстрадным детским коллективом, педагог-хореограф предлагает такие формы, методы и средства, которые способствуют качеству созданного танца. Используя свои профессиональные навыки, необходимо умело выстроить учебное занятие, художественно и педагогически подобрать материал [3].

Танец в разные периоды жизни общества раскрывает себя через события, которые происходят в этот момент эпохи, формируется мировоззрение подрастающего поколения. В этом аспекте ставятся задачи, которые модернизируют художественное творчество, что важно и необходимо для выявления потребностей нового молодого поколения [6].

История хореографического эстрадного детского танца рассказывает о том, что он появился в начале XX века. Этому способствовала современная интерпретация хореографического танца, который приобрел такие стили, как модерн, джаз, contemporary dance и уличные танцы.

Наш опыт деятельности показывает примеры создания таких коллективов, руководители которых сегодня профессионально и умело проявляют себя в работе с детьми. Более десяти лет в Казани существует студия эстрадного танца «Изумрудный город», руководителями которой являются Калимуллина Эльза Робертовна и Калимуллин Айрат Иль-гизарович. Коллектив работает с детьми, которые приходят сюда еще в младшем возрасте, за определенный период своего танцевального становления учатся через азы хореографии классике, акробатике, элементам татарского и русского танцев, танцам народов мира. Педагоги-хореографы также обучают их особенностям современного танца через хип-хоп, оттачивая до совершенства все детали.

Практика показывает, что достижения этого коллектива во многом связаны с целым рядом мероприятий, в которых успешно и профессионально участвуют дети. Это Президентская елка, праздники народов, живущих в Республике Татарстан, в частности народный праздник Сабантуй, торжественные мероприятия, посвященные спорту, образованию, политическим датам, мусульманскому кинофестивалю «Золотой Минбар», который проводится в Казани. Особенно обратим внимание на то, что хореографический коллектив «Изумрудный город» эмоционально и психологически помогает детям-инвалидам выходить из трудной жизненной ситуации, пока-

зывая свои прекрасные танцы и вовлекая их в мир сказки и радости. Благотворительная деятельность занимает большое место в работе коллектива. Само название хореографического коллектива появилось из сказочной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», где девочка Элли, встречаясь с разными препятствиями, постигла истину добра и нашла поддержку друзей, преодолев все трудности. Это целая история хореографии танца в нашем коллективе.

Другой опыт работы школы балетного искусства Ballet Room под руководством Олега Ивенко уникален тем, что на платформе классического балета вкрапляются элементы эстрадного танца. Руководитель этой школы в одном своем из интервью сказал о том, что дети, которые будут обучаться танцам и познавать умение передать в танце все элементы как классики, так и современности, - это путь к поступлению в специализированные учебные заведения, с одной стороны, а с другой, это выход как на малую, так и на большую сцену театральной жизни. Также школа балетного искусства Ballet Room предлагает свою танцевальную площадку и тем, кто желал еще в детстве познать язык и движение танца. Воплощая свою мечту, юный и взрослый человек пробует себя в хореографическом коллективе эстрадного танца, соприкасается с художественной красотой, здоровым образом жизни через пластичность, гибкость и улучшение своей осанки.

В школе балетного искусства Олега Ивенко мы, педагоги-хореографы, работаем с разными возрастными группами. Дети учатся классическим танцам, а взрослые постигают особенности стретчинга, модерна, боди-балет, йоге. Фишкой этой школы служит вкрапление в танец элементов гимнастики и классики. Те умения, которые передают педагоги-хореографы своим ученикам, демонстрируются на мастер-классах, где ученики демонтируют в танце культуру хореографического

искусства зрителям от своих мастеров-педагогов. Иными словами, дети передают свой сценический опыт танца для оценки его зрителям.

Обсуждение

Работа педагога-хореографа в коллективе, где приобретает знания, умения и навыки молодое поколение, - это труд, который требует безупречности и непревзойденности для продолжения совершенствования танцевального искусства. Современный мир многогранен и мобилен, дети и молодежь вращаются в таком информационно-калейдоскопичном пространстве своего жития, что порой не хватает времени спокойно и внимательно осознать красоту, гармонию и пластику своего тела. Танец как идеальный инструмент искусства предлагает все наборы движения и диалектику их развития во времени и пространстве. Это сцена, коллектив, школа наставника и диалог ребенка- ученика с педагогом-хореографом. Познавая мир хореографического танца, он приобретает свой личностный стиль уникальности, пластичности, образованности и креативности.

Заключение

Профессиональный опыт и умение передать свои знания ученикам - это дар, предоставленный человеку от природы и полученный в процессе обучения. Эстрадное танцевальное искусство объединяет разные жанры, которые нравятся исполнителям и зрителям, учитывают их симпатии, вкусы, требования к досугу, и в то же время концентрируют внимание на языке танца в единении хореографического коллектива.

Эстрадный детский танец должен воплощать в себе оригинальность, современность и убедительность с помощью различных средств выразительности. Это целая скульптура, где соединяются соло, дуэт и трио, акробатика (гимнастика), спорт, элементы цирка на платформе классики.

Литература

1. Амелина М.Н. К вопросу о специфических аспектах педагогической работы хореографа // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (31 июля 2017 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина - Новосибирск: Изд-во Сибирского института практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. С. 9 -15.

2. Баранова Д.А. Профессиональные навыки хореографа как предмет исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://tsutmb.rU/nauka/internet-konferencii/2021/lich_prof_razvitie/2/Baranova.pdf (дата обращения: 01.06.2024).

3. Досжанова Д. Педагог-хореограф детского танцевального коллектива: функции, методы, практика // Oriental Art and Culture. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-horeograf-detskogo-tantsevalnogo-kollektiva-funktsii-metody-praktika/viewer (дата обращения 01.06.2024).

4. Клименко НА Развитие искусство эстрадного танца в историко-теоретическом контексте // Sci-article 2019/ № 7S. [Электронный ресурс]. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1572970872 (дата обращения 01.06.2024).

5. Мельникова Е.П. Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования высших учебных заведениях культуры и искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 1(79). С. 90-92.

6. Садыкова ДА Эволюция танца в современной культуре // Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 214-217.

7. Серебряков A.A. Обзор программы стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030» // Управление наукой: теория и практика. Т.3, №3 2021. С. 238-241.

8. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года // Постановление Правительства РФ от 2б декабря 2017 г. № 1б42 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL:https://base.garant.ru/71848426/#friends (дата обращения: 01.06.2024).

9. Шерегова O.A., Постельняк A.H., Медведева С.В. Основополагающие компоненты профессиональной деятельности хореографа в современных условиях // Восточно-европейский журнал. 2021. №1 (б5). С. 4S-48.

References

1. Amelina M.N. K voprosu o specificheskih aspektah pedagogicheskoj raboty horeografa // Nauka i socium: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (31 ijulja 2017 g.) / otv. red. E.L. Sorokina - Novosibirsk: Izd-vo Sibirskogo instituta prakticheskoj psihologii, pedagogiki i social'noj raboty, 2017. S. 9 -15.

2. Baranova D.A. Professional'nye navyki horeografa kak predmet issledovanija. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2021/lich_prof_razvitie/2/Baranova.pdf (data obrashhenija: 01.06.2024).

3. Doszhanova D. Pedagog-horeograf detskogo tanceval'nogo kollektiva: funkcii, metody, praktika// Oriental Art and Culture. 2023. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-horeograf-detskogo-tantsevalnogo-kollektiva-funktsii-metody-praktika/viewer (data obrashhenija 01.06.2024)

4. Klimenko N.A. Razvitie iskusstvo jestradnogo tanca v istoriko-teoreticheskom kontekste // Sci-article 2019/ № 75. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1572970872 (data obrashhenija 01.06.2024).

5. Mel'nikova E.P. Trebovanija k pedagogicheskoj dejatel'nosti pedagoga-horeografa na sovremennom jetape obrazovanija vysshih uchebnyh zavedenijah kul'tury i iskusstva / / Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2019. № 1(79). S.90-92.

6. Sadykova D.A. Jevoljucija tanca v sovremennoj kul'ture // Omskij nauchnyj vestnik. 2014. № 4(131). S. 214-217.

7. Serebrjakov A.A. Obzor programmy strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet - 2030» // Upravlenie naukoj: teorija i praktika. T.3, №3 2021. S. 238-241.

8. Strategicheskie prioritety v sfere realizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» do 2030 goda // Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2б dekabrja 2017 g. № 1б42 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Jelektronnyj resurs]. URL:https://base.garant.ru/71848426/#friends (data obrashhenija: 01.06.2024).

9. Sheregova V.A., Postel'njak A.I., Medvedeva S.V. Osnovopolagajushhie komponenty professional'noj dejatel'nosti horeografa v sovremennyh uslovijah / / Vostochno-evropejskij zhurnal. 2021. №1 (б5). S. 45-48.

УДК 37.026.9 EDN VWIYWA

Мухутдинов Р.Ф.

ПЛАСТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИАДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассматривается теоретический и практический опыт в области использования пространственного и объемно-пространственного мышления в различных сферах учебной и научной деятельности. Автор отмечает, что в литературе недостаточно глубоко исследованы отдельные аспекты этих видов мышления, крайне мало исследований, посвященных анализу характеристики пластичности объемно-пространственного мышления. Данная статья посвящена рассмотрению характеристики пластичности в системе творческого цифрового проектирования у студентов медиадизайнеров. В статье доказывается важность учета данной характеристики при профильной подготовке студентов медиадизайнеров. Автором выделяются основные стадии и этапы работы в творческом процессе создания медиапроекта как системного продукта, и показано, как при этом происходит достижение высокого уровня пластичности объемно-пространственного мышления ме-диадизайнера. Дается определение пластичности объемно-пространственного мышления и отмечается, что основным видом деятельности и средством развития пластичности является цифровое проектирование.

Ключевые слова: пластичность объемно-пространственного мышления, пластичность мышления, развитие мышления, пространство и форма, объем пространства, характеристики пластичности мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.