Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ЖКХ'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ЭКСПЕРТЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ В ЖКХ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна

В статье авторы характеризуют начальный этап внедрения Национальной системы квалификаций и анализируют шестилетний период формирования отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Приводятся основные результаты работы Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ и созданной им инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, а также рассматриваются перспективы деятельности Совета в рамках стратегии развития национальной системы квалификаций до 2030 года, в связи с активным внедрением в отрасли высокоэффективных материалов и оборудования, цифровых и интеллектуальных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышов Леонид Николаевич, Збрицкий Александр Анатольевич, Ивчик Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASICS OF FORMING AN INDUSTRY SYSTEM FOR PROFESSIONAL QUALIFICATIONS IN HOUSING AND UTILITIES

Labor market, education system, professional standards, qualifications, appraisals, educational programs, independent qualification assessment, experts, employers, students, council on professional qualifications in housing and utilities, updating, high-performance materials and equipment, digital and intellectual technologies.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ЖКХ»

УДК 378.048.2

Основы формирования отраслевой системы профессиональных квалификаций в ЖКХ

Чернышов Л.Н., Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ, Москва, Россия; Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Институт строительства и ЖКХГАСИС НИУ «Высшая школа экономики, Москва, Россия

Ключевые слова: рынок труда, система образования, профессиональные стандарты, наименования квалификации, оценочные средства, образовательные программы, независимая оценка квалификаций, эксперты, работодатели, студенты, совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ, актуализация, высокоэффективные материалы и оборудование, цифровые и интеллектуальные технологии.

В статье авторы характеризуют начальный этап внедрения Национальной системы квалификаций и анализируют шестилетний период формирования отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Приводятся основные результаты работы Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ и созданной им инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, а также рассматриваются перспективы деятельности Совета в рамках стратегии развития национальной системы квалификаций до 2030 года, в связи с активным внедрением в отрасли высокоэффективных материалов и оборудования, цифровых и интеллектуальных технологий.

The basics of forming an industry system for professional qualifications in housing and utilities

Chernyshov L.N., Council on professional qualifications in housing and communal services, Moscow, Russia;

Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., the Institute for STR GASIS National Research University «Higher school of Economics», Moscow, Russia

Keywords: labor market, education system, professional standards, qualifications, appraisals, educational programs, independent qualification assessment, experts, employers, students, council on professional qualifications in housing and utilities, updating, high-performance materials and equipment, digital and intellectual technologies.

In the article, the authors characterize the initial stage of the implementation of the National Skills System and analyze the 6 year period of the formation of the

industry system of qualifications in housing and utilities. The main results of the work of the Council on professional qualifications in housing and infrastructure in the Russian Federation are presented, as well as the prospects of the Council's activities within the framework of the strategy for the development of the national qualification system until 2030, in connection with the active introduction of highperformance materials and equipment, digital and intellectual technologies in the industry.

Следует отметить, что до внедрения Национальной системы профессиональных квалификаций, имела место ситуация, когда работодатели (рынок труда) и учреждения образования (система образования) существовали каждый сам по себе, как бы не «замечая» друг друга.

Образовательные программы были «оторваны» от реальных требований рынка труда, отставая по своему контенту от быстро меняющейся организации и технологии производства. В результате выпускники после окончания ВУЗов и техникумов (колледжей) приходя на производство, были вынуждены доучиваться, как правило, за средства работодателей, увеличивая, таким образом, себестоимость и конкурентоспособность производимых товаров, работ и услуг.

Формирующаяся в стране Национальная система профессиональных квалификаций (далее - НСПК), коренным образом изменили существующее положение. Теперь и учебные программы учреждений образования и квалификации работников рынка труда, должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Достигается это за счет использования предложенных НСПК инструментов развития профессиональных квалификаций;

- профессиональных стандартов, которые «идут» на смену квалификационных справочников (ЕТКС и ЕКС);

- актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на соответствие их требованиям профессиональных стандартов;

- независимой оценки квалификаций работников рынка труда и выпускников учреждений образования [1-5].

Внедрение этих инструментов, возложено на создаваемые Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, подотчетные в своей деятельности Национальному агентству развития квалификаций (далее - НАРК).

В сфере жилищно-коммунального хозяйства такой Совет был создан в 2014 году (далее - СПК ЖКХ), который осуществляет организационно-методическую работу по формированию отраслевой системы профессиональных квалификаций путем:

• проведения мониторинга рынка труда на предмет выявления новых профессий; по изменению наименований и перечней профессий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - сфера ЖКХ);

• разработки, применения и актуализации профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;

• разработки, применения и актуализации отраслевой рамки квалификаций и

квалификационных требований в сфере ЖКХ;

• организации и координации деятельности по независимой оценке профессиональных квалификаций в соответствии с перечнем профессиональных стандартов;

• участия в разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ;

• подготовки экспертов центров оценки квалификаций и аккредитующих организаций по профессионально-общественной аккредитации.

Инициаторы создания Совета исходили из того, что предстоит выстроить систему работы с большим количеством бизнес-процессов по различным отраслям деятельности ЖКХ и большим количеством пользователей, так как независимая оценка квалификаций потребует взаимодействия с большим количеством работников предприятий отрасли и выпускников учреждений образования.

В начале своей деятельности Совет ощутил на себе синдром «не замечания» как со стороны системы образования, которая продолжает отстаивать свое право на присвоение квалификаций студентам - выпускникам, так и со стороны работодателей, которые, мягко говоря, не руководствовались инструментами национальной системы квалификаций, для актуализации и повышения профессионального уровня персонала своих предприятий.

Тем ни менее, груз ответственности по исполнению полномочий закрепленных за Советом, а также методическая поддержка НАРК позволили сформировать работоспособную структуру (рабочие органы) СПК ЖКХ, состоящую из 3х Рабочих групп и 7ми отраслевых Комиссий (их наименования размещены на официальном сайте СПК ЖКХ).

Для обеспечения своей деятельности экспертам рабочих органов Совета приходится знакомиться и анализировать большой массив отраслевого профессионального контента, который содержит:

- документы кандидатов на получение статуса эксперта по независимой оценке квалификаций и организаций аккредитующихся в качестве центров оценки квалификаций;

- результаты работы экспертов - разработчиков профессиональных стандартов, наименований квалификаций, оценочных средств;

- итоговыми документами Центров оценки квалификаций, содержащие результаты проведенных ими профессиональных экзаменов;

- обращения заинтересованных сторон по вопросам деятельности Совета и другую информацию.

Эта работа не ограничивается только изучением поступающих в Совет документов, а зачастую требует общения с их авторами.

За 6 лет работы Советом налажены взаимодействия с отраслевыми работодателями и их объединениями на местах (в результате созданы 93 центра оценки квалификаций), профильными учреждениями образования (заключено 13 соглашений о совместной деятельности), отраслевыми профсоюзами, федеральными регуляторами в различных отраслях экономической деятельности государства, региональными органами исполнительной власти (заключено 7 соглашений) и коллегами из смежных Советов по профессиональным квалификациям (заключено 7 соглашений).

На наш взгляд накопленный опыт требует определенного осмысления и популяризации как для использования членами Совета, так и партнерами по формированию отраслевой системы квалификаций.

Первое на чем хотелось бы остановиться, - с какими результатами предприятия жилищно-коммунального хозяйства пришли к 01.01.2020 года по внедрению профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства РФ №584 от 27.06.2017 года «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», действие которого, как следует из текста документа, не закончилось этой датой. Это свидетельствует о том, что требования по применению новых (не говоря уже о ранее принятых), утвержденных после 01.01.2020 г. профессиональных стандартов, на предприятиях отрасли сохраняются.

Как уже отмечалось в отчетных документах Минстроя России, в отрасли насчитывается более 122.0 тысяч предприятий различных форм собственности, на которых трудится около 3,0 миллионов человек.

Как правило, кадровые службы государственных и муниципальных предприятий предприняли меры по исполнению п.1 вышеупомянутого постановления, утвердив планы применения на предприятии соответствующих профессиональных стандартов предусматривающих:

1) разработку списка профессиональных стандартов, подлежащих применению;

2) формирование сведений о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в пункте 1), и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

3) этапы применения профессиональных стандартов;

4) определения перечня локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в пункте 1), в том числе по вопросам аттестации и независимой оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

По имеющейся информации наибольшие проблемы с реализацией этих планов, были связанны с проведением документарной тождественности действующих квалификационных требований работников предприятия с квалификационными требованиями, указанными в профессиональных стандартах, в которых отсутствовала «разрядная сетка», ранее применяемая на предприятиях, в соответствии с едиными тарифно-квалификационными справочниками (ЕТКС, ЕКС).

Тем не менее, в результате проделанной работы, с одной стороны, появилось четкое понимание того, насколько работники предприятий соответствуют современным требованиям технологии и организации труда в соответствующем виде деятельности в ЖКХ, квалификационные требования к которым, прописаны в от-

раслевых профессиональных стандартах [6-11].

С другой стороны, упорядочилась практика оформления штатных расписаний, в которых были сохранены разряды по рабочим специальностям, с пониманием, того, что указанное их значение характеризует уровень тарификации выполняемых работ, а не квалификацию работника.

Возникло понимание, - имеются ли у работников «образовательные разрывы», чему их необходимо доучить (при необходимости), какой опыт и навыки им необходимо приобрести.

В ряде случаев, работники, оценивая свои знания, навыки и умения, приобретенные в процессе неформального обучения и практического опыта, «заявлялись» на сдачу профессионального экзамена в отраслевых центрах оценки квалификаций, чтобы получить обратную связь об уровне своей квалификации (свидетельство о квалификации и запись в федеральном реестре квалификаций), по тому или иному виду профессиональной деятельности. Сейчас их число приблизилось к двум тысячам.

Это свидетельствует о том, что работники рынка труда признали новый инструмент актуализации или признания их квалификации, которая позволяет им укрепить свои профессиональные позиции на рабочем месте, а на предприятиях, которые присоединились к «Отраслевому тарифному соглашению в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2019 - 2021 годы», рассчитывать на повышение в оплате труда.

Важным элементом реализации планов применения профессиональных стандартов, явилось понимание кадровыми службами и специалистами, осуществляющими эту деятельность на предприятиях с малой численность персонала, того, что мотивирующим фактором, для повышения квалификации работника, на которую он инвестирует свое время и силы, является не сама процедура обучения, а надежда на то, что положительные результаты обучения изменят его социальный и профессиональный статус, когда работник видит выгоду для себя лично и которая, в том числе, измеряется рублем.

На ряде предприятий, в качестве стимулирующего фактора для проведения независимой оценки квалификаций персонала, работодатели оплачивали стоимость процедуры проведения профессионального экзамена работникам, успешно сдавшим профессиональный экзамен по заявленной ими квалификации.

Очевидно руководитель одного из таких предприятий на одном из проводимых Советом онлайн семинаров - совещаний на реплику одного из участников совещания - «Зачем я буду тратить деньги на обучение и независимую оценку, работник может получить свидетельство о квалификации и уволиться!» ответил: - «Я не боюсь, что они уйдут от меня квалифицированными специалистами, я больше боюсь, что они останутся у меня неквалифицированными работниками».

Существенным результатом проделанной на предприятиях работы по внедрению профессиональных стандартов, стало не только четко сформулированное требование к той или иной квалификации (профессии, должности), но и описание специалистами кадровых служб предприятий требований к учебным программам учреждений образования, в том числе, дополнительного профессионального образования, на предмет соответствия их профессиональным стандартам, где указывалось, какие знания должен получить тот или иной работник, освоивший эту программу.

Знаковым событием 2020 года, в вопросе проверки соответствия подготовки сту-

дентов-выпускников по отраслевым специальностям (профессиям), современным требованиям рынка труда, стала реализация пилотного проекта Министерства просвещения РФ и Национального агентства развития квалификаций по проведению демонстрационного экзамена для выпускников учреждений среднего профессионального образования по модели «государственная итоговая аттестация - независимая оценка квалификаций (ГИА - НОК)».

В ЖКХ в этом проекте приняли участие центры оценки квалификаций в городах: Костроме (в 1-м техникуме); Иркутске (в 2-х техникумах); Екатеринбурге (в 5-ти колледжах); Красноярске (в 2-х колледжах); Санкт - Петербурге (в 1-м колледже); Тюмени (в 1-м техникуме); Якутске (в 1-м техникуме); Королеве, Балашихе и Пав-ловом - Посаде Московской области (по 1-му колледжу).

Для участия в проекте, «Теоретическая часть» оценочного средства по квалификации «Слесарь - сантехник домовых систем и оборудования (3 уровень квалификации)» и «Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования (3 уровень квалификации)» были адаптированы под требование образовательной программы «Мастер ЖКХ».

Практическую часть оценочного средства, студенты, добровольно согласившиеся участвовать в этом пилотном проекте, сдавали экспертам соответствующих центров оценки квалификаций. В целом по модели ГИА - НОК, в ЖКХ, выпускной экзамен сдавали 87 студентов, но только 33 из них смогли успешно сдать профессиональный экзамен и получить свидетельство о квалификации.

Таким образом, результаты сдачи студентами теоретической и практической части профессионального экзамена показали, что в процессе обучения выпускник получает «общие знания» по тому или иному виду деятельности (фундамент профессии (должности)), а предметные знания, имеющие прикладной характер для конкретного вида деятельности, приобретаются, как правило, в процессе практической деятельности (для рабочих профессий) или тренинга, кейс - стади, деловых игр (для служащих и руководителей).

Данные обстоятельства еще раз подтвердили тот факт, что, именно институт независимой оценки квалификаций позволяет осуществить беспристрастную оценку соответствия имеющейся у «соискателя» квалификации, путем проверки имеющихся у него теоретических знаний, а также навыков и умений, приобретенных на практике.

Следуя требованиям «Стратегии развития Национальной системы квалификации до 2030 года» СПК ЖКХ планирует продолжить практику реализацию проекта ГИА - НОК, распространив его на выпускников, обучающихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования.

Для этого, аккредитованной СПК ЖКХ организацией, ведется работа по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ на соответствие их требованиям профессиональных стандартов и актуализации теоретической части соответствующих оценочных средств.

Третьим, важным результатом деятельности Совета за истекший период, стало совершенствование принципов формирования экспертного сообщества, осуществляющего деятельность по внедрению отраслевой системы квалификаций, включая мониторинг рынка труда в ЖКХ, разработку и актуализацию профессиональных стандартов, наименований квалификаций, оценочных средств, независимую оценку квалификаций.

Соблюдая требования приказа Минтруда России № 759н от 19.12.2016 года «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», Совет большое внимание уделял требованиям к претендентам на статус эксперта ЦОК, касающихся опыта их практической работы по закрепляемым за ними квалификациям, стремясь убедиться в том, что претендент не только знает «как делать», но и может показать экзаменуемому соискателю «как это делать».

Добиться этого удалось благодаря структуре, утвержденной СПК ЖКХ учебной программы «Требования Национальной системы квалификаций к работникам ЖКХ», которая содержит два этапа итоговой аттестации обучающихся по этой программе - теоретический и практический. При этом для «рабочих» квалификаций, претендент на статус эксперта демонстрирует онлайн - практические навыки выполнения трудовых действий по той или иной квалификации, заявленной им для проведения профессионального экзамена в центре оценки квалификации, а для квалификаций служащих и руководителей в качестве практической части экзамена, претендент разрабатывает фрагмент оценочного средства по заявленной квалификации.

Важным элементом поддержания профессионального уровня экспертов, является практика проведения Советом совещаний и вебинаров в формате диалога, которые позволяют участникам понять и беспристрастно оценить точку зрения оппонента, и уже этим самым расширить свои знания по обсуждаемым вопросам, а в итоге добиться синергетического эффекта за счет взаимного обогащения накопленным практическим опытом в области организации и проведения независимой оценки квалификаций.

Такой активный диалог с профессиональным сообществом способствует не только выработке консолидированных решений по организации и проведению независимой оценки квалификаций, но и позволяет Совету готовить конструктивные предложения касающихся правового регулирования закрепленных за Советом видов деятельности.

Так, совместными усилиями членов СПК ЖКХ и экспертов ЦОК был разработан раздел «Стратегии развития ЖКХ до 2035 года» - «Кадровое обеспечения деятельности предприятий ЖКХ», в котором, в частности для регулирования трудовых отношений, установлена последовательность перехода (по годам) процесса замены разделов единых тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС, ЕКС), касающихся сферы деятельности в ЖКХ, - профессиональными стандартами, а также определена доля персонала предприятий отрасли, которые должны иметь свидетельства о независимой оценки квалификаций, к 2035 году их число должно составлять порядка 60%.

Совет стремится к тому, чтобы эксперты ЦОК принимали активное участие в подготовке и обсуждении основополагающих правовых документов, регулирующих деятельность предприятий ЖКХ, стремясь предусмотреть в них требования к квалификации персонала осуществляющего соответствующие виды деятельности.

Таким образом, Совет стремится привлечь к работе в центрах оценки квалификаций специалистов не «знающих», а «умеющих», что существенно повлияло на содержательный уровень профессиональный деятельности по формированию отраслевой системы квалификаций.

Поступающие от экспертов ЦОК замечания и предложения касаются, как правило, вопросов применения на предприятиях современных форм и методов организации и технологии производства, которые ложатся в основу актуализации действующих и разработки новых профессиональных стандартов, наименований квалификаций и оценочных средств, в том числе с использованием цифровых технологий.

Так, в 2018 году, по требованию профессионального сообщества, были актуализированы два профессиональных стандарта - «Специалист по управлению МКД» и «Специалист по эксплуатации МКД», новая редакция которых была утверждена в июле 2019 года.

В результате стандарты не только изменили свои наименования, но и глубину охвата должностей специалистов осуществляющих деятельность по управлению и эксплуатации зданий, вместо 7 существовавших наименований квалификаций по ранее существовавшим профессиональным стандартам, приказом НАРК в июне текущего года, по актуализированным профессиональным стандартам, были утверждены 20 наименований квалификаций. В настоящее время по ним ведется разработка оценочных средств.

Процедура формулирование наименований квалификаций и согласование их с профессиональным сообществом предусмотрена приказом Минтруда России № 726н от 12.12.2016 года «Об утверждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» и составляет, как правило, от 1-го до 3-х месяцев.

В нашем случае эта процедура затянулась на долгие 9 месяцев и носила спорный характер в связи с тем, что разработчики предложили новое, современное наименование квалификации по ряду трудовых функций «Сервис - менеджер по........»,

что вызвало в профессиональном сообществе бурную дискуссию.

Оппоненты предложенных наименований квалификаций указывали на, то, что для населения, проживающего в многоквартирных домах, важным элементов общения с представителями управляющих организаций является «узнаваемость» профессии специалиста, наименование квалификации которого говорит само за себя, - «техник», «мастер». Чем занимается «Сервис - менеджер» для многих будет не понятно!

Тем не менее, большая часть участников обсуждения отметили спорность этой позиции. Сегодня в сфере управления многоквартирными домами превалирует практика, когда житель все меньше общается с непосредственными исполнителями работ в доме, осуществляя взаимодействие, заказ и оплату соответствующих работ и услуг через соответственные службы и персонал («белые воротнички»), ответственный за своевременность и качество выполнение заказа жильца. Поэтому наименование квалификации «Сервис-менеджер» было сохранено в перечне квалификаций утвержденных приказом НАРК.

В 2019 году актуализированы ещё 11 профессиональных стандартов - 1 по «воде»; 2 по «теплу»; 1 по «благоустройству»; 3 по «жилью» и 4 в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (их наименования размещены на официальном сайте СПК ЖКХ), а также разработаны два новый профессиональных стандарта - «Работник по борьбе с вредителями» и «Работник по профессиональной уборке». Профессиональное сообщество ждет их утверждения Минтрудом России.

В 2020 году эксперты отраслевых Комиссий проводят актуализацию ещё 5-ти профессиональных стандартов - по одному в «отходах», «воде» и «клининге» и 2

в коммунальной электроэнергетике (их наименования так же размещены на официальном сайте СПК ЖКХ), а также разрабатываются 3 новых профессиональных стандарта - «Специалист по водным технологиям (акватроник)», «Специалист по организации и накоплению твердых коммунальных отходов» и «Специалист по управлению коммерческой недвижимостью».

Важным элементом актуализации профессиональных стандартов, является совершенствование требований к осуществлению того или иного вида деятельности, требующего изменения, конкретизации и дополнения трудовых функций и трудовых действий, знаний и умений, указываемых в профессиональных стандартах, потребность в которых возникает в связи с появлением и внедрением нового оборудования, технологий, форм организации труда персонала, а также норм правового регулирования соответствующих видов деятельности.

По ряду профессиональных стандартов актуализация проводится по причине увеличения закрепленных за работником трудовых функций, в связи с расширением сферы деятельности работника, по организации и проведению работ по ремонту и обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также за счет введения новых трудовых действий связанных с входным и выходным контролем качества выполняемых работ, использования цифровых и интеллектуальных систем, требующих повышения ответственности и овладение новыми знаниями и умениями.

Изменения, которые находят отражение в профессиональных стандартах, трансформируются в новые перспективные высокотехнологичные квалификации, в результате чего в соответствующих областях деятельности ЖКХ (водоснабжении и водоотведении, коммунальной энергетики, управлении многоквартирными (умными) домами, обращение с твердыми коммунальными отходами) формируется совершенно новая линейка отраслевых квалификаций, которые закладывают основы новых образовательных программ для подготовки специалистов, способных обслуживать и ремонтировать объекты ЖКХ, оснащенные современными высокоэффективными материалами и оборудованием, цифровыми и интеллектуальными технологиями.

Практика разработки и актуализации профессиональных стандартов, учитывающих современные требования рынка труда, в ЖКХ будет продолжена. В 2021 году Совет планирует разработать следующие профессиональные стандарты:

• Оператор мобильной робототехники на сетях теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

• Оператор беспилотных аппаратов по обследованию состояния объектов ЖКХ.

• Специалист по инновационным технологиям в жилых и общественных здани-

• Оператор роботизированных установок по термическому обезвреживанию отходов производства и потребления.

• Специалист по обслуживания интеллектуальных систем в области учета, контроля и регулирования потребления коммунальных ресурсов.

Таким образом, в перспективе предстоит большая работа по разработке новых наименований квалификаций и оценочных средств, с целью обеспечить возможность проведения независимой оценки квалификаций работников предприятий ЖКХ в созданных центрах оценки квалификаций.

«Экономика строительства» № 6 (66) /2020 Библиография

1. Чернышов Л.Н. Збрицкий А.А., Ивчик Т.А. Концептуальные основы развития Национальной системы на период до 2030 года // Экономика строительства. - 2020. № 3(63). - с.3-12.

2. Вдовина О.А. Построение модели оценки персонала строительного предприятия //Экономика строительства. 2020. - № 5(65). - с.

3. Чернышов Л.Н., Збрицкий А.А., Шрейбер А.К., Ивчик Т.А. Организационно-правовые механизмы сниже-

ния рисков применения профессиональных стандартов на примере сферы ЖКХ // Экономика строительства. - 2019. - № 5. - С. 3-12.

4. Збрицкий А.А., Чернышов Л.Н., Ивчик Т.А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. - 2017. - № 2. - с. 3-12.

5. Агапитов С.Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ - задача объединения работодателей. // Экономика строительства. - 2013. - №6.- с.28-32.

6. Чернышов Л.Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЖКХ. // Экономика строительства. - 2014. - №6. - с.63-75.

7. Збрицкий А.А., Ивчик Т.А., Миронова Л. В., Шрейбер А.К. Профессиональные стандарты как основа по-

вышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве. // Экономика строительства. - 2015. - №4. - с.3-8.

8. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ //

Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - №1 (11).

9. Цаплин Е.В., Волкова В.С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991-2017 годах. // Экономика строительства. - 2017. - №1. - с. 34-44.

10. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. - 2015. - №24.

11. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. - № 37-2.

References

1. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Ivchik T.A Conceptual framework for the development of the National Qualifications Framework for the period until 2030 // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2020, no 3(63), pp. 3-12 (in Russ.).

2. Vdovina O.A., Modeling the assessment of construction company personnel // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2020, no 5(65), pp. 23-34 (in Russ.).

3. Chernyshov L.N., Zbritskiy A.A., Shreiber A.K., Ivchik T.A. Organizational and legal mechanisms to reduce the risks of applying professional standards in the example of the utility sector //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2019, no 5, pp. 3-12 (in Russ.).

4. Zbritskiy A.A., Chernyshov L.N., Ivchik T.A. Organizational and methodological problems of independent evaluation system of qualifications in housing and communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2017, no 2, pp. 3-12 (in Russ.).

5. Agapitov S.N. Development of professional standards in housing and communal services is a task of employer

associations //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2013, no 6, pp. 28-32 (in Russ.).

6. Chernyshov L.N. Methodological problems of training and retraining of employees for the sphere of housing and

communal services //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2014, no 6, pp. 63-75 (in Russ.).

7. Zbritskiy A.A., Ivchik T.A., Mironova L.V., Schreiber A.K. Professional standards as a basis for improving the

quality and prestige of the highly skilled workers leading to careers in construction production //Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2015, no 4, pp. 3-8 (in Russ.).

8. Blinov A. A., Ugryumova N. V. Managerial Aspects of Socio-Economic systems of Housing and communal services // Journal of AGUAS. Science, education, Economics. Series: Economics, 2015, no 1 (11) (in Russ.).

9. Tsaplin E.V., Volkova V.S. Evolution of housing and communal services reformation in 1991-2017 years // Ekonomika stroitel'stva [Economics of Construction], 2017, no 1, pp. 34-44 (in Russ.).

10. Razueva O. V. Improvement of enterprise management in the housing and communal services // Problems of

modern economy, 2015, no 24 (in Russ.). 11. Poklonova E.V., Uskova. P.A. Housing Market: the state and problems // Modern trends in Economics and management: a new look, 2015, no 37-2 (in Russ.).

Авторы

Чернышов Леонид Николаевич, доктор экономических наук, профессор, Заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ; e-mail: leo.chern@yandex.ru;

Збрицкий Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИДПО ГАСИС НИУ ВШЭ), тел.+7 (495) 772-95-90, доб. 15255; e-mail: zaagasis@yandex.ru;

Ивчик Татьяна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заместитель Директора Института строительства и ЖКХ ГАСИС Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: tivchik@hse.ru

НОВОСТИ http://ancb.ru//

Установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы

Правительство России утвердило новый порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Росприроднадзором, ее территориальными органами и уполномоченными органами субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1796 установлено, что государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком (физическим или юридическим лицом) на государственную экологическую экспертизу материалов, документов и документации, установленным требованиям.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Определен порядок работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Кроме того, установлено, что заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику почтовым отправлением и (или) в электронном виде в течение 5 дней со дня его утверждения.

Источник: Техэксперт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.