Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ОЦЕНКИ КВАЛИФИАЦИИ В ЖКХ'

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ОЦЕНКИ КВАЛИФИАЦИИ В ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОДАТЕЛЬ / ПЕРСОНАЛ / РЫНОК ТРУДА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЦЕНТР ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / АТТЕСТАТ СООТВЕТСТВИЯ / ЭКСПЕРТ / СЕРТИФИКАТ / ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич

В статье представлены основные принципы формирования института Центров оценки квалификаций и Экзаменационных центров, а также организационные механизмы их функционирования по оценке профессиональных квалификаций работников рынка труда в системе Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMATION AND FUNCTIONING OF ASSESSMENT CENTERS THE QUALIFICATIONS IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

This article presents the main principles of forming the Institute of qualification assessment and examination centers, as well as institutional mechanisms of their functioning on the assessment of the qualifications of the employees of the labor market in the system of the Council on professional qualifications in housing and communal services.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ОЦЕНКИ КВАЛИФИАЦИИ В ЖКХ»

УДК 331.108; 332.8

Методология формирования и функционирования Центров оценки квалификаций в ЖКХ

Чернышов Л.Н.,, Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Ключевые слова: работодатель, персонал, рынок труда, квалификация, профессиональные стандарты, центр оценки квалификаций, аттестат соответствия, эксперт, сертификат, процедура оценки квалификаций.

В статье представлены основные принципы формирования института Центров оценки квалификаций и Экзаменационных центров, а также организационные механизмы их функционирования по оценке профессиональных квалификаций работников рынка труда в системе Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Methodology of formation and functioning of assessment centers the qualifications in housing and communal services

Chernyshov L.N., Institute for STR GASIS National research university «Higher school of Economics»

Keywords: employer, staff, labor market, qualification, professional standards, Centers for the assessment of qualifications, certificate of conformity, the expert, a certificate procedure for assessing qualifications.

This article presents the main principles of forming the Institute of qualification assessment and examination centers, as well as institutional mechanisms of their functioning on the assessment of the qualifications of the employees of the labor market in the system of the Council on professional qualifications in housing and communal services.

Структура кадрового потенциала жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) свидетельствует о том, что около 80% руководящего состава и более 50% линейного персонала организаций отрасли имеют непрофильное образование.

Сложившаяся еще в советское время практика установления квалификаций рабочих и служащих в организациях различных отраслей экономики, а также выпускников учреждений профессионального образования сводится к процедуре проведения квалификационного экзамена или аттестации, которые в настоящее время недостаточно информативны и в большинстве случаев, в силу определенных обстоятельств, носят формальный характер. Исходя из этого, выдаваемый по результатам экзамена или аттестации диплом, удостоверение или свидетельство, кото-

рые должны подтверждать квалификацию индивида, в действительности являются лишь документом, свидетельствующим о том, что работник или студент, в течение какого-то промежутка времени, прошел определенный курса обучения, по тому или иному профилю (виду экономической или профессиональной деятельности).

Кроме того, в условиях децентрализации экономики у кадровых служб предприятий и организаций появилась возможность самим определять требования к «своим» работникам и присваивать им соответствующую квалификацию (разряд или категорию) с соответствующей записью в трудовой книжке. В этих условиях при смене работодателя работнику трудно обосновать свою квалификацию, так как службы персонала не имеют возможности достоверно оценить уровень его квалификации и компетентности исходя из записи в трудовой книжке.

Резюме также не дает исчерпывающей информации о профессиональном уровне работника в привязке к разрядности или должности.

Формируемая в стране современная Национальная система профессиональных квалификаций (НСПК), направлена на изменение сложившейся ситуации на рынке труда путем разработки и актуализации профессиональных стандартов на предприятиях национальной экономики и в учреждениях образования, а также внедрения механизмов независимой оценки профессиональных квалификаций работников в различных сферах экономической деятельности.

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В основе разработки профессиональных стандартов для жилищно-коммунального хозяйства лежит профессиональная структура отрасли, базирующаяся на профессиональном разделении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда в подотраслях ЖКХ и определяющем подотраслевые группы профессий, а внутри них - выделение соответствующих специальностей. При формировании перечня профессиональных стандартов для специалистов отрасли учитывается, что существуют профессии, общие для нескольких отраслей («сквозные» профессии - менеджеры, юристы, бухгалтеры и пр.), а также общие для подотраслей ЖКХ (специалист по ценообразованию, специалист по абонентному обслуживанию и др.).

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается обязательное применение профессиональных стандартов работодателями, если Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения работодателями профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из этого, работодатель будет пользоваться утвержденными профессиональными стандартами в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций,

обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (при формировании кадровой политики, составлении должностных инструкций, регламентов и прочих кадровых документов).

Таким образом, профессиональные стандарты являются основой формирования Национальной системы профессиональных квалификаций и одним из ее ключевых инструментов - независимой оценки квалификаций, которая призвана обеспечить универсальное признание профессиональных квалификаций по той или иной профессии, специальности или должности, полученных как в процессе образования, так и на рабочем месте.

Базовыми принципами оценки квалификации являются:

— Объективность и обоснованность квалификационных требований;

— Беспристрастность и объективность проведения профессиональных экзаменов;

— Независимость оценки квалификации соискателей от организаций и лиц, являющихся их работодателем, и от организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

— Информационная открытость, доступность информации о порядке и стоимости проведения оценки квалификации;

— Соблюдение прав граждан по защите персональных данных;

— Соответствие Методическим рекомендациям по организации разработки и использованию контрольно-измерительных материалов, утвержденных Минобрнауки России.

Такую оценку планируется осуществлять в целях:

— создания условий для участия работников в непрерывном образовании;

— повышения профессиональной мобильности работников;

— повышения роли работодателей в развитии профессиональных квалификаций;

— установления или подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта;

—оценки и повышения качества профессионального образования и обучения.

В соответствии с нормативно-методическими документами Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, одним из элементов Национальной системы профессиональных квалификации являются центры оценки квалификации - (ЦОКи).

Создание независимых центров оценки профессиональных квалификаций работников на соответствие профессиональным стандартам предусмотрено планом мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (утвержден распоряжением Правительства от 9 июля 2014 года № 1250-р).

14 мая 2015 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 881-р был утвержден план-график создания в 2015 - 2017 годах независимых центров оценки профессиональных квалификаций в различных отраслях экономики. В сфере ЖКХ планом-графиком предусмотрены контрольные цифры создания ЦОК (в 2015году - 64 ЦОК; в 2017 году еще 98 ЦОК) и число работников отрасли, прошедших в этих центрах оценку профессиональных квалификаций (в 2015году - 4510 работников; в 2017 году еще 31780 работников).

Принятое решение направленно на ускорение процесса организации и прове-

дение независимой оценки квалификации работников в различных сферах экономики, на соответствие профессиональным стандартам, в том числе и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В сфере ЖКХ для реализации данного распоряжения сделано уже достаточно много.

Проведена большая работа по разработке отраслевой рамки квалификаций (табл.1) и 42 профессиональных стандартов (22 профессиональных стандарта уже утверждены), реализуются планы по их практическому применению в сфере профессионального образования и в сфере труда.

На базе общероссийского отраслевого объединения работодателей создан и активно работает отраслевой Совет по профессиональным квалификациям (СПК ЖКХ), одним из направлений деятельности которого, является организация и координация деятельности по развитию профессиональных квалификаций в отрасли.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 23 июля 2015 г. наделил Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ полномочием по установлению требований для подтверждения профессиональной квалификации в сфере ЖКХ. Полномочия распространяются на все профессиональные стандарты, утверждённые Минтрудом России и зарегистрированные Минюстом России в сфере ЖКХ, а также на межотраслевые профессиональные стандарты.

В рамках предоставленных СПК ЖКХ полномочий, соответствующими решениями Совета были учреждены Уполномоченные организации, реализующие полномочия СПК ЖКХ в конкретных подотраслях жилищно-коммунального хозяйства: в похоронной отрасли, это Ассоциация похоронной отрасли России; в Водоснабжении и водоотведении - Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения; в жилье, коммунальной энергетике, благоустройстве и озеленении территорий - Некоммерческое партнерство «Жилкоммунсертификация».

Благодаря этому, в 2015 году Советом по профессиональным квалификациям в ЖКХ осуществлялась активная подготовительная работа по созданию сети центров оценки профессиональных квалификаций в регионах России (Республиках Татарстан, Крым, Алтайском и Краснодарском краях, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Томской, Тюменской областях).

Таким образом, ЦОКи в ЖКХ создаются по регионально-отраслевому принципу (рис. 1). Создание центра оценки квалификаций в ЖКХ, как показала практика, потребовало серьезной организационной работы как подотраслевых общероссийских ассоциаций и объединений в ЖКХ, так и региональных объединений работодателей, вытекающей из требований нормативно-методических документов Минтруда России, Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ.

Центры оценки квалификаций в ЖКХ - это юридическое лицо или его структурное подразделение, прошедшее отбор СПК ЖКХ и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки профессиональных квалификаций.

Организационно-правовой статус ЦОК может быть представлен такими формами, как автономная некоммерческая организация или ее структурное подразделение, общество с ограниченной ответственностью, некоммерческое партнёрство, саморегулируемая организация, объединение работодателей. Выбор в качестве

Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации

СПКЖКХ

Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения

Общероссийское отраслевое объединение работодателе «Союз коммунальных предприятий»

Отраслевой реестр ЦОК и ЭЦ

Отраслевой реестр Экспертов ОПК

Уполномоченные организации

Отраслевой реестр квалифицированных специалистов

Федеральный реестр профессиональных квалификаций

Отраслевые Центры оценки квалификаций

Экзаменаци онные центры

Соискатели/заявители на проведение профессионального экзамена

Профессионально -общественная аккредитация образовательных программ

Учреждения образования по профилю ЖКХ

Федеральный реестр аккредитованных образовательных программ

Организации ЖКХ

Рис.1. Отраслевая модель функционирования системы оценки профессиональных

квалификаций в ЖКХ

организационно-правовой формы центра оценки формы автономной некоммерческой организации является оправданным и во многом обоснованным, так как это обеспечивает наиболее эффективное расходование средств на поддержание работы центра, возможность диверсифицировать источники финансирования деятельности центра. Создание ЦОК в учреждениях образования является недопустимым.

Область деятельности ЦОК в ЖКХ прописывается в Аттестате соответствия и основывается на:

- профессиональных стандартах;

- наименованиях профессиональных квалификаций;

- квалификационных уровнях, определенных в профессиональном стандарте для соответствующей профессиональной квалификации, с указанием места осуществления деятельности по оценке профессиональных квалификаций и перечня и области деятельности экзаменационного центра (ЭЦ), если он имеется в ЦОК.

Таким образом, одним из первых условий деятельности Центров оценки квалификации (ЦОК) является наличие профессиональных стандартов для различных профессий и должностей, предусматривающих квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам специалиста, его образованию и опыту ра-

боты, необходимых для осуществления трудовой функции в определенной сфере профессиональной деятельности.

Аттестат соответствия представляет собой документ, выдаваемый СПК ЖКХ, который подтверждает, что ЦОК прошел аттестацию в установленном порядке, а его полномочия по проведению независимой оценке профессиональных квалификаций актуализируются после внесения ЦОК в Федеральный реестр профессиональных квалификаций.

Организационная структура ЦОК в ЖКХ должна обеспечивать выполнение возложенных на него функций и обязанностей. Вопрос формирования кадрового состава центров оценки и сертификации включает две позиции: во-первых, соотношение количества штатных и внештатных сотрудников в центрах, а во-вторых, доля представителей реального сектора экономики, задействованных центрами в проведении профессионального экзамена.

Руководство деятельностью ЦОК в ЖКХ осуществляет штатный руководитель. Он назначается в порядке, установленном законодательством РФ и внутренними документами центра. Руководитель ЦОК в ЖКХ должен быть аттестован в качестве Эксперта по оценке профессиональных квалификаций.

Кроме руководителя ЦОК в ЖКХ должен располагать Экспертами по оценке квалификации, техническими Экспертами и иным персоналом, которые работают на договорной основе. Привлечение работников на условиях договора на выполнение определённого вида работ является оптимальной формой обеспечения кадрового потенциала центров. Это касается как тех, кто обеспечивает организационную работу, так и экспертов, проводящих оценку профессиональных квалификаций.

Эксперты должны быть аттестованы и проходить повышение квалификации в установленном СПК ЖКХ порядке. Информация о них, их профессиональной подготовке, результатах их работы и пройденном повышении квалификации должна содержаться в специальной картотеке ЦОК ЖКХ.

Квалификационная комиссия формируется приказом по ЦОК в ЖКХ из Экспертов по оценке квалификации в составе не менее чем из 2-х человек и одного технического Эксперта. Права и обязанности члена квалификационной комиссии ЦОК в ЖКХ должны регламентироваться инструкцией, утвержденной руководителем ЦОК в ЖКХ.

Экспертом по оценке квалификации может быть лицо, обладающее знаниями и опытом для проведения работ в области профессиональной квалификации. Эксперт должен иметь высшее образование (ученую степень), стаж работы по соответствующему виду профессиональной деятельности не менее 5 лет и в области оценки соответствия (аттестации, сертификации) персонала не менее трех лет, а также действующее аттестационное удостоверение (сертификат и т.п.) по направлению деятельности, связанной с формированием Национальной системы квалификаций.

Технический эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и квалификацией в определенной области профессиональной деятельности ЖКХ, привлекаемое для проведения профессионального экзамена. Технический эксперт должен иметь среднее профессиональное образование или высшее образование (ученую степень), квалификацию стаж работы не менее 3 лет по соответствующему виду профессиональной деятельности и/или профилю, а также действующее аттестационное удостоверение (сертификат и т.п.) по направлению деятельности связанной с

формированием Национальной системы квалификаций.

При проведении аттестации1 Эксперт сдает теоретический и практический экзамены. Кроме того, он представляет свое портфолио, отражающее его профессиональные достижения по соответствующему направлению деятельности.

Кандидат считается прошедшим аттестацию, если он правильно ответил не менее чем на 80% вопросов теоретического экзамена и успешно выполнил практическое задание с учетом результатов собеседования.

На специалистов, успешно прошедших аттестацию, оформляется удостоверение установленного образца на право участия в работе комиссии ЦОК ЖКХ с указанием области деятельности эксперта, например: в сфере управления или эксплуатации многоквартирных домов, в сфере водоснабжения и водоотведения и других подотраслях ЖКХ. Сведения об аттестованном специалисте вносятся в условия действия Аттестата соответствия ЦОК в ЖКХ и попадают, таким образом, в Федеральный реестр профессиональных квалификаций.

Привлечение представителей реального сектора экономики к проведению оценки профессиональных квалификаций соискателей может рассматриваться как существенный позитивный фактор обеспечения качества, обоснованности и объективности проводимых оценочных процедур и, как следствие, повышения доверия работодателей к свидетельствам, выдаваемым центрами.

Кандидаты в эксперты должны знать и уметь применять:

- основные положения теории и практики вида (видов) профессиональной деятельности в рамках заявляемой области деятельности;

- требования нормативных правовых актов по оценке квалификаций в заявляемой области деятельности;

- требования руководящих и методических документов НСПК и СПК ЖКХ;

- требования соответствующих профессиональных стандартов;

- требования к проведению профессионального экзамена и оформлению процедур оценки квалификаций;

- порядок оформления и выдачи документов и передачи сведений по результатам оценки квалификаций в СПК ЖКХ.

Отбор Советом по профессиональным квалификациям в ЖКХ организаций для наделения их полномочиями ЦОК ЖКХ проводится в несколько этапов.

1 этап. Организация-соискатель, которая хочет получить статус ЦОК, направляет в СПК ЖКХ заявку.

2 этап. Уполномоченная СПК ЖКХ организация проводит проверку соответствия организации-соискателя требованиям, предъявляемым к ЦОК ЖКХ.

1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)» наделена Национальным Советом по профессиональным квалификациям при Президенте РФ статусом базовой экспертно-методической организацией по развитию квалификаций (протокол № 9 от 27.03.2015г.). Это позволяет ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ обучать специалистов в сфере ЖКХ, имеющих намерения получить статус Эксперта по оценке квалификаций или Технического эксперта для работы в комиссии ЦОК ЖКХ и быть внесенными Минтрудом России в Федеральный реестр оценки профессиональных квалификаций, при регистрации Аттестата соответствия ЦОК.

3 этап. Далее Центральная аттестационная комиссия СПК ЖКХ принимает решение о статусе ЦОК в этой организации.

4 этап. При положительном решении выдается «Аттестат соответствия» и вносятся сведения о новом ЦОК ЖКХ Федеральный реестр профессиональных квалификаций.

ЦОК ЖКХ должен иметь соответствующую материально-техническую базу: необходимые помещения, подключенные к информационно-телекоммуникационным сетям, компьютеры и оргтехнику, сертифицированные оборудование и приборы, используемые при проведении профессионального экзамена, а также актуальные, учтенные и доступные для персонала нормативные и иные документы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материально-техническая база должна соответствовать требованиям охраны труда, техники безопасности, санитарных норм и правил.

Основой принятия Советом по профессиональным квалификациям в ЖКХ решения об отборе, установлению и изменению области деятельности, наделению полномочиями, приостановлению и прекращению полномочий ЦОК в ЖКХ по независимой оценке профессиональных квалификаций является результаты проверки, мониторинга и контроля соответствия организации-соискателя установленным СПК ЖКХ требованиям к ЦОК в ЖКХ.

Для проведения этой работы СПК ЖКХ привлекает соответствующие Уполномоченные организации.

Для проведения процедур профессионального экзамена Центр оценки квалификаций в ЖКХ может создавать экзаменационный центр (ЭЦ) как на собственной материально-технической базе, так и на производственной базе сторонней организации.

Документационное обеспечение работы центров оценки квалификаций может быть разделено на два направления: формирование пакета организационно-распорядительных документов и пакета методических документов. Формирование организационно-распорядительных документов, как правило, не вызывает трудностей для учредителей и руководителей центров, т.к. эта работа ведётся в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Перечень и содержание организационно-распорядительных документов центров оценки профессиональных квалификаций регламентируется Уполномоченными организациями.

Создание пакета методических и организационно-распорядительных документов для обеспечения работы центров оценки профессиональных квалификаций предполагает в частности разработку:

— контрольно - оценочных средств (КОСов) для проведения оценки профессиональных квалификаций;

— порядка подтверждения соответствия квалификации соискателем/заявителем положениям профессиональных стандартов;

— регламентов, регулирующих сопровождение соискателей/заявителей на всех этапах, начиная от подачи заявления на прохождение процедур оценки и завершая выдачей Свидетельства о профессиональной квалификации.

Пакета методических и организационно-распорядительных документов должны быть доступны для соискателей/заявителей и содержать:

— Требования к соискателю, к порядку регистрации и прохождения заявки соискателя/заявителя в ЦОК, проведения анкетирования, описание условий предостав-

ления соискателем персональных данных, таких как паспортные данные, эл. адрес, номер телефона и место жительства и иных сведений о себе, описание порядка заключения соглашения об использовании и обработке этих данных, предоставления необходимых документов в определенном формате, о защите его персональных данных и т.п.

- Описание уровней знаний от младшего до высшего уровня квалификаций по профилю деятельности ЦОК указанном в Аттестате соответствия;

- Описание программ обучения, прошедших профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ (ПОА), освоение которых необходимо для подтверждения определенного уровня квалификации;

- Регламент работы и требования к членам экзаменационной (квалификационной) комиссии.

- Реестр аттестованных Экспертов, допущенных к работе в экзаменационной (квалификационной) комиссии ЦОК;

- Описание механизма (структуры) профессионального (квалификационного) экзамена, количество частей, их разновидность (тестовый контроль, собеседование, выполнения (защиты) проекта/задания, проведение профессионального экзамена иным образом), предоставление доступа к информационным ресурсам ЦОК (к базе вопросов, тестов, к темам для задания и т.д.), обеспечивающим соискателю прохождение профессионального/квалификационного экзамена в зависимости от уровня его знаний и/или уровня, на который он заявляется.

- Требования к комплекту оценочных средств (тестов, кейсов, проекта/задания и т.д.);

- Описание временного регламента профессионального экзамена и системы оценки экзаменационных заданий (набора определенного количества баллов в установленном диапазоне - проходного балла);

- Порядок апелляции и регламент работы апелляционной комиссии;

- Условия и срок получения ответа о признания/непризнания результатов экзамена.

- Срок выдачи сертификата о профессиональной квалификации, установленного образца с указанием требований к формату сертификата (на бланке должно быть отражено полное наименование СПК ЖКХ, наименование Уполномоченной организации и наименование ЦОК, который провел оценку квалификации соискателя).

- Основания и порядок выдачи ЦОК сертификата о профессиональной квалификации;

- Порядок ведения Уполномоченной организацией подотраслевого Реестра сертификатов о профессиональной квалификации, разработанного в соответствии с требованиями, предусмотренными для Федерального Реестра профессиональных квалификаций;

- Порядок раскрытия и предоставления информации из Реестра по письменному запросу обладателя сертификата о профессиональной квалификации;

- Описание структуры цены (стоимости проведения оценки квалификации) и методики ее оценки.

Таким образом, основной функций ЦОК в ЖКХ является, прежде всего, предоставление соискателям необходимой информации о правилах и процедурах независимой оценки профессиональных квалификаций работников сферы ЖКХ на соответствие

требованиям профессиональных стандартов, а также ее организация и проведение в соответствии с руководящими и методическими документами СПК ЖКХ.

В случае успешного прохождения соискателем оценки профессиональных квалификаций ЦОК в ЖКХ оформляет и выдает ему заключение квалификационной комиссии и Свидетельство о профессиональной квалификации, установленного Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям образца.

ЦОК в ЖКХ формируют сведения о результатах независимой оценки квалификаций и передают их в соответствующую Уполномоченную организацию для обработки этой информации и внесения в Федеральный реестр профессиональных квалификаций.

Разработка и выбор порядка проведения оценки квалификаций будет зависеть как от содержания соответствующих оценочных средств, так и от материально-технических и экспертных возможностей ЦОКов.

Наиболее простым и менее затратным с точки зрения материально-технического и экспертного обеспечения является использование инфокоммуникационных технологий при проведении оценочных процедур.

Другой вариант - оценка на реальном рабочем месте работодателей или на базе самого центра, на производственных участках профильных образовательных организаций.

Создание сети ЦОК в ЖКХ будет способствовать официальному признанию квалификаций сотрудников различных компаний и организаций, работающих в ЖКХ, требованиям профессиональных стандартов, действующих в этой сфере деятельности.

Работодатели приобретут дополнительный рычаг для управления человеческими ресурсами, обеспечивающий наличие более квалифицированного персонала и постоянное повышение его компетенции, высокую мотивацию и эффективность труда, повышение качества продукции, работ и услуг, увеличение прибыльности и конкурентоспособность организации, а собственникам недвижимости, в свою очередь, будет обеспечено комфортное и безопасное проживание.

Библиография

1. План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (утвержден распоряжением Правительства от 9 июля 2014 года № 1250-р), Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации, 2014, №6.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ: официальный текст, М,:ЭКСМО, 2015.

3. «План-график создания сети независимых центров оценки профессиональных квалификаций» Распоряжение Правительства Российской Федерации № 881-р от 14.05.2015 года. Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации, 2015, №5

4. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Миронова Л.В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса, //Экономика строительства, Москва, 2015. - №4 (34). - С. 9-16.

5. Чернышов Л.Н., Астафьев С.А. Государственно-общественное регулирование сферы ЖКХ: опыт Иркутской области, //Экономика строительства, Москва, 2015. - №1 (31). - С. 8-18.

6. Чернышов Л.Н., Шрейбер А.К., Роль профессиональных стандартов в повышении эффективности строительного производства, //Промышленное и гражданское строительство, Москва, 2014,. - №1. - С. 52-56

7. Миронова Л.В., Чернышов Л.Н. Инновационные подходы к закреплению кадров коммунальных предприятий на основе корпоративной системы пенсионного страхования, в сборнике «Составляющие инвестиционного потенциала развития отдельных отраслей национальной экономики» выпуск 2, Москва, 2014. - С. 89-94.

Автор

Чернышов Леонид Николаевич, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института ДПО ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: leo.chern@yandex.ru

Новости Newsrus.su

Три тысячи российских управляющих компаний не прошли регистрацию в ЖКХ

Из 15 тыс. компаний, получивших лицензии, только 12 тыс. прошли регистрацию. По словам заместителя Министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаила Евраева, необходимо продумать законодательную норму, чтобы управляющая компания не могла получить лицензию и осуществлять деятельность, если не внесет информацию в государственную информационную систему.

Порядка 3 тыс. управляющих компаний многоквартирных домов в РФ не прошли регистрацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

В июле 2014 года Госдума приняла закон "О ГИС ЖКХ", согласно которому закрепляется обязательное участие в системе для органов власти и профессиональных участников рынка. Ожидается, что система начнет полноценно функционировать с 1 июля 2016 года, в настоящее время она работает в тестовом режиме.

- На сегодняшний день в ГИС ЖКХ более 32 тысяч организаций. Это и органы власти, и управляющие компании, и ресурсники. Причем надо отметить, что по реестру лицензий на портале у нас порядка 15 тысяч лицензий было выдано, а управляющих компаний у нас порядка 12 тысяч. Это говорит о том, что порядка 3 тысяч управляющих компаний, получивших лицензию, не прошли регистрации в системе и не вносят информацию, которые они должны вносить, - отметил в ходе состоявшегося круглого стола Михаил Евраев.

По его словам, необходимо продумать законодательную норму, чтобы управляющей компании невозможно было получить лицензию и осуществлять деятельность, не отражая эту информацию в ГИС ЖКХ.

- Мы работаем по пути интеграции других систем с ГИС ЖКХ, у нас порядка 150 систем проходят тестирование на портале, тесты бесплатные, причем не только для государственных, но и для коммерческих систем. Мы надеемся, что этот рынок в регионах будет развитым, - сказал Михаил Евраев.

Источник: Редакция новостей Newsrus.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.