Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / АККРЕДИТАЦИЯ / ВАЛИДАЦИЯ / ДЕМО ЭКЗАМЕН / ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КАРЬЕРА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СПРАВОЧНИКИ / МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ОНЛАЙН ЭКЗАМЕН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РАБОТНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / РОБОТИЗАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / PRODUCTION AUTOMATION / ACCREDITATION / VALIDATION / DEMO EXAM / INFORMATION AND COMMUNICATION RESOURCES / CAREER / QUALIFICATION / LABOR MARKET MONITORING / NATIONAL QUALIFICATIONS SYSTEM / ONLINE EXAM / EDUCATIONAL PROGRAMS / QUALIFICATIONS / ASSESSMENT TOOLS / PROFESSIONAL STANDARDS / EMPLOYEE / EMPLOYER / ROBOTICS / EDUCATION / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна

В статье представлены основные результаты реализации первого этапа формирования в стране Национальной системы профессиональных квалификаций, а также приведены объективные и субъективные факторы необходимости совершенствования методов и инструментов ее функционирования в условиях внедрения современных форм организации и технологии труда, использования элементов автоматизации, роботизации и цифровизации производства. Авторами обосновывают необходимость внедрения нового этапа развития квалификаций, приводят меры для его реализации, а также раскрывают сущность создаваемого на федеральном уровне информмационно - коммуникационного ресурса, который с одной стороны должен обеспечить представление участникам НСК надежной и своевременной информации и сервисов в области профессиональных квалификаций, а с другой обеспечивает минимизацию их затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK FOR THE PERIOD UNTIL 2030

The article presents the main results of the implementation of the first stage of the formation of the National System of Professional Skills in the country, as well as objective and subjective factors of the need to improve the methods and tools of its operation in the conditions of introduction of modern forms of organization and technology of labor, the use of elements of automation, robotics and digitization of production. The authors justify the need to introduce a new stage of development of qualifications, cite measures for its implementation, as well as reveal the essence of the information-communication resource created at the federal level, which on the one hand should provide the NSC participants with reliable and timely information and services in the field of professional qualifications, and on the other hand ensures that their costs are minimized.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА»

УДК 378.048.2

Концептуальные основы развития Национальной системы квалификаций на период до 2030 года

Чернышов Л.Н., Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ, Москва, Россия; Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Институт строительства и ЖКХГАСИС НИУ «Высшая школа экономики, Москва, Россия

Ключевые слова: автоматизация производства, аккредитация, валидация, демо экзамен, информационно - коммуникационные ресурсы, карьера, квалификационные справочники, мониторинг рынка труда, национальная система квалификаций, онлайн экзамен, образовательные программы, оценка квалификаций, оценочные средства, профессиональные стандарты, работник, работодатель, роботизация, учреждение образования, цифровизация.

В статье представлены основные результаты реализации первого этапа формирования в стране Национальной системы профессиональных квалификаций, а также приведены объективные и субъективные факторы необходимости совершенствования методов и инструментов ее функционирования в условиях внедрения современных форм организации и технологии труда, использования элементов автоматизации, роботизации и цифровизации производства. Авторами обосновывают необходимость внедрения нового этапа развития квалификаций, приводят меры для его реализации, а также раскрывают сущность создаваемого на федеральном уровне информмационно - коммуникационного ресурса, который с одной стороны должен обеспечить представление участникам НСК надежной и своевременной информации и сервисов в области профессиональных квалификаций, а с другой обеспечивает минимизацию их затрат.

Conceptual framework for the development of the National Qualifications Framework for the period until 2030

Chernyshov L.N., Council on professional qualifications in housing and communal services, Moscow, Russia;

Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., the Institute for STR GASIS National Research University «Higher school of Economics», Moscow, Russia

Keywords: production automation, accreditation, validation, demo exam, information and communication resources, career, qualification , labor market monitoring, national qualifications system, online exam, educational programs, qualifications, assessment tools, professional standards, employee, employer, robotics, education, digitalization.

The article presents the main results of the implementation of the first stage of the formation of the National System of Professional Skills in the country, as well as objective and subjective factors of the need to improve the methods and tools of its operation in the conditions of introduction of modern forms of organization and technology of labor, the use of elements of automation, robotics and digitization of production. The authors justify the need to introduce a new stage of development of qualifications, cite measures for its implementation, as well as reveal the essence of the information-communication resource created at the federal level, which on the one hand should provide the NSC participants with reliable and timely information and services in the field of professional qualifications, and on the other hand ensures that their costs are minimized.

Ускоренное технологическое развитие национальной экономики требует изменения структуры занятости населения и высоких темпов обновления квалификаций работников рынка труда [1].

Структура занятости связана с существующей системой квалификации, в основе которой продолжают оставаться классификаторы занятий, профессий и должностей (ОКЗ, ОКПДТР), которые «поддерживаются» квалификационными справочниками (ЕТКС и ЕКС) [2].

Установленная в этих документах номенклатура квалификационных требований единообразно определяла структуру должностей и профессий, применяемых на предприятиях, независимо от их отраслевой и ведомственной принадлежности. На основе ЕКС/ЕТКС строилась вся номенклатура образовательных программ начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. [3].

Отказ от централизованного планирования и разгосударствление экономики привели к распаду сложившейся системы квалификаций, построенной на принципах обязательности и единообразия.

Государство сняло с себя обязательства в отношении поддержания и обновления квалификационных справочников и ввело в практику регулирования трудовых отношение новый инструмент - профессиональные стандарты, которые стали основой публичного общественного института - Национальной системы квалификаций (НСК), определяющего направления развития системы квалификаций в национальном масштабе.

В свою очередь, профессиональные стандарты не только определяют квалификационные требования к выполнению определенных видов профессиональной деятельности, но и являются источником информации для разработки наименований квалификаций, оценочных средств, актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного образования.

Накопленный опыт регулирования трудовых отношений с использованием про-

фессиональных стандартов [4-7] свидетельствует о том, что это способствует:

- более профессиональному подходу участников процесса формирования НСК к внедрению её основных элементов и не допускает превращения их в предмет бизнеса;

- повышению производительности труда за счет возможности реализации системного подхода к управлению качеством трудовых ресурсов в организации;

- созданию условий для учреждений образования, осущесять подготовку специалистов соответствующих требованиям работодателей;

- укреплению связи рынка труда и системы подготовки кадров за счет развития института государственно - частного партнерства;

- формированию необходимой инфраструктуры для обеспечения доступности независимой оценки квалификаций (НОК) для работников и студентов - выпускников учреждений образования.

Таким образом, сегодня НСК является своеобразным путеводителем для работодателя, работника и учреждения образования, который позволяет им понимать друг друга в процессе формирования и осуществления трудовых отношений на рынке труда с новыми свойствами [8-10].

Разработка «Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2030 года» была вызвана как стремительной трансформацией содержания и характера условий труда в последнее время, под воздействием внедрения современных форм организации и технологии труда, с использованием элементов автоматизации, роботизации и цифровизации производства, так и с необходимостью создания условий для успешной реализаций Национальных проектов - прорывного инструмента роста национальной экономики.

Тем не менее, несмотря на видимые, за прошедшие 5 лет, достижения в формировании Национальной системы квалификаций (НСК) мы наблюдаем, что:

- спрос со стороны работодателей на квалификации, утвержденные в соответствии с профессиональными стандартами, на рынке труда остается невысоким, что свидетельствует о том, что ценность квалификации в обществе еще не сформировалась, хотя как показывает зарубежный опыт, она беспрецедентна;

- независимая оценке квалификаций работников предприятий и организаций не стала влиятельной силой в регулировании трудовых отношений, как это принято за рубежом, хотя именно эта процедура де-юре превращает человеческий потенциал в человеческий капитал;

- имеет место несогласованность (конфликт) элементов и требований квалификаций, основанных на ЕКС/ЕТКС и на профессиональных стандартах;

- новая система квалификаций формируется обособленно от других имеющихся систем признания квалификаций (аттестация работников на предприятии, система допуска к опасным видам профессиональной деятельности), отсутствуют механизмы их интеграции;

- развития системы квалификаций в национальном и отраслевом масштабе, включая создание соответствующей инфраструктуры, осуществляют Минтруд России, НСК и создаваемые им советы по профессиональным квалификациям (СПК), региональные и муниципальные органы власти не имеют соответствующих инструментов влияния для активизации этих процессов на местах;

- в общественном сознании не сформировалось понимания различий между ква-

лификацией по образованию и профессиональной квалификацией, которая является, в соответствии с требованиями трудового законодательства, предметом регулирования отношений между работником и работодателем;

- не выстроены механизмы признания профессиональных квалификаций иностранных граждан, а также международного признания квалификаций полученных в рамках (НСК).

Стратегия, это новый этап развития квалификаций, предусматривающий широкое внедрение системы квалификаций с новыми свойствами, соответствующей потребностям экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу [11]. На этом этапе должна быть осуществлена достройка и корректировка сложившихся институтов и механизмов национальной системы профессиональных квалификаций позволяющая:

- добиться упорядочения и систематизации понятийного аппарата классификаторов и справочников, разработки и утверждения национальной и отраслевых рамок и каталогов квалификаций, обеспечить согласованность между уровнями профессиональных квалификаций, уровнями образования, разрядами рабочих категориями и категориями специалистов и служащих;

- придать больше гибкости образовательным организациям и институту НОК для своевременного реагирования на изменения, происходящие на рынке труда в профессиональной деятельности предприятий и организаций;

- расширить и укрепить роль публичного общественного института СПК, определяющих направление развития отраслевой системы квалификаций, в реализации государственной кадровой политики;

- определены функции и полномочия субъектов Федерации, механизмы их взаимодействия с советами по профессиональной квалификации.

Исходя из этого, стратегия предусматривает ряд мер, которые должны обеспечить:

- необходимый масштаб и темпы обновления системы квалификаций, прежде всего в реальном секторе экономике;

- создать механизмы поэтапного вывода из обращения устаревших квалификаций и обеспечить ускоренное развитие инфраструктуры независимой оценки и признания квалификаций;

- создать механизмы эффективного использования новой национальной системы квалификаций в качестве катализатора роста человеческого капитала и повышения прозрачности рынка труда для российских и зарубежных инвесторов [12].

Для этого потребуется принятие ряда решений нормативно-правового, организационного и инфраструктурного характера как на национальном, так и на региональном уровнях. В частности:

- в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, будут включены индикаторы (КР1) учитывающие результаты внедрения в регионе основных элементов НСК;

- будет введен обязательный порядок применения профессиональных стандартов и независимая оценка квалификаций по отдельным видам деятельности, связанным с обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан;

- результаты профессионально-общественной аккредитации образовательных программ будут учитываться в качестве основного критерия при формировании за-

каза на целевое обучение и распределение контрольных цифр приема для учреждений образования;

- формирования и развития в регионах России конкурентной и независимой инфраструктуры подтверждения и признания квалификаций путем создания советами по профессиональным квалификациям дополнительных многопрофильных центров оценки квалификаций (насчитывающих не менее 10 приоритетных для региона квалификаций), ЦОК на базе крупных компаний и ассоциаций, субсидирование НОК для определенных социально значимых групп квалификаций.

Изменения, которые должны быть осуществлены в ходе реализации «Стратегии ...», неизбежно повлечет и изменение форм взаимодействия участников формирования НСК, основой которых должны стать цифровые технологии, обеспечивающие предоставление участникам НСК надежной и своевременной информации, а также сервисов в области профессиональных квалификаций.

Для этого Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) совместно с ВЦИОМ создается единый инструментарий и цифровая платформа для мониторинга рынка труда, организационного обеспечения и консультационной поддержки участников формирования НСК (граждан, работодателей, учреждений образования, ЦОК, СПК, НАРК, субъектов РФ, ФОИВ, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет)), включающая следующие цифровые ресурсы:

1. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций» (https:// nok-nark.ru). Ресурс предназначен для участников независимой оценки квалификаций (далее - НОК) и содержит сведения:

- об участниках НОК (советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификаций, экзаменационных центрах, экзаменационных площадках), организации их взаимодействия через систему личных кабинетов и агрегации результатов оценки, в том числе присвоение идентификатора свидетельствам о квалификации;

- о нормативных документах регулирующих НОК, о квалификациях, об оценочных средствах, о выданных свидетельствах о квалификации;

- обеспечивающие поиск информации о НОК для соискателей и работодателей.

2. Разработка оценочных средств (https://kos-nark.ru). Ресурс предназначен для СПК, в целях организации разработки, экспертизы, обновления и хранения оценочных средств. Включает инструменты:

- разработки, актуализации и валидации оценочных средств;

- обеспечения хранения оценочных средств в различных форматах;

- использования примеров оценочных средств (включая стимуляторы и тренажеры) для прохождения по ним пробного теоретического и практического экзамена по НОК.

3. Онлайн экзамен. (https://ok.nark.ru). Ресурс предназначен для СПК, ЦОК и соискателей при организации и проведении профессионального экзамена в режиме онлайн, в том числе в центрах занятости населения и МФЦ. Ресурс обеспечивает:

- проведение регистрации соискателей на теоретическую и практическую часть экзамена;

- проведение процедуры теоретической части профессионального экзамена;

- внесение сведений о результатах теоретической и практической части экзамена

в личные кабинеты СПК и ЦОК (включая видеозапись экзамена) в том числе для присвоения идентификационного номера свидетельствам о квалификации;

- ведение электронного документооборота СПК, ЦОК и ЭЦ в рамках НОК.

4. Демо экзамен» (https://demo.nark.ru). Ресурс предназначен для соискателей, в целях их самоподготовки и адаптации к процедуре экзамена, путем знакомства с процедурой проведения теоретической части экзамена и самостоятельной проверки своих профессиональных знаний, а также обеспечивает возможность выбора интересующей квалификации из предложенных вариантов и получения информацию о том, где можно пройти профессиональный экзамен и получить свидетельство о квалификации.

5. Агрегатор востребованных образовательных программ (http://programm.nark. ги). Ресурс предназначен для поставщиков образовательных программ ориентированных на квалификации востребованные гражданами и работодателями, обеспечивая взаимосвязи спроса и предложения при обучении для получения соответствующих квалификаций. Ресурс предусматривает:

- размещение информации о программах, ведущих к получению квалификации, образовательных организациях реализующих эти программы, обеспечение их взаимодействия, формирование заказов и учебных групп;

- информационную поддержку процесса экспертизы образовательных программ, а также размещения и поиска предложений об образовательных программах и образовательных организациях;

- поиск подходящих по критериям и характеристикам образовательных организаций и качественных образовательных программ и учебных материалов, ориентированных на соответствующие востребованные квалификации.

6. Оцифрованные справочники (http://nskuslugi.ru). Ресурс предназначен для участников НСК, включает:

- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС);

- Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);

- Общероссийский классификатор занятий(ОКЗ);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

- Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

- Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК);

- Профессиональные стандарты (ПС).

7. Разработка квалификаций / рамок квалификаций (https://rk-nark.ru). Ресурс предназначен для экспертов СПК для разработки отраслевой рамки квалификаций (ОРК), профессиональных стандартов, квалификаций и требований к квалификациям, перечней профессий и специальностей. Включает взаимосвязанные базы данных и инструменты обеспечения информационно-коммуникационного взаимодействия экспертов, автоматизации и методического сопровождения процесса разработки, экспертизы и согласования объектов разработки.

8. Конструктор квалификаций (https://rk-nark.ru/ork). Ресурс предназначен для

граждан (соискателей) и кадровых служб предприятий, для возможности построение индивидуальных карьерных и образовательных траекторий работников рынка труда. Содержит:

- карту и перечень видов профессиональной деятельности в соответствующе сфере экономики;

- профессионально - квалификационную структуру вида профессиональной деятельности;

- реестр (описание) квалификаций;

- обобщенное описание уровней (подуровней) квалификации;

- перечень программ профессиональной подготовки;

- диаграмму карьерных траекторий.

9. Платформа экспертов (http://expert.nark.ru). Ресурс предназначен для участников формирования национальной системы квалификаций (далее - НСК) в части проведения экспертиз документов или проектов документов в интересах НСК:

- учебных и методических материалы, информационных ресурсов, обеспечивающих реализацию программ, ведущих к получению квалификации;

- проектов нормативных правовых актов, регулирующих получение и подтверждение квалификации.

Ресурс включает:

- организацию и обеспечение доступа (в том числе дистанционного) к загруженному контенту и базе экспертов;

- сбор и хранение заявок на проведение экспертизы материалов от посетителей (клиентов) сайта;

- поиск экспертов по запросу для проведения экспертизы;

- организация процесса экспертизы загруженного контента;

- валидацию результатов экспертизы АНО «НАРК»;

- ведение базы экспертов (прием и обработка заявок на экспертизу; предоставление результатов экспертизы; технологическая и методическая поддержка экспертов в ходе экспертизы; ведение базы материалов, прошедших экспертизу).

10. Мониторинг рынка труда (https://skillscaner.ru) Мониторинг рынка труда проводится СПК в соответствии с п.6.2. протокола заседания Национального совета от 26 июня 2019г. №37.

Ресурс предназначен для СПК, который формирует реестр профессиональных стандартов и квалификаций как исходной базы для мониторинга, вовлекает организации отрасли в процесс мониторинга; получает с единой цифровой платформы АНО «НАРК» анализы результатов мониторинга, для использования в практической работе, в том числе для осуществления отраслевой политики в сфере труда и образования. Результаты могут агрегироваться в различных разрезах (федерация-регион-муниципалитет; квалификация-профессия-отрасль; востребованные-невос-требованные; новые компетенции и др.)

Ресурс включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Отслеживание жизненного цикла квалификаций;

- Оценка качества квалификаций (утвержденных и проектируемых);

- Тестирование утвержденных квалификаций и проектов квалификаций на узнаваемость, востребованность, новизну/устаревание;

- Широкомасштабный поиск информации о новых квалификациях (новых ком-

петенциях);

- Выявление пробелов в подготовке кадров, которые должна восполнить система образования в части hard skills (профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить) и soft skills ( междисциплинарные навыки: коммуникативные - (нетворкинг, ораторское искусство, риторика, аргументация, ... ); управленческие (тайм-менеджмент, лидерство, управление проектами, управлением персоналом );

- Повышение узнаваемости НСК и ее компонентов у различных групп пользователей, в первую очередь элементов независимой оценки квалификаций;

- Формирование контента для планирования PR-работы по продвижению независимой оценки квалификации и отдельных квалификаций.

11. Модуль информационного обмена - шина обмена данных (аттестован по требованиям безопасности информации в соответствии с Федеральным законом 152-ФЗ).

Модуль касается всех участников НСК и предназначен для организации хранения основных справочников и баз данных по всем ресурсам, обеспечения информационного обмена, а также доступа граждан и организаций к востребованной информации по НСК.

Модуль предусматривает:

- Размещение всех ресурсов АНО «НАРК» в сертифицированном по классу К2 защиты информации (ГИС) центре обработки данных (ЦОД);

- Организацию взаимодействия информационных ресурсов НСК через единый интерфейс, подключение к общей «шине обмена данными»;

- Определение и согласование перечня критически важной информации, которая может передаваться между СПК и ЦОК;

- Подключение основных справочников и баз данных к «шине обмена данными»;

- Обеспечение единой аутентификации пользователей во всех ресурсах АНО НАРК для интеграции с внешними ресурсами;

- Введение порядка хранения и передачи официальных оцифрованных данных СПК и ЦОК в случаях, предусмотренных НПА.

Следует отметить, что вся деятельность по формированию отраслевых систем профессиональных квалификаций платная - финансируется из различных источников:

- СПК финансирует разработку и актуализацию профессиональных стандартов, наименований квалификаций и оценочных средств, для проведения профессионального экзамена;

- Центры оценки квалификаций оплачивают аттестацию экспертов независимой оценки квалификаций и аккредитацию ЦОК;

- Соискатели оплачивают процедуру проведения центрами оценки квалификаций профессионального экзамена;

- Учреждения образования профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ на соответствие их профессиональным стандартам.

Создание и функционирование цифровых информационно-коммуникационных ресурсов направлено на минимизацию затрат участников формирования национальной системы квалификаций, за счет создания без барьерной среды, для обеспечения доступа к массиву статистической, нормативно-правовой и аналитической информации касающейся вопросов развития квалификаций, а также различным сервисам

способствующим оптимизировать разработки нормативно-правовых документов и проведения независимой оценки квалификаций:

- молодым людям это поможет принять взвешенное решение по выбору направления своей деятельности, в том числе с учетом возникновением новых и перспективных профессий в ЖКХ и подобрать соответствующее учреждение образования;

- работникам рынка труда сориентироваться в необходимости повышения своей квалификации или выборе иного интересующего их перспективного направления деятельности и определиться с местом обучения или независимой оценкой квалификации;

- работодателю подобрать для себя работников подтвердивших свою квалификацию в независимых центрах оценки квалификации;

- СПК определиться, какие квалификации на рынке труда угасают, какие появляются вновь, какие квалификации наиболее востребованы и/или будут востребованы в ближайшем и отдаленном будущем, своевременно организовать в связи с этим, актуализацию действующих и разработку новых профессиональных стандартов, наименований квалификаций и оценочных средств;

- учреждениям образования своевременно организовать актуализацию образовательных программ, с учетом изменения требования к квалификациям работников рынка труда связанных с внедрением современных форм организации и технологи труда, автоматизацией, роботизацией и цифровизацией производства.

Комплексный подход нового программного документа даст новый импульс развития квалификаций в отраслях национальной экономики.

Библиография

1. Чернышов Л.Н. Збрицкий А.А., Ивчик Т.А. Концептуальные основы формируют системы квалификаций в сфере обращения отходов производства и потребления // Экономика строительства. - 2019. - № 6. - С. 38-46.

2. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Шрейбер А.К., Ивчик Т.А. Организационно-правовые механизмы сниже-

ния рисков применения профессиональных стандартов на примере сферы ЖКХ // Экономика строительства. - 2019. - № 5. - С. 3-12.

3. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Шрейбер А.К., Ивчик Т.А. Современные инструменты регулирования трудовых отношений в ЖКХ ЖКХ // Экономика строительства. - 2018. № 6. С.3-11.

4. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. - 2017. - № 2. - с. 3-12.

5. Агапитов С.Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ - задача объединения работодателей. // Экономика строительства. - 2013. - №6.- с.28-32.

6. Чернышов Л.Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы

ЖКХ. // Экономика строительства. - 2014. - №6. - с.63-75.

7. Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Миронова Л. В., Шрейбер А.К. Профессиональные стандарты как основа повышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве. // Экономика строительства. - 2015. - №4. - с.3-8.

8. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ //

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - №1 (11).

9. Цаплин Е.В., Волкова В.С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991-2017 годах. // Экономика строительства. - 2017. - №1. - с. 34-44.

10. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. - 2015. - №24.

11. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике

и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 37-2. 12.Чернышов Л.Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. // Экономика строительства. - 2016. - №5. - с.22-31.

References

1. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Ivchik T.A. Conceptual frameworks form systems of qualifications in the treatment of waste production and consumption // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2019, no 6, pp. 38-46 (in Russ.).

2. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Ivchik T.A. Organizational and legal mechanisms to reduce the risks of applying

professional standards in the example of the utility sector //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2019, no 5, pp. 3-12 (in Russ.).

3. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Schreiber A.K., Ivchik T.A. Modern tools for regulating labor relations in housing

and communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2018, no 6, pp. 3-12 (in Russ.).

4. Zbritskiy A.A., Chernyshov L.N., Ivchik T.A. Organizational and methodological problems of independent evaluation system of qualifications in housing and communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2017, no 2, pp. 3-12 (in Russ.).

5. Agapitov S.N. Development of professional standards in housing and communal services is a task of employer

associations //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2013, no 6, pp. 28-32 (in Russ.).

6. Chernyshov L.N. Methodological problems of training and retraining of employees for the sphere of housing and

communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2014, no 6, pp. 63-75 (in Russ.).

7. Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., Mironova L.V., Schreiber A.K. Professional standards as a basis for improving the

quality and prestige of the highly skilled workers leading to careers in construction production //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2015, no 4, pp. 3-8 (in Russ.).

8. Blinov A. A., Ugryumova N. V. Managerial Aspects of Socio-Economic systems of Housing and communal services // Journal of AGUAS. Science, education, Economics. Series: Economics, 2015, no 1 (11) (in Russ.).

9. Tsaplin E.V., Volkova V.S. Evolution of housing and communal services reformation in 1991-2017 years // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2017, no 1, pp. 34-44 (in Russ.).

10. Razueva O. V. Improvement of enterprise management in the housing and communal services // Problems of modern economy, 2015, no 24 (in Russ.).

11. Poklonova E.V., Uskova. P. A. Housing Market: the state and problems // Modern trends in Economics and management: a new look, 2015, no 37-2 (in Russ.).

12. Chernyshov L.N. Methodology of professional standards at enterprises of housing and communal services // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2016, no 5, pp. 22-31 (in Russ.).

Авторы

Чернышов Леонид Николаевич, доктор экономических наук, профессор, Заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ; e-mail: leo.chern@yandex.ru;

Збрицкий Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, Президент Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ), тел.+7 (495) 772-95-90, доб. 15255; e-mail: zaagasis@yandex.ru;

Ивчик Татьяна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель Директора Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: tivchik@hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.