ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕКАЛ В
AUTOCAD
Гирфанова Л.Р.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, кандидат технических наук, доцент
FORMATION OF FIGURATIVE AND SPACE THINKING OF THE CURVES WHICH ARE TRAINED ON THE EXAMPLE OF PROJECTION IN AUTOCAD
Girfanova L.R., For Ufa state oil technical university, Candidate of Technical Sciences, associate professor
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросу формирования образно-пространственного мышления конструктора как необходимого инструмента в работе специалиста. Дана характеристика процесса формирования профессиональных навыков с учетом использования современных графических систем. В условиях компьютеризации всех процессов проектирования, повышаются требования к компетентности специалистов во всех сферах производства, что требует применения инновационных подходов к обучению и акцентирования программ на наиболее актуальных навыках и умениях выпускников вузов. Приведены примеры практического применения и развития образно-пространственного мышления обучающегося в условиях имитации производственной деятельности. Проанализированы этапы получения лекал с точки зрения формирования пространственного мышления студента и сложностей, с которыми он сталкивается. Выявлены перспективы обучения процессам проектирования с использованием прикладных инженерных программ, позволяющие не только повысить компетентность выпускника, но и дать толчок развитию отрасли в сторону автоматизации процессов проектирования.
ABSTRACT
Article is devoted to a que^ion of formation of figurative and spatial thinking of the designer as necessary tool in work of the expert. The characterise of process of formation of professional skills taking into account use of modern graphic sy^ems is given. In the conditions of a computerization of all processes of design, requirements to competence of experts in all spheres of production raise that demands application of innovative approaches to training and emphasis of programs on the mo& actual skills and abilities of university graduates. Examples of practical application and development of the figurative and spatial thinking which is trained in the conditions of imitation of a production activity are given. Stages of receiving curves from the point of view of formation of spatial thinking of the Sudent and difficulties which he faces are analysed. The prospects of training in processes of design with use of application engineering programs allowing not only to increase competence of the graduate, but also to give an impetus to development of branch towards automation of processes of design are revealed.
Ключевые слова: образно-пространственное мышление, конструирование, развертка, лекала, AutoCAD.
Keywords: figurative and spatial thinking, designing, development, curves, AutoCAD.
Современные российские образовательные стандарты в устанавливаемых компетенциях ПК-19 [1, 2] ПК-13 [3] предъявляют требование к готовности выпускника использовать современные системы автоматизированного проектирования (САПР) и компьютерные графические системы, что позволяет повысить скорость и качество проектирования новых изделий легкой промышленности, а также вывести на новый уровень процессы исследования и презентации научных исследований. Традиционно базовой графической системой для конструкторов одежды является AutoCAD, широко используемая самостоятельная программа и основа САПР во многих отраслях промышленности.
Конструктор изделий легкой промышленности работает с развертками деталей одежды, полученными по различным методикам конструирования или различными геометрическими методами. Одним из показателей качества выполненных лекал изделия является сопряжение срезов и адекватность контура детали или изделия, другим важным моментом является правильное оформление припусков на обработку. Именно в такой последовательности перед конструктором встает задача, решаемая только при наличии образно-пространственного мышления.
При построении конструкции любая методика предлагает большой простор для творческого подхода к процессу и требует определенной квалификации проектировщика. Именно поэтому качество получаемой документации в большой степени зависит от квалификации специалиста, причем это правило действует и при использовании САПР.
Устранить самые грубые неточности в документации позволяют методы проверки сопряженности, которые представлены двумя группами: измерительной и визуальной (имитационной). Как правило, к каждой паре оцениваемых срезов применяют оба метода. К участкам срезов между контрольными надсечками применяют только измерительный метод, который позволяет оценить наличие или отсутствие посадки и ее соответствие нормативу.
Для успешного использования всего арсенала средств программы для оценки качества разработанной документации, обучающийся должен обладать или приобрести определенный уровень образно-пространственного мышления.
Способность обучающегося адекватно применять методы проверки сопряженности и распознавать объекты, подлежащие проверке, формируется в три этапа:
1. Обучение системе конструирования на уровне взаимосвязи участков конструкции разворачиваемому объекту и опорной поверхности.
2. Развитие аналитического подхода к проектированию членений и рациональности их расположения.
3. Овладение методами проверки сопряженности срезов и приемами их использования при работе с материальными объектами.
Перечисленные выше этапы характерны для ручного проектирования и для их реализации в программах компьютерной графики, необходима адаптация и корректировка этапов:
1. Знакомство с меню и основными инструментами программы, условиями и результатами их применения.
2. Обучение использованию и оптимизации построения конструкции в среде программы.
3. Развитие объемно-пространственного мышления для рационального и эффективного использования возможностей современных инженерных графических систем.
4. Решение практических задач по созданию конструкторской документации на изделия и ее апробации.
Каждый из этапов работы обучающихся при ручном и компьютеризированном способе преследуют цели решения определенных задач, а в итоге - проблемы, заключающейся в рационализации процесса проектирования [4].
При ручных работах студент имеет возможность методом проб и ошибок прийти к удовлетворяющему его результату, тогда как при использовании приложений, обучающийся
вынужден предвидеть и прогнозировать результаты своих действий, что повышает уровень формирования объемного мышления.
Работа в приложениях инженерной графики позволяет экономить время и пространство при разработке новых моделей, а также повышать качество документации. Например, на рисунке 1 представлено сопряжение бокового шва, которое позволяет оценить контуры деталей после их соединения, и показывает, что имеется дефект - укорочение бокового шва, который можно устранить в состоянии совмещенных деталей, добиться нужного контура, а затем их разделить [5]. Такой подход к проверке сопряжений относится к визуальному или имитационному.
Рисунок 1. Сопряжение бокового шва в модельной конструкции плечевого изделия
Получение качественных деталей - это только первый шаг к изготовлению лекал, основной проблемой в которых является правильное построение припусков, в особенности на криволинейных участках и в острых углах. При оформлении этих припусков студенту приходится не только понимать, где на объемной фигуре человека будет находиться этот шов, но и способ его обработки, который определяет расположение припусков, особенно в углах.
Применение приведенных выше методов получения лекал позволяет снизить расход материала, повысить качество изделия, сократить трудоемкость его изготовления, повысить привлекательность работы конструктора на швейном предприятии.
Таким образом, формирование объемно-пространственного мышления является перспективным в обучении процессам проектирования с использованием прикладных инженерных программ, позволяющим не только повысить компетентность выпускника, но и дать толчок развитию отрасли в сторону автоматизации процессов проектирования.
Литература
1. Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 № 163 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 29.03.02 «Технологии и проектирование текстильных изделий (уровень бакалавриата»
2. Приказ Минобрнауки РФ от 12.08.2010 № 852 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности (квалификация (степень) «бакалавр»)»
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.03.2015 № 312 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 29.04.05 Конструирование изделий легкой промышленности (уровень магистратуры)»
4. Карабельская И.В. Проблемное обучение в высшей школе // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: сб. научных статей международной заочной научно-ме-
тодической интернет-конференции, 2014 г., Уфа, УГУЭС. 5. Гирфанова Л.Р. Системы автоматизированного про- с. 60-63 ектирования изделий и процессов: учебное пособие. - Уфа:
РИО УГУЭС, 2014. - 144 с.
СОЗДАНИЕ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА
Рагимова Н.А.
канд.тех.наук, доцент, Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности, г. Баку CREATING A TEST SYSTEM TO TEST KNOWLEDGE OF PUPILS ON THE SUBJECT OF INFORMATION SCIENCE Rahimova N., Candidate of Technical Sciences, assistant professor of Azerbaijan State University of Oil and Industry, Baku ЛННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена созданию тестовой системы для проверки знаний учащихся по предмету информатика. Разработано программное обеспечение по тестированию пользователей, а так же программное обеспечение по автоматизации создания самих тестов и анализа сданных тестов пользователями. ABSTRACT
The given work is devoted to creation of te& sy&em for examination of pupils in a subject computer science. The software on teeing users, and as the software on automation of creation of te&s and the analysis of the handed over te&s users is developed. Ключевые слова: тестовая система, тестовый контроль, компьютер-ные обучающие системы, объектная модель. Keywords: te& sy^ems, te& control, computer training sy&em, the object model.
Введение
В области создания программ для тестирования существует разнообразие разработок, начиная от тестов с жестко поставленными вопросами, предполагающих однозначные ответы, и заканчивая ответами в свободно конструируемой форме.
Тестовый контроль может применяться как средство текущего, тематического и рубежного контроля, а в некоторых случаях и итогового. Проверка базовых знаний средствами тестового контроля позволяет преподавателю в оставшееся время уделить больше внимания общению со слушателями, проверить традиционными формами не столько знание, сколько понимание проблематики той или иной учебной дисциплины. Следует подчеркнуть, что именно проверка базовых знаний является сферой тестового контроля. Тестовый контроль имеет целый ряд преимуществ:
1. эффективность как в процессе обучения при самостоятельной работе, так и в ходе контроля знаний на всех этапах обучения;
2. экономия времени преподавателя;
3. высокая степень дифференциации тестируемых по уровню знаний;
4. возможность индивидуализации процесса обучения;
5. прогнозирование темпа и результата обучения.
Актуальность
В каждом учебном заведении уделяется большое внимание степени усвоения информации обучаемых. Наиболее высоких результатов можно добиться при наличии в программе обучения современного механизма контроля знаний. Современное обучение не мыслимо без систем автоматизированной проверки знаний. Для многих учебных заведений актуальным вопросом является разработка информационных технологий обучения и контроля. Компьютерные системы контроля знаний приобретают все большую популярность, что объясняется их объективностью, доступностью и экономической эффективностью. В последнее время тестовый контроль привлекает все большее внимание педагогов
в самых разных сферах, как наиболее универсальная форма контроля знаний. Такое внимание к педагогическому контролю вполне оправдано, потому что традиционная система контроля переживает определенный кризис, на что неоднократно указывалось многочисленное исследование этой проблемы.
Материалы и методы исследования
Проверка базовых знаний средствами тестового контроля позволяет преподавателю в оставшееся время уделить больше внимания общению со студентами, проверить традиционные формы не столько знания, сколько понимание проблематики той или иной учебной дисциплины. Тестовый контроль возможен в «бумажной» форме, когда студентам выдаются листы бумаги с напечатанными тестами, но по-настоящему он эффективен только в «компьютеризованном» виде. Высокая технологичность тестового контроля хорошо способствует этому:
1. Без особых затрат времени он позволяет опросить всех студентов по всем разделам учебного курса. Сумма оценок может составить рейтинг знаний, который, по усмотрению преподавателя, может служить основой освобождения студента от сдачи части, а в отдельных случаях и всего курса. Тесты привлекают студентов своей необычностью по сравнению с традиционными формами контроля, побуждают к систематическим занятиям по предмету, создают дополнительную мотивацию обучения.
2. Активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности.
3. Позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся.
4. Позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни.
Чтобы наглядно объяснить работу системы созданный с помощью программы MS ACCESS, рассмотрим концептуальную модель базы данных обучающей системы.