Научная статья на тему 'Планы развития информационных сервисов национальной системы квалификаций'

Планы развития информационных сервисов национальной системы квалификаций Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы —

Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям был утвержден План развития информационных систем на период до 2025 года1, направленный на развитие клиентоориентированных сервисов для граждан и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планы развития информационных сервисов национальной системы квалификаций»

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ НСК

Планы развития информационных сервисов национальной системы квалификаций

Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям был утвержден План развития информационных систем на период до 2025 года1, направленный на развитие клиентоориентированных сервисов для граждан и организаций

ЛАНДШАФТ СЕРВИСОВ: ТЕКУЩИЙ СТАТУС

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» определил в качестве ключевого информационного ресурса национальной системы квалификаций (НСК) Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций, представляющий собой сложную по архитектуре многокомпонентную информационную систему.

В состав Реестра входит система справочников (сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификации и экзаменационных площадках в разрезе квалификаций, нормативные правовые акты по вопросам прохождения независимой оценки квалификации, база оценочных средств по конкретным квалификациям), витрина данных о деятельности и полномочиях Национального совета по профессиональным квалификациям и Национального агентства.

1 План реализации основных направлений развития информационных систем национальной системы квалификаций на период до 2025 года одобрен решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям 28 марта 2023 года, утвержден председателем Национального совета А. Н. Шохиным 10 апреля 2023 года. nark.ru/plan-it

Начиная с января 2017 года, когда стартовал профессиональный экзамен, зарегистрировано свыше 4,7 млн обращений к данному информационному ресурсу, реестр содержит более 200тыс. записей о выданных свидетельствах о квалификации.

Реестр интегрирован с Единой цифровой платформой «Работа в России» — главным федеральным информационным ресурсом в сфере трудоустройства. Не выходя из своего личного кабинета, пользователь может верифицировать информацию о наличии свидетельства об успешном прохождении профессионального экзамена, одним кликом включить эту информацию в свое резюме. Таким образом, у работодателя отсутствует необходимость подтверждать подлинность указанной информации.

Помимо ведения и поддержания работоспособности Реестра, Национальное агентство обеспечивает развитие сервисов для граждан, нацеленных на удовлетворение потребности в подтверждении профессиональной квалификации.

В 2020 году стартовал пилотный проект Национального агентства по централизованному проведению теоретической части профессионального экзамена по 56 квалификациям. В нем участвуют 10 СПК2.

Сервис «Онлайн-экзамен» позволяет обеспечить дистанционную запись и заключить договор на оказание услуг по проведению экзамена, осуществить прохождение его теоретической части и получить в личный кабинет сведения о выданном свидетельстве о квалификации в случае его успешной сдачи.

В проекте «Онлайн-экзамен» уже на первом этапе участвовали 20 пилотных площадок в 13 регионах: республиках Башкортостан и Мордовия, Красноярском и Хабаровском краях, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Перечень регионов и мест централизованного проведения профессионального экзамена будет дополняться по мере присоединения к проекту новых участников пилотного проекта.

В преддверии подготовки к профессиональному экзамену для любого пользователя полезным является самотестирование на наличие достаточности профессиональных знаний. В целях тестирования своих знаний по конкретной квалификации любой пользователь может пройти пробный экзамен и получить предварительную оценку. Для этого создан информационный сервис «Демо-тест» более чем по 100 квалификациям, перечень которых планируется до конца года расширить в 5 раз по квалификациям, в отношении которых разработаны оценочные средства. Сервисом уже воспользовались более 60 тыс. человек.

Все информационные сервисы бесплатные и общедоступные, сервисный навигатор размещен на специализированном разделе сайта Национального агентства nark.ru/services.

2 СПК в сфере строительства, СПК ЖКХ, СПК агропромышленного комплекса, СПК индустрии красоты, СПК в области управления персоналом, СПК в области документационного и административно-хозяйственного обеспечения деятельности организаций, СПК автомобилестроения, СПК судостроения, СПК информационных технологий, СПК целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

РАЗВИТИЕ НОВОЙ СЕРВИСНОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НСК

Актуальной задачей ближайших 2 лет является интеграция уже эксплуатируемых информационных ресурсов рынка труда и сферы образования, включая обеспечение возможности агрегации имеющихся данных, а также «бесшовной» реализации ИТ-сервисов.

Гражданину это должно помочь выстроить образовательную и карьерную траектории, упростить доступ к прохождению процедуры независимой оценки квалификации. Также должна быть предоставлена возможность доступа во все информационные системы через единую авторизацию пользователя посредством ЕСИА1.

Для работодателя система должна упростить поиск работника с необходимыми знаниями и умениями, подтвержденными успешной сдачей профессионального экзамена.

Для содействия интеграции возможностей информационных систем различной ведомственной принадлежности — Минтруда России, Роструда, Минобрнауки России, а также систем, операторами которых являются коммерческие организации2, — обеспечивается формирование реестра информационных систем НСК, содержащего информацию о полезных для пользователя сервисах и ресурсах, как по профессиональному, так и по образовательному треку.

На следующем этапе планируется обеспечить непосредственное формирование сервисов, направленных на реализацию следующих задач.

Во-первых, содействие профориентации и поддержке принятия решения гражданами о развитии профессиональных квалификаций. В реализации данной задачи потребуется интеграция с ресурсами ключевых федеральных информационных систем, таких как ЕЦП «Работа в России», ГИС «Современная цифровая среда образования», обеспечение возможности использования результатов

профориентационных тестов для выбора релевантных образовательных программ.

Во-вторых, развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями, требуемыми для выбранной профессиональной квалификации. По результатам такого соотнесения сервис должен предоставлять рекомендации относительно выбора подходящих образовательных программ и возможности прохождения оценки квалификации.

Третья задача — развитие сервисов агрегации образовательных программ, обеспечивающих соотнесение их содержания с требованиями профессиональных стандартов и квалификаций.

Постановка задачи по созданию таких сервисов уже обусловлена действующими положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части учета требования профессиональных программ при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

По итогам запуска сервиса как для гражданина, так и для работодателя будет доступна визуализированная информация о том, какая образовательная программа обеспечивает подготовку специалиста в соответствии с требованиями к профессии. Реализацию сервиса планируется обеспечить путем интеграции ГИС «Современная цифровая среда образования», являющейся глобальным российским маркетплейсом образовательных программ, и ЕЦП «Работа в России» — главной цифровой платформы в сфере труда и занятости.

Кроме того, будет обеспечиваться создание сервиса «профессионального портфолио», предоставляющего возможность гражданину в личном кабинете на ЕЦП «Работа в России» обеспечить отражение своего профессионального профиля на протяжении всего карьерного пути, включая, например, содержание видео- и прочих презентационных материалов для демонстрации потенци-

1 Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.

2 Одним из примером такой многофункциональной информационной системы является программный комплекс «Модульный конструктор Национальной системы квалификаций» (правообладатель — АО «Национальные квалификации»). В соответствии с протоколом заседания Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям № 74 от 20 июня 2023 года ПК «Модульный конструктор Национальной системы квалификаций» был определен в качестве базовой информационной системы НСК как согласованный к включению в Реестр информационных систем НСК.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЕСТРА СЕРВИСОВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НСК

(Реестр ИС НСК)

Предварительный перечень ресурсов Реестра ИС НСК

Системные ресурсы НСК

■ ПАК ПРОФСТАНДАРТЫ (ВНИИ труда)

■ ПМК Разработка квалификаций (АНО НАРК)

■ Справочник профессий (ВНИИ труда)

■ ПМК Оценка квалификации (АНО НАРК)

■ Модуль Разработка оценочных средств (КОС) (АНО НАРК)

Cервисные ресурсы НСК

■ РЕЕСТР НОК (АНО НАРК)

■ Модуль Онлайн-экзамен (АНО НАРК)

■ Модуль Мониторинг рынка труда (АНО НАРК)

■ Сервисы СПК (онлайн-экзамен, разработка оценочных средств, разработка квалификаций, др.)

Профориентация

■ Модуль ОРК (Конструктор карьеры) (АНО НАРК)

■ Профориентация (ЕЦП Работа в России)

■ Поиск вакансий (ЕЦП Работа в России)

■ Аналитическая информация (ЕЦП Работа в России)

■ SKILLSNET (ЕЦП Работа в России)

Образование

■ ФРДО (Рособрнадзор)

■ Агрегатор образовательных программ (БЦ НАРК)

■ Агрегатор программ (ЕЦП Работа в России)

■ Региональные ресурсы ЦОПП (Минпросвещения)

■ ФГИС СЦОС (Минобрнауки)

Сайт АНО НАРК Веб_

_ . . ._„ интеграция

Реестр сервисов и информсистем НСК ЕЦП Работа

■ Описания ресурсов ■ Описания API подключения в России

■ Ссылки на ресурсы ■ Фильтры данных (поиск ресурсов по тегам)

альному работодателю имеющихся у гражданина профессиональных навыков и умений.

Также с учетом заявленных предпочтений гражданину будет доступен полезный контент — предложения по образовательным продуктам, а также вакансиям, релевантным профессиональному профилю гражданина.

Работодатели в рамках данного сервиса получат полезную информацию о профессиональном опыте и навыках гражданина, подлинность которых будет верифицироваться через информационные системы ГИС ФРДО — в части подтверждения подлинности документа об образовании, Реестр НОК — в части подтверждения подлинности свидетельства о квалификации и др.

В отдельный трек планируется выделить доработку программно-методического комплекса «Разработка квалификаций», обеспечивающего сопровождение планирования работ по разработке проектов профессиональных квалификаций, их экспертное обсуждение, формирование

шаблонов электронных документов и ведение документооборота в цифровом формате.

Ожидаемым результатом должно стать сокращение операционных и временных издержек по разработке и утверждению проектов профессиональных квалификаций.

В 2024 году планируется также доработать сервис «Онлайн-экзамен», обеспечив полноценный сервис «одного окна». С помощью сервиса гражданин сможет не только записаться на профессиональный экзамен, как на теоретическую, так и на практическую его части, но и пройти данные испытания с использованием технологии прокторинга и при необходимости иметь возможность подать апелляцию на результаты профессионального экзамена и получить результаты ее рассмотрения.

В 2025 году указанный сервис планируется вывести на платформу «Работа в России», целевая аудитория которой в текущий момент доходит до 16 млн пользователей.

От редакции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.