© Р.В. Самохин, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ, КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УУП
Роман Вячеславович Самохин,
курсант 4 курса факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Г.Е. Дудин, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Речь идет о важности планирования работы в деятельности УУП, а так же поднят вопрос о современном состоянии планирования и его нормативном регулирование. Проанализированы необходимые шаги, направленные как и на соблюдение интересов, так и на улучшения деятельности УУП.
Ключевые слова: планирование, участковый уполномоченный полиции, план, деятельность, профилактика, пресечение.
Для цитирования: Самохин Р.В. Планирование работы, как основной элемент повышения эффективности деятельности УУП. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):170-2.
PLANNING WORK AS THE MAIN ELEMENT OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE PDL
Roman V Samokhin,
4 th year student of the faculty ofpolice training for units for the protection ofpublic order Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot
Abstract. We will talk about the importance of planning work activities of the PDL and will be raised about the current state of planning and its regulatory framework. Tries to perform the necessary steps as to meet the interests and improve the activity of the PDL.
Keywords: Planning, PDL, plan, activity, prevention, suppression.
В деятельности любого должностного лица, в том числе и выполняющего государственные функции, планирование, имеет особое значение, т.к. является не только важной, но и необходимой составной частью правильной организации его труда. Анализ исследований в области организации труда УУП показывает, что в процессе выполнения своих функциональных обязанностей до 11,0% от общего бюджета времени городского УУП и до 13,5% — сельского затрачивается на организационные мероприятия, в том числе на планирование своей работы [1].
Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по организации деятельности УУП, именно по планированию, приводит к бессистемности в рабо-
те. Из-за отсутствия четкого плана, наполненного конкретными заданиями, отсутствует объективная оценка собственного труда сотрудника. А у руководителя нет возможности объективно оценить работу своих подчиненных [2].
Сегодняшнюю ситуацию с планированием в деятельности УУП сложно назвать благоприятной. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 вопросам планирования деятельности УУП не уделил практически никакого внимания. В частности, планирование упоминается только в п. 17 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [3], утвержденного данным приказом, применительно к организационным
функциям отделов (отделений, групп) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, и лишь как часть их аналитической работы [4].
В п. 83.3 данного Наставления содержится упоминание об особенностях планирования деятельности участкового уполномоченного полиции, на территории обслуживания которого находится образовательное учреждение. Однако какие особенности необходимо учитывать и как составлять план его деятельности, в Наставлении не указано [4]. Такое отношение к планированию деятельности УУП представляется неглубоким и не вполне справедливым. Необходимость планирования как элемента организации труда УУП обусловливается, прежде всего, многообразием и разносторонностью выполняемых участковым уполномоченным служебных обязанностей. Участковому уполномоченному просто необходимо, рационально организовывая свой труд, управлять, изменяя складывающуюся оперативную обстановку [2].
Предметом планирования, как и остальных элементов организации деятельности, является управление служебным временем УУП.
Наиболее типичными факторами, не зависящими от сложностей в обслуживании участка и оперативной обстановки, можно назвать следующие:
1. Строгость в регламентации деятельности сотрудника полиции, а также повышенная ответственность (вплоть до уголовной) в случае отступления от норм и нарушения прав лиц, которые участвуют в совместных правоотношениях.
2. Обязательность соотношения служебного поведения с правилами внутреннего распорядка и нормативными актами, устанавливающими (регламентирующими) должностные обязанности, а также детальность регламентации деятельности УУП наставлениями, регламентами, положениями и детальность структуры повседневной работы УУП (такие обязанности, как инструктаж, прием граждан, уведомление дежурного по ОВД о месте нахождения УУП и другие).
3. Одним из немаловажных элементов управленческого цикла является планирование, наряду с прогнозированием, организацией, координацией, регулированием, учетом и контролем. Планирование в деятельности УПП должно стать неотъем-
лемой частью его работы и сочетаться с другими указанными элементами управленческого цикла. УПП должен уметь прогнозировать ситуацию на своем участке, анализируя и прогнозируя изменения системы, должен представлять причинно-следственные связи между текущими и прогнозируемыми показателями оперативной обстановки. В этом серьезную помощь может оказать процесс информатизации, позволяя получать, обрабатывать и использовать полученные данные при составлении плана деятельности.
4. При организации планирования должны учитываться основные правила составления планов:
• Конкретность плана. В плане должны быть определены основные направления деятельности УПП и предусмотрено решение важнейших вопросов, связанных с выполнением задач по борьбе с нарушениями и преступлениями. В плане должны учитываться реальные условия, возможности УУП, формулировки должны быть ясными, четкими и реально выполнимыми, с указанием конкретных сроков выполнения.
• При планировании деятельности необходимо предусмотреть временной запас, который может быть необходим для непредусмотренных мероприятий, а также в плане должны содержаться те мероприятия, которые обязательно должны быть выполнены в течение рабочего дня. Динамичность оперативной обстановки в работе УУП не противоречит целесообразности и возможности планирования деятельности УУП, а лишь является фактором, который усложняет процесс планирования, но не исключает его необходимость и возможность. Более того, именно необходимость выполнения внезапно возникающих заданий, появление новых работ, вызванных изменениями в оперативной обстановке, обусловливают потребность заблаговременного планирования основных мероприятий, подлежащих исполнению, определения сроков, времени их реализации. В противном случае содержание рабочего дня, недели, даже месяца для большинства сотрудников будет определяться исключительно лишь количеством поступивших обращений граждан, поручений руководства и другой «текучкой».
№ 1 / 2018
Вестник экономической безопасности
171
• Немаловажным является внешняя форма выражения плана. План должен содержать необходимые реквизиты, а также графическое изображение. План может быть составлен в форме таблицы, предусматривающей определенные графы, такие как номер задания, планируемое мероприятие, сроки исполнения, исполнители, а также отметки об исполнении. При планировании мероприятий должны быть указаны способы их исполнения, место и время их исполнения, а также форма реализации [2].
• Привязанность плана к конкретному месту и времени. Распределение служебного времени участкового уполномоченного должно производиться в связи и исходя из сложившейся оперативной обстановки на участке и предусмотренных планом мероприятий. Условия работы и характер выполняемых задач требуют, чтобы участковый уполномоченный был на участке в различное время суток — днем, вечером, а иногда и ночью. Например, по вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью ему необходимо встречаться в дневное время с руководителями предприятий, учреждений, жилищно-эксплуатацион-ных контор и домоуправлений. Разъяснительную работу среди населения, доклады, беседы, а также большинство мероприятий, связанных с взаимодействием с добровольными народными дружинами и другими силами общественности, участковый уполномоченный проводит в основном в вечернее время. Проверка несения службы нарядами полиции ночной смены, а также сторожами производится в вечернее и ночное время. Таким образом, при распределении рабочего времени не следует допускать однообразия и шаблона. Каждый рабочий день должен организовываться с учетом сложившейся оперативной обстановки [5, с. 238— 243].
• Комплексность плана. План должен обязательно включать мероприятия, проводимые по всем направлениям деятельности. Концентрироваться только на одном-двух мероприятиях, даже представляющихся самыми важными, нельзя. Кроме того, если по какому-то направлению работы нет перспектив, его необходи-
мо отложить и заняться другим направлением
работы.
Таким образом, нами рассмотрены теоретические основы, порядок и правила составления плана участковым уполномоченным полиции с учетом различных факторов. Сформулировали соответствующие рекомендации. Полагаем, что в существующее Наставление об организации деятельности УУП обязательно следует внести пункты, связанные как с более подробной организацией выполнения основных форм несения службы, так и с планированием этих форм.
В частности, должны найти отражение вопросы, раскрывающие особенности планирования при осуществлении профессиональной деятельности в условиях сельской местности и при наличии на административном участке образовательного учреждения, особенности планирования при организации приема граждан и отчета перед населением обслуживаемого участка.
Литература
1. Аналитический обзор практики повседневной деятельности участковых уполномоченных милиции и рациональность использования ими рабочего времени. М., 2002.
2. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции на современном этапе: учебное пособие (Допущено Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России) / А.В. Карагодин [и др.]. Белгород: Бел ЮН МВД России, 2015.
3. Приказ МВД РФ от 8 сентября 2016 г. № 526 « О внесении изменений в приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
4. Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 2013. № 65. 27 марта.
5. Джемелинский В.А. Актуальные вопросы совершенствования планирования в деятельности участкового уполномоченного полиции // Общество и право. 2015. № 2.