ТРИБУНА
молодого ученого
Р.Р. БАСХАНОВ,
* О
адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении
(Академия управления МВД России)
Планирование как метод организации расследования преступлений, совершенных в финансово-кредитной системе
В статье рассматриваются проблемы планирования расследования преступлений, совершенных в финансово-кредитной сфере, с позиции одного из методов организации расследования преступлений, а также некоторые особенности технологии планирования расследования преступлений данной категории.
планирование, организация, расследование, технология, преступления, финансово-кредитная система.
Планирование расследования преступлений, совершенных в финансово-кредитной системе, имеет особенности. Специфика заключается и в том, что предметом планирования являются уголовно-релевантные факты и обстоятельства, обязательные для установления в соответствии с предметом и пределами доказывания по уголовному делу о преступлениях рассматриваемой категории, а также в том, что способы решения задач, определяемые в ходе планирования, достаточно четко обозначены в уголовно-процессуальном законе. При этом планирование является необходимым методом осуществления качественного расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в финансово-кредитной системе, в возможно короткий срок, с наименьшими затратами сил и средств.
Как справедливо отмечает И.М. Лузгин, «необходимость быстрого, полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела обязывает тщательно продумывать
* Ранее — заместитель начальника Центра профессиональной подготовки МВД по Чеченской Республике.
порядок расследования, правильно определить направление его проведения, возможности использования всех средств и методов обнаружения и исследования судебных доказательств» [7, с. 3-4].
Технологию планирования расследования преступлений, совершаемых в финансово-кредитной системе, целесообразно рассматривать в контексте с общими положениями планирования расследования преступлений как структурного элемента частных криминалистических методик.
Формирование представлений о планировании до настоящего времени находится в динамической стадии, несмотря на то, что, как справедливо отмечается учеными, эти проблемы подлежали рассмотрению еще до появления самой науки криминалистики и активно разрабатывались зародившейся новой отраслью научного знания [6, с. 65-77].
Не ставя целью принять участие в дискуссии относительно представлений о рассматриваемой категории, мы разделяем позицию А.В. Шмо-нина, согласно которой под планированием расследования следует понимать метод и процесс достижения цели расследования путем определения задач в заранее намеченной последовательности (программы) их решения.
Внешним результатом планирования как напряженной мыслительной деятельности выступает план расследования. Можно выделить следующие виды планов: производства отдельных тактических комплексов, в частности процессуальных действий; расследования отдельных эпизодов преступной деятельности; расследования уголовного дела в целом. Кроме того, существует календарный план расследования (всех уголовных дел, находящихся в производстве у следователя или дознавателя).
100
В дополнение к основному плану, а нередко и раньше его формирования следователь (дознаватель) разрабатывает вспомогательные документы планирования, в том числе по уголовным делам о преступлениях рассматриваемой категории, а именно:
1) карточки («лицевые счета») на подозреваемых (обвиняемых), куда вносятся эпизоды преступной деятельности, в которых принимал участие подозреваемый (обвиняемый), и собранные по каждому эпизоду данные, подтверждающие его вину. «Лицевой счет» — это отдельная карточка (лист бумаги), составляемая по каждому обвиняемому отдельно, картотека — это совокупность всех «лицевых счетов»;
2) шахматные ведомости («шахматки») — это сочетание графика с описанием, совокупность «лицевых счетов», развернутая таким образом, чтобы каждая горизонтальная графа представляла собой один из «лицевых счетов». Шахматная ведомость придает наглядность всем собранным по делу данным. «Лицевые счета» и «шахматки» могут составляться органами расследования и до выдвижения следственных версий, в процессе изучения первичной информации как средство ее анализа и систематизации (логического упорядочения). Картотеки и шахматные ведомости могут выполнять и функции планирования. Каждая карточка картотеки и клетка «шахматки» делятся на две части: в одной содержатся систематизированные исходные данные, в другой — вопросы, подлежащие выяснению, и необходимые для этого действия мероприятия;
3) различные схемы и графики, отражающие преступные связи обвиняемых, движение материальных ценностей и денежных средств, документооборот, организационную структуру предприятий и объединений, территориальное расположение отдельных организаций и т. д.
Все дополнительные формы планирования, как справедливо отмечается в научной литературе, помогают лучше ориентироваться в материалах дела, разгружают память, придают большую наглядность собранным доказательствам и предстоящим действиям, являются своеобразным накопительным фондом, информационной базой для расследования в целом и его планирования в частности [11, с. 296—297].
Степень детализации плана и его отдельных пунктов зависит от следственной ситуации, предопределяющей направление расследования и объем предстоящей работы (производства процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий). Только на такой основе возможен правильный выбор соответствующих средств, методов и приемов расследования преступления, совершенного в финансово-кредитной сфере, наиболее целесообразных и эффективных.
В науке наметились два основных подхода к определению понятия рассматриваемой категории. Представители первого подхода трактуют следственную ситуацию как «совокупность условий, в которых в данный момент осуществляется расследование», то есть ту обстановку, «в которой протекает процесс доказывания» [1, с. 630; 5, с. 33]. Р.С. Белкин определяет следственную ситуацию как условия, реальность, в которых в данный момент действует следователь. Судить об этой реальности он может по той информационной модели, которая ее отражает, но ситуацией в буквальном ее значении является сама реальность, а не ее модель [2, с. 159].
Представители второго подхода определяют следственную ситуацию как совокупность фактических данных, имеющихся в распоряжении следователя в определенный момент предварительного расследования [8, с. 335]. В.К. Гав-ло отмечает, что следственные ситуации — это «совокупность фактических данных, которые отражают существенные черты события, каким оно представляется на том или ином этапе расследования преступлений» [4, с. 90]. По мнению В.И. Шиканова, следственная ситуация представляет «совокупность данных, характеризующих обстановку, в которой следователю надлежит действовать» [10, с. 17].
Думается, что следственная ситуация возникает и существует только в связи с деятельностью по установлению события преступления, совершенного в финансово-кредитной сфере (например, преступления в сфере кредитования, бюджетного финансирования и т. п.), и других криминалистически значимых обстоятельств (в частности, индивидуальных способностей следователя, его профессиональных навыков, опытности и др.). Поэтому она не может включать в себя компоненты, находящиеся за пределами расследования преступления. При этом «совокупность данных» является информацией о криминалистически значимых обстоятельствах (иначе говоря, условий) на конкретный момент расследования преступления. В связи с этим согласиться с позицией, согласно которой «совокупность условий» определяет не ситуацию, а средства ее разрешения, то есть систему следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий [9, с. 5], не представляется возможным.
По нашему мнению, следственная ситуация — это совокупность условий, определяющих конкретный момент предварительного расследования преступления, совершенного в финансово-кредитной системе. Перечень этих условий содержит криминалистически значимая информация о событии преступления, имеющаяся в распоряжении должностного лица, ведущего производство по делу; личность данного
должностного лица; ресурсное обеспечение расследования, противодействие, оказываемое расследованию со стороны заинтересованных лиц, и т. п.
Например, по делам о преступлениях, связанных с кредитованием, информация о преступном деянии будет содержать сведения о факте, способе, месте и времени незаконного получения кредита; факте наступления последствий в виде причинения крупного ущерба, его характере и размерах; причинной связи между незаконным получением кредита и наступлением последствий; лице, которому причинен ущерб.
Среди различных способов планирования расследования преступлений можно выделить следующие.
1. При расследовании составляется один совместный план проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
2. Следователь сначала разрабатывает общий план расследования преступления, в котором предусматриваются все обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу, а не только те, чье выяснение требует действий, согласованных с сотрудниками органа дознания, и затем на его основе составляется совместный план проведения следственных действий и осуществление оперативно-разыскных мероприятий. Сотрудники органа дознания составляют и свой план, предусматривающий реализацию конкретных оперативно-разыскных мер с указанием сроков и исполнителей.
3. Следователи и сотрудники органа дознания составляют отдельные, но согласованные между собой планы проведения необходимых следственных действий и осуществление оперативно-разыскных мероприятий, которые решают вопросы, подлежащие выяснению негласным путем [3, с. 2-3].
При совместном планировании все намеченные к производству следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия превращаются в органичные части единого непрерывного процесса профессионального взаимодействия следователя и сотрудника органа дознания; создаются предпосылки полного и оптимального использования возможностей следователя и оперативников, их сил и средств, обеспечивающих быстроту раскрытия и расследования преступлений.
Согласованное планирование следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий осуществляется в определенной последовательности. В то же время, как справедливо отмечает А.В. Шмонин, дифференциация единого (непрерывного) процесса планирования на этапы является в известной степени условной [12, с. 229]. Сама технология планирования, по нашему мнению, может быть представлена по-
следовательностью реализации следующих операций (процедур):
- анализ информации (внутренней и внешней);
- построение следственных версий и определение задач расследования;
- определение путей и способов решения поставленных задач;
- составление письменного плана. Считаем, что технология планирования расследования преступления, совершенного в финансово-кредитной сфере, предопределяется особенностями осуществления финансово-кредитных операций в определенных отраслях и сферах экономики. Подобный подход позволяет дифференцировать виды хозяйственных операций, сгруппировав их по некоторым признакам, например, где и как они фиксируются, какими нормативными документами регулируются, кто является участником данного хозяйственного процесса и т. п.
Специфика и особенности осуществления хозяйственных операций в определенных отраслях и сферах экономики обусловливают применение конкретных способов преступлений. Так, технологические процессы во многом предопределяют выбор способа преступления для «технических» отраслей и сфер экономики, что в определенной степени относится и к финансово-кредитной сфере. Уяснение технологий финансово-хозяйственной деятельности позволяет следователям (дознавателям) планировать и реализовывать комплекс процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий по поиску следов преступлений и изобличению виновных.
Таким образом, знания особенностей технологии финансово-кредитных операций должностными лицами, осуществляющими расследование преступлений, совершенных с использованием данных технологий, способствуют эффективному решению задач не только планирования, но и всего предварительного расследования преступлений рассматриваемой категории.
Список литературы
1. Белкин Р.С. Курс криминалистики. 3-е изд. М., 2001.
2. Белкин Р.С. Следственная ситуация и комбинация расследования // Криминалистика / под ред. А.Ф. Волынского. М., 2000.
3. Бескровный Ю.В. Планирование как метод орга-
низации раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь. 2010. № 5.
4. Гавло В.К. О следственной ситуации и методике расследования хищений, совершаемых с участием должностных лиц // Вопросы криминалистической методологии, тактики и методики расследования. М., 1973.
101
5. Корж В.П. Теоретические основы методики рас-
следования преступлений, совершаемых организованными преступными образованиями в сфере экономической деятельности: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Киев, 2003.
6. Кузьмин С. В. История развития научных представлений о планировании расследования преступлений в российской, советской и зарубежной криминалистике // Вестник криминалистики. 2005. Вып. 2 (14).
7. Лузгин И.М. Планирование расследования. М., 1962.
8. Филиппов А.Г., Корухов Ю.И. Общие положения методики расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистической ме-
тодики) // Криминалистика / под ред. А.Г. Филиппова и А.Ф. Волынского. М., 1999.
9. Чупахин Р.В. Типовые следственные ситуации и основные средства их разрешения при расследовании взяточничества // Российский следователь. 2007. № 7.
10. Шиканов В.И. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений. Иркутск, 1983.
11. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений: учеб. пособ. М., 2006.
12. Шмонин А.В. Методология криминалистической методики: монография. М., 2010.
E-mail: [email protected]
102
С.-С.Х. ИСАЕВ,
* О
адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлении
(Академия управления МВД России)
Основы алгоритмитизации расследования мошенничества, связанного с бюджетными средствами
В статье рассматриваются основы алгоритмизации расследования мошенничества, связанного с бюджетными средствами: частные криминалистические методики, следственные ситуации и бюджетное законодательство. Автор полагает, что знание этих основ на практике минимизирует нарушения технологий расследования преступлений рассматриваемой категории.
расследование, технология расследования, алгоритмизация, частная криминалистическая методика, следственная ситуация, бюджетное законодательство.
Борьба с преступными посягательствами на бюджетную сферу в условиях продолжающегося реформирования экономики и необходимости предотвращения ее от дальнейшей криминализации приобретает все более важное значение. В то же время выявление и расследование хищений бюджетных средств, в частности связанных с мошенничеством, представляет значительную трудность для следственной практики. Ошибки в расследовании чаще всего происходят по причине нарушения технологий расследования мошенничества, связанного с бюджетными средствами. Предпосылками
* Ранее — старший следователь следственного отдела при отделе внутренних дел по Шелковскому району Чеченской Республики.
для их свершения является отсутствие знаний и умений в области алгоритмизации расследования данной категории преступлений. Думается, следует согласиться с позицией, согласно которой в условиях объективной действительности наиболее актуальной стала проблема выявления и научного исследования системы реально возможных, часто встречающихся следственных ситуаций и разработки, с учетом их характеристик, предпочтительных типовых алгоритмов (программ) расследования [15, с. 198].
В криминалистической литературе под алгоритмом понимается точная система действий, сориентированных на типичные следственные ситуации того или иного этапа расследования, в зависимости от вида преступного деяния [8, с. 134]. Эти действия являются рациональными и последовательными, влекущими прогнозируемый позитивный результат [11, с. 55—56]. При этом алгоритм соотносится с программой как часть и целое, поскольку одна программа может содержать несколько способов решения одной или ряда задач, реализация которых обеспечивает достижение цели [4, с. 12].
Учеными отмечается, что программа расследования должна рассматриваться как подобранный следователем или рекомендуемый наукой набор криминалистических алгоритмов и необходимой криминалистически значимой информации, предназначенной для расследования конкретного события преступления [5, с. 63—65; 13, с. 14].