Научная статья на тему 'Необходимость и проблемы долгосрочного планирования в индустрии туризма на международном и национальном уровне как залог стабильного развития в период длительной неустойчивости мировой экономики'

Необходимость и проблемы долгосрочного планирования в индустрии туризма на международном и национальном уровне как залог стабильного развития в период длительной неустойчивости мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латорцев А.А.

Цель настоящей статьи заключается в изучении основных факторов, влияющих на долгосрочное планирование в индустрии туризма как в России, так и на международном уровне, в период длительной не-устойчивости мировой экономики, а также изучение вопросов устранения противоречий в национальном законодательстве, корректного статистиче-ского учета в индустрии, создания профильного министерства по туризму, развития федеральной транспортной и туристской инфраструктуры, влияния падения доходов граждан РФ на отрасль, стратегического планирования в туризме, работы над возвратностью туристов во внутреннем и выездном туризме, качества туристского продукта и т.д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и проблемы долгосрочного планирования в индустрии туризма на международном и национальном уровне как залог стабильного развития в период длительной неустойчивости мировой экономики»

УДК 332.025.12

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ КАК ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ДЛИТЕЛЬНОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

А.А. Латорцев

Аннотация. Цель настоящей статьи заключается в изучении основных факторов, влияющих на долгосрочное планирование в индустрии туризма как в России, так и на международном уровне, в период длительной неустойчивости мировой экономики, а также изучение вопросов устранения противоречий в национальном законодательстве, корректного статистического учета в индустрии, создания профильного министерства по туризму, развития федеральной транспортной и туристской инфраструктуры, влияния падения доходов граждан РФ на отрасль, стратегического планирования в туризме, работы над возвратностью туристов во внутреннем и выездном туризме, качества туристского продукта и т.д.

Ключевые слова: туризм, индустрия туризма, стратегическое планирование, международный туризм, тенденции, регулирование, долгосрочное планирование.

NECESSITY AND PROBLEMS OF LONG-TERM PLANNING IN THE TOURISM INDUSTRY AT THE INTERNATIONAL AND NATIONAL LEVEL, AS A GUARANTEE OF STABLE DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF LONG-TERM INSTABILITY OF THE WORLD ECONOMY

A.A. Latorsev

Abstract. The purpose of this article is to study the main factors affecting the long-term planning in the tourism industry, both in Russia and internationally, during the period of long-term instability of the world economy, as well as studying the issues of eliminating contradictions in national legislation, correct statistical accounting in the industry, the Ministry of Tourism, the development of the federal transport and tourism infrastructure, the impact of falling incomes of Russian citizens on the industry, strategic planning in tourism, work on the repayment of tourists in both domestic and outbound tourism, the tourism product quality, etc.

Key words: tourism, tourism industry, strategic planning, international tourism, trends, regulation, long-term planning.

Разработкой проблематики стратегического планирования развития международной индустрии туризма (на третьей Конференции ООН по торговле и развитию - United Nations Conference on Trade and Development) в Сантьяго в 1972 г. дано определение индустрии туризма - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц [3; 6; 19]. Вопросы национальной политики в долгосрочном управлении и развитии туризма в РФ, рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных ученых, аналитиков и профессионалов отрасли, где инструментарий, методология, понятийный аппарат, законодательные инициативы, мнения и пути решения вышеуказанных вопросов не всегда совпадают и иногда противоречат друг другу [12]. Как показала практика, такой диссонанс отрицательно влияет на долгосрочное планирование и управление отраслью и ее положительные экономические показатели.

Изучив и проанализировал материал по данной тематике (частично он приведен в статье, так как статья ограниченна объемом, что не позволяет детализировать наше исследование), мы пришли к выводу, что актуальна необходимость проведения следующих изменений и реформ в индустрии туризма.

Следует привести к единому знаменателю ключевую терминологию (понятийный аппарат) в индустрии тризма. В юриспруденции он отличается от принятого в экономике, что приводит к разночтениям и серьезным ошибками в массовых коммуникациях, правоприменении и законодательном урегулировании. Следует привлечь к этой работе специалистов из области туризма, юридических и экономических наук, филологов, терминоведов и т.д.

Правовое регулирование индустрии необходимо проводить в соответствии с российским и международным законодательством, стремясь к уменьшению зарегулированности, устраняя противоречия в нормативно-правовых актах и решая проблемы правоприменения (примером может служить различный срок исковой давности согласно: ст. 782 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» - от трех лет до двадцати дней и т.д.) [1; 3; 4; 6; 9].

Требуется создать отдельное структурное подразделение (не Федеральное агентство по туризму РФ в составе Министерства

культуры РФ, как в данный момент, а Министерство по туризму РФ), наделенное большой компетенцией для развития индустрии. Сейчас регулятивные и управленческие функции государства в области туризма рассредоточены между разными органами власти, что привело к отсутствию четкой туристской политики, стратегическому планированию, дублированию функций несколькими органами исполнительной власти, размытости вопросов компетенции как следствие всего перечисленного - к слабой управляемости в сфере туризма. Необходимо наделить создаваемое министерство полноценными функциями, четко определить сферу деятельности, ответственности, механизм межведомственных коммуникаций и т.д. На министерство следует возложить ответственность за гостиничное хозяйство, общественное питание (для экскурсантов и туристов), транспортное обеспечение (только организованное для перевозки туристов и экскурсантов), объекты показа (разграничив с Министерством культуры РФ) санаторно-курортные и оздоровительные объекты (разграничив с Министерством здравоохранения РФ) и т.д., что позволит эффективно и оперативно регулировать их деятельность и полноценно управлять развитием отрасли. Как показала практика, в тех странах, где есть Министерства туризма, подведомственная индустрия отлично развивается, несмотря на мировые кризисные явления (Турция, Египет, Израиль, Индия, Азербайджан и т.д.).

Необходимо создать рабочую группу из представителей научного мира, практических работников отрасли и органов власти, и т.д. (высококвалифицированных профессионалов и радеющих за развитие туризма) для полноценной разработки национальной стратегии развития индустрии туризма на 15-25 лет (примером может служить такие стратегические планы по развитию туризма и их реализация в ОАЭ, КНР и т.д.), то есть до 2030-2043 гг., которая будет отвечать всем требованиям стратегического планирования и будет воплощаться, в рамках экономического развития государства, в долгосрочной перспективе с четкой привязкой к субъектам федерации. Имеющийся план (Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р), как и ранее принятые планы, интересен и очень хорошо прописан, но в нем отсутствует интеграция с федеральными планами экономического развития стра-

ны, что не приводит к значительному развитию индустрии туризма в России, несмотря на знаковые мероприятия, проходящие в стране: XXII Зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, XXVII всемирная летняя универсиада 2013 г. в Казани, VI Международные спортивные игры «Дети Азии» 2016 г. в Якутске, и предстоящий Чемпионат Мира по футболу в 2018 г. Данные мероприятия должны были привести к планомерному росту туристского потока и возвратности туристов.

Следует уйти на ближайшие 5-10 лет от планирования и реализации массовых точечных планов развития туризма в России, таких, как точки роста, развитие туристских кластеров, дорожных карт, очагового развития туризма в федеральных округах и т.д. -это возможно, когда общее состояние инфраструктуры индустрии туризма в стране развито более или менее полноценно, функционирует нормально и имеет отклонения от общего показателя не более чем на 5-10 % по стране (например как в Евросоюзе, США и т.д.) - а не катастрофические 75-80 %, как сейчас (например, Краснодарский край и Республика Тыва).

Не нужно принимать мер для снижения туристского потока в регионы, не достигшие пиковых значений для дестинаций. Пример неэффективного решения - это Федеральный закон «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае»: «С 1 мая 2018 г. в этих регионах со всех туристов будет взиматься плата за пользование инфраструктурой. Размер курортного сбора не может превышать 100 руб. ...Эксперимент будет проходить до 2022 года» [26]. «По словам председателя комитета Государственного Совета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка... мы физически не сможем принять больше 6 млн туристов при всем желании из-за транспортной логистики» [27]. Есть ли смысл вводить курортный сбор, если пороговая численность туристов не превысила максимальных значений и инфраструктура принимающих регионов не перегружена, а введение данного сбора приведет к оттоку не менее 5 % туристов с российских курортов и уход неорганизованных туристов от уплаты этого сбора? Кроме увеличения административного аппарата для реализации данного закона (соответственно, увеличение нагрузки на бюджет, как региональный, так и федеральный) это не приведет к положительному эффекту.

Необходимо принять новую инновационную методику подсчета туристических потоков, так как методика, предложенная Росстатом, не позволяет четко разграничить туристов и не туристов, а также достоверно вычленить людей, перемещающихся внутри страны с целью туризма (в соответствии с нормами Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») [6]. Так, по итогам девяти месяцев 2017 г. в Россию въехало следующее число туристов из разных стран: Украина (6,640 тыс.), Казахстан (2,675 тыс.), Китай (1,243 тыс.), Азербайджан (655 тыс.), Армения (442 тыс.), Молдова (396 тыс.), Узбекистан (375 тыс.), Абхазия, (321 тыс.), Таджикистан (303 тыс.), Киргизия (294 тыс.) [16], согласно информации, предоставленной Пограничной службой ФСБ РФ о пересечении государственной границы [19]. Данные «туристы» работают в России и вывозят валюту, тем самым показывая отрицательный «экспорт» товаров, услуг и впечатлений, а не наоборот. Из этой массы действительными туристами, в соответствии с вышеуказанным законом, является менее 0,1 % прибывших в страну с целью туризма, и этот процент на экспорт туризма особо не влияет: незачем их учитывать, как туристов, поскольку это трудовые мигранты.

Экономика 4.0 для туризма - это в первую очередь система подсчета туристов TSA (сателлитные счета туризма), разработанная статистическим подразделением ООН для ЮНВТО, а не архаичная методика подсчета туристов, применяемая в России до настоящего момента. «...до недавнего времени рассматривали сразу четыре методики. Самой древней из них считают оценку по объемам продаж хлебобулочных изделий, а наиболее передовой - метод сател-литных счетов, который позволяет определить не только примерное количество туристов, но и множество других показателей (объем их трат, мультипликативный эффект и т.д.). если в Европе внедрение сателлитных счетов начато Евростатом еще в 1997 г., то у нас. только в 2015 г. для статистического алгоритма выбраны два пилотных региона - Новгородская и Калужская области» [24]. «.генерируя напрямую и косвенно 5,3 трлн долл. дохода, туризм уже не может оставаться на обочине мирового развития. .нам нужна единая международная система, позволяющая сказать, лучше или хуже вы работаете. Нас беспокоят некоторые разночтения в туристической

информации, которую мы получаем из России... TSA дает туризму не типологическое или национальное, а экономическое определение... в ЮНВТО существует свое определение туриста - тот, кто тратит в стране деньги, которые он заработал вне пределов этой страны... Это экономический вклад, который вносит посетитель» [19].

Только нормальная налоговая политика, направленная не на ужесточение фискальной нагрузки, а на мягкое налогообложение, поможет индустрии туризма показать реальные финансовые обороты - и тем самым увеличить налоговые поступления, стабилизировать отрасль, увеличить капиталоемкость и вложиться в инновации, в IT-технологии.

Отметим, что мы имеем десятилетнее отставание туристской индустрии от схожей по сервису финансово-страховой отрасли экономики - только внутри страны, не говоря о международном уровне.

Учтем также тот факт, что мы живем в постиндустриальную экономическую эпоху (в экономике четвертого поколения - эпохе Интернет-вещей), для которой характерно сокращение занятости населения и исчезновение ряда профессий из-за невостребованности.

Туристы переходят из офлайн (offline) в онлайн (online), то есть перестают пользоваться консультациями у турагентов и туроператоров, а занимаются организацией своего отдыха самостоятельно, через покупку турпакетов (расчетная формула готового тура: Т = С (страхование) + В (визирование (по необходимости)) + Т (транспортное обеспечение тура) + Р (размещение) + Э (экскурсионное обслуживание) и т.д. + П(прибыль туроператора)) непосредственно на электронных ресурсах у агрегаторов туров и туроператоров, или самостоятельно подбирают опции своего отдыха (расчетная формула готового тура: Т = С (страхование) + В (визирование -по необходимости) + Т (транспортное обеспечение тура) + Р (размещение) + Э (экскурсионное обслуживание) и т.д. - П (прибыль туроператора)).

Опираясь на указанную информацию, учтем, что в национальной индустрии туризма в ближайшее пять лет грядет сокращение до 70-80 % рабочих мест, связанных с консультациями и продажами турпродукта в офлайне (offline). Согласно исследованиям авторов статьи, в Италии с 2007 г. по 2017 г. было закрыто более 90 % турагентств и туроператоров, работающих в офлайне (offline), учитывая,

что Италия не входит в лидеры среди стран Евросоюза (первые места занимает Финляндия и Эстония), согласно Индекса развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [23]. За рубежом переток туристов произошел в киберпространство (в онлайн), это состоявшийся факт. Нас ждет то же самое в ближайшие 5-10 лет, учитывая нашу ментальность и нарастающее технологическое отставание в IT.

На государственном уровне сейчас необходимо предпринимать меры, чтобы снизить грядущее сокращение рабочих мест «старого формата» и, следовательно, рост безработицы в индустрии туризма, например: производить бесплатное переобучение новейшим интегрированным специальностям, предоставлять государственный заказ на подготовку IT-специалистов со среднем специальным и высшим образованием, выделить гранты на разработку новейших национальных информационных систем для туризма или подержать национальных разработчиков программного обеспечения.

Анализируя имеющуюся информацию из открытых источников, нельзя утверждать, что на российском рынке есть коммерческие и государственные компании, имеющие стабильное технологическое развитие IT в рамках отрасли. То же касается и иностранных компаний, работающих на российском рынке. Развитие компаний носит скачкообразный характер, не наблюдается восходящего тренда развития. Приятное исключение составляют на сегодняшний день следующие компании, где наметился прорыв в использовании инновационной технологии блокчейна (англ. blockchain или block chain): ПАО «Альфабанк» и S7 Airlines (бренд ПАО «Авиакомпания "Сибирь"»). «Альфа-Банк совместно с S7 Airlines первым в России провел сделку-аккредитив через блокчейн с использованием смарт-контрактов. В октябре 2016 г. Альфа-Банк совместно с Центральным банком объявил о запуске платформы "Мастерчейн". .банк представил приложение "Поток" с блокчейн-идентификацией клиентов (KYC)» [22]. «27 июля 2017 г. была запущена инновационная блок-чейн-платформа для автоматизации торговых операций. Технология позволила кратно ускорить и упростить расчеты между авиакомпанией и ее крупнейшими агентами по продаже авиабилетов. Благодаря внедрению платформы Ethereum... скорость расчетов выросла с 14 дней до рекордных 23 секунд. Таким образом, авиакомпания

не предоставляет агенту отсрочку платежа и получает выручку сразу после оформления авиабилета. В свою очередь, агент избавлен от необходимости оформления банковской гарантии, которая применяется в традиционной схеме расчетов для снижения рисков неплатежей... Автоматизация регулярного процесса сокращает документооборот и трудозатраты персонала как на стороне авиакомпании, так и ее агента. Весь цикл операций, включая формирование заявки на платеж, проверку достаточности средств на счете, списание средств и обновление статуса, выполняется системой автоматически. Внедрение блокчейна также позволяет минимизировать человеческий фактор и повысить надежность и прозрачность торговых операций» [22]. «Мы провели первую в мире сделку по покупке авиабилета через открытый блокчейн api к банку, но я уверен, что такая схема очень скоро будет использоваться многими компаниями во всем мире. .Она автоматизирует любую схему взаиморасчета, даже очень сложную. При таком механизме практически не требуется участие человека: не надо выставлять счета, проводить сверки, писать акты - говорит заместитель генерального директора по информационным технологиям S7 Group Павел Воронин» [28].

Ученые нашей страны, государственные служащие органов власти РФ (из разных ведомств и министерств, отвечающих за развитие данного сектора национальной экономики и контролирующие ее, а также и из смежных ведомств и министерств) и практические работники индустрии туризма не могут прийти к единому мнению о доле туризма в ВВП страны. ВВП России (по данным Gross Domestic Product - GDP) в 2017 г. составил 1,267 трлн долл. - это 13-е место в мире [29]; для туризма составляет «от 1,5 до 3,4 % ВВП РФ, 151 место в мире в 2017 г.» [30; 31]. А если учитывать, что в 2014 г., началась очередная фаза мирового экономико-политического кризиса, резко отразившееся на национальной экономике, то следует отметить: принятые действия не стабилизируют должным образом индустрию туризма. На протяжении последних трех лет рост въездного и выездного туристского потока в страну - это, в основном, конъектура валют, дешевая национальная валюта привлекает иностранных туристов в страну так же, как в 2017 г. удешевление иностранной валюты и дешевые туры привлекли наших граждан к посещению в первую очередь зарубежных стран с развитым рекреационным туризмом: Турции, Болгарии, Греции и т.д. Внутренний

туризм развивается в основном за счет энтузиазма россиян, заинтересованных в развитии туризма, а также за счет ограничительных мер Правительства России, позволивших привлечь к отдыху внутри страны государственных служащих [20] из МВД, Росгвардии, Прокуратуры, Минобороны, Следственного комитета, МЧС РФ - без учета членов их семей (точную цифру получить сложно, так как данные не находятся в открытом доступе).

Согласно приведенной на рисунке 1 диаграмме [20], общая численность работников органов исполнительной власти, «силовиков», - 2 410 000 человек, но к этому количеству следует добавить не указанных в диаграмме сотрудников ФСБ, СВР, МИД РФ и других министерств и ведомств, могущих иметь ограничение на выезд за пределы страны. Также мы не учитываем работников законодательной и судебной системы власти и членов их семей (которые также имеют определенный процент запрета на выезд в связи с исполнением служебных обязанностей, от общей численности этих ветвей власти) [7]. Поэтому, основываясь на проведенном выше анализе, мы можем утверждать, что общее число граждан РФ, являющиеся потенциальными гарантированными пользователями индустрии туризма - внутренними туристами и экскурсантами - в среднем составляет от 3 до 8 млн чел.

1000000 800000 600000 400000 200000 0

Рисунок 1. Общая численность работников органов исполнительной власти «силовики» в России [20]

(Источник: Росстат, НИУ ВШЭ, mil.ru)

Мы должны создать для них такие ценовые и комфортные условия, что, когда они смогут путешествовать за пределами России, они также будут оставаться и внутренними туристами. Все зависит только от слаженной и эффективной совместной работы государства и коммерческих структур, занятых в индустрии туризма. Невозможно заставить свободного человека пользоваться плохим туристским продутом и сервисом при громадной мировой конкуренции в индустрии отдыха. Задача национальной индустрии туризма - не потерять в будущем данные миллионные потоки граждан страны, а сделать их возвратными туристами.

1. Согласно данным официального сайта Федерального агентства по туризму России Министерства культуры РФ (далее - «Ро-стуризм») на 30 января 2018 г., общее количество зарегистрированных туристических операторов - 12 023, из них: в сфере туроператорской деятельности по въездному туризму - 3029; в сфере туроператорской деятельности внутреннего туризма -4465; в сфере туроператорской деятельности международного выездного туризма - 4529 [19]. По оценкам экспертов, реально работают от 5 % до 15 % туроператоров, то есть компании, в которых имеется полный цикл формирования пакетных туров и их реализация напрямую или через дистрибуцию. Остальные компании имеют или фрагментарный цикл производства туристского продукта, или просто числятся в реестре «Ростуризма» (непонятна их мотивированность, тем более, что необходимо пройти определенные стадии регистрации, которые требуют финансовых и временных затрат и т.д.). Имеет ли смысл в таком количестве туристских предприятий по формированию туров с точки зрения эффективности государственного управления и регулирования индустрии туризма? Этот вопрос необходимо детально изучить для принятия взвешенного организационного решения для развития отрасли;

2. Реальной угрозой для внутреннего и социального туризма является снижение доходов граждан страны. «Двухлетнее падение реальных доходов россиян на фоне роста зарплат, возможно, объясняется сокращением теневого сектора экономики. В прошлом году реальная зарплата увеличилась больше чем на 3 %, в позапрошлом на 0,8 %. А реальные доходы и в прошлом году,

и в позапрошлом году все равно снижаются. Такого никогда не было, обычно все-таки реальная заработная плата, которая составляет подавляющую часть доходов, за собой тянула рост реальных доходов - считает Министр труда и социальной защиты РФ Топилин» [18]. Необходимо развивать социальный туризм при поддержке государства - для выравнивания социального уровня и увеличения количества граждан страны, получающих экскурсионные и туристские услуги, а не вводить курортный сбор [13].

3. «Согласно прогнозу на 2018 г. группы экспертов ЮНВ-ТО (UNWTO - World Tourism Barometer), прогнозируется рост международных туристских прибытий по всему миру в 2018 г. на уровне 4-5 %. Это несколько выше среднего прогноза ЮНВТО на период 2010-2020 гг. (+3,8 % в год). Как ожидается, прибытия в страны Европы и Америки вырастут в 2018 г. на 3,5-4,5 %. В Азиатско-Тихоокеанском регионе эта динамика будет более активной (+5-6 %). По Африке прогнозируется рост на 5-7 %, на Ближнем Востоке - на 4-6 %... Международные поездки продолжают неуклонно расти, укрепляя туристический сектор как ключевой фактор экономического развития. Будучи третьим экспортным сектором в мире, туризм имеет важное значение для создания рабочих мест и процветания сообществ во всем мире», - заявил в это связи генеральный секретарь ЮНВТО Зураб По-лоликашвили [15]. Этот естественный рост туристских потоков за счет увеличения численности населения планеты, «согласно данным Отдела народонаселения и Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН, в 2017 г. составил 7 576 951 385 чел., а в 2018 г. численность населения Земли продолжит увеличиваться на 1,22 %, и в конце года будет составлять 7 669 109 080 чел.» [32]. То есть происходит увеличение народонаселения планеты и на этом фоне - естественное развитие индустрии туризма, а не увеличение благосостояния населения мира.

4. «Создавая общее будущее в расколотом мире» - тема форума в Давосе в 2018 г. «Констатация, что в глобальном мире появились трещины, резко контрастирует с царящей на финансовых рынках эйфорией и верой в дальнейший рост мировой экономики. .. На-

кануне открытия форума МВФ опубликовал отчет о перспективах мировой экономики, в котором улучшил прогноз о росте мирового ВВП на 2018 г. и 2019 г. на 0,2 процентных пункта, до 3,9 %, и указал, что пересмотр прогноза отражает увеличение темпов глобального роста, в том числе за счет Европы, Азии и некоторых развивающихся экономик, а также ожидаемое позитивное влияние недавно утвержденной налоговой реформы в США. Год назад участники форума прогнозировали, что протекционистская риторика Трампа приведет к вялому экономическому росту и застою на фондовом рынке. Но этого не случилось: 2017 г. был лучшим годом для мировой экономики с момента кризиса 2007-2008 гг. [16].

2017 год окончательно доказал, что многие экономико-политические теории прогнозирования и изучения кризисных явлений, в том числе и в экономике туризма, не работают, экономические прогнозы и рыночные механизмы не действуют. Необходимо пересматривать подход к прогнозированию туристских потоков и развитию туризма.

В заключение можем сказать, что мы изучили только часть проблематики долгосрочного планирования в индустрии туризма на международном и национальном уровне, стабильного развития индустрии туризма в период длительной неустойчивости мировой экономики [11]. Также, несмотря на то, что проблемам развития международного, федерального и регионального туризма в стране посвящено большое количество научных исследований, пока нет системного исследования стратегического планирования и управления в индустрии туризма. Мир и страна не готовы к вызову мировой циф-ровизации экономики, к экономике 4.0 и тем глобальным (возможно, катастрофическим) изменениям, которые они влекут за собой.

Мы выявили основные вопросы, подлежащие изучению, и проблемы, подлежащие решению (по некоторым предложены свои варианты решения). Это устранение противоречий в законодательстве, выработка общих критериев корректного статистического учета, создание профильного министерства, развитие федеральной транспортной и туристской инфраструктуры, на фоне падения доходов граждан РФ - развитие социального туризма, долгосрочное планирование, работа над возвратностью туристов, качество туристского

продукта, нехватка наученных и профессиональных кадров в области искусственного интеллекта и квантовых технологий для работы над информатизацией и цифровизацией индустрии туризма и т.д.

Таким образом, существует необходимость в скорейшей разработке теоретических и практических инструментов: систематизации, выявления проблем, исследования и разработки методологии принятия решений по стратегическому планированию и управлению индустрией туризма на всех уровнях - как государственном, так и коммерческом, а также интеграции России в мировой туризм.

Библиографический список

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N° 136-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2. Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

3. Закон РФ от 7 февряля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

4. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

5. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

6. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

7. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (действующая редакция)

8. Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. № 488 «О мерах по обеспечению права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

9. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

10. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N° 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.12.2017).

11. ЛаторцевА.А. Возможности государственного планирования и управления в туризме в условиях кризиса // Сборник научных статей и материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2015. Вып. 8. Ч. 1.

12. Латорцев А.А. Необходимость рентабельного государственного стратегического планирования и управления в туризме // Научный вестник МГИИТ. 2014. № 2(28).

13. СимоноваМ.М. Социальная безопасность и социальная напряженность в современной России //Научный Вестник МГИИТ. 2010. № 6.

14. URL: www.unctad.org (дата обращения: 22.12.2017).

15. URL: www.atorus.ru (дата обращения: 22.12.2017).

16. URL: www.svop.ru (дата обращения: 22.12.2017).

17. URL: www.unctad.org (дата обращения: 22.12.2017).

18. URL: www.news.mail.ru (дата обращения: 22.12.2017).

19. URL: www.russiatourism.ru (дата обращения: 22.12.2017).

20. URL: www.dw.com (дата обращения: 22.12.2017).

21. URL: www.alfabank.ru (дата обращения: 22.12.2017).

22. URL: www.itu.int (дата обращения: 22.12.2017).

23. URL: www.spbvedomosti.ru (дата обращения: 22.12.2017).

24. URL: www.russiatourism.ru (дата обращения: 22.12.2017).

25. URL: www.rustur.ru (дата обращения: 22.12.2017).

26. URL: www.crimea.kp.ru (дата обращения: 22.12.2017).

27. URL: www.s7.ru (дата обращения: 22.12.2017).

28. URL: www.econominews.ru (дата обращения: 22.12.2017).

29. URL: www.finmarket.ru (дата обращения: 22.12.2017).

30. URL: www.gks.ru (дата обращения: 22.12.2017).

31. URL: www.total-rating.ru (дата обращения: 22.12.2017).

32. URL: www.countrymeters.info (дата обращения: 22.12.20 1 7). А.А. Латорцев

кандидат экономических наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва), Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: mgiit-laa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.