Научная статья на тему 'Организация независимой оценки квалификаций работников на основе профессиональных стандартов'

Организация независимой оценки квалификаций работников на основе профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ЦЕНТР ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / СОИСКАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ледина Н.Ю.

В статье рассматривается правовые и организационные основы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов, требования, предъявляемые к участникам системы независимой оценки, особенности разработки контрольно-измерительных материалов для проведения профессионального экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация независимой оценки квалификаций работников на основе профессиональных стандартов»

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© Ледина Н.Ю.1

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут

В статье рассматривается правовые и организационные основы независимой оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов, требования, предъявляемые к участникам системы независимой оценки, особенности разработки контрольно-измерительных материалов для проведения профессионального экзамена.

Ключевые слова независимая оценка квалификаций, центр оценки квалификаций, соискатель, профессиональный стандарт, профессиональный экзамен, методы оценки.

Создание Национальной системы квалификаций связано с необходимость подготовки кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики страны. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации проведена работа по созданию нормативно-правовой базы, определению участников независимой оценки квалификаций, распределению полномочий между ними.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 16.04.2014 г. № 249 был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям, основной задачей которого является координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации [1]. Под руководством Национального совета по профессиональным квалификациям осуществляется разработка профессиональных стандартов, их экспертиза, подготовка предложений по разработке классификатора видов профессиональной деятельности, рассмотрение соответствующих нормативно-правовых актов.

Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» было закреплено требование к использованию профессиональных стандартов работодателями «в качестве основы для определения требований к квалификации работников с

1 Магистрант кафедры Теории и практики управления.

учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда». Ранее принятый Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона о техническом регулировании» позволил однозначно сформулировать понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт»: квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника; профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Таким образом, Правительство Российской Федерации законодательно повышается значимость квалификации работников, следовательно, возникает необходимость в подтверждении соответствия знаний, умений и навыков работников требованиям профессиональных стандартов с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.

Правовые и организационные основы независимой оценки квалификаций изложены в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 238 «О независимой оценке квалификаций». Там же описаны права и обязанности всех ее участников: национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификаций, работодателей, соискателей и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Процесс независимой оценки состоит из нескольких этапов, представленных в виде рис. 1.

Решением Национального совета в мае 2015 года были утверждены методические документы необходимые для организации процесса независимой оценки квалификаций: типовые требования к центрам оценки квалификаций и членам квалификационной комиссии; прядок отбора и прекращения полномочий центров оценки квалификаций; методика определения стоимости работ по оценке квалификаций; требования к апелляционной комиссии совета по профессиональным квалификациям по рассмотрению апелляций к центрам оценки квалификаций [2]. Основные требования, обязательные к соблюдению, изложены в таблице 1.

Независимая оценка квалификаций проводится в форме профессионального экзамена. Данная процедура является добровольной, и получить свидетельство о квалификации может любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на подтверждения профессиональной квалификации и подавшие заявление о прохождении профессионального экзамена. Поэтому для проведения процедуры оценки и подтверждения профессиональных квалификаций, центрам оценки квалификаций и иным участникам системы независимой оценки необходимо подготовить и провести экспертизу контрольно-измерительные материалов.

1. Предоставление

соискателем письменного заявления и иных документов для прохождения профессионального экзамена, оплата услуг независимой оценки квалификаций

2. Проверка предоставленных документов, допуск и проведение Центром оценки

квалификаций (ЦОК) профессионального экзамена на базе Экзаменационного центра

3.1. Проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификаций Светом по профессиональным квалификациям в течение 30 дней

3. Информирование ЦОК соискателя о результатах

прохождения профессионального экзамена

3.2. Выдача ЦОК заключения о прохождении профессионального экзамена с рекомендациями в случае неудовлетворительной оценки

/ Л

4. Выдача свидетельства о квалификации в течение 30 дней после прохождения профессионального экзамена

5. Внесение в реестр сведений о выданных

свидетельствах о квалификации в Национальным агентством развития квалификаций

V

3.3. Подача соискателем, работодателем, иным физическим или юридическим лицом жалобы

в апелляционную комиссию Совета по профессиональным квалификациям в течение 30 дней с момента получения уведомления от ЦОК

Рис. 1. Проведение независимой оценки квалификации

Согласно Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» под оценочными средствами понимается комплекс заданий, критериев оцен-

ки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена [3].

Таблица 1

Основные требования к организации процесса независимой оценки квалификаций

№ п/п Участники системы независимой оценки квалификаций Предъявляемые требования

1. Центр оценки квалификаций (ЦОК) 1. ЦОК не должен быть образовательной организацией. 2. Учредителем ЦОК не должно быть образовательное учреждение. 3. Организационная структура должна обеспечивать выполнение функций и обязанностей, связанных с оценкой квалификаций. 4. Эксперты ЦОК должны пройти аттестацию в Совете по профессиональным квалификациям. 5. Квалификационная комиссия должна состоять минимум из 3 специалистов. 6. Сторонние специалисты включаются в состав квалификационной комиссии только на основании договора. 7. ЦОК должен иметь материально-техническую базу и информационно-телекоммуникационные сети. 8. ЦОК должен иметь актуальные, учетные и доступные нормативные и иные документы. 9. ЦОК должен вести архивы о прохождении соискателями профессионального экзамена.

2. Экзаменационный центр (ЭЦ) в составе ЦОК 1. Экзаменационный центр может входить в состав только одного ЦОК. 2. Организационная структура ЭК должна обеспечивать проведение профессионального экзамена. 3. Руководитель ЭЦ должен быть аттестован в качестве одного из экспертов квалификационной комиссии. 4. Наличие материально-техническая базы. 5. Актуальные нормативно-правовые документы. 6. Ведение архива документов.

3. Квалификационная комиссия ЦОК 1. Аттестация в соответствии с требованиями нормативных документов на право участия в работе квалификационной комиссии. 2. Включение Советом по профессиональным квалификациям в состав экспертов ЦОК. 3. Эксперт по оценке квалификаций: высшее образование, ученая степень; стаж по соответствующему виду деятельности не менее 5 лет; стаж в области оценки соответствия персонала не менее 3 лет; действующее аттестационное удостоверение (сертификат). 4. Технический эксперт: среднее профессиональное или высшее образование, и/или ученая степень; квалификация по соответствующему виду профессиональной деятельности и стаж работы не менее 3 лет; действующее аттестационное удостоверение (сертификат).

Процесс разработки контрольно-измерительных материалов осуществляется при соблюдении принципов комплексности, достоверности, надежности, содержательности и технической валидности. Таким образом, с целью соблюдения обозначенных принципов контрольно-измерительные материалы долж-

ны разрабатываться на основе содержания профессиональных стандартов, определяющих требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать соискатель для выполнения своих трудовых функций на рабочем месте, или квалификационных требований. Максимальное соответствие содержания контрольно-измерительных материалов характеристикам и особенностям профессиональной деятельности соискателя позволит обеспечить качественную реализацию экзаменационной процедуры: надежность и объективность оценки при выдаче свидетельства о квалификации, в случае неудовлетворительного результата - обоснованность и содержательность рекомендации.

Готовый комплекс оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций утверждается на уровне Совета по профессиональным квалификациям.

Процедура профессионального экзамена включает в себя несколько этапов: предварительный, теоретический и практический. На предварительном этапе рассматриваются документы, подтверждающие наличие опыта работы соискателя в занимаемой должности, на теоретическом - оцениваются фундаментальные знания, необходимые для выполнения работ, требующих определенного уровня квалификации, на практическом - оценивается умение применять теоретические знания в профессиональной деятельности.

На каждом этапе профессионального экзамена могут использоваться различные методы оценки компетенций соискателя. Рассмотрим их более подробно:

1) портфолио предполагает сбор и демонстрацию различных документов, подтверждающих минимальное соответствие требованиям квалификации соискателя, например, награды, грамоты, эссе, резюме, рецензии, характеристики, отчеты о результатах профессиональной деятельности, проекты, творческие работы, публикации и т.д.;

2) тестирование позволяет выявить теоретические знания соискателя путем выполнения специальных стандартизированных заданий, предполагающих выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, или требующих очень краткого или альтернативного ответа;

3) опрос соискателя может проводится в виде собеседования, ситуационного интервью, анкетирования - целесообразно использовать как дополнительный метод для оценивания полноты и точности полученной профессионально значимой информации, определения опыта работы в конкретной сфере деятельности;

4) кейс-метод позволяет оценить у соискателя практические умения и навыки принятия решений в профессиональной деятельности путем моделирования типичных ситуаций;

5) наблюдение за выполнением соискателем своих трудовых обязанностей в реальных или моделируемых условиях, за выполнением показательной работы или проекта и т.д.

Результаты профессионального экзамена должны давать комплексную оценку теоретических знаний и практических умений соискателя, поэтому представленные методы оценки необходимо сочетать между собой или использовать те, которые позволят оценить трудовые функции. При разработке контрольно-измерительных материалов важно учитывать временные затраты соискателей на выполнение заданий, временные затраты экспертов -на проведение процедуры оценки с использованием выбранных методов, а также наличие и необходимость использования материально-технических и финансовых ресурсов. В результате анализа периодических изданий и научной литературы нами были определены достоинства и недостатки методов оценивания и составлена сравнительная таблица 2.

Таблица 2

Достоинства и недостатки методов оценивания соискателей

№ п/п Наименование метода оценивания Достоинства метода оценивания Недостатки метода оценивания

1. Портфолио 1. Портфолио позволяет оценить компетенции на предварительном этапе оценки квалификаций. 2. Систематизация материалов для проведения независимой оценки квалификации соискателя. 1. Необходимость в разработке критериев оценивания портфолио. 2. При отсутствии критериев оценивания возникает сложность в анализе материалов портфолио и формировании достоверного суждения эксперта о профессиональном опыте и достижениях соискателя.

2. Тестирование 1. Простота использования процедуры тестирования при проведении оценки квалификации соискателя. 2. Экономия ресурсов при необходимости проведения процедуры оценивания квалификации большого количества соискателей. 3. Получение количественного результата оценки профессиональных и личных качеств соискателя, возможность сравнения с предыдущими результатами, с результатами других соискателей и составления их рейтинга. 4. Возможность проведение компьютерного тестирования. 5. Оперативность проведения процедуры тестирования и обработки полученных результатов. 6. Объективность результатов тестирования. 1. Возможность автоматических ошибок со стороны соискателя. 2. Отсутствие творческого содержания в заданиях теста. 3. Длительность и трудоемкость составления качественных тестовых заданий. 4. Присутствие элемента случайности в процессе решения тестовых заданий.

Окончание таблицы 2

№ п/п Наименование метода оценивания Достоинства метода оценивания Недостатки метода оценивания

3. Опрос 1. Возможность использования статистических и математических методов для обработки полученных результатов. 2. Просто проведения при наличии разработанной формы опросника и критериев оценивания. 1. Большие временные затраты на проведение процедуры опроса. 2. Необходимость разработки унифицированной технологии опроса. 3. Необходимость разработки опросника с учетом специфики деятельности соискателя.

4. Кейс-метод 1. Оценка теоретических знаний за счет тесной связи решаемой проблемы с профессиональным опытом соискателя. 2. Возможность оценить практические навыки соискателя в профессиональной деятельности через анализ ситуаций, ее моделирование, нахождение оптимального количества решений, принятие правильного решения. 1. Большие временные затраты на решение кейса. 2. Отсутствие методических и нормативных рекомендаций для составления кейсов. 3. Необходимость в разработке кейсов для оценивания квалификации соискателя, учитывающих специфику его профессиональной деятельности. 4. Требования к квалификации и уровню знаний специалиста, ответственного за разработку кейсов для проведения профессионального экзамена.

5. Наблюдение 1. Позволяет оценить личностные качества работника: скорость выполнения работы, взаимодействие с коллективом и т.д. 2. Комплексность процесса наблюдения. 1. Большие временные затраты на организацию и проведение процедуры наблюдения. 2. Необходимость разработки критериев оценивания профессионального поведения соискателя для исключения субъективности эксперта в оценке. 3. Не дает в полной мере оценить профессионально-квалификационный уровень соискателя. 4. Опасность фиксации в результатах неправильных трактовок и оценок. 5. Необходимость беспристрастности и объективности оценивания соискателя.

Итак, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день Поручение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 года № ДМ-П8-4190 в части формирования национальной системы профессиональных квалификаций, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников, активно реализуется по отраслевому принципу наряду с действующей сертификацией квалификаций на региональном уровне, осуществляет активное привлечение специалистов из различных областей деятельности для разработки профессиональных стандартов как нормативной

базы для проведения оценки квалификаций, определена вертикаль управления и распределена ответственность между участниками системы независимой оценки квалификаций, определены требования и разрабатывается методическое обеспечение процесса независимой оценки квалификаций.

Список литературы:

1. «Положение о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249).

2. Методическая документация НОК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nark.ru/2016/01/metodicheskaya-dokumentatsiya-nok/ (дата обращения: 26.12.2016).

3. Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238 «О независимой оценке квалификаций».

РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Танделова О.М., Зассеев А.А.1, Каряев С.Б.1

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), г. Владикавказ

В рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, банк, кредитование, инвестирование.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Система финансирования инновационной деятельности весьма обширна, и источниками финансирования могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инно-

1 Студент Архитектурно-строительного факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.