Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА'

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна, Миронова Любовь Владимировна

В статье раскрыты основные предпосылки и принципы разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей в жилищнокоммунальном хозяйстве. Даны принципиальные отличия от ранее существовавшей системы регулирования социально - трудовых отношений, основанной на квалификационных справочниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна, Миронова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF DEVELOPING PROFESSIONAL STANDARDS FOR OTHER EMPLOYEES OF THE HOUSING AND COMMUNAL COMPLEX

The article deals with the basic premises and principles of the development of occupational standards for workers in housing and communal services. I was given the fundamental differences on pre-existing system of regulation of socio-labour relations based on qualification references.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 331.108.4; 332.8

Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса

Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Миронова Л.В., Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Ключевые слова: профессия, специальность, жилищно-коммунальное хозяйство, профессиональная деятельность, квалификация, компетенции, знании, умения.

В статье раскрыты основные предпосылки и принципы разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей в жилищно-коммунальном хозяйстве. Даны принципиальные отличия от ранее существовавшей системы регулирования социально - трудовых отношений, основанной на квалификационных справочниках.

The methodology of developing professional standards for other employees of the housing and communal complex

Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., Mironova L. V., Institute for STR GASIS National Research University «Higher school of Economics»

Keywords: profession, specialty, housing and communal services, professional activities, skills, competencies, knowledge, and skills.

The article deals with the basic premises and principles of the development of occupational standards for workers in housing and communal services. I was given the fundamental differences on pre-existing system of regulation of socio-labour relations based on qualification references.

Особенности нынешнего этапа социально-экономического развития нашего государства ставят перед обществом ряд проблем, одной из которых является совершенствование механизмов воспроизводства квалифицированной рабочей силы, укрепление и наиболее полное использование творческого потенциала людей. Формирование на этой основе современного кадрового потенциала национальной экономики и ее отраслей позволит отечественным предприятиям и организациям

успешно функционировать в конкурентной среде и обеспечить постепенный рост производства и уровня жизни населения.

В свою очередь деятельность любого предприятия или организации во многом определяется качеством труда его персонала, и в первую очередь - рабочего, имеющего соответствующую профессию, специальность, тот или иной уровень квалификации. В тоже время, по данным статистики значительная часть экономически активного населения не обладает достаточной профессиональной подготовкой. Этот показатель по рабочим (в среднем по стране) составляет около 40%, а в жилищно-коммунальном хозяйстве он достигает 65 - 70%.

Тем не менее, разработанный и реализуемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012г., комплекс мер по созданию Национальной системы квалификаций, свидетельствует о том что, уже сформирован вектор движения от эмпирического подхода к повышению квалификации рабочих кадров (преимущественно на рабочем месте), к практике освоения рабочими соответствующих образовательных программ и оценки их квалификаций на основе профессиональных стандартов.

Благодаря принятым Федеральным законам:

- от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"», глава 31 ТК РФ была дополнена статьей 1951,

- от 02.05.2015г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» в законодательстве не только появились нормативные определения понятий «квалификация» и «профессиональный стандарт», но и раскрыты основные механизмы их применения и границы использования.

В рамках принимаемых в соответствии с этими законами нормативных правовых документов, особое внимание уделяется формированию современных требований к квалификации рабочих, учету факторов, влияющих на качество и своевременность их подготовки. Целостная система подготовки и оценки профессиональных квалификаций предполагает наличие единого и понятного терминологического аппарата, который сегодня, в соответствии с социологической и педагогической литературой определяет что:

- профессия - это совокупность специальных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определённого вида работ в какой-либо области деятельности (к примеру: в жилищно-коммунальном хозяйстве это слесарь, оператор, машинист, электрик и т.д.);

- специальность подразумевает деление внутри профессии, требующее специфических знаний и навыков на конкретном участке производства (к примеру: в жилищно-коммунальном хозяйстве это слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, оператор на аэротенках и отстойниках, оператор озонаторной установки, машинист насосной станции, машинист котельной и т.д.);

- квалификация неотрывно связана с понятием "деятельность". Любая работа, независимо от ее характера и уровня сложности, требует наличия у работника определенной подготовки, а также элементарных знаний и умений для того, чтобы качественно ее выполнять.

Из вышеизложенного следует, что квалификация - это уровень подготовленности работника к возлагаемым на него обязанностям, специальность - это сфера деятельности. Рабочие бывают неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные, высококвалифицированные. Квалификация присваивается после курса обучения и последующей проверки знаний. По окончании учебы выдается соответствующий документ - свидетельство или диплом.

Квалификация рабочего определяется таким показателем как квалификационный разряд. Он присваивается аттестационной комиссией с учетом уровня сложности, условий и ответственности рабочего процесса. В нашей стране для определения квалификации рабочего принята шестиразрядная сетка, в некоторых случаях применяется восьмиразрядная. От тарифа работника зависит его оклад, он формируется путем умножения тарифного коэффициента на ставку первого разряда.

Сегодня основные требования к квалификации работника к конкретной специальности и профессии представлены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), первый выпуск которого утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 и Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принят постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, в которых содержится перечень официальных наименований профессий рабочих, существующих в различных отраслях экономики и приводится перечень того, что должен уметь работник соответствующего разряда, а также пример наименования таких работников. Тем не менее, сравнительный анализ требований к работнику изложенных в этих документах дает основания заключить, что в квалификационных справочниках:

- нет взаимосвязи между профессиями, специальностями и квалификационными уровнями работников; описание требований к работнику основано только на знаниях и умениях, и не учитывает компетенций: профессиональных (или функциональных), относящихся к технологии трудовой деятельности; и общих (ключевых/базовых), необходимых для получения новых знаний и адаптации индивида к новым экономическим условиям;

- отсутствует механизм их синхронизации с существующей системой образования и оценкой квалификаций, так как эти документы не содержат требований к профессиональным компетенциям работников и тем самым не являются основой для разработки образовательных стандартов, а используются лишь в целях классификации информации.

Именно этими обстоятельствами обусловлена потребность в разработке профессиональных стандартах для рабочих специальностей.

При этом, как следует из принятых на федеральном уровне нормативных правовых документов, при разработке профессиональных стандартов разработчики должны не только учитывать накопленный богатый отечественный опыт регулирования социально-трудовых отношений и новые требования к квалификации производственного персонала предприятий и организаций, обусловленные глобализацией рынка труда, возрастающей неопределенностью сферы труда и убыстрением темпов развития и передачи информации, но также внутренние факторы и внешние условия становления квалификации рабочих кадров.

Под внешними факторами понимаются противоречия, возникающие у работника

между стремлением к выполнению работ более высокой сложности и отсутствием потребности в самосовершенствовании и самообразовании; принятие командного стиля работы, отношение к коллеге по работе как к равноправному партнеру и понимание связи личного успеха с объективными реалиями; практическая направленность теоретических знаний, самоутверждение в профессиональной деятельности; потребность в самоактуализации.

Внешние условия характеризуются констатацией своей самоценности в коллективе, элементами личного успеха в коллективной деятельности, поощрения со стороны руководства; возможностью планирования результатов своей деятельности, выполнением фрагментарных поручений по организации трудового процесса, прогнозируемые ситуации с заранее известными правилами поведения, общественно значимые поручения; создание ситуации самоутверждения во взаимодействии с коллегами по работе, условий для целенаправленной творческой деятельности; возможность продвижения по карьерной лестнице, потребность в признании коллективом лидерских качеств.

Разработка профессиональных стандартов для работников жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на основании приложения к письму Минстроя России от 10.04.2014г. № 5966 - АЧ/04, в котором, в том числе, определен перечень профессий рабочих, по которым необходимо в течение 2013-2015гг. разработать профессиональные стандарты.

В процессе проведенных консультаций на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей с участием Минстроя России, Минтруда России, Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения и Общероссийского общественного объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» был сформирован Перечень профессиональных стандартов по рабочим профессиям, который сегодня является своеобразной отраслевой рамкой квалификаций для работников жилищно-коммунального хозяйства, и в соответствии с которым осуществляется их разработка. Согласно перечню в 2015 - 2016гг. планируется разработать следующие профессиональные стандарты по рабочим профессиям в ЖКХ:

Эксплуатация жилых зданий: слесарь монтажник домовых санитарно-технических систем и оборудования; рабочий по комплексной уборке в жилищной сфере; электромонтажник домовых электрических систем и оборудования.

Водоснабжение и водоотведение: оператор водозаборных сооружений; коагу-лянщик; оператор озонаторной установки; оператор по обработке сырого и илового осадка; оператор на решетках, песколовках и жироловках; оператор на отстойниках и аэротенках; оператор по доочистке и обеззараживанию очищенных стоков.

Коммунальное теплоснабжение: работник по техническому обслуживанию оборудования водоподготовки в системах теплоснабжения; котлочист; огнеупорщик; слесарь по ремонту оборудования котельных.

Электроснабжение: работник по ремонту трансформаторов в инженерной инфраструктуре электроснабжения населения.

Газоснабжение: рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования домохозяйства.

Отходы производства и потребления: работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов.

Похоронные услуги: работник по производству намогильных сооружений и из-

готовлению похоронных принадлежностей.

Общие для различных подотраслей ЖКХ: работник по техническому обслуживанию и эксплуатации систем учета энергетических ресурсов (в т.ч. воды) в регулируемых организациях и жилищно-коммунальном хозяйстве; работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения; работник по техническому обслуживанию насосных или компрессорных установок инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Методической основой разработки профессиональных стандартов, является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", в которых квалификационные требования к работнику раскрываются через соответствующие показатели.

Представленный в этом документе принцип перехода от описания к разъяснению, от явлений к сущности производственных процессов позволяет разработчикам изучать специфику той или иной профессии при разработке профессионального стандарта. В силу того, что речь идет о взаимосвязи не материальных, а функциональных свойств и качеств субъекта профессиональной деятельности, структура компетенций рабочего той или иной профессии или специальности представляется перед разработчиком как функциональная. Благодаря этому понимание квалификации рабочего конкретизируется в процессе анализа следующих обобщенных показателей. Показатель «Полномочия и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Характер умений» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Характер знаний» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний). Обобщенные показатели подразумевают:

- возможность принятия работником решений о выборе будущего уровня квалификации, с учетом имеющего опыта работы;

- наполнение знаний личностным смыслом, который является условием осознанного регулирования своего поведения и деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, одной стороны, и ограничениями, с другой;

- стремление работника к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, предполагающее самостоятельность, свободу, творчество;

- работник сам выделяет цель и задачи своей деятельности, вырабатывает стратегию и тактику своей профессиональной деятельности, оценивает перспективы профессионального роста, берет на себя ответственность за свои действия, достигает значительного успеха в той деятельности, которая служит для него объектом

самовыражения;

- способность упорядочить, организовать деятельность других работников.

Системообразующий характер этих показателей является элементом организации, который не только направлен на внутреннее развитие самого рабочего, но и способствует стимуляции внутреннего роста других рабочих. Анализ этих показателей помогает выявить содержание и структуру квалификации, которая выражается в соподчиненности ее компонентов и представлена в приведенном выше нормативно-методическом документе Минтруда России.

Так для 1-го квалификационного уровня показатель «Полномочия и ответственность» подразумевает деятельность под руководством специалиста более высокой квалификации и индивидуальную ответственность, показатель «Характер умений» подразумевает выполнение стандартных заданий (обычно физический труд), показатель «Характер знаний» подразумевает применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.

Для 2-го квалификационного уровня:

- показатель «Полномочия и ответственность» подразумевает деятельность под руководством специалиста более высокого квалификационного уровня с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий и индивидуальную ответственность;

- показатель «Характер умений» - выполнение стандартных заданий, выбор способа действия по инструкции, корректировку действий с учетом условий их выполнения; показатель «Характер знаний» - применение специальных знаний.

Для 3-го квалификационного уровня:

- показатель «Полномочия и ответственность» подразумевает деятельность под руководством специалиста более высокого квалификационного уровня с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи и индивидуальную ответственность;

- показатель «Характер умений» - решение типовых практических задач, выбор способа действия на основе знаний и практического опыта, корректировку действий с учетом условий их выполнения;

- показатель «Характер знаний» - понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач, применения специальных знаний.

Для 4-го квалификационного уровня:

- показатель «Полномочия и ответственность» подразумевает - деятельность под руководством специалиста более высокого квалификационного уровня с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений, планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач, ответственности за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников;

- показатель «Характер умений» - решение различных типов практических задач, выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекцию деятельности;

- показатель «Характер знаний» - понимание научно-технических или методических основ решения практических задач, применение специальных знаний, самостоятельная работа с информацией.

Таким образом, каждый компонент представленный в показателях уровней квалификации обеспечивает, при разработке профессионального стандарта, раскрытие соответствующих компетенций рабочего той или иной профессии или специальности, позволяя разработчику более детально и эффективно реализовать требования, изложенные в приказе Минтруда России №170н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» касающиеся описания:

- обобщенной трудовой функции - составной части вида профессиональной деятельности, образованной целостным набором трудовых функций и необходимыми для их выполнения компетенциями;

- трудовой функции - составной части вида трудовой деятельности, представляющей собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;

- трудовых действий - структурного элемента профессионального стандарта, содержащего развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;

- необходимых умений - способности работника решать конкретные профессиональные задачи, выполнять трудовые операции (действия), основанные на знании и опыте;

- необходимых знаний - описание информации, которой должен обладать работник в определенной области деятельности.

Библиография

1.Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»»(236-ФЗ от 3.12 2012г) /Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации, 2013- № 1.

2. Федеральным законом от 02.05.2015г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Фе-

дерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации /Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации, 2015 - № 6.

3.Постановление Правительства РФ «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» № 23 от 22. 01. 2013г./Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации, 2013 - № 2.

4. Кабанов А.Я., Баткаева И.А., ЛовчеваМ.А. /Мотивация и стимулирование трудовой деятельности:

учебник. СПб: 2010. 346 с.

5. Машукова Н. И./Профессиональный стандарт и его назначение// Энергия промышленного роста, 2008 №4-5 (25).

6. Синергетический эффект консолидации интересов подотраслевых работодателей при разработке профессиональных стандартов для работников ЖКХ, Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н.. //Экономика строительства, 2013. - № 6 (24). - с. 4-27.

7. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А., Слободян А.А. Профессиональные стандарты - основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами //Экономика строительства, 2013. - № 6 (24). - С. 38-42.

8. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Шрейбер А.К. Концептуальные подходы к формированию отраслевой си-

стемы квалификаций в строительстве и ЖКХ // Экономика строительства, 2013. - № 5 (23). - С. 3-15.

9. Чернышов Л.Н. и др./ Планирование и контроллинг в жилищной сфере/ Учебник для ВУЗов, Воронеж, Изд. «ВГАСУ», 2009. - 505 с.

10. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие / М.В.Привезенцев, О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева и др. - М.: Альфа-М, 2009. - 160 с.

11. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. , М.Коулз, Е.В.Сартакова. - М.: РИО ТК им.А.Н.Коняева, 2009 - 115 с.

12. Coles M., Werquin P. The role of national qualifications systems in helping to modernise vocational education and training systems. В: CEDEFOP (ed.) Modernising vocational education and training Fourth report on vocational education and training research in Europe: background report Volume 3. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008 (Cedefop Reference series).

13. The European Qualifications Framework for Life-long Learning. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2010.

14. http://www.iso.ch.

15. http://www.partad.ru/consult/consult.htm

Авторы

Чернышов Леонид Николаевич, д.э.н., проф., научный руководитель Института ДПО ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: leo. chern@yandex.ru;

Збрицкий Александр Анатольевич, д.э.н., проф., директор Института дополнительного профессионального образования ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИДПО ГАСИС), тел.+7 (495) 514-21-21; e-mail: zaagasis@yandex.ru;

Ивчик Татьяна Анатольевна, д.э.н., проф., заместитель Директора по дополнительному образованию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: ivchik@gasis.ru;

Миронова Любовь Владимировна, к.э.н., заместитель директора центра развития регионов ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ; e-mail: Lvmironova@hse.ru.

Новости Newsrus.su

В Москве с начала года построено более 3 млн квадратных метров недвижимости

Как сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, с начала 2015 года на территории Москвы введено в эксплуатацию более 3,3 млн. кв. метров недвижимости.

- Динамика строительства в Москве остается хорошей. Мы ввели уже 3,3, млн кв. метров недвижимости, из них около 1,4 млн кв. метров жилья, - отметил Марат Хуснуллин.

По его словам, в общей сложности по итогам года будет построено 9 млн. кв. метров недвижимости.

- Из них - около 3,4 млн. кв. метров жилья и порядка 500 тыс. кв. метров апартаментов, - уточнил чиновник.

Источник: Редакция новостей Newsrus.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.