Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Анисимова Ю.В.

Туризм - это динамичная развивающаяся отрасль, которая нуждается в управлении и эффективном планировании. Региональное планирование закладывает основу для развития туристской деятельности и сопутствующих сфер производства и услуг, соответствующей инфраструктуры данного субъекта. Так как внутренний туризм в нашей стране недостаточно востребован, вполне целесообразно использовать межрегиональную интеграцию нескольких регионов для развития их туристской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Анисимова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

УДК 332.1.711

Ю.В. Анисимова

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Туризм - это динамичная развивающаяся отрасль, которая нуждается в управлении и эффективном планировании. Региональное планирование закладывает основу для развития туристской деятельности и сопутствующих сфер производства и услуг, соответствующей инфраструктуры данного субъекта. Так как внутренний туризм в нашей стране недостаточно востребован, вполне целесообразно использовать межрегиональную интеграцию нескольких регионов для развития их туристской отрасли.

Ключевые слова: планирование, туризм, туристский продукт, межрегиональная интеграция, внутренний туризм.

Планирование представляет собой целенаправленный процесс, осуществляемый государством, хозяйствующими субъектами экономики по разработке перспектив социально-экономического развития на уровне страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм собственности.

Национальное и региональное планирование закладывает основу для развития туризма соответствующей страны и ее регионов. Для обеспечения развития благодаря планированию и прогнозированию определяются направления политики, физические, институциональные структуры и стандарты. Планирование служит основой для постоянного и эффективного управления туризмом, что необходимо для долговременной и успешной деятельности данного сектора экономики, следовательно, речь идет о закономерном и непрерывном процессе поддержания целостности региональной системы, состояния подвижного равновесия и устойчивости, экономного использования ресурсного потенциала и своевременного предупреждения эндогенных противоречий на основе приведения в соответствии с целями развития региональной инновационной инфраструктуры [1]. Стабилизационные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Именно инновационная деятельность способна обеспечить устойчивую динамику экономического роста за счет выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции [2,3].

Межрегиональная интеграция представляет собой территориальную интеграцию заданного масштаба, в определенных пространственно-временных рамках. Признано, что туризм необходимо развивать и управлять им на контролируемой, комплексно-устойчивой основе, используя принципы эффективного планирования. Благодаря данному подходу туризм может принести региональной социально-экономической системе значительные экономические выгоды, не порождая при этом каких-либо серьезных экологических или социальных проблем [6]. Туризм как сектор экономики в валовом региональном продукте Оренбургской области занимает незначительную долю - менее 1 %. Однако это одна из крупных, динамично развивающихся отраслей во всем мире. Развитие туризма дает новый импульс сельскому хозяйству, промышленности, строительству, торговле, образованию, транспортной инфраструктуре и многим другим отраслям экономики. Для формирования на территории региона конкурентоспособного туристского продукта существуют все основания: выгодное геополитическое положение, наличие уникальных памятников природы и объектов культурного наследия, развитая транспортная инфраструктура. Оренбуржье издавна было местом пересечения торговых путей из Европы в Азию. Оренбургская область - это «Евразийские ворота России», синтез Востока и Запада со своим национальным многообразием, самобытной культурой и традициями [5].

Туризм и рекреация являются одним из направлений стратегии развития Оренбургской области на период до 2030 г. [4]. Правовая и финансовая поддержка данного направления закреплена принятой в ноябре 2013 г. государственной программой Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма на 2014 - 2020 годы», в которой заявлено, что в регионе планируется стимулирование развития культурно-познавательного, оздоровительного, экологического, паломнического, активного и других видов туризма [5].

Среди факторов воздействия на региональное туристское развитие можно выделить (комплекс параметров внешней и внутренней среды): климат, кризис, инфляция, цены на топливо, туристские

© Анисимова Ю.В., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. III.

формальности и др. Кроме того, существует ряд проблем, которые препятствуют развитию региональной туристической отрасли: нерегулируемость туристического рынка; низкий уровень предпринимательской среды; нехватка специализированных кадров и, соответственно, низкий уровень сервиса; отсутствие взаимодействия между участниками туристской индустрии.

Для решения этих проблем и осуществления единой государственной политики в сфере туризма разработана «Стратегия развития туризма в Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года», в которой изложены приоритетные направления развития туристского бизнеса и способы решения проблем сферы туризма в регионе. Как показывает региональная статистика, среди наиболее популярных мест отдыха оренбуржцев лидирующие позиции в последние годы занимают Египет, Турция, Чехия, Болгария, курорты Краснодарского края, следовательно, можно сделать вывод о том, что туристско -рекреационные услуги Оренбургского региона не вызывают большого спроса у местного населения [4].

Однако при резких изменениях в мировой экономике (рост доллара и евро в конце 2014 г. и в течении 2015 г.), возникновении сложностей с выездным туризмом (запрет реализации туров в Турцию и Египет в 2015 г.) повышается интерес к импортозамещению в туризме (таблица 1).

Таблица 1

Динамика численности туристов, обслуженных туристскими фирмами за 2012 - 2014 гг.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста, (%)

2013 г. к 2012 г. 2014 г. к 2013 г.

Обслужено туристов - всего, чел. 70436 72361 32848 102,73 45,39

в том числе по странам:

Россия 6039 4619 8453 76,49 183,00

Страны СНГ 148 114 22 77,03 19,30

Остальные страны 64249 67628 24373 105,26 36,04

В представленной выше таблице видно, что в 2014 г. в регионе произошел резкий спад (более чем в 2 раза) количества пользователей туристскими услугами. Однако роль внутреннего туризма значительно возросла, темп роста в 2014 г. составил 183 % [7]. Аналогичная ситуация с приростом туристов, предпочитающих отдых в пределах государства наблюдалась в 2015 г. Таким образом, возникла необходимость оперативного планирования и реализации развития внутреннего туризма на территории РФ.

Как считает Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, Инна Шалыто, в подобных случаях выигрыш в стратегии импортозамещения может быть обеспечен при совместной работе регионов. Так, из рекордных 3,7 млн. российских туристов, посетивших город Санкт-Петербург в 2015 г., 35 % прибывших - жители Москвы. Большую роль сыграло то, что Санкт-Петербург в 2015 г. провел бартерные рекламные кампании с Москвой, Псковом, Крымом и другими городами, используя рекламу на телевидении, наружную рекламу, размещение видеороликов.

Данный опыт быстрого реагирования, планирования и взаимного сотрудничества необходимо перенять предприятиям туриндустрии Оренбургской области с соседствующими регионами, что может укрепить не только региональный туристский продукт, но и экономические взаимоотношения.

Библиографический список

1.Куценко, Е.И. Организационно-экономический механизм устойчивого развития региона : дис. ... канд. экон. наук / Е.И. Куценко. - Оренбург : ОГУ, 2007. - 198 с.

2.Куценко, Е.И. Устойчивое развитие региональных систем / Е.И. Куценко, А.Ю. Двинских // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2011. - № 1.1. - С. 36-40.

3.Куценко, Е.И. Формирование стратегической карты инновационных процессов региональной системы / Е.И. Куценко // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 4 (48). - С. 200-203.

4.Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010. № 551-пп. «Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО « Вычисл. Математика и информатика». - М. : КонсультантПлюс, 1997-2016. - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

5.Постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013. № 1054-пп. Государственная программа Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014 - 2020 годы. // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО « Вычисл. Математика и информатика». - М. : КонсультантПлюс, 1997-2016. - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

6.Риш, А.М. Региональное программирование развития туризма : дис. ... канд. экон. наук / А.М. Риш. - СПб, 1999. - 154 с.

7. Статистический ежегодник Оренбургской области 2015. Федеральная служба государственной статистики.

Режим доступа: http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/ru/publications/ official_pubHcations/electronic versions/

АНИСИМОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - магистрант Института менеджмента, Оренбургский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.