А.А. Родкина, кандидат технических наук, доцент кафедры художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОКОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АРХИТЕКТОНИКЕ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ
В статье рассматриваются основные принципы художественно-конструкторской составляющей архитектонического формообразования костюма и их использование при обучении инженеров-конструкторов. Предлагаемая последовательность выполнения практических заданий способствует развитию у студентов образно-пространственного и эстетического мышления.
Техническая эстетика охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия, принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.
Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла; осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т.д.
Эстетическое совершенство швейного изделия требует информационности его формы. Часто по форме изделия можно определить его конструкторскую основу.
Информационная выразительность швейного изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого
© А.А. Родкина, 2008
оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурации, фактура, цвет, способ крепления должны подчеркивать достоинства изделия.
В произведениях дизайна швейных изделий все факторы формообразования - идейно-социальные, утилитарно-функциональные, эстетические и другие, включая и компоненты архитектоники, - проявляются системно, т.е. синтетически, тесно взаимосвязанно, подчиняясь социально-утилитарной целесообразности и общему совершенству.
Архитектоника проявляется в конкретных предметах, как правило, согласованно и слитно со всеми другими факторами рационального художественно-технического формообразования, а по значимости уступает только факторам идейно-социальным. При этом информативность формы в ее оптимальной мере как важнейшая сторона архитектоники обычно выполняется в числе первостепенных требований.
Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей архитек-
тонической композицией. Архитектоническая композиция является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности. Тем не менее вследствие сложного общего содержания швейных изделий как предметов одновременно утилитарных и социально-культурных внешнее проявление их внутренних свойств (функциональных, конструктивных и др.) не всегда бывает адекватным, однозначно соответствующим, но всегда должно быть как можно более целесообразным и гибко взаимосвязанным со всеми другими факторами формообразования. И эта зависимость в абсолютном большинстве случаев должна быть такой, чтобы черты архитектоничности по возможности ясно читались в зримом облике вещи [1].
Концептуализация творческой деятельности начинается уже на этапе выбора геометрического пространства формы, отбора аналогов и прототипов и понимается как установка на осознание ее ценностного содержания, утверждаемого в задании [2].
Как показывает опыт работы со студентами, каждой личности изначально свойственно тяготение к "своему" типу геометрического пространства, в котором наиболее полно осуществляется его рефлективная деятельность по осмыслению культурных символов моды. Повышенная знако-вость современной культуры позволяет наполнять геометрическое пространство формы различной смысловой информацией.
Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида швейного изделия исходя из его внешнего содержания и назначения. Она определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью. Исходя из свойств материи, швейные изделия в своей конструкции и форме приобретают композиционные закономерности.
Таким образом, художественное решение формы костюма и составляет главную задачу художественного конструирования.
Костюм благодаря строгой взаимоподчинен-ности его элементов и тесной взаимосвязи с предметной средой, интерьером обладает свойством отражать образ человека. Форма костюма создается по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Она раскрывает образ конкретного человека. В основу разработки архитектоники швейного изделия положены определенные принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных для предметной среды в целом.
При создании архитектоники костюма могут быть использованы принципы подобия и контраста. Каждая часть костюма может быть выражена одной геометрической формой (принцип подо-
бия), или элементы костюма могут быть противопоставлены друг другу (принцип контраста), но в любом случае должно сохраняться впечатление целостности.
Основой архитектоники костюма обычно является наиболее крупная по массе или важная по психологической роли часть швейного изделия. Взаимосвязь основных элементов обусловливается функциональным назначением и определенными требованиями общности их стиля, конструкции, цвета. Для архитектоники характерны много-слойность и многочастность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного использования всех его частей [3].
На занятиях по архитектонике объемных форм, проводящихся на первом курсе, используются дизайнерские знания, участвующие в эстетическом воспитании будущих конструкторов -формировании способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно-творческой деятельности.
Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам кроме утилитарных требований предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние можно назвать эстетическими, т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей.
В процессе формирования профессиональных качеств студента происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности студентов, происходит накопление и изменение способов выполнения разнообразных действий, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:
1. Личная направленность.
2. Психологическая структура деятельности.
3. Уровень развития механизмов мышления.
Кроме названных свойств необходимо у студентов развивать зрительную память, "зрительный опыт", умение оценить зрительные впечатления [4].
Таким образом, необходимо совершенствовать следующие свойства личности студентов:
1. Творческое воображение.
2. Зрительное восприятие и зрительную память.
3. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.
4. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.
Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно-конструкторские знания и умения, которыми овладевают студенты в результате изучения дисциплины "Архитектоника объемных форм".
Перед ними возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. Для их решения, развития конструкторских способностей студентов определяются конструктивно-технические знания и умения, которые необходимо формировать у будущих инженеров-конструкторов:
- знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала;
- знания свойств материала и элементарной технологии;
- умение анализировать задания, планировать и применять знания на практике.
Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующую информацию на занятиях по архитектонике объемных форм, студенты усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях средств выразительности в художественном конструировании [5].
Эти знания способствуют формированию у будущего конструктора пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с первого курса, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.
В процессе конструирования объемных форм костюма у студентов интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д.
Техническая эстетика объединяет два аспекта:
- утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность;
- эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность [6].
На практике у студентов развивается конструкторское мышление через организацию продуктивной творческой деятельности на базе формирования у них элементов графической грамоты и технических представлений, через включение в процесс решения элементарных конструкторских задач.
На занятиях по архитектонике объемных форм необходимо показать, что художественное
начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.
С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:
- единство цвета и формы;
- сочетание материала и формы;
- соответствие формы назначению;
- пропорциональность различных форм в композиции.
Этот комплекс знаний называется художественно-конструкторским или дизайнерским.
Работа студентов на занятиях по архитектонике объемных форм состоит из нескольких этапов.
1. Конструирование простейших объемных форм.
Студентам демонстрируются различные орнаментальные объемные формы и приемы их изготовления; студенты занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят действия преподавателя.
2. Конструирование по аналогии.
Студентам предлагается разработать собственную орнаментальную объемную конструкцию, несколько более сложную, но подобную выполненному образцу.
3. Конструирование по образцу.
Студентам предлагается вариант несложного
швейного изделия. Они анализируют конструкцию, выясняют, из каких деталей состоит изделие, определяют порядок и приемы выполнения операций по его изготовлению. В данной форме обучения созданию объемных форм обеспечивается в основном прямая передача студентам готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого они узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования. Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом, обеспечивающим подход к самостоятельной поисковой деятельности.
4. Конструирование по собственному замыслу.
Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания на разработку объемной формы швейного изделия, для изготовления которого требуется применить определенные материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы труда.
На занятиях по архитектонике для создания объемной формы используются различные виды бумаги.
Технология конструирования из бумаги имеет ряд специфических особенностей. Усвоение предварительных упражнений, использование вспомогательных выкроек и схем позволяют студентам выполнять достаточно сложные пластические композиции. Любое изделие создается на основе конструкции, которая представляет собой
систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги.
В обучении конструированию из бумаги решаются общие задачи:
- научить анализировать образец: выделять форму листа, из которого выполнено изделие, способ преобразования бумаги, выделять части, детали;
- формировать у студентов обобщенные способы работы с бумагой;
- научить планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность на основе анализа;
- развивать у будущих инженеров творческое отношение к конструированию: подбирать цвет бумаги для деталей костюма и его украшения, отвечающий большей выразительности, переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание, комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности швейного изделия.
Содержание практического обучения архитектонике объемных форм должно быть представлено в виде системы знаний в различных проявлениях общей конструктивной зависимости и постепенно усложняющихся конструктивно-технических умений.
Такое содержание требует отбора адекватных методов и приемов обучения архитектонике. В частности, установлена высокая эффективность использования в обучении таких задач, которые требуют от студентов нахождения новых для них способов действия, т.е. задач проблемного характе-
ра. Постановка перед студентами таких задач способствует развертыванию поисковой деятельности, которая складывается из практических попыток использования различных способов решения, анализа условий задачи с целью нахождения наиболее адекватных способов решения и практического их апробирования.
В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у студентов формируется правильное отношение к своим ошибкам, формируются обобщенные способы анализа, значительно повышается умственная активность.
Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат, выражающийся в законченном предмете. Оформляя изделие, студент должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том,чтобы научить чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии.
Костюм - самая мобильная система, мгновенно реагирующая на весь комплекс социальных, биологических, политических, техногенных проблем. В нем отражается психологический портрет общества.
Опыт преподавания дисциплины "Архитектоника объемных форм" нацелен на расширение эстетической составляющей профессии, которая дает возможность использования передовых теорий и методов, на первый взгляд удаленных от существа профессии инженера.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. [Текст] - М.: Знание,1985.
2. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений [Текст] / Галина Ивановна Петушкова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
3. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа [Текст] - М.: ВНИИТЭ, 1987.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] - В 2-х т. Т.1. - М.,1989.
5. Рытвинская Л.Б. Основы формообразования костюма (архитектоника): Учебное пособие. [Текст]
- М.: Альфа-М, 2005.
6. Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. [Текст] -Киев,1978.
Rodkina A.A.
THEORETICAL AND METHODICAL QUESTIONS OF THE ORGANIZATION OF ART-DESIGN ACTIVITY ON EMPLOYMENT OF ARCHITEKTONIC VOLUMETRIC FORMS.
In article main principles artly - by a design component ARCHITEKTONIC formation a suit and their use are considered at training engineers-designers. The offered sequence of performance of practical tasks promotes development in students of is figurative-spatial and aesthetic thinking.