Научная статья на тему 'Особенности первоначального этапа расследования нецелевого расходования бюджетных средств : планирование и следственные версии'

Особенности первоначального этапа расследования нецелевого расходования бюджетных средств : планирование и следственные версии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1721
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ВЕРСИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толстухина Т. В., Никифорова И. А.

В настоящей статье рассматриваются типичные следственные ситуации, складывающиеся при расследовании расследования нецелевого расходования бюджетных средств, анализируются особенности планирования и выдвижения следственных версий по уголовному делу в зависимости от данных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INITIAL STAGE OF INVESTIGATION MISUSE OF BUDGETARY FUNDS : PLANNING AND INVESTIGATIVE LEADS

The peculiarities of the primary stage of investigation of inappropriate usage of budgetary funds: planning of investigation and investigation versions The present article considers the typical investigatory situations developing at investigation of inappropriate usage of budgetary funds, it analyzes features of planning and advancement of investigatory versions on criminal case depending on the given situations.

Текст научной работы на тему «Особенности первоначального этапа расследования нецелевого расходования бюджетных средств : планирование и следственные версии»

13. Пособие для экспертов: «Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий». Вып.1. - М.:ВНИИСЭ. - 1988.

14. Применение рентгеноструктурного анализа в криминалистических исследованиях: Учебное пособие / Под. ред. А.И. Колмакова. М., 1998.

15. Рид С. Электронно-зондовый микроанализ. Пер. с англ. И.М. Романенко, М., 1979.

16. Хрусталев В.Н. Концептуальные основы криминалистического исследования веществ, материалов и изделий из них. Дис. .. д.ю.н. - Саратов. - 2003.

17. Экспертное заключение № 1049/10. Архив Тульской лаборатории судебной экспертизы.

18. Экспертное заключение № 94. Архив Тульской лаборатории судебной экспертизы.

19. Экспертное заключение № 1026. Архив Тульской лаборатории судебной экспертизы.

T.V. Tolstukhina, O.P. Vdovina

EXPERT RESEARCH OPPORTUNITIES MICROPARTICLES PAINT COATING AND ITS USE IN INVESTIGATION OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

The features of expert research microparticles coated, marked by their high information content, with examples of investigative and expert practice shown that the use of the results obtained in the investigation of the accident.

Keywords: microparticles coated, problem assessment, research methods.

УДК 343.985.7

Т.В. Толстухина, д-р юрид. наук, зав. каф. УПиП, (4872)35-39-97, tat tolstuhina@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ), И.А. Никифорова, асп., начальник отдела правового и кадрового обеспечения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области, (4872)26-36-31, i.a.nikiforova@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: ПЛАНИРОВАНИЕ И СЛЕДСТВЕННЫЕ ВЕРСИИ

В настоящей статье рассматриваются типичные следственные ситуации, складывающиеся при расследовании расследования нецелевого расходования бюджетных средств, анализируются особенности планирования и выдвижения следственных версий по уголовному делу в зависимости от данных ситуаций.

Ключевые слова: следственные ситуации, первоначальный этап расследования, планирование расследования, следственные версии.

Наукой криминалистикой процесс расследования любого преступления традиционно подразделяется на два этапа: первоначальный и последующий. Общеизвестно, что, первоначальный этап является решающим в раскрытии преступления и изобличении преступника. Как справедливо отметил А.А. Закатов, "именно на первоначальном этапе расследования принимаются экстренные меры к обнаружению и фиксации следов преступления, собиранию вещественных и иных доказательств" [1, С. 38].

По существу, первоначальный этап расследования преступлений, в том числе нецелевого расходования бюджетных средств, носит информационный характер и заключается в том, что следователь путем осуществления процессуальных следственных действий, анализа полученной из различных источников информации собирает доказательства о причастности подозреваемого лица к совершению преступления и доказывает умысел в совершении противоправного деяния. Первоначальный этап расследования преступления охватывает период от момента получения сообщения о готовящемся или совершенном преступлении до выявления лица, совершившего преступление, и признания его в установленном порядке обвиняемым в совершении преступления. Одна из целей данного этапа -минимальная совокупность доброкачественных доказательств, необходимых для принятия уголовно-процессуальных решений.

Таким образом, в криминалистической методике расследования нецелевого расходования бюджетных средств важное значение имеют следственные действия, проводимые на первоначальном этапе расследования для установления факта преступления, его основных черт, отдельных обстоятельств и сбора доказательств, необходимых для констатирования круга версий и развернутого планирования. На основе типичных следственных ситуаций начального этапа расследования выдвигаются типичные следственные версии, построение и проверка которых являются основой расследования любого преступления. Такие версии являются результатом исследования и оценки доказательственной информации. Этот процесс начинается с вероятных предположений и заканчивается достоверными знаниями о совершенном преступлении. Под криминалистической версией понимают логически построенное, основанное на фактических данных предположительное объяснение сущности исследуемого события, отдельных его сторон и обстоятельств, допускающее возможность его проверки процессуальными средствами и направленное на достоверное установление фактических обстоятельств дела. Типичная же следственная версия представляет собой вытекающее из данных типичных ситуаций предположительные объяснения события преступления или отдельных его обстоятельств [2, С. 57].

Содержание следственных ситуаций является одним из основных факторов, влияющих на выдвижение версий и организацию следователем расследования преступлений. С этих позиций, как представляется, следственная ситуация - это субъективное восприятие субъектом

расследования криминалистически значимой информации, содержащей сведения о признаках совершенного преступления, которая изменяется в дальнейшем процессе познания. Следственно-судебная практика позволяет считать основой типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследования нецелевого расходования бюджетных средств сведения о предмете преступного посягательства (статусе и виде бюджетных средств), способе его совершения и оставленных материальных следах (в т.ч. в виде криминалистически значимой информации, зачастую содержащейся в тех или иных документах), предполагаемой личности преступника, его целях и мотивах. Так, к началу расследования нецелевого расходования бюджетных средств следственные ситуации можно условно подразделить на несколько наиболее характерных групп:

1) информации о причинах возникновения общественно опасных деяний, способе их совершения и личности правонарушителя нет;

2) есть сведения о причинах преступления, способе его совершения, но нет сведений о личности преступника;

3) известны причины преступления, способы его совершения и сокрытия, личность преступника и другие обстоятельства.

Одна из особенностей криминалистической характеристики нецелевого расходования бюджетных средств состоит в том, что наиболее типичными способами совершения данного преступления являются использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой на соответствующий финансовый год и несанкционированное перераспределение бюджетных средств по кодам расходов бюджетов РФ, что означает необходимость принятия таких версий к проверке (при условии что исходная информация не противоречит этим данным). Таким образом, формирование и исследование криминалистической характеристики преступлений означает и создание предпосылок для формирования иерархической системы типовых версий [3, С. 128].

По характеру и содержанию информация, позволяющая строить версии о совершенном нецелевом расходовании бюджетных средств, подразделяется:

- на сведения, дающие общую характеристику выявленного или планируемого преступления, связанного с нецелевым расходованием бюджетных средств;

- на сведения, дающие характеристику отдельным обстоятельствам этого вида преступлений (место, время, способ совершения, виновность конкретных лиц и т.п.).

Первая группа используется для выдвижения и обоснования общих версий, вторая - для выдвижения и обоснования частных версий.

В данном случае общими версиями являются версии о характере и содержании преступлений, связанных с нецелевым расходованием

бюджетных средств и их возможных связях с другими видами нарушений финансовой дисциплины. К ним относятся версии о наличии факта нецелевого или незаконного расходования бюджетных средств, суммы указанных противоправных операций, цели такого расходования и его соотношении с теми целями (направлениями) расходования, на которые данные средства выделялись, а также виде (статусе) использованных бюджетных средств.

Частные версии - это предположения о месте, времени, способе и иных обстоятельствах конкретных выявленных, раскрытых и расследуемых преступлений, виновности определенного лица или лиц в их совершении, следах преступлений, способах и формах связи установленных участников преступлений с другими лицами и т.д.:

- версии о законности получения и назначении использованных средств;

- о роли лица, допустившего нецелевое расходование (правомочность осуществления им властно-распорядительных функций);

- о том, кто возможный посредник и кто конечный получатель средств, израсходованных нецелевым образом;

- какие именно средства (бюджета какого уровня) и в каком размере были использованы;

- знало ли должностное лицо о том, что осуществляемые им действия приводят к нецелевому использованию бюджетных средств;

- лично ли он осуществлял действия по санкционированию расчетных операций, повлекших нецелевое расходование бюджетных средств или имели место действия от его имени;

- были ли использованы средства на нужды учреждения или на нужды того или иного физического лица.

Версия будет обоснованна, если она правильно построена, логически вытекает из имеющихся в распоряжении исходных данных. Так, А.М. Ларин, поясняя, что в ходе расследования необходимо выяснять характер взаимоотношений проходящих по делу лиц, вероятность провоцирования подозреваемого, его вменяемость, считает, что предпосылкой постановки таких вопросов служит построение соответствующих версий [4, С.30].

Г.Н. Александров считает, что версия - это "обоснованное умозаключение следователя, объясняющее конкретное событие преступления. На основании этого умозаключения принимается решение о возбуждении уголовного дела и производстве следствия в определенном направлении. Главная задача криминалистической версии - обеспечить правильное направление расследования преступления" [5, С.15]. Л.Я. Драпкин указывает, что метод построения и проверки следственных версий является основным, главным структурно-функциональным звеном в процессе раскрытия преступлений [6, С.32].

Для проверки версий при расследовании нецелевого расходования бюджетных средств могут проводиться различные следственные действия и

другие мероприятия: допросы обвиняемого (подозреваемого); допросы лиц государственных контролирующих органов; выемка, осмотр и исследование различных документов (первичные платежные документы, документы по учету движения денежных средств, документы синтетического и аналитического учета расчетов, документы, на основании которых выделялись целевые средства, должностные инструкции (регламенты) конкретных лиц по санкционированию расчетно-платежных операций, приказы о назначении ответственных за ведение финансово-экономической работы лиц, акты ревизий (проверок), проведенных как государственными контролирующими органами, так ведомственными ревизионными подразделениями), назначение судебных и криминалистических экспертиз (судебно-бухгалтерских, судебно-экономических, почерковедческих и т.д.).

Важным является тот факт, что деятельность следователя при расследовании уголовных дел может быть эффективной лишь в том случае, когда она соответствующим образом организована, спланирована, а все действия органов расследования приведены в определенную систему. Планирование расследования преступлений составляет логическую основу его организации. Сущность планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в логической разработке алгоритма действий, обеспечивающих успешное решение этих задач при минимальных затратах времени, сил и средств [7, С.3]. Будучи одним из элементов организации криминалистической деятельности, планирование обеспечивает эффективность следственных и иных действий [8, С.63]. Таким образом, под планированием расследования по уголовному делу предлагается понимать сложный мыслительный процесс, суть которого заключается в определении направлений и конкретных задач расследования, законных способов и средств их решения [9, С.2].

Анализируя взгляды на содержание плана первоначального этапа расследования, мы приходим к выводу, что план первоначального этапа расследования нецелевого расходования бюджетных средств имеет следующую структуру: 1) исходная информационная база, служащая основанием планирования расследования нецелевого расходования (в т.ч. акты и иные материалы ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности); 2) обоснованные версии и вытекающие из них обстоятельства, подлежащие установлению; 3) комплекс следственных действий, и иных мероприятий, путем которых устанавливаются эти обстоятельства; 4) время и очередность проведения требуемых совокупностей (комплексов) следственных действий.

В рамках первоначального этапа расследования нецелевого расходования типичным представляется проведение следующих мероприятий:

1. Осмотр и выемка в организации-бюджетополучателе документов (финансовых и товарораспорядительных), имеющих отношение к расследуемым событиям.

2. Изучение, а по необходимости выемка и приобщение к делу должностных инструкций, регламентов и других нормативных документов, относящихся к выполнению либо невыполнению должностным лицом своих служебных обязанностей, т.е. правомочности осуществления лицом действий по санкционированию расходования средств.

3. Осмотр и выемка вещественных доказательств, прежде всего материальных ценностей, являющихся предметом нецелевого расходования, если таковые имеются.

5. Допрос, а в случае необходимости задержание подозреваемых должностных лиц.

6. Допрос возможных свидетелей.

7. Осмотр и выемка документов и иных вещественных доказательств на предприятиях, в учреждениях, организациях - контрагентах по договорам с бюджетополучателем, имеющих отношение к рассматриваемым событиям.

8. Назначение и проведение ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателя, в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы

11. Назначение и проведение служебного расследования в организации- бюджетополучателе.

13. Сверка документов и иных сведений между бюджетополучателем и органами, осуществляющими бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств - Федерального казначейства или исполнительными органами государственной власти субъекта РФ.

14. Назначение и проведение бухгалтерских, экономических и иных экспертиз.

15. Назначение и производство криминалистических экспертиз по изъятым документам с целью установления способа их изготовления (подделки, подлога).

16. Назначение и производство почерковедческих экспертиз.

17. Допросы свидетелей, в том числе очевидцев - участников исследуемых событий и имеющих к ним отношение.

18. Допросы специалистов (свидетелей) - сотрудников данной и вышестоящей организации, контрольно-надзорных органов - относительно правовых основ и практики работы, системы документооборота, отчетности в данной организации, об их отношении к исследуемым событиям, уровне их осведомленности о них, причинах и условиях совершения преступлений и т. п.

19. Допросы иных лиц, в том числе характеризующих личности подозреваемых, их материальное положение, знакомства, интересы и т.п.

20. Очная ставка подозреваемых.

Вышеуказанные следственные действия направлены на формирование системы доказательств, необходимых для принятия обоснованных правовых решений по любому уголовному делу данной категории. В частности, необходимо раскрыть положения, связанные с криминалистическим анализом исходной информации (следовых картин), порядком построения, разработки версий и планирования их проверки. Целесообразной представляется следующая логика деятельности субъектов расследования нецелевого расследования бюджетных средств:

1) если первоначально полученные данные (исходная информация -результаты ревизий и проверок, сообщения о преступлении и т.п.) достоверны, то,

2) вероятно, действующими лицами могут быть такие-то субъекты преступления (к примеру, руководитель организации и главный бухгалтер), и они действовали, скорее всего, таким-то способом (одна из разновидностей использования средств на цели, не связанные с осуществлением задач и функций государства или несанкционированного перераспределения бюджетных средств по кодам расходов бюджета), и тогда остались такие-то следы (соответствующие финансовые и товарораспорядительные документы, отчетность, материальные ценности и т.п.), соответственно,

3) если это так, то, вероятно, следовало бы установить и доказать такие-то обстоятельства (виновность конкретных лиц, мотивы виновной деятельности, уровень благосостояния, порочные наклонности правомочность санкционирования финансовых документов, подлинность подписей, статус и назначение бюджетных средств, конечные цели расходования, информированность вышестоящее организации и т.п.), для чего составить соответствующий план и подобрать такие-то мероприятия (допрос и очная ставка сотрудников, назначение и проведение встречных проверок в организациях, получающих средства и материальные ценности от данной бюджетной организации, назначение и проведение почерковедческих и экономических экспертиз и т. п.) для его реализации, и тогда,

4) если запланированы мероприятия, то каждому из них следует подобрать такие-то процессуальные, тактические, технические, организационные средства и приемы, а затем проанализировать полученные результаты и, если необходимо, вернуться к предыдущим этапам.

Версии: если исходная информация достоверна, то, вероятно:

1. Действующими лицами являются руководитель организации и главный бухгалтер.

2. Нарушителями бюджетной дисциплины использован один из способов использования средств на цели, не связанные с осуществлением задач и функций государства или нарушение регламентированного режима использования средств бюджетной системы.

Далее, исходя из способов совершения нецелевого выдвигаются версии о мотиве действий должностного лица.

На этом же этапе выдвигаются предположения (разработка версий):

- если у бюджетополучателя есть гражданско-правовые договоры и документы по их исполнению, в соответствии с которыми расходовались бюджетные средства, то они должны быть и у контрагентов по данным договорам и их надо изъять незамедлительно, особенно если подтверждаются версии об оплате расходов другого юридического лица или оплате расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов;

- если есть первичные документы, то на них должны быть оттиски штампов, печатей, личные подписи, по которым можно установить конкретных должностных лиц;

- поскольку использование бюджетных средств состоялось, то могут быть свидетели;

- поскольку главные распорядители (распорядители) бюджетных средств составляют, утверждают и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, то необходимо запросить в вышестоящее организации лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, утвержденные бюджетные сметы; необходимо запросить личные дела подозреваемых, характеристики, материалы ведомственного финансового контроля и др.

Криминалистический анализ этих данных в дальнейшем позволит построить важные версии относительно комплексности и многоэпизодности преступной деятельности и т. д.

Очередными целями данного этапа расследования нецелевого расходования бюджетных средств являются формулировка вопросов, подлежащих выяснению, составление реального развернутого плана проверки версий.

Соответственно, к числу задач относится следующие: сформулировать вопросы; подобрать к каждому соответствующие следственные действия, организационные мероприятия; определить последовательность их проведения; установить сроки и исполнителей.

Перечень вопросов, подлежащих установлению:

- имело ли место нецелевое использование и если да, то где, когда, каким способом? Имелись ли у бюджетополучателя проблемы с бюджетным финансированием ?

- каковы характеристики бюджетных средств: статус, вид бюджета, наименование, происхождение, объем, главный распорядитель, раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, код классификации операций сектора государственного управления и др.?

- кто санкционировал нецелевое расходование, имеются ли соучастники, какова форма вины каждого, цели и мотивы преступления?

- имелись ли особые указания вышестоящей организации по особенностям использования данных средств, и если да, то какие, какие документы составлялись и имеются и т.д.?

- имеются ли в других местах (к примеру, у контрагентов по договорам) какие-либо документы, подтверждающие нецелевое использование средств?

- имела ли место незаконная деятельность должностного лица и если да, то кто он, в чем выражалась незаконная деятельность, какие правовые нормы и служебные инструкции нарушены?

- каковы форма вины, цели и мотивы деятельности подозреваемого, характеристика его личности, профессиональный и противоправный опыт, знания и навыки? Осознавал ли он противоправный характер своих действий?

- каковы последствия совершенного преступления, сумма нарушения, характер и размер иного вреда, в т.ч. степень отрицательного влияния на деятельность и авторитет государственных органов, иных бюджетных организаций, интересы государства, физических и юридических лиц? Имеются ли у виновных возможности для возмещения ущерба?

- совершили ли виновные лица иные бюджетные и должностные преступления, не является ли их деятельность комплексной, многоэпизодной?

- имеются ли свидетели данного преступления?

- имеет ли место и прогнозируется ли противодействие расследованию и если да, то в каких формах, какими способами и т.д. и т.п.?

При составлении плана следует учитывать следующее [10, С. 1]:

- очную ставку следует планировать только после допроса интересующих следствие лиц, в случаях, если в их показаниях имеются существенные противоречия;

- выемку документов, в отличие от обыска, следует планировать только в том случае, когда известно, какой именно документ нужно изъять и где конкретно он находится;

- в целях наибольшей эффективности обыска его рекомендуется проводить на первоначальном этапе расследования;

- по общему правилу обыск либо выемка в организациях планируются на начало рабочего дня.

Оканчивая расследование нецелевого расходования бюджетных средств, следователь оценивает совокупность собранных доказательств и, как результат такой оценки, принимает решение о форме окончания -составлении обвинительного заключения и направлении дела в суд. Основанием окончания в такой форме должна быть убежденность следователя в виновности лица в совершении преступления и невозможности окончания расследования в иной форме и, как следствие, такой убежденности - строгое соблюдение всех процессуальных норм на

завершающем этапе, гарантирующее обвиняемому защиту его прав и законных интересов [11, С. 63].

В связи с тем, что выявление нецелевого расходования бюджетных средств представляет определенную трудность для следственной практики, указанное обстоятельство обязывает лиц, осуществляющих расследование данной категории уголовных дел, более тщательно исследовать документы финансовой отчетности, предметно продумывать не только приемы допроса различных участников уголовного процесса, но и способы их защиты от преступного воздействия; привлекать специалистов при проведении отдельных следственных действий.

Таким образом, первоначальный этап расследования по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств имеет свои особенности. В зависимости от следственной ситуации, порядок проведения указанных нами следственных действий может быть изменен, при условии их процессуально грамотного проведения, поскольку на последующих этапах расследования следователю приходится неоднократно возвращаться к их результатам, и от того, насколько своевременно будут получены основные доказательства, зависит успех расследования по уголовному делу.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закатов А. А. О производстве первоначальных неотложных следственных действий: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1988.

2. Балугина Т.С. Следственные ситуации и планирование расследования. Следственная ситуация. М., 1985.

3. Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности. Методология криминалистического исследования. Н. Новгород, 1997.

4. Ларин А.М. От следственной версии к истине. М., 1976.

5. Александров Г.Н. Некоторые вопросы теории криминалистической версии // Вопросы криминалистики. 1962. N 3.

6. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1987.

7. Новиков М.В. Особенности первоначального этапа расследования хищений бюджетных средств, предназначенных для реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" // Российский следователь. 2010. N 10.

8. Можаева И.П., Степанов В.В. Организационные основы деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. М.: Изд-во "ЮРЛИТИНФОРМ", 2007.

9. Бескровный Ю.В. Планирование как метод организации раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь. 2010. N 5.

10. Методические рекомендации по организации и планированию расследования уголовных дел (утв. ФССП РФ) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. N 1. 2008.

11. Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности. М.: Юстицинформ, 2009.

T.V. Tolstukhina, I.A. Nikiforova

FEATURES INITIAL STAGE OF INVESTIGATION MISUSE OF BUDGETARY FUNDS: PLANNING AND INVESTIGATIVE LEADS

The peculiarities of the primary stage of investigation of inappropriate usage of budgetary funds: planning of investigation and investigation versions

The present article considers the typical investigatory situations developing at investigation of inappropriate usage of budgetary funds, it analyzes features of planning and advancement of investigatory versions on criminal case depending on the given situations.

Key words: investigatory situations, primary stage of investigation, planning of investigation, investigation versions.

УДК

А.В. Чабаненко, заместитель директора по юридическим вопросам ООО «Научно-исследовательский институт Новых Медицинских Технологий», тел. +79265929505, alexander.chabanenko@gmail.com,

Д. В. Иванов, д-р мед. наук, директор ООО «Научно-исследовательский

институт Новых Медицинских Технологий»,

тел. +79255171770, Doctor_Ivanov@inbox.ru,

А.Ю. Головин, д-р юрид. наук, профессор,

декан юридического факультета,

тел. +74872352280, golovintula@rambler.ru,

(Россия, Тула, ТулГУ)

А.А. Хадарцев, д-р мед. наук, профессор,

директор Медицинского института

medins@tsu.tula.ru, тел. +74872332209

(Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ, В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Статья посвящена анализу порядка проведения научных исследований в области клеточных технологий и применения клеток и тканей в клинической практике стран ЕС. Авторы рассматривают регулирование применения клеток и тканей в Великобритании, Франции, ФРГ, а также в законодательстве ЕС.

Ключевые слова: клетки, ткани, клеточные технологии, европейское право, Европейский Cоюз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.