Научная статья на тему 'Внедрение зарубежных систем оценки квалификаций в российскую экономику'

Внедрение зарубежных систем оценки квалификаций в российскую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сочнева Елена Николаевна

В работе показан опыт построения национальных систем квалификаций за рубежом и представлен анализ формирования аналогичной системы в России. Рассмотрены проблемы и пути решения сопряженные с новой системой оценки квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение зарубежных систем оценки квалификаций в российскую экономику»

УДК 338.58

ВНЕДРЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Сочнева Е. Н., канд. экон. наук, доцент Сибирского федерального университета

В работе показан опыт построения национальных систем квалификаций за рубежом и представлен анализ формирования аналогичной системы в России. Рассмотрены проблемы и пути решения сопряженные с новой системой оценки квалификаций.

Ключевые слова: Международные стандарты, квалификация, Национальная система оценки квалификаций, рынок труда, образование, Национальная рамка квалификаций, профессиональный стандарт

Россия в настоящий момент находится в непростой ситуации по демографии и дефициту квалифицированных кадров. С 2011 по 2015 гг. численность трудоспособного населения в России уменьшилась на 3.6 млн. человек, и, по прогнозу Росстата, к 2020 году она сократится еще на 3.3 млн. человек [9]. Это обуславливает необходимость роста производительности труда путем повышения квалификации рабочей силы.

Процесс становления национальных систем профессиональных квалификаций начался в англоязычных странах еще в конце 1980-х как международный тренд в реформировании национальных систем образования и обучения. В конце 1990-х к нему подключились неанглоязычные и развивающиеся страны. В Сеуле в ноябре 2010 года лидеры G20 обязались оказывать поддержку национальным стратегиям развития навыков, опираясь на «Стратегию Обучения в G20».

Так, национальный договор между Правительством Австралии и работодателями запланировал сократить долю работающих без квалификации с 47.1% до 23.6% к 2020 году. Национальный план Вьетнама предусматривает рост доли трудящихся с сертификатом и дипломами техников до 23% к 2020 году [9]. Таким образом, главным показателем качества национальной рабочей силы является доля её «сертифицированности», то есть процент работников, имеющих сертификат,

подтверждающий их профессиональную квалификацию.

За рубежом разработка и внедрение национальной рамки квалификаций

подразумевает формирование правовой и методологической основы в образовании и национальной системе квалификаций [8, С. 2832].

Национальная система квалификаций (НСК) - «...это совокупность механизмов правового и институционального

регулирования квалификаций работников с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы образования» [2, С. 41].

Национальные системы квалификаций разрабатываются в соответствии с особенностями и задачами экономики.

В общем виде Национальная система квалификаций включает в себя:

- Национальную рамку квалификаций;

- перечень видов трудовой деятельности (профессий) и квалификаций по областям профессиональной деятельности и уровням квалификаций;

- каталог квалификаций, включающий квалификационные уровни и требования;

- профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности;

процедуру

(правила

механизмы) признания (регистрации)

профессиональных стандартов;

- систему обеспечения качества квалификаций, включающую:

- процедуры (механизм) оценки и подтверждения, т.е. сертификацию квалификаций,

- освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта (спонтанного/информального обучения);

- систему органов подтверждения квалификаций (сертифицирующих органов);

- механизм финансирования Национальной системы квалификаций.

Национальная рамка квалификаций (НРК) представляет собой совокупность требований к работникам, структурированным по уровням квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях. Как показывает международный опыт, НРК могут различаться по объему и охватывать либо все квалификации общего и

профессионального образования,

дополнительного образования, а также

8

и

квалификации, освоенные на рабочем месте, либо только квалификации профессионального образования и обучения или высшего образования. Количество уровней зависит от конкретного национального контекста. В соответствии с международным опытом, оптимальное количество уровней - 10 (Ирландия). При этом известны рамки, состоящие из 12 уровней (Шотландия). Вместе с тем, все больше и больше стран в контексте EQF тяготеют к формированию 8-уровней рамки квалификаций [10].

Как было сказано, установление Национальной рамки квалификаций в каждой стране обуславливается конкретными задачами, традициями и национальным контекстом. В странах, в которых ориентация на результаты обучения имеет долгую традицию (Великобритания, Германия, Ирландия), существует прямая корреляция между профессиональными квалификациями и дипломами и сертификатами

профессионального образования. При этом приобретение квалификаций непрерывного профессионального образования предполагает обязательное освоение квалификаций

предыдущего уровня или более низких уровней. В этом состоит принципиальный подход к разработке, как европейской рамки квалификаций, так и национальных рамок квалификаций [7, 133-137].

В общем виде за рубежом «квалификация» - это признание компетентным органом того, что данный работник обладает знаниями, умениями и может их применить в соответствии с профессиональными стандартами, установленными группой работодателей. Эта система позволяет добиваться четкого соответствия сертифицированного работника современным требованиям работодателей. Государство управляет развитием этого процесса, синхронизируя систему профессионального образования с потребностями работодателей, и вводя квалификационное ограничение доступа к рабочим местам.

В странах Евросоюза, доступ к примерно 20% рабочих мест требует сертификации, аккредитации или лицензирования работника. В Великобритании этот показатель - почти 30%. Кроме того, страховые компании вправе отказать в выплате страховки, если работы были выполнены несертифицированным персоналом

[9].

Интересно отметить, что за рубежом считается, что труд квалифицированных

работников очень сложно подвести под профстандарты (например, врачи, инженеры и т. п.), тогда как в России профстандарты разрабатывается для всех видов трудовой деятельности [4, С. 12].

Существует две основные системы квалификаций основанных на профессиональных стандартах:

• Квалификации жестко завязаны на составляющие профстандартов, которые не используются в других квалификациях (Франция и США);

• Квалификации состоят из элементов разных профстандартов. Есть обязательные модули (функции) и есть дополнительные по специализациям. Модули имеют также весовые значения. Таким образом, аттестат фиксирует не только квалификацию, но и набранные баллы (Англия, Австралия).

Во втором варианте соискатель имеет больше возможностей в получении квалификации путем комбинирования модулей, учитывая их вес.

Исследование, проведенное Всемирным Банком, показало, что в России среди специалистов наблюдается дефицит в умениях решать возникающие проблемы и в профессиональных навыках. У рабочих - это отсутствие добросовестности и

профессиональных навыков [1].

Согласно исследованию, проведенному Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), в России качество среднего образования выше, чем в среднем по миру, однако уровень выпускников высшего образования мало отличается от уровня закончивших школу, и он ниже среднего международного уровня [3, С. 200-203]. Что касается уровня несоответствия квалификации работников требованиям рынка труда, исследование выявило, что он выше, чем в среднем по миру. Это касается и несоответствия квалификации (велика доля избыточных навыков), и недостаток знаний и неохваченных областей знаний [9].

В России ключевая роль в координации работы по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций отведена Национальному совету при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), учрежденной в 2014 году. Совет готовит предложения по формированию государственной политики в сфере подготовки

высококвалифицированных кадров; координирует работу госорганов, объединений работодателей,

9

10

профсоюзов и иных организаций по созданию и развитию профессиональных квалификаций; проводит экспертизу законов, профстандартов, государственных стандартов профобразования на соответствие профстандартам; ведет

классификатор видов профессиональной деятельности; и заведует международным сотрудничеством в этой сфере.

Созданная Национальная система профессиональных квалификаций представляет собой совокупность механизмов регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения [6, С. 106-111]. Национальная система квалификацйи в России преставлена девятью уровнями, для каждого из которых определены свои требования и способы их достижения. Главным российской системы национальных квалификаций является профессиональный стандарт.

К странам, в которых в основе квалификаций лежат требования

профессиональных стандартов, относятся Австрия, Бельгия (Валлония, Фландрия), Болгария, Дания, Эстония, Франция, Германия, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Швейцария, Турция и Великобритания.

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к ее содержанию и качеству. Он раскрывает с позиций сферы труда (объединений работодателей (и/или

профессиональных сообществ)) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической

деятельности, а также требования к квалификации работников.

Как показывает международный опыт, системное описание требований работодателей может иметь различный формат, который определяется традициями взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда и характером этого взаимодействия. Профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности.

Каждый профессиональный стандарт соотносится с уровнем квалификации и содержит требования к качеству выполнения работником

трудовых функций, выявленных методом, получившим название метод функционального анализа. Функциональный анализ представляет собой поэтапное определение и описание иерархических уровней области

профессиональной деятельности. Алгоритм проведения функционального анализа для выявления конкретных функций состоит в последовательном определении элементов различных уровней иерархии. Результатом функционального анализа является

функциональная карта, содержащая описание функций, выполняемых работниками в конкретной области профессиональной деятельности.

В течение последних 20 лет деятельность по разработке профессиональных стандартов интенсивно развивается в мире по нескольким направлениям:

Во-первых, происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Эта тенденция отмечается в таких странах, как Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния.

Во-вторых, разрабатываются новые подходы и методы формирования и использования профессиональных стандартов. Они активно применяются как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие, так и в сфере образования, где создают основу для разработки программ профессиональной подготовки и более эффективных методов оценивания и аттестации результатов профессионального обучения.

В-третьих, увеличивается круг «пользователей» профессиональных

стандартов. Он охватывает не только сотрудников кадровых служб и служб, отвечающих за внутрифирменную подготовку персонала, но и работодателей и работников, учащихся профессионального образования разного уровня, преподавателей и руководителей учебных заведений и т. д.

В-четвертых, расширяется обмен опытом по проблемам формирования и использования профессиональных стандартов.

Все больше и больше стран в различных регионах мира начинают разрабатывать и применять общенациональные профессиональные стандарты.

Профессиональный стандарт - «молодое» понятие для российского законодательства, оно появилось в Трудовом кодексе только в конце

11

2012 года, когда ТК был дополнен статьёй 195.1 «Понятия квалификации работника,

профессионального стандарта». С 1 июля 2016 года действует обновлённая редакция этой статьи. В ней дано определение понятия «профессиональный стандарт». Это -характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В профессиональных стандартах содержатся требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту работы. Такие стандарты разработаны в отношении представителей большинства профессий (например, педагогов, программистов, специалистов по подбору персонала, официантов и др.). Необходимость принятия профстандартов была вызвана тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике, плохо соответствовали нынешней действительности [5, С. 64-69].

Профессиональные стандарты

применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации сотрудников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления.

Профессиональный стандарт

представляет собой многофункциональный документ, раскрывающий с позиций сферы труда, объединений работодателей и/или

профессиональных сообществ в рамках определённого вида профессиональной деятельности его цель и содержание через обобщённые трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника. Различают профессиональные стандарты, предназначенные для конкретной отрасли или для нескольких отраслей. Профессиональные стандарты являются составной частью Национальной системы квалификаций и разрабатываются в соответствии с макетом, утверждённым приказом Минтруда России.

Разработка профессиональных

стандартов осуществляется на основе нормативных актов и методических указаний, разработанных и утверждённых Минтруда России

и осуществляется не для конкретной должности или профессии, а на вид профессиональной деятельности как таковой. Тем самым исключается дублирование трудовых функций по различным должностям.

В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться

объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами,

саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. А вот государственным и муниципальным

организациям Минтруд в Информации от 5 апреля 2016 года рекомендовал провести анализ компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при

необходимости составить план подготовки работников и дополнительного образования в рамках бюджета предприятия. Трудовой кодекс закрепляет обязательность применения профессиональных стандартов в двух случаях. Согласно части 2 статьи 57 ТК РФ, наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. И ещё одна норма -это как раз новая статья 195.3, которая предусматривает, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым Кодексом и другими Федеральными Законами. В остальных случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

Вступление в силу стандартов не является основанием для увольнения. В компании допускаемо проведение аттестации. Тех

12

сотрудников, которые не обладают специальной подготовкой или стажем, установленными в разделе «Требования к квалификации», но владеют достаточным практическим опытом и выполняют в полном объёме и качественно возложенные на них обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии можно назначить на соответствующие должности. Если компания должна применять профстандарты, но не сделала этого, ей может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений, Помимо этого может грозить административная ответственность по статье 5.27 КоАП РФ. В остальных случаях требования контролирующих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Рассмотрим более подробно особенности и проблемы Национальной системы квалификаций в России.

Одна из проблем обозначенной тенденции - это противоречие между государственной политикой в социально -экономической сфере, государственным подходом к развитию Национальной системы квалификаций, государственным характером требований к профессиональным стандартам (они утверждаются государством в лице федерального государственного органа исполнительной власти - Минтрудом Российской Федерации) и «чрезмерно общественным» характером исполнения процесса внедрения профессиональных стандартов, процедуры независимой оценки квалификаций (внедрение и, в особенности процедуры НОК, «идут» через решения Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ, отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, Центры оценки квалификаций, «открытые» различными Советами профессиональных квалификаций и. т. п.). Это всё негосударственные объединения. Единственный «полугосударственный» орган -Национальное агентство развития квалификаций, прописанный законодательно и имеющий некоторое бюджетное финансирование, не имеет управленческих полномочий и занимается «общей координацией».

Важнейшей составляющей социально -экономического развития России - становлении Национальной системы развития

профессиональных квалификаций, должна сопутствовать соответствующая тенденция усиления роли (присутствия) государства, которая в становлении и развитии Национальной системы квалификаций сегодня не наблюдается.

Вторая проблема известна сегодня всем -«размытость», противоречивость и, в известной мере, неопределённость принятых

законодательных актов и в целом - нормативной правовой базы - противоречие между обязательностью и добровольностью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прохождения процедуры независимой оценки квалификаций или отсутствие законодательно оформленных требований к правомочиям и полномочиям юридических лиц, проводящих профессионально - общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ.

Положительные результаты построения независимой системы квалификаций в России будут достигнуты только на условиях: обязательности, чётко обозначенных требований, методов контроля и ответственности.

Третьей проблемой является то, что независимая система оценки квалификаций, безусловно, должна влиять и на рост производительности труда в регионе (один из факторов) и на экономику социально - трудовых отношений.

Четвертая проблема в прогнозировании потребности в специалистах, нынешних и будущих профессиях, востребованных уровнях квалификаций, цифровых видах деятельности и т.д. Оставляем в стороне вопрос, сколько уже выдано «на гора» подобных прогнозов: государственных, негосударственных, научных, отраслевых, общественных, досужих и проч. Необходимо, хотя бы определить ответственного на государственном уровне за подобный прогноз лет на 10 и механизмы информирования «рядовых» работодателей и потенциальных соискателей независимой оценки квалификаций. Возможно - это федеральное Министерство труда Российской Федерации.

Положительные результаты независимой оценки квалификаций возможны только при заинтересованности со стороны соискателя и работодателя в спрогнозированных профессиях.

Пятая проблема - несогласованность требований трудового законодательства РФ и применение их контролирующими органами. Государственные инспекции труда РФ не обращают внимание на данный аспект и, тем более не стремятся его учитывать не в сегодняшних проверках, ни в проверках по риск ориентированному подходу с 2018 года.

Положительные результаты независимой оценки квалификаций возможны только при чётком взаимодействии с контролирующими органами РФ.

13

Шестая проблема: Независимая оценка квалификаций, как принципиально новые условия взаимодействия рынка труда и системы профессионального и высшего образования в России. Реальный и работающий эффективно механизм связи этих понятий сегодня отсутствует, хотя некоторые вузы и учреждения среднего профессионального могут «бесконечно доказывать и даже документально показывать» эту связь. Здесь нельзя упрощать ситуацию: колледжи, техникумы и вузы в ближайшей перспективе не смогут массово готовить выпускников для прохождения на финише образовательного процесса процедуры обязательной независимой оценки квалификаций в соответствии с требованиями

профессиональных стандартов. «Зазор» между квалификацией «по диплому» и уровнем квалификации по профессиональному экзамену в системе независимой оценки квалификаций сохранится надолго, если не навсегда. Дело в том, что профессиональная компетентность работника по определению не может быть сформирована в условиях образовательного процесса учебного заведения, только в «производственном» процессе конкретной трудовой деятельности, пусть даже первоначальной (примерно - до 5 лет). И применять к выпускнику вуза, техникума, колледжа требование обязательной независимой оценки квалификаций по процедуре профессионального экзамена, было бы преждевременным. Другое дело - сопряжение версии профессионального экзамена с традиционными выпускными оценочными процедурами может привести к повышению качества «продукта» учебного заведения -выпускника.

Положительные результаты независимой оценки квалификаций возможны только при чётком взаимодействии государства, рынка труда, системы образования, родителей и будущих выпускников.

Проблема семь - добровольность независимой оценки квалификаций.

238- ФЗ «О независимой оценке» определяет её как добровольную. А, следовательно, в понимании общества -рекомендованную. При таком подходе и огромном количестве куда «более важных», как считают и работодатели, и граждане РФ, требований и дел, к данной системе

сегодня уже сложилось отстраненное, а в некоторых случаях и негативное отношение.

Проблема № 8 о Центрах оценки квалификаций. Полторы сотни ЦОК (возможно не

важно - больше или меньше на сегодняшний день), предоставленные сами себе, не оказывают пока заметного влияния на развитие профессиональных квалификаций в стране. А если конкретно - 163 ЦОК, зарегистрированных официально в Федеральном реестре РФ на 30.11.2017.

Создание ЦОКов носит стихийный и неуправляемый характер. Этим занимаются СПК при отсутствии управляющей, координирующей и организующей государственной структуры. Профессиональный и управленческий уровень «создателей» ЦОК в самих СПК весьма неоднороден: от профессионалов до дилетантов. На сегодняшний день не просматривается перспектива введения единой системы управления ЦОКами.

Положительные результаты независимой оценки квалификаций возможны только при четком едином выстраивании требований к СПК и ЦОКам и к прозрачности понимания данных требований.

Девять - деньги. Открытие ЦОКов началось с 2016 года. Данный проект носит коммерческий характер. И вступая в него, участник понимает, что от него потребуются расходы. Открытие ЦОК - очень финансово затратный процесс (до 1млн. рублей). Это -процедура подготовки документов и другие составляющие (МТБ, кадры, оборудование и т.д.)

Положительные результаты независимой оценки квалификаций возможны только при четком едином выстраивании финансирования данной системы региональными властями и работодателями.

Десятая проблема - это документооборот. СПК внутри своих документов содержат очень много противоречивых друг с другом требований, также ошибок. Это недопустимо в рамках выстраивания единой независимой системы квалификаций.

Положительные результаты независимой оценки квалификаций возможны только при четком едином выстраивании документирования данной системы всеми участниками процесса.

Одиннадцатая - о региональной составляющей Национальной системы развития профессиональных квалификаций.

Сегодня говорить о складывающейся региональной системе развития квалификаций было бы преждевременно. Рекомендации Национального совета по профессиональным квалификациям, НАРКа, отдельных СПК (о региональных моделях, о создании региональных координационных Советов и т.п.) остаются всего

14

- лишь рекомендациями, исполнять которые никто не торопится. Однако в органах исполнительной власти региона отсутствуют структуры и специалисты, отвечающие за внедрение профессиональных стандартов в учреждениях (организациях) и предприятиях всех форм собственности и сфер деятельности. Региональной организации и координации работы ЦОКов, экзаменационных центров, процедур независимой оценки квалификаций, процедур профессионально - общественной аккредитации, подготовки экспертов и т.п. не происходит. Пока высшее должностное лицо - губернатор и один из его заместителей, курирующий социально -экономический блок, не будут «обременены» обозначенными проблемами, дело не сдвинется с места.

Необходимо определить

государственный орган региональной

исполнительной власти, наделить его полномочиями и ответственностью за контроль, координацию, организацию всей деятельности региональной составляющей Национальной системы развития квалификаций в регионе.

утвержденных профессиональных стандартов и проектов. В настоящее время работу ДПО свели к нулю, хотя требования профессиональных и особенно квалификационных стандартов требуют масштабной переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Дальнейшее развитие Национальной системы квалификаций требует серьёзной доработки, контроля и объединения усилий, а также координации деятельности со стороны Правительства РФ, Национального агентства развития квалификаций, Советов по профессиональным квалификациям, объединений работодателей, Федерации профсоюзов РФ, представителей образовательных организаций и центров оценки квалификаций.

Рекомендации регионам:

1. Закончить в 2018 году формирование инфраструктуры на региональном уровне внедрения Национальной системы квалификаций на основе модели организации работ по формированию элементов национальной системы профессиональных квалификаций на региональном уровне, одобренной

Дополнительные проблемы:

1. Отсутствие «института помощи» для информирования о НСК.

2. Отсутствие необходимого количества экспертов в регионах, с нужным уровнем подготовки и с желанием, пока бесплатно, трудиться/числиться

3. Отсутствие программ дополнительного профессионального образования с учетом

Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, как обязательной.

2.Осуществлять постоянный контроль (раз в квартал) за внедрением профессиональных стандартов в учреждениях и предприятиях всех форм собственности и сфер деятельности.

15

3.Осуществлять постоянный контроль за функционированием региональной структуры НСК и развитием квалификаций в регионе

4. Активизировать в 2018 году открытие региональных структур НСК и внедрение профессиональных стандартов на предприятиях региона, завершив реализацию мероприятий не позднее 1 января 2020 года.

5.Оказать поддержку, в том числе и финансовую, в создании в 2018 году в каждом регионе РФ на постоянной основе ЦОКов и подготовку экспертов, востребованных Национальной системой квалификаций.

Государственным или муниципальным учреждениям, государственным или

муниципальным унитарным предприятиям:

1. Активизировать в 2018 году внедрение профессиональных и

квалификационных стандартов в учреждениях и на предприятиях, завершив реализацию мероприятий по организации применения профессиональных стандартов не позднее 1 января 2020 года.

Центрам оценки квалификаций:

1. Активизировать 2018 году отработку практических навыков работников учреждений и предприятий по теме «Профессиональные стандарты - алгоритм внедрения».

2. Взаимодействовать постоянно с региональными органами власти, работодателями, профессиональными сообществами, Советами по профессиональным квалификациям по вопросам развития Национальной системы квалификаций РФ.

3. Провести в целях апробации внедрения профессиональных стандартов совместно с Советом по профессиональным квалификациям в своей отрасли в 1 квартале 2018 года пилотный проект по оценке профессиональных квалификаций

4. Организовывать и проводить общественно-деловые мероприятия по развитию Национальной системы квалификаций в регионе.

Источники и литература

1. Айснер Л.Ю., Ерошина А.А., Жулаева А.С., Лущаева Г.М., Иванова Н.Г., Коренева В.В., Король Л.Г., Малимонов И.В., Сторожева А.Н., Дадаян Е.В., Трашкова С.М., Шепелева Ю.С., Щебляков Е.С., Рахинский Д.В., Синьковская И.Г. Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и

юридические проблемы современного российского общества. Коллективная монография / Ульяновск, 2017. Том Выпуск 2

2. Болонский процесс как путь модернизации системы высшего образования Беларуси. //Минск. «Медисонт» -2014.

3. Король Л.Г., Рахинский Д.В., Малимонов И.В. Образовательная среда и ее влияние на динамику профессиональных установок студентов вуза. В сборнике: Проблемы развития АПК Саяно-Алтая. Печатается по решению Совета Хакасского филиала Красноярского государственного аграрного университета. 2015. С. 200-203.

4. Лебедева К.И., Сочнева Е.Н. Сравнительный анализ оценки квалификации в России и странах Европейского союза. Постулат. 2017. № 6 (20). С. 12.

5. Рахинский Д.В., Король Л.Г., Малимонов И.В., Фоминых Ю.С. Актуальные проблемы формирования государственной политики в области управления человеческими ресурсами. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 2 (2). С. 64-69.

6. Сочнева Е. Н. Экономические проблемы в деятельности современных образовательных учреждений. Известия Российской академии образования. 2017. № 2 (42). С. 106-111.

7. Сочнева Е.Н. О необходимости и целесообразности ратификации некоторых конвенций международной организации труда для социальной политики России. Мир образования - образование в мире. 2016. № 4 (64). С. 133-137.

8. Сочнева Е.Н., Федотов В.М. Внедрение международных стандартов в России.^е Newman in Foreign Policy. 2016. № 33 (77). С. 28-32.

9. Национальная система профессиональной квалификации улучшит качество русской рабочей силы. Вести. Культурно-политический журнал. Режим доступа: http://www.e-vesti.ru/ru/working-qualification-system-in-russia/

10. Irish Bologna Expert Conference. URL: http://www.aic.lv/bolona/2010/Sem09-10/QA Dublin/QualificationsFrameworksConf-April2010.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.