Научная статья на тему 'О подготовке будущих учителей начальных классов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников'

О подготовке будущих учителей начальных классов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТУДЕНТ / МАТЕМАТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маклаева Э.В.

В качестве одного из важных направлений реализации развивающей функции обучения, в частности, обучения математике, следует назвать развитие мышления, интуиции, воображения обучающихся. Пространственное мышление, будучи разновидностью образного, обеспечивает свободу и легкость создания образов и оперирования ими и является одним из важных качеств личности. Наиболее успешно процесс развития пространственного мышления проходит в младшем школьном возрасте. В статье охарактеризованы возможные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS'' TRAINING FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS'' SPATIAL CONCEPTS

The development of thinking, intuition, and imagination of students should be named among the important directions of realization of developing learning function, in particularin learning mathematics. Spatial thinking, being a variety of figurative thinking and providing freedom and ease of creating images and operating them, is one of the most important qualities of the person.The most successful development of spatial thinking takes place in the early school years. The possible ways of improving university students' training for the formation and development of primary school students' concepts are described in the article.

Текст научной работы на тему «О подготовке будущих учителей начальных классов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников»

демонстрируют высокий уровень умений анализировать социально-значимые экономические проблемы и процессы, прогнозировать их развитие в будущем.

Внедрение интерактивных технологий обучения, формирование профессионально востребованных комплексных умений сбора данных, их анализа и интерпретации являются необходимой частью образовательного процесса в рамках современных требований ФГОС и способствуют достижению поставленной цели - подготовки выпускника-экономиста, способного интерпретировать изучаемое явление в соответствии с собственными действиями, демонстрировать высокий уровень качества знаний при промежуточной и итоговой аттестации; проявляющего желание и готовность к квалифицированной профессиональной деятельности в рамках современных социально-экономических реалий.

в образовании // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2010. № 1. С. 77-84.

2. Макаренко О. В. Интерактивные образовательные технологии в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 134-139.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М. : Издат. корпорация «Логос», 2000. 384 с. Портал Московского городского психолого-педагогического университета. URL: http:// www.psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm] (дата обращения 11.03.2014)

4. Свалов Е. А. Электронный учебник как средство обеспечения продуктивного типа познавательной деятельности учащегося // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 75. № 2. С. 62-70.

1. Бекирова Р. С., Рыков С. П. Интерактивные техно- © Зернина Е. В., Чурсина Ю. А., 2014

логии обучения в контексте компетентностного подхода

УДК 82.09

О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В качестве одного из важных направлений реализации развивающей функции обучения, в частности, обучения математике, следует назвать развитие мышления, интуиции, воображения обучающихся. Пространственное мышление, будучи разновидностью образного, обеспечивает свободу и легкость создания образов и оперирования ими и является одним из важных качеств личности. Наиболее успешно процесс развития пространственного мышления проходит в младшем школьном возрасте. В статье охарактеризованы возможные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников.

Ключевые слова: пространственные представления, студент, математика, формирование, развитие, младший школьник.

Э. B. MaHmeea E. V. Maklayeva

ABOUT FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS' TRAINING FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS' SPATIAL CONCEPTS

The development of thinking, intuition, and imagination of students should be named among the important directions of realization of developing learning function, in particularin learning mathematics. Spatial thinking, being a variety of figurative thinking and providing freedom and ease of creating images and operating them, is one of the most important qualities of the person.The most successful development of spatial thinking takes place in the early school years. The possible ways of improving university students' training for the formation and development of primary school students' concepts are described in the article.

Keywords: spatial concepts, student, mathematics, formation, development, primary school student.

Целью обучения сегодня является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности школьника. Одним из таких качеств является творческая, познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в моби-

лизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. В качестве одного из важных направлений реализации развивающей функции обучения, в частности, обучения математике, следует назвать развитие мышления, интуиции, воображения обучающихся. Внедрение новых форм и методов обучения имеет конечной целью создание благоприятных условий для развития творческо-

го мышления личности с учетом ее интересов и способностей. Как считают психологи, творческое мышление тесно связано с воображением, а такой его компонент, как интуиция имеет непосредственную связь с геометрическими представлениями, с визуальным (образным) мышлением.

Пространственное мышление, будучи разновидностью образного, обеспечивает свободу и легкость создания образов и оперирования ими и является одним из важных качеств личности. Эти обстоятельства требуют осуществления формирования и развития пространственных представлений обучаемых как школе, так и в вузе. Наиболее успешно этот процесс проходит в младшем школьном возрасте и, естественно, что будущий учитель начальных классов должен получить необходимую подготовку к руководству данным процессом еще в ходе обучения в вузе [1, с. 25].

В настоящее время существует противоречие между психологической готовностью младших школьников к формированию и развитию у них пространственных представлений, возможностью использования пропедевтического курса для решения этой проблемы и отсутствием в педвузе необходимой целенаправленной подготовки студентов к руководству данным процессом. В результате анализа состояния названной подготовки учителей начальных классов, изучения и обобщения опыта работы преподавателей вузов были выявлены следующие возможные направления совершенствования подготовки будущих учителей начальных классов к формированию пространственных представлений младших школьников:

1. Развитие пространственных представлений студентов в процессе изучения вузовского курса математики.

2. Вооружение студентов знаниями и умениями, лежащими в основе методики формирования и развития пространственных представлений младших школьников.

С одной стороны, необходимость реализации данных направлений объясняется установлением связи курса методики обучения математике в начальных классах с вузовским курсом математики. Изучая вопросы математики, важно показать студентам, что полученные ими знания в области геометрии являются основой для овладения методикой формирования и развития пространственных представлений младших школьников в процессе их обучения в школе. Будущие учителя должны понимать ту роль, которую будут играть развитые пространственные представления для успешного разрешения данной проблемы. С другой стороны, должна осуществляться связь курса методики преподавания математики с курсом математики для начальных классов, который непрерывно совершенствуется за счет распространения передового опыта, внедрения в школе результатов научно-методических исследований. Актуальными являются исследования, связанные с созданием и внедрением в школьную практику пропедевтических курсов геометрии, усилением геометрической составляющей в различных учебниках математики для начальной школы. Основной целью изучения геометрического материала в начальных классах является развитие пространственных представлений школьников и рассмотрение окружающего мира с геометрических позиций. Таким образом, выделенные направления находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Для реализации первого направления нами отобрано математическое содержание, в процессе изучения которого осуществляется развитие пространственных представлений студентов; выделены и охарактеризованы основные типы упражнений, ориентированных на развитие пространственных представлений; рассмотрено выполнение методических условий, способствующих развитию пространственных представлений студентов; выявлены некоторые методические приемы их реализации при изучении выделенного содержания и решении упражнений данных типов.

При отборе содержания математической подготовки будущего учителя к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников мы руководствовались общими критериями отбора содержания учебного материала, представленными в педагогической и методической литературе, а также учитывали результаты исследований, в которых формирование и развитие пространственных представлений в процессе обучения математике являлось основной целью. С этих позиций предлагается построить стереометрическую часть раздела «Элементы геометрии», который включен в программу по математике для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов:

1. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность и перпендикулярность в пространстве. Углы в пространстве.

2. Многогранники и тела вращения. Теорема Эйлера о многогранниках.

3. Методы изображения пространственных фигур на плоскости.

4. Построения в пространстве. Построения на изображениях многогранников.

5. Геометрические преобразования на плоскости и в пространстве.

Упражнениями, ориентированными на развитие пространственных представлений обучаемых, мы называем такие упражнения, решение которых способствует формированию и развитию комплекса действий, составляющих содержание понятия пространственных представлений и характеризующих их сформированность. Виды деятельности, лежащие в основе процесса формирования и развития пространственных представлений при обучении математике - узнавание, воспроизведение, оперирование образами геометрических объектов и конструирование новых образов - были положены в основу разработки типологии таких упражнений. К упражнениям 1-го типа мы отнесли упражнения на исследование свойств геометрических объектов (узнавание); к упражнениям 2-го типа - упражнения на изображение геометрических объектов с помощью модели, рисунка, чертежа и построения на изображениях (воспроизведение); к упражнениям 3-го типа - упражнения на выполнение геометрических преобразований на плоскости и в пространстве (оперирование); к упражнениям 4-го типа - упражнения на конструирование новых пространственных образов (конструирование).

Практика обучения показала, что выполнение общих условий формирования и развития пространственных представлений, использование некоторых специальных

методических приемов их реализации, не только способствует развитию пространственных представлений студентов, но и создает предпосылки для овладения будущими учителями общеметодическими умениями по их применению в дальнейшей работе в школе, т. е. обеспечивает профессионально-педагогическую направленность курса.

Реализовать второе направление совершенствования подготовки студентов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников мы предлагаем посредством введения курса по выбору «Формирование и развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике», изучение которого поможет систематизировать, углубить и расширить знания и умения студентов в этой области.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил определить основные знания и умения, которые должен получить студент в ходе изучения предлагаемого раздела. В процессе методической подготовки студенты имеют возможность получить знания содержания и структуры деятельности по формированию пространственных представлений, закономерностей их формирования и развития в процессе обучения математике; знание различных направлений решения данной проблемы, представленных в научно-методической литературе; знание методических условий формирования и развития пространственных представлений в процессе обучения математике; знание психологических и методических особенностей формирования пространственных представлений у младших школьников; знание различных подходов к изучению геометрического материала, представленных в существующих учебниках математики для начальной школы; знание основных принципов, направлений, методов и средств формирования пространственных представлений у учащихся начальных классов. Студенты овладевают умениями анализировать различные учебники математики для начальной школы с целью выявления возможностей формирования и развития пространственных представлений материала; владеть методическими приемами и средствами формирования и развития пространственных представлений у младших школьников; составлять упражнения, направленные на формирование и развитие пространственных представлений младших школьников, и использовать их в процессе обучения; диагностировать пространственные представления младших школьников и др.

В содержание курса целесообразно включить следующие вопросы:

1. Понятие пространственных представлений. Специфика формирования пространственных представлений в процессе обучения математике.

2. Варианты решения проблемы формирования пространственных представлений обучаемых.

3. Особенности формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.

4. Различные подходы к изучению геометрического материала в существующих учебниках математики для начальной школы.

5. Направления, принципы, методические приемы и средства формирования пространственных представ-

лений младших школьников, используемые в процессе изучения элементов геометрии в курсе математики для начальных классов [2].

В программу спецкурса, кроме лекционных, введены семинарские и практические занятия, на которых студенты включаются в соответствующую деятельность, структура и операционный состав которой определяются темами занятий спецкурса.

Семинарские занятия посвящены обсуждению теоретических проблем. На каждом занятии заслушивается несколько докладов продолжительностью приблизительно десять минут. Затем проводится обсуждение докладов, на котором участники семинара дополняют докладчиков. Каждый участник семинара представляет соответствующим образом оформленный текст доклада. Материалы для докладов студенты отбирают из журналов «Вопросы психологии», «Педагогика», «Математика в школе», «Начальная школа», «Квант», «Математика» (приложение к газете «1 сентября») и другой рекомендованной преподавателем литературы, в Интернете, а также накапливают на педагогических практиках. Тематика докладов со студентами согласуется заранее.

Практические занятия посвящены анализу и созданию условий, использованию методических приемов и дидактических средств, а также рассмотрению основных видов задач, направленных на формирование и развитие пространственных представлений младших школьников. На этих занятиях студенты ставятся в условия, имитирующие деятельность учителя на уроке.

При подготовке к занятиям студенты проводят сравнительный анализ действующих программ по математике для начальной школы с целью выделения тем, которые, по их мнению, целесообразно использовать для формирования и развития пространственных представлений школьников. Далее осуществляется разработка фрагментов уроков или внеклассных мероприятий по выбранным темам, для чего студенты подбирают упражнения, занимательный и исторический материал, дидактические игры, изготавливают средства наглядности и т. д. Подбору необходимых заданий, занимательных материалов, изготовлению наглядных пособий, разработке фрагментов уроков и внеурочных занятий предшествует самостоятельный анализ содержания учебного материала.

На занятиях студенты инсценируют подготовленные фрагменты, которые могут быть посвящены использованию тех или иных видов задач; использованию демонстрационного и индивидуального дидактического оснащения; использованию тех или иных специальных методических приемов, дидактических игр, занимательных задач, ребусов, загадок; формированию пространственных представлений при организации самостоятельной работы учащихся, ее проверке, при формировании навыков самоконтроля; формированию пространственных представлений при организации внеклассной работы и т. п. После просмотра фрагментов уроков и внеклассных мероприятий под руководством преподавателя проходит их обсуждение.

На занятиях курса по выбору необходимо организовать деятельность студентов таким образом, чтобы она способствовала развитию их мышления. Для этого можно

использовать конкретные проблемные ситуации, взятые из опыта профессиональной деятельности. В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания материала в учебном процессе могут быть применены различные виды ситуаций: ситуация-иллюстрация (на конкретных примерах из практики демонстрируется эффективность использования определенных приемов, методов, способов обучения); ситуация-оценка (студентам предлагается описать конкретное событие и принятие мер); ситуация-упражнение (студенты делятся на группы по 3-5 человек, изучают ситуацию, обращаются к специальным источникам информации, литературе, справочникам, проводят исследовательскую работу, они вырабатывают план действий, проекты решений, прогнозы конечного результата); ситуация-проблема (студентам предлагается для решения задача, которая реально стояла или стоит на практике).

Приведем пример ситуаций каждого вида, которые можно использовать в методической подготовке студентов к формированию пространственных представлений младших школьников.

В качестве ситуации-иллюстрации можно рассмотреть решение задачи, ориентированной на формирование пространственных представлений младших школьников, с подробным разбором всех этапов формирования пространственных представлений в процессе деятельности визуального мышления: перевод условия задачи в визуальную информацию, ее анализ, выявление стандартов, получение дополнительной информации и т. д.

Ситуация-оценка создается при проведении студентами перед группой фрагмента урока, на котором осуществляется формирование пространственных представлений школьников, решения задачи того или иного типа, ориентированной на развитие пространственных представлений и т. п.

В качестве ситуаций-упражнений и ситуаций-проблем могут использоваться следующие задания:

1. Продумайте руководство деятельностью учащихся на различных этапах решения задачи, ориентированной на развитие пространственных представлений младших школьников.

2. Подготовьте фрагмент опорного конспекта, который может быть использован при решении задач, ориентиро-

ванных на формирование пространственных представлений младших школьников, того или иного типа.

3. Разработайте план решения задачи, ориентированной на развитие пространственных представлений младших школьников, того или иного типа. Дайте характеристику деятельности учителя и учащихся на каждом этапе решения задачи.

4. Составьте конспект урока, основной целью которого является формирование и развитие пространственных представлений младших школьников.

Использование таких заданий в процессе изучения курса предполагает анализ педагогических ситуаций, проигрывание фрагментов уроков в аудитории, обращение к литературным источникам, выработку плана действия со стороны учителя начальных классов, способствует формированию определенного стиля мышления учителя, характеризующегося проникновением в мыслительную деятельность ребенка, пониманием процессов, происходящих в его сознании, учетом личности ученика.

Такое построение занятий курса по выбору позволит студентам не просто усвоить отдельные теоретические сведения, методические приемы и средства формирования пространственных представлений у младших школьников, но и осмыслить и усвоить общепедагогические закономерности этого процесса, его технологию.

Опыт показывает, что целенаправленное внедрение в практику обучения разработанных направлений способствует повышению качества общей математической и методической подготовки будущих учителей начальных классов, а также подготовке их к формированию пространственных представлений младших школьников и развитию творческих способностей студентов.

1. Маклаева Э. В. Структура деятельности формирования пространственных представлений в процессе обучения математике // Школа будущего. 2012. № 1. С. 23-29.

2. Маклаева Э. В. Реализация развивающей функции обучения математике в начальной школе // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 116-120.

© Маклаева Э. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.