Научная статья на тему 'Независимая оценка профессиональных квалификаций специалистов в области бухгалтерского учета'

Независимая оценка профессиональных квалификаций специалистов в области бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЦЕНТР ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / ТРЕБОВАНИЯ К СОИСКАТЕЛЯМ / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / APPRAISAL CENTER OF QUALIFICATIONS / REQUIREMENT TO APPLICANTS / ASSESSMENT PROCEDURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабынцев Н. Т.

В статье рассматриваются роль и значение независимой оценки профессиональных квалификаций специалистов финансового рынка и в частности, работников бухгалтерской сферы, а также цели национальной системы квалификаций. Особое место отведено роли и значению центров оценки квалификаций (ЦОК). На примере профессионального стандарта «Бухгалтер» рассмотрена независимая оценка всех возможных квалификаций специалистов в области бухгалтерского учета, а также требования к соискателям к их образованию и опыту практической работы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the role and value of an independent assessment of professional qualifications of experts of the financial market and in particular, workers of the accounting sphere, and also the purpose of national system of qualifications are considered. The special place is allocated to a role and value of the appraisal centers of qualifications (ACQ). On the example of the professional Accountant standard, the independent assessment of all possible qualifications of experts in the field of accounting, and requirements to applicants to their education and experience of practical work is considered.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка профессиональных квалификаций специалистов в области бухгалтерского учета»

РАЗДЕЛ I. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

УДК 657

Лабынцев Н. Т.

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация

В статье рассматриваются роль и значение независимой оценки профессиональных квалификаций специалистов финансового рынка и в частности, работников бухгалтерской сферы, а также цели национальной системы квалификаций. Особое место отведено роли и значению центров оценки квалификаций (ЦОК). На примере профессионального стандарта «Бухгалтер» рассмотрена независимая оценка всех возможных квалификаций специалистов в области бухгалтерского учета, а также требования к соискателям к их образованию и опыту практической работы.

Ключевые слова

Образовательный стандарт, профессиональный стандарт, центр оценки квалификаций, требования к соискателям, процедуры оценки.

JEL: I21, M40

Labyntsev N. T.

INDEPENDENT EVALUATION OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF SPECIALISTS IN FIELD OF ACCOUNTING

Annotation

In article the role and value of an independent assessment of professional qualifications of experts of financial market and in particular, workers of the accounting sphere, and also the purpose of national system of qualifications are considered. Special place is allocated to a role and value of appraisal centers of qualifications (ACQ). On the example of the professional Accountant standard, the independent assessment of all possible qualifications of experts in the field of accounting, and requirements to applicants to their education and experience of practical work is considered.

Keywords

Educational standard, professional standard, appraisal center of qualifications, requirement to applicants, assessment procedure.

В эпоху информатизации и экономики, основанной на знаниях, общественно значимая и самая массовая из экономических профессий - бухгалтер,

претерпевает существенную трансформацию. Какими должны быть современные бухгалтеры? Какими компетенциями они должны обладать и как обес-

печить приобретение этих компетенций? Как и чему необходимо обучать будущих специалистов учетного профиля? Этим вопросам была посвящена международная научно-методическая конференция «Smart-технологии в образовании: портрет выпускника 2020», которая прошла в г. Москве 22-24 марта 2017 г. под эгидой Финансового университета при Правительстве РФ, Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования (МАОФЭО) и Совета по профессиональным квалификациям специалистов финансового рынка (СПКФР). В рамках этой конференции была выработана дорожная карта развития профессии бухгалтера и технология подготовки кадров. В соответствии с задачей, поставленной властями страны, система высшего образования к 2020 г. должна быть приведена в полное соответствие потребностям рынка труда, чтобы сошедшие со студенческой скамьи специалисты могли начать эффективно трудиться на своем рабочем месте, в том числе и с помощью независимой оценки своей квалификации.

Современная модернизация национальной системы профессионального образования выдвинула на первый план задачу усиления качества образовательного процесса, а в рамках этого - необходимость независимой оценки этого качества, ставшей элементом всей системы образования в России. В связи с этим одной из российских новаций в системе профессиональной подготовки кадров стало принятие в 2016 г. Федерального закона № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации», вступившего в силу с 01.01.2017 и положившего начало национальной системе независимой оценки профессиональных качеств работников в той или иной сфере деятельности. Этот базовый документ ориентирован на решение одной из самой актуальной проблемы - удовлетворение запросов прагматичных работо-

дателей в отношении качества знаний работников и их соответствие профессиональным стандартам, а также ориентацию образовательных организаций на соответствие учебных образовательных программ требованиям тех же самых профессиональных стандартов. Закон устанавливает правовые, организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации [1].

По мнению Шохина А. Н., президента РСПП, председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, «независимая оценка квалификации - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификации» [2].

В настоящее время продолжается процесс по созданию национальной системе профессиональных квалификаций. Целями национальной системы квалификаций являются [1]:

• обеспечение взаимодействия сферы труда и системы образования;

• поддержание непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности;

• осуществление учета требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения;

• установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности;

• обеспечение прозрачности подтверждения и оценки профессиональных квалификаций;

• помощь в профессиональной ориентации населения.

Для формирования национальной системы профессиональных квалифика-

ций указом Президента РФ № 249 от 16.04.2014 образован Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в стране, рассматривает проекты профессиональных стандартов. На основании его заключений принимается решение об утверждении профессиональных стандартов. Кроме того, на общероссийском уровне он создает советы, которые формируют и поддерживают функционирование системы профессиональных квалификаций в определенных областях деятельности. В области финансового рынка Совет по профессиональным квалификациям был создан в 2015 г. Основой формирования советов являются профессиональные стандарты, которые реализуют свои полномочия через соответствующие комиссии. В структуре совета создана комиссия в области бухгалтерского учета, в состав которой вошли представители работодателей, органов регулирования бухгалтерского учета, образовательных организаций, профессиональных общественных объединений, в том числе и ИНЬ России. Основные направления деятельности комиссии включают апробацию и мониторинг применения профессионального стандарта «Бухгалтер», оценку квалификаций и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Следует отметить, что профессиональный стандарт «Бухгалтер» разработан ИНЬ России, одобрен Минфином России и утвержден приказом Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 (зарегистрирован Минюстом России 23.01.2015 № 35697), который вступил в силу с 7 февраля 2015 г. [3, 4].

Важным элементом национальной системы профессиональных квалификаций является создание системы их неза-

висимой оценки, проводимой в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации». Непосредственно оценку квалификаций проводят центры оценки квалификации (ЦОК).

Основными целями деятельности Центра оценки квалификаций являются [5]:

• реализация признаваемых на российском рынке труда объективных, достоверных и прозрачных процедур оценки квалификаций граждан вне зависимости от способов их освоения;

• обеспечение гарантии соответствия подтвержденных квалификаций сертифицированного специалиста установленным требованиям, правилам, стандартам и общепринятым процедурам независимой оценки квалификаций.

Задачами деятельности Центра в области независимой оценки квалификаций являются:

• проведение независимой оценки квалификаций;

• подготовка предложений и участие в разработке организационно-методического обеспечения процедур независимой оценки квалификаций;

• создание и развитие информационной инфраструктуры системы независимой оценки квалификаций.

Для проведения независимой оценки на соответствие квалификации требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер» СПК финансового рынка аккредитовал несколько организаций, в том числе ИНЬ России.

ИНЬ России осуществляет независимую оценку квалификаций [6]:

• бухгалтеров и главных бухгалтеров коммерческих организаций;

• бухгалтеров и главных бухгалтеров организаций государственного сектора;

• бухгалтеров и главных бухгалтеров финансовых организаций.

ЦОКи включены в федеральный реестр. При получении положительной

оценки по результатам профессионального экзамена соискатели - физические лица получат свидетельства установленного образца, информация о которых также попадет в общедоступный федеральный реестр. Свидетельство подтверждает соответствие квалификации специалиста требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер».

Таким образом, работодатель, нанимая работника, может получить подтверждение его квалификации. Сведения из федерального реестра могут быть также использованы работодателями в управлении кадрами и это будет соответствовать нормам ФЗ № 122 от 02.05.2015 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» и ст. 11 и 73 ФЗ «Об образовании в РФ» в части профессиональных стандартов, который вступил в силу 01.07.2016. Согласно данному закону профессиональные стандарты являются обязательными для всех работодателей, если в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность, содержатся требования к опыту работы, к квалификации работника, образованию и дополнительному образованию работников [7].

Область деятельности ЦОК ИНЬ России, установленная аттестатом соответствия центра оценки квалификаций № 004 от 29.09.2016, выданного СПК финансового рынка направлена на независимую оценку следующих квалификаций (согласно действующему профессиональному стандарту «Бухгалтер» и его 5-му и 6-му уровням квалификаций):

1. Бухгалтер.

2. Бухгалтер организации государственного сектора.

3. Бухгалтер финансовой организации.

4. Главный бухгалтер.

5. Главный бухгалтер государственного сектора.

6. Главный бухгалтер финансовой организации.

7. Главный бухгалтер с функцией составления консолидированной финансовой отчетности.

8. Главный бухгалтер организации государственного сектора с функцией составления консолидированной финансовой отчетности.

9. Главный бухгалтер финансовой организации с функцией составления консолидированной финансовой отчетности.

10. Главный бухгалтер с функцией внутреннего контроля.

11. Главный бухгалтер организации государственного сектора с функцией внутреннего контроля.

12. Главный бухгалтер финансовой организации с функцией внутреннего контроля.

13. Главный бухгалтер с функцией налогообложения.

14. Главный бухгалтер с функцией управления финансами.

15. Главный бухгалтер организации государственного сектора с функцией управления финансами.

16. Главный бухгалтер финансовой организации с функцией управления финансами.

Что касается 7-го и 8-го уровней квалификации профессионального

стандарта «Бухгалтер», то комиссия по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета СПК финансового рынка 31 марта 2017 г. на очередном заседании рассмотрела изменения и дополнения к стандарту и приняла за основу квалификационные требования к работникам и трудовые действия, умения и знания, соответствующие 7-му и 8-му квалификационным уровням профессионального стандарта «Бухгалтер» [4].

Соискатели в соответствии с выбранным своим уровнем квалификации представляют в ЦОК следующие документы.

Бухгалтеры:

• заявление установленного образца;

• копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;

• копия диплома о среднем профессиональном или высшем образовании;

• копия диплома о профессиональной переподготовке (при необходимости);

• копия свидетельства о повышении квалификации (при наличии).

Главные бухгалтеры:

• заявление установленного образца;

• копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;

• копия диплома о среднем профессиональном или высшем образовании;

• копия диплома о профессиональной переподготовке (при необходимости);

• копия свидетельства о повышении квалификации (при наличии);

• копия трудовой книжки (выписка из трудовой книжки) и/или копии договоров гражданско-правового характера, подтверждающие наличие соответствующего опыта работы.

Кроме того, согласно ст. 7 ФЗ от 06.12.2011, №402 «О бухгалтерском учете», к соискателям для подтверждения 5-го уровня квалификации предъявляются следующие требования к образованию и обучению: это наличие среднего профессионального (профильного) образования - программы специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по специальным программам.

Что касается требований к соискателям для подтверждения ими 6-го уровня квалификации, то они состоят из требований к образованию (высшее образование (профильное); высшее образование (непрофильное) и дополнитель-

ные профессиональные программы: программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки; среднее профессиональное образование (профильное); среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, требований к опыту практической работы (не менее трех лет из последних пяти календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо с аудиторской деятельностью или не менее пяти лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо с аудиторской деятельностью). Третьим требованием являются особые условия допуска для подтверждения уровня квалификации, т. е. в отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования [8].

Первые ЦОКи по всем сегментам финансового рынка и экономики на базе СПКФР и других организациях начали свою деятельность с 1 января 2017 г.; создаются ЦОКи или его филиалы и в регионах страны. Согласно закону любой специалист, желающий получить документально заверенное подтверждение своей компетенции, на добровольной основе может обратиться в ЦОК для прохождения специальных экзаменов. Принципиально, что вуз, который подготовил специалиста, не может принимать экзамен, этим будут заниматься только представители работодателей совместно с независимыми экспертами из системы высшего образования. Вузы могут только предоставлять для ЦОКов свои площадки. В ЦОК также могут

входить отдельные преподаватели вуза, но только в качестве независимых экспертов, если они прошли соответствующую аттестацию путем повышения своей квалификации и получили подтверждающий документ. ЦОКи только проводят экзамен и подводят итоги. Все остальные решения принимаются СНКФР - именно совет выступает федеральным регулятором в оценке квалификаций. Но состоянию на май 2017 г. в федеральном реестре значатся 13 центров оценки квалификаций, в которых зарегистрированы (внесены в реестр) около 100 экспертов по независимой оценке профессиональных квалификаций.

Следует отметить, что доверие к оценке профессиональных знаний во многом зависит от качества оценочных средств. В связи с этим возникает необходимость создания теоретических и практических инструментов для проведения независимой оценки качества профессиональных знаний для потенциальных работников в той или иной области деятельности. В результате оценка профессиональной квалификации становится, с одной стороны, заключительным «этапом» качества образовательной деятельности при выпуске потенциальных работников, с другой стороны, входящей формой контроля для «потребителей» кадров при принятии их на работу.

Учитывая вышеизложенное, в депонированной в ВИНИТИ РАН научной работе «Нрофессионально-общественная аккредитация и независимая оценка квалификаций в области подготовки кадров и осуществления бухгалтерской деятельности» [9] авторами Лабынце-вым Н. Т. и Шароватовой Е. А. для подтверждения возможности освоения выпускниками высших учебных заведений новых для себя прикладных знаний или подтверждения способности овладения смежными видами профессиональной деятельности для уже состоявшихся

профессиональных работников в качестве примера разработаны два комплекта оценочных средств: для оценки профессиональных квалификаций деятельности в области бухгалтерского учета по 5-му уровню квалификации «Ведение бухгалтерского учета» профессионального стандарта «Бухгалтер» и для оценки профессиональных квалификаций деятельности в той же области по 6-му уровню квалификации «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта» профессионального стандарта «Бухгалтер».

В рамках каждого из двух указанных макетов комплекта оценочных средств сформированы задания для теоретической части квалификационного экзамена в виде различных тестов (тесты с закрытым ответом, тесты с открытым ответом, тесты на выбор последовательности ответов) и набор заданий для практической части экзамена. Кроме того, предложены варианты портфо-лио, которые призваны оказать помощь в подготовке практической части профессионального экзамена. С целью исключения двусмысленности оценивания результатов контроля представлены критерии оценивания теоретической и практической части экзамена по бальной системе.

Несколько слов о процедуре профессионального экзамена. Он состоит их трех этапов: входного (представление соискателем пакета документов), теоретического (как правило, процесс тестирования) и практического (решения задач, хозяйственных ситуаций, представление портфолио и др.). Как было отмечено ранее, для этого соискателям по независимой оценке квалификации экспертами будет предложен комплект оценочных средств. Роль критерия оценки состоит из определения дихотомической оценки. «Да» - это не менее 75 %, или 75 баллов из 100, т. е. соискатель успешно прошел независимую оценку свое квалификации. «Нет» -

если соискатель набрал менее 75 баллов, из 100 или менее 75 %, тем самым он не подтвердил уровень своей квалификации.

Исходя из требований Федерального Закона № 238 от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации», повышаются требования к «конечному продукту» образовательных учреждений. Так, работодателю при приеме на работу выпускников вузов, колледжей необходимо будет представить документ о прохождении ими независимой оценки своей квалификации. Будет ли оценка добровольной или добровольно-обязательной - время покажет. Но есть и обратная сторона медали. Работодателям тоже необходимо изменить свое отношение к подготовке выпускников образовательных учреждений. Речь идет, прежде всего, о прохождении последними всех видов практики на предприятиях, в организациях и учреждениях. Следует пересмотреть учебные планы подготовки специалистов на предмет увеличения времени прохождения обучающимися производственной практики, а работодателям пересмотреть организацию руководства практикой.

Министр образования и науки РФ Васильева О. Ю. справедливо подчеркивает, что «когда молодой человек будет заканчивать учебное заведение, он обязательно пойдет на квалификационный экзамен и будет показывать результаты своего труда не виртуально, а реально. Этот квалификационный экзамен тоже будет проводиться в соответствии со стандартами» [2].

Таким образом, только в тесном взаимодействии образовательных и профессиональных стандартов - залог успешной подготовки высококвалифицированных кадров для экономики страны.

Библиографический список

1. Федеральный Закон № 238 от 03.07.2016 «О независимой оценке квалификации».

2. Нрофессиональные стандарты и образовательные программы: вектор и пути развития : материалы межрегион. конф. - СПб., 2017.

3. Нрофессиональный стандарт «Бухгалтер», утв. Министерством труда социальной защиты РФ 22.12.2014 № 1061Н.

4. Институт профессиональных бухгалтеров России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www. ipbr.org/qec/system.

5. Ностановление Нравительства РФ от 16.11.2016, № 1204 «Об утверждении правил проведения ЦОК независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Нрофессиональные квалификации финансового рынка (СНКФР). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.asprof.ru.

7. Федеральный Закон № 122 от 02.05.2015 «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» и ст. 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

8. Федеральный Закон № 402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».

9. Лабынцев, Н. Т., Шароватова, Е. А. Профессионально-общественная аккредитация и независимая оценка квалификаций в области подготовки кадров и осуществления бухгалтерской деятельности. - М. : ВИНИТИ РАН, депонированная справка электронного ресурса от 10.01.2017.

10. Лабынцев, Н. /.Применение профессионального стандарта «Бухгалтер» при проведении профессионально-общественной аккредитации // Финансовая жизнь. - 2016. - № 3. - С 91-95.

11. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

12. Образовательные программы и профессиональные стандарты: поиск эффективного взаимодействия : материалы междунар. науч.-практ. конф. 30 марта - 1 апреля 2016 г. - М. : Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016.

13. Форсайт образование: территория сетевого взаимодействия : материалы междунар. науч.-практ. конф. 29 сентября - 1 октября 2016 г. - Анапа : Финансовый университет при Правительстве РФ, 2016.

14. Лабынцев, Н. /.Взаимодействие и развитие образовательных и профессиональных стандартов // Консультант по-ростовски. - 2017. - № 1. -C. 10-14.

15. Мурычев, А. В. Алгоритм действия. - М. : Изд. дом Маяковского, 2016.

Bibliographic list

1. Federal Law № 238 from 03.07.2016 «About an independent assessment of qualification».

2. Materials of an interregional conference «Professional standards and educational programs: vector and ways of development». - SPb., 2017.

3. Professional Accountant standard approved by Ministry of Labour of social protection of Russian Federation № 1061H from 22.12.2014.

4. Institute of Professional Accountants of Russia [Electronic resource]. -Mode of access : https://www.ipbr.org/ qec/system.

5. Resolution of Government of Russian Federation № 1204 from 16.11.2016 «About the approval of rules of carrying out TsOK of an independent assessment of

qualification in form of professional examination».

6. Professional qualifications of financial market (SPKFR) [Electronic resource]. - Mode of access : http://www. asprof.ru.

7. Federal Law № 122 from 02.05.2015. «About introduction of amendments to Labor Code of Russian Federation», Art. 11 and 73 of Federal Law «About Education in Russian Federation».

8. Federal Law № 402 of 06.12.2011 «On Accounting».

9. Labyntsev, N. T., Sharovatova, E. A. Professional and public accreditation and an independent assessment of qualifications in field of training and implementation of accounting activity. - M. : WINITI RAHN, deposited reference of an electronic resource from 10.01.2017.

10. Labyntsev, N. T. Application of professional standard «Accountant» in process of professional and public accreditation // Financial life. - 2016. - № 3. -P. 91-95.

11. Federal law 273 from 29.12.2012. «About education in Russian Federation».

12. Materials of international scientific and practical conference «Educational programs and professional standards: search of effective interaction». March, 30 - April, 01, 2016. - M. : Financial University under Government of Russian Federation, 2016.

13. Forsythe education: territory of network interaction : Materials of international scientific and practical conference. September, 29 - October, 01, 2016. - Anapa : Financial University under Government of Russian Federation, 2016.

14. Labyntsev, N. T. Interaction and development of educational and professional standards // Consultant in Rostov way. - 2017. - № 1. - P. 10-14.

15. Murychev, A. V. Action algorithm. - M. : Mayakovsy's house, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.