педагогические науки
Одарич Ирина Николаевна, Коростелев Александр Алексеевич ПРОВЕДЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ...
УДК 378
ПРОВЕДЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ В ФОРМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
© 2017
Одарич Ирина Николаевна, преподаватель
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: odarich28@gmail.com) Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: kaa1612@yandex.ru) Аннотация. Организатор строительного производства является ключевым участником строительства. От его профессионализма и компетентности зависит успешность всего объекта строительства. В зависимости от полученного образования соискатель согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производства» может претендовать на должность мастера, прораба или начальника участка. Для этого необходимо пройти процедуру подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта. К особенностям оценивания квалификации относятся: неконкурсный характер процедуры; критериально ориентированное оценивание; дихотомическая шкала оценки; оптимально достаточное содержание оценки. Процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям является независимой оценкой квалификации. Вся независимая оценка квалификаций основана на принципах: добровольности, доступности, компетентности, открытости, принятия непристрастных решений, конфиденциальности. Разработка деятельности при организации процесса оценивания в форме профессионального экзамена построена на следующих принципах оценивания квалификаций: независимость оценки, итерационный характер разработки оценочных средств, интегративный характер оценивания, объективность оценивания, практикоориентированность, междисциплинарности оценочных средств, единство подходов. По итогам процедуры оценивания становится ясно готов ли соискатель к выполнению трудовых функций, предусмотренных уровнем квалификации. В случае успешной сдачи профессионального экзамена центр оценки квалификации оформляет и выдает соискателю свидетельство о квалификации.
Ключевые слова: профессиональный стандарт «Организатор строительного производства», независимая оценка квалификации, профессиональный экзамен, уровень квалификации.
CONDUCTING INDEPENDENT EVALUATION OF QUALIFICATION IN THE FORM OF PROFESSIONAL EXAMINATION
© 2017
Odarich Irina Nikolaevna, teacher
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: odarich28@gmail.com) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: kaa1612@yandex.ru) Abstract. The organizer of construction production is a key participant in the construction. From its professionalism and competence depends the success of the entire construction project. Depending on the education received, the competitor, according to the professional standard, "The organizer of construction production" can apply for the position of master, foreman or head of the site. For this it is necessary to pass the procedure of confirming the compliance of qualifications with the provisions of the professional standard. Qualification evaluation features include: non-competitive nature of the procedure; criterially oriented estimation; dichotomic scale of assessment; optimally sufficient content of the assessment. The procedure for confirming the competency of a competitor with the provisions of a professional standard or qualification requirements is an independent qualification assessment. All independent assessment of qualifications is based on the principles of: voluntariness, accessibility, competence, openness, acceptance of non-judgmental decisions, confidentiality. The development of activities in the organization of the assessment process in the form of a professional exam is built on the following principles for assessing qualifications: the independence of the evaluation, the iterative nature of the development of valuation tools, the integrative nature of the assessment, the objectivity of evaluation, practical orientation, the interdisciplinarity of evaluation tools, and the unity of approaches. As a result of the evaluation procedure, it becomes clear whether the applicant is ready to perform labor functions, provided for by the skill level. In case of successful passing of a professional examination, the qualification assessment center prepares and issues a certificate of qualification to the competitor.
Keywords: professional standard "Organizer of construction production", independent qualification assessment, professional examination, qualification level.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [1] осуществляется разработка профессиональных стандартов с учетом приоритетных направлений развития экономики, а также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
Согласно Справочнику профессий Организатор строительного производства (профессиональный стандарт «Организатор строительного производства» [2]) -это инженерно-технический специалист, деятельность которго связана с организацией работ по строительству зданий и сооружений различного назначения и уровня сложности. Он руководит строительной организацией, координируя взаимодествие структурных подразделений организации, распределяя обязанности и
определяя степень ответственности работников. Также организатор строительного производства контролирует качество выполняемых работ, а при выявлении проблем и недостатков принимает меры к их устранению. Поскольку Организатор строительного производства является ключевым участником строительства, от его профессионализма и компетентности зависит успешность всего объекта строительства.
Соответственно, как отмечается многими исследователями, значимыми результатами образовательного процесса является формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности в области своей профессиональной деятельности [3-11].
Получение лицами профессионального образования по профессии «Организатор строительного производства» при условии имеющегося образования не ниже основного общего образования или среднего
Odarich Irina Nikolaevna, Korostelev Aleksandr Alekseevich CONDUCTING INDEPENDENT EVALUATION OF QUALIFICATION .
pedagogical sciences
общего образования возможно в профессиональных образовательных организациях, в профессиональных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования в соответствии со следующими федеральными государственными образоватнельными стандартами по направлениям подготовки:
• 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
• 08.03.01 Строительство (бакалавриат);
• 08.04.01 Строительство (магистратура);
• 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (специалитет).
В зависимости от полученного образования соискатель согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производства» может претендовать на должность мастера, прораба или начальника участка. При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» [12], лица претендующие на осуществление определенного вида трудовой деятельности должны пройти процедуру подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта [13]. При оценивании соискателя на соответствие уровню квалификации определенного профессионального стандарта производят проверку готовности соискателем выполнения трудовых функций, предусмотренных этим профессиональным стандартом. К особенностям оценивания квалификации относятся [14]:
- неконкурсный характер процедуры;
- критериально ориентированное оценивание;
- дихотомическая шкала оценки;
- оптимально достаточное содержание оценки.
Неконкурсный характер процедуры оценивания соискателя требованиям уровня квалификации профессионального стандарта подразумевает личную способность и готовность выполнять трудовые функции, и соответствующие им трудовые действия, в совокупности с имеющимися необходимыми знаниями и умениями. При проведении профессионального экзамена экспертная комиссия оценивает профессиональный уровень конкретного соисктеля, в соответствии с требованиями профстандарта. Следовательно, решение о о присвоении соискателю профессиональной квалификации носит сугубо индивидуальный характер, в отличие, например, от оценки персонала при отборе кадров, оценки участников конкурсов или соревнований профессионального мастерства.
Наличие критериально ориентированного оценивания позволяет определить уровень освоения соискателем заявленной профессиональной квалификации соответствующей обобщенной трудовой фукции. Каждая обобщенная трудовая функция описывается несколькими трудовыми функциями, в состав которых входит различное число трудовых действий, необходимых знаний и умений, а это значит, что трудовая функция несводима к отдельному умению или знанию, и поэтому критерии сформированности готовности к ее выполнению носят комплексный характер. При условии соответствия деятельности соискателя одновременно всем критериям оценки трудовая функция может считаться освоенной. Оценка конкретного соискателя в данном случае не зависит от того, какие результаты получили другие соискатели, поскольку его результат сравнивается не с результатами других, а с заранее обозначенными критериями вида профессиональной деятельности, каждый из которых представляет собой существенный признак.
Предметом оценки соискателя требованиям профессионального стандарта является демонстрация выполнения им трудовых функций (действий), а поскольку частичное выполнение означает невыполнение, то это-
му соответствует дихотомическая шкала оценки, либо оценка сводимая к данной шкале. Например, соискатель на должность прораба согласно профессиональному стандарту «Организатор строительного производства» либо способен вести исполнительную документацию по выполняемым видам строительных работ, либо нет.
Под предметным содержанием процедуры оценивания подразумевают квалиметрически обоснованный набор свойств квалификации: готовность (способность) выполнять трудовые функции; готовность (способность) выполнять трудовые действия в рамках трудовой фук-ции; освоенное умение; способность применить имеющиеся знания в профессиональной деятельности согласно функциональной карты вида профессиональной деятельности. Поскольку объектом оценивания является профессиональная деятельность соискателя, данная процедура в форме профессионального экзамена обеспечена оптимально достаточным содержанием оценки.
Процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом №238-Ф3 «О независимой оценке квалификаций» [14], проведенная центром оценки квалификаций (ЦОК), является независимой оценкой квалификации (НОК). Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации - при ведущей роли независимых профессиональных объединений в контроле за независимой оценкой. Заинтересованность участников независимой оценки квалификаций показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Заинтересованность участников независимой оценки квалификаций
Вся независимая оценка квалификаций основана на принципах [14]:
- добровольности: свободный выбор и решение каждого человека по подтверждению профессиональной квалификации;
- доступности: с одной стороны специфика и сложность теоретической и практической частей профессионального экзамена соответствуют заявленному уровню квалификации, а с другой стороны обеспечена разумность стоимости профессионального экзамена;
- компетентности: квалификационная комиссия формируется из числа компетентных экспертов по оценке квалификации и технических экспертов, аттестованных советом по профессиональным квалификациям (СПК). К специалистам, для включения в состав экспертов ЦОК, предъявляются требования по наличию образования и стажа работы по соответствующему виду (видам) профессиональной деятельности. Эксперты должны знать и уметь применять: основные положения теории и практики вида (видов) профессиональной деятельности в рамках заявляемой области деятельности; требования нормативных правовых актов по оценке квалификаций в заявляемой области деятельности; требования руко-
педагогические науки
Одарич Ирина Николаевна, Коростелев Александр Алексеевич ПРОВЕДЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ...
водящих и методических документов СПК; положения соответствующих профессиональных стандартов; требования к проведению профессионального экзамена и оформлению процедур оценки квалификаций; порядок оформления и выдачи документов и передачи сведений по результатам оценки квалификаций в СПК.
- открытости: обеспечивается путем размещения информации о проведении профессионального экзамена на официальных сайтах ЦОК и СПК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в реестре сведений о проведении НОК, включающие следующие сведения и документы: наименования квалификаций и требования к квалификации на соответствие которым центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации; сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям; перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям; комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации; почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и СПК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; адреса мест проведения профессионального экзамена; образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена.
- принятия непристрастных решений: согласно требованиям к экспертам ЦОК в квалификационную комиссию не могут входить специалисты, участие которых может привести к конфликту интересов.
- конфиденциальности: защита прав соискателей и неразглашение персональных данных получаемых в процессе деятельности по оценки квалификаций обеспечены обозначенными требованиями к персоналу ЦОК.
Разработка деятельности при организации процесса оценивания в форме профессионального экзамена построена на принципах оценивания квалификаций:
- независимость оценки: обеспечена использованием реестра, который включает в себя: информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций; сведения о СПК и ЦОК; сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации; сведения о выданных свидетельствах о квалификации; перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, СПК и ЦОК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти. В том числе и независимость самой процедуры оценивания, благодаря работе компетентной квалификационной комиссии.
- итерационный характер разработки оценочных средств: заключается в необходимости корректирования их содержания, тем самым обеспечивая их актуальность, обоснованность и пригодность.
- интегративный характер оценивания: комплексно оценивается способность и готовность выполнять соискателем трудовые функции соответствующие заявленному уровню квалификации. Оценивание лишь знаний и умений не позволяет объективно судить о возможности их применения в профессиональной деятельности. Профессиональный экзамен подразумевает создание таких условий, при которых оценивается определенный результат (продукт) или процесс профессиональной деятельности.
- объективность оценивания: подразумевает проведение однозначной и беспристрастной процедуры
оценивания экспертами в составе квалификационной комиссии согласно значимым для осуществления вида профессиональной деятельности показателям и критериям.
- практикоориентированность: профессионального экзамена заключается в современных требованиях к соискателю, поскольку строительной отрасли необходимы высококвалифицированные специалисты, способные к самостоятельному включению в сложные производственные процессы, умеющие быстро и адекватно решать встающие перед ними профессиональные задачи.
- междисциплинарности оценочных средств: позволяет оценить как общие так и профессиональные качества личности соискателя, необходимые для решения утвержденного в профессиональном стандарте круга задач соответствующей профессиональной квалификации.
- единство подходов: применяют при оценивании соискателей согласно заявленной профессиональной квалификации, вне зависимости от имеющегося основного и дополнительного образования, стажа работы, поскольку данные показатели не дают точного представления о качестве выполнения трудовых действий, наличия необходимых знаний и умений для выполнения вида профессиональной деятельности.
Целью профессионального экзамена является решение о присвоении соискателю профессиональной квалификации, поэтому по итогам процедуры оценивания становится ясно готов ли соискатель к выполнению трудовых функций, предусмотренных уровнем квалификации.
Вслучаеуспешнойсдачипрофессиональногоэкзамена на основании решения СПК центр оценки квалификации оформляет и выдает соискателю свидетельство о квалификации, от получения которого зависит его профессиональная деятельность, в определенных случаях это и возможность трудоустройства, допуск к определенным видам работ, участие в контрактах, либо вероятность профессионального продвижения.
Становится понятно, что приобретение необходимых для профессиональной деятельности знаний и умений, способность выполнять требуемые профстандартом трудовые действия, полностью зависит от полученного образования. Поэтому в образовательных учреждениях процесс обучения должен быть построен не только в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но и с учетом, утвержденных приказами Минтруда России, профессиональных стандартов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов[Текст] постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 4.
2. Профессиональный стандарт. Организатор строительного производства / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. №930н.
3. Новиков А. М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - Москва : ИЦП НПО РАО, 1997. - 154 с.
4. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.
5. ДорофеевА.А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. А. Дорофеев // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 30-33.
6. Равен Д. Компетентность, образование, профессиональное развитие, психология и социокибернетика // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 170-204.
7. Долженко О.В. Университет и образование: между прошлым и будущем / О.В. Долженко // Педагогика и просвещение. - 2013. - №1. - С. 19-36._
Odarich Irina Nikolaevna, Korostelev Aleksandr Alekseevich CONDUCTING INDEPENDENT EVALUATION OF QUALIFICATION .
pedagogical sciences
8. Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 21-25.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. - 200 с.
10. Сундеева Л.А. Личностно-ориентированное обучение как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров психолого-педагогического направления // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 33-35.
11. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход - путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70-71
12. Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена [Текст] постановление Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 48.
13. Одарич И.Н. Независимая оценка квалификации бакалавров строительного профиля в соответствии с профессиональным стандартом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 111-113.
14. О независимой оценке квалификации [Текст]: Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27.
Статья поступила в редакцию 16.09.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017