Актуальные проблемы криминалистики
ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
МОШЕННИЧЕСТВ, СВЯЗАННЫХ С РАСХОДОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ
СРЕДСТВ
С.С. Исаев,
адъюнкт кафедры управление органами расследования преступлений Академии управления МВД России Научная специальность: 12.00.12 - криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Рецензент: доктор юридических наук, профессор Шмонин А.В.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности планирования расследования мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств.
Ключевые слова: этапы планирования, расследования, бюджетные средства, расходование, мошенничество
PLANNING OF INVESTIGATION OF FRAUDS ASSOCIATED WITH THE EXPENDITURE OF BUDGETARY FUNDS
C.C. Isayev,
graduated in a military academy of chair management of bodies of investigation of crimes of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Annotation. This article considers the peculiarities of planning investigation of frauds associated with the expenditure of budgetary funds.
Keywords: stages of planning, investigation, budget funds, expenditure, fraud
Значение планирования расследования мошен- вость их позиций. Так, подавляющее большинство ничеств, связанных с расходованием бюджетных респондентов (89%) полагают, что планирование средств, трудно переоценить. Вместе с тем изуче- расследования необходимо осуществлять по каж-ние материалов уголовных дел показывает, что в дому уголовному делу. Незначительное количество них нередко отсутствуют согласованные планы опрошенных сотрудников указали на необходимость следственных действий и оперативно-поисковых производства планирования расследования только мероприятий. Следователи преимущественно пла- по сложным и многоэпизодным уголовным делам нируют и выполняют только те следственные дей- (7%). При этом 81% опрошенных следователей осу-ствия, которые направлены на констатацию самого ществляют фактическое планирование расследова-факта совершения преступления, а не на изобли- ния по каждому уголовному делу, 13% - производят чение виновных лиц в совершении мошенничеств, фактическое планирование расследования только связанных с расходованием бюджетных средств, и по сложным и многоэпизодным уголовным делам, сбор доказательств обо всех участниках данных и а 6% - вообще не осуществляют планирование рас-других преступных деяний (легализацию похищен- следования преступлений.
ных бюджетных средств, дачу и получение взятки С точки зрения большинства респондентов,
и т.п.). форма осуществления планирования расследования
Опрос следователей по вопросам планирования должна быть письменной (81%). Однако 14% опро-расследования мошенничеств, связанных с расходо- шенных следователей форму планирования рассле-ванием бюджетных средств1, показал противоречи- дования ставят в зависимость от сложности уголов-
Актуальные проблемы криминалистики
ного дела. Наименьшее количество респондентов (5%) осуществляют планирование расследования в устной форме, по принципу «все держу в голове».
По мнению опрошенных следователей, планирование расследования мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, как правило, должно осуществляться только на первоначальном этапе расследования (74%). Остальные респонденты полагают, что планирование по делам о преступлениях данного вида должно производиться на последующем этапе расследования (19%), а также на последующем и заключительном (7%).
Противоречивость и непоследовательность респондентов может быть объяснена отсутствием у следователей знаний о технологиях и возможностях планирования расследования. В связи с этим имеется необходимость системного рассмотрения процесса (технологии) планирования расследования мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств.
Нам представляется, что следует разделить позицию, согласно которой система планирования расследования преступлений, в том числе мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, с определенной условностью может быть представлена следующим образом:
• анализ информации (внутренних и внешних условий расследования);
• построение следственных версий и определение задач расследования;
• определение путей и способов решения поставленных задач;
• составление письменного плана (программы и иной документации) расследования2.
Представляется необходимым уточнить данную систему с учетом особенностей планирования расследования мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств.
На первом этапе планирования осуществляется комплексное исследование исходной информации о мошенничествах, связанных с расходованием бюджетных средств. Следователь анализирует данные о субъекте преступления, способе совершения преступления, преступном результате, месте, времени и других обстоятельствах, относящихся к обстановке места происшествия и образующих предмет доказывания; после чего «прибегает» к мысленному моделированию события, выдвигая следственную версию произошедшего и т.п.
Источниками получения информации о расследуемом событии могут быть различные документы,
содержащиеся в материалах уголовного дела на момент начала планирования. Объем таких источников зависит от особенностей конкретного преступного деяния и этапа расследования. В то же время, как справедливо отмечается в литературе, знание особенностей структуры, работы и документооборота организации, предприятия или учреждения помогает разработать план расследования и избрать верное направление в проведении следственных действий по обнаружению и изъятию доказательств3.
Тем самым деятельность органа расследования на данном этапе планирования должна быть направлена на изучение указанных особенностей.
Следует отметить, что в процессе анализа имеющейся информации, содержащейся в перечисленных и иных документах, следователь обязан оценивать такие документы с точки зрения доброкачественности с целью определения возможности использовать их в процессе расследования, не планируя изъятие (истребование) других экземпляров или копий этих документов. Практика показывает, что органы расследования, не вникая в содержание документов и не определяя необходимости для производства расследования тех или иных из них, зачастую изымают несколько экземпляров (копий) одного и того же документа и тем самым необоснованно увеличивают объем уголовного дела.
На первом этапе планирования также следует предварительно оценить возможность проведения расследования теми ресурсами, которые имеются в распоряжении следователя.
Анализ уголовных дел4 показал, что при расследовании мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, создаются следственные группы (39%) или следственно-оперативные группы (46%).
Следует отдельно выделить такой информационный элемент, как осведомленность следователя о наличии противодействия расследованию мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств.
Вторым этапом планирования является построение следственных версий и определение задач расследования. Значение данного этапа предопределяется недостаточностью имеющейся информации о расследуемом деянии.
Построение следственных версий способствует определению пути преодоления информационной неопределенности.
Отметим, что при построении следственных версий нельзя сосредотачиваться исключительно на
Актуальные проблемы криминалистики
следственных ситуациях, основанных на имеющейся информации о мошенничестве, связанном с расходованием бюджетных средств. Важно учитывать и вероятность наличия иных эпизодов преступной деятельности, наличие соучастников преступления, а также коррупционной составляющей расследуемого мошенничества.
Следственные версии можно классифицировать по различным основаниям5. В первую очередь следует выделять логически правильные и ошибочные версии. Здесь речь идет о верности формирования логических оснований, то есть о надлежащем применении законов логики.
В зависимости от характера исходной информации о предполагаемом преступлении можно выделить:
• версии о событии преступления;
• версии о субъекте и субъективной стороне преступления;
• версии об иных обстоятельствах преступления6.
Данные общие суждения должны быть конкретизированы с учетом особенностей мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств. Так, при расследовании мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, выделяемых по муниципальным и государственным контрактам, типичными следственными версиями на первоначальном этапе расследования являются:
• преступление совершено совместно по предварительному сговору между лицами, являющимися сторонами, заключившими государственный контракт;
• преступление совершено с использованием коррумпированных связей;
• преступление совершено должностными лицами, уполномоченными на заключение государственных контрактов (организаторами конкурса) в соучастии с лицами, выступающими от имени юридических лиц (исполнителей государственного контракта);
• преступление совершено исполнителями (лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации) государственного контракта путем введения в заблуждение сотрудников государственных учреждений, являющихся инициаторами проведения конкурса.
В данном случае следственные версии построены на основе одного из элементов криминалистической характеристики мошенничеств, связанных с
расходованием бюджетных средств, совершенных путем заключения государственного контракта, -субъекта преступлений.
Общим для мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, является то, что они зачастую связаны с другими преступлениями (например, злоупотребление должностными полномочиями, взяточничеством, легализаций преступных доходов и т.п.). При этом такие преступления могут служить способом мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств. В связи с данным обстоятельством следователю необходимо разрабатывать соответствующие следственные версии и на их основе формулировать задачи расследования.
Следует отметить, что решение задач расследования должно обеспечить достижение цели расследования - установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, которые в общем виде определены в ст. 73 УПК РФ7. При расследовании конкретного вида преступных деяний, в том числе мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, данные обстоятельства конкретизируются. Например, при расследовании мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, выделяемых по муниципальным и государственным контрактам, доказыванию подлежат следующие обстоятельства:
• объявление о проведении аукциона (котировки);
• проведение аукциона (котировки);
• заключение государственного (муниципального) контракта;
• исполнение государственного (муниципального) контракта;
• распоряжение похищенными денежными средствами.
Третий этап планирования заключается в определении путей и способов проверки следственных версий, решения поставленных задач.
При разработке, анализе и оценке вариантов возможных процессуальных и иных действий (мероприятий) и/или их комплексов, направленных на подтверждение или опровержение следственных версий, а также разрешение поставленных задач, следует учитывать общий порядок (алгоритм) расследования мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, включающий следующую последовательность действий:
• изъятие документов, предоставленных в государственные и муниципальные учреждения для получения денежных средств, их из-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
учение на предмет наличия недостоверных сведений. Данные документы, как правило, в вышеуказанных учреждениях находятся в копиях, а их оригиналы должны храниться у субъектов, которым были предоставлены бюджетные денежные средства; установление местонахождения оригиналов документов, подтверждающих финансово-хозяйственную деятельность субъектов преступления;
анализ изъятых документов с целью установления лиц, совершивших преступление. При необходимости проведение судебных экспертиз по изъятым документам: почер-коведческих, технико-криминалистических, бухгалтерских и др.;
первоначальный допрос свидетелей и лиц, подозреваемых в совершении преступления, с предоставлением документов; проведение допросов сотрудников юридических лиц, получивших денежные средства из бюджета, по вопросам, касающимся заключения и исполнения договоров на получение этих денежных средств, необходимости их получения, оснований предоставления и дальнейшего расходования. При этом особую роль в ходе допроса следует уделить руководителям и главным бухгалтерам юридических образований, так как именно они выступают инициаторами получений денежных средств и занимаются подготовкой документов, дающих право на их получение;
проведение допросов должностных лиц государственных и муниципальных образований, которые выдают бюджетные денежные средства. В ходе допросов, помимо обстоятельства получения денег конкретным субъектом, обязательно выясняется: порядок, процедура, условия и основания получения бюджетных денежных средств; требования, предъявляемые к получателям данных денежных средств; цели, на которые эти деньги предоставляются; действия, направленные на проверку благонадежности субъекта кредитования и рационального использования им финансовых поступлений; проведение встречных проверок финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, получившего бюджетные денежные средства, и контрагентов на предмет досто-
верности сведений, указанных в документах на предоставление кредита: получение учредительной, регистрационной и уставной документации из налоговых органов; истребования в банковских учреждениях выписок движения денежных средств по расчетным счетам; получение сведений о наличии лицензий и т.п. Четвертый этап заключается в составлении письменного плана (программы и иной документации) расследования. При этом, если планирование строится на основе отдельных планов, разработанных по каждому направлению, версии (эпизоду) и т.п., то, несмотря на предварительную оптимизацию, следователь вновь корректирует отдельные разделы (составные части) единого плана расследования. Внесение изменений и дополнений в сформированный план расследования некоторыми авторами выделяется в самостоятельный этап планирования, либо выносится за рамки планирования и структурно включается в процесс реализации плановых решений.
В литературе предлагается следующая структура планов расследования преступлений: фабула дела, версии по делу, наименования процессуальных действий и иных мероприятий, исполнители, сроки исполнения, отметка об исполнении и примечание. Подобного рода структуры в большинстве своем встречаются в практической деятельности следователей, расследующих мошенничества, связанные с расходованием бюджетных средств. В некоторых случаях к плану прилагаются схемы и другая вспомогательная документация.
Изучение практики расследования мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, позволяет констатировать необходимость совершенствования структуры плана. Прежде всего, это вызвано многоэпизодностью уголовных дел, сложными финансовыми схемами, реализуемыми при совершении рассматриваемой категории преступлений, что предопределяет большие объемы работ и длительные сроки предварительного расследования по таким делам.
С учетом складывающейся практики составления планов расследования мошенничеств, связанных с расходованием бюджетных средств, представляется возможным предложить следующую структуру плана расследования:
• титульный лист с наименованием документа - «План расследования по уголовному делу № 0000» и отметкой о согласовании и
Актуальные проблемы криминалистики
утверждении данного плана;
• краткая фабула дела;
• характеристика следственной ситуации;
• следственные версии и задачи расследования;
• анализ доказательств по уголовному делу с указанием эпизодов, перечня доказательств по каждому эпизоду;
• перечень процессуальных действий и организационных мероприятий по делу с указанием их наименования, вопросов, подлежащих разрешению, исполнителей и сроков проведения, отметки об исполнении. В зависимости от сложности уголовного дела процессуальные и иные действия могут быть разбиты по эпизодам, построенным версиям и т.п.
Неотъемлемой частью плана должны стать схемы движения бюджетных средств и других материальных ценностей с указанием правовых и фактических оснований, связей между участниками преступления и т.п.
Представляется, что подобный план расследования будет способствовать повышению эффективности расследования как уголовных дел о мошенничествах, связанных с расходованием бюджетных средств, так и сопряженных с ними преступных деяний. Кроме того, данная структура плана позволит более целенаправленно осуществлять процессуальный контроль руководителей следственных органов за ходом расследования преступлений.
1 Проводимое анкетирование строилось на основе выборочного анализа мнений 397 сотрудников 26 органов предварительного следствия МВД России на региональном уровне за 20102012 гг., расследовавших дела о мошенничествах, связанных с расходованием бюджетных средств.
2 См. напр.: Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. М., 2006. С. 282-283 и др.
3 См. напр.: КоноваловЕ.П. Обнаружение, собирание и кри-
миналистическое исследование документов по делам о хищениях денег в сберегательных кассах: Дисс. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1953. С. 15-16; Шрага И.Л. Расследование и предупреждение хищений на предприятиях мясной промышленности: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1965. С. 11-13 и др.
4 Результаты базируются на выборочном анализе 430 дел о мошенничествах, связанных с расходованием бюджетных средств, предварительно расследованных за период 2010-2012 гг.
5 Лузгин, И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973. С. 134; Белкин, Р.С. Курс криминалистики в 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. М., 1997. С. 372.
6 См. напр.: Лузгин, И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973. С. 134; Белкин, Р.С. Курс криминалистики в 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. М., 1997. С. 372; Могутин Р.И. Способ формирования следственных версий, основанный на статистической модели преступления // Криминалистические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко. М., 2004. С. 168-172; Халиков А.Н. Взаимосвязь следственных ситуаций, версий и планирования при расследовании преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов // Следователь. 2005. № 9. С. 35-38 и др.
7 В соответствии с положениями ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось в качестве орудия преступления, либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.