УДК 342.9 © О. В. Дербина, 2016
Контроль за соблюдением правил регистрационного учета: организационно-правовые основы взаимодействия участковых уполномоченных полиции со служащими подразделений по вопросам миграции
О. В. Дербина
Рассмотрены правовые основы, формы и направления совместной деятельности участковых уполномоченных полиции и служащих подразделений по вопросам миграции в области контроля за соблюдением правил регистрационного учета со стороны российских граждан. Выявлены организационные и правовые проблемы взаимодействия, внесены предложения по их решению.
Ключевые слова: взаимодействие, МВД России, участковые уполномоченные полиции, служащие подразделений по вопросам миграции, правила регистрационного учета.
В современных условиях продолжают возрастать значение и роль деятельности государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений, в том числе в сфере регистрационного учета. Эффективность данной деятельности во многом зависит от скоординированности работы и организации взаимодействия между данными органами
Вопрос взаимодействия между участковыми уполномоченными полиции и служащими подразделений по вопросам миграции, как правило, рассматривается в сфере реализации миграционной политики, в первую очередь в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 2. Исследованию вопросов взаимодействия по контролю за соблюдением правил регистрационного учета со стороны граждан Российской Федерации необходимое внимание не уделяется.
Правовые основы взаимодействия структурных подразделений МВД России по контролю за соблюдением правил регистрационного учета за последнее время претерпели значительные изменения: принят Федеральный закон «О полиции» 3; в КоАП РФ введены статьи, изменившие ответственность за нарушение правил регистрационного учета (ст. ст. 19.15.1 и 19.15.2) 4; утверждено новое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции 5 . В 2016 г. упразднена Федеральная миграционная служба, а ее функции переданы МВД России 6. Все эти изменения потребовали обновления нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия участковых уполномоченных полиции (далее — УУП) и служащих подразделений по вопросам миграции, в том числе по контролю за соблюдением правил регистрационного учета.
Организационно-правовой основой взаимодействия УУП и служащих ФМС России выступал Административный регламент, утвержденный приказами МВД России и ФМС России в 2013 г. 7, который определял сроки и последовательность административных процедур при организации и проведении проверок соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации. В связи с прекращением деятельности ФМС России приказ, утвердивший данный регламент, в ближайшее время будет признан утратившим силу.
С учетом Административного регламента, а также Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации 8 реализация взаимодействия УУП и служащих подразделений в сфере миграции на практике, как правило, осуществляется в таких формах, как:
— сбор, обработка и обмен информацией, а также ее совместное обсуждение;
— участие в формировании и использование ресурсов центрального информационного банка данных по учету граждан РФ;
— обмен опытом в рассматриваемой сфере деятельности;
— совместное нормативно-правовое регулирование по вопросам контроля за соблюдением правил регистрации, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
— согласованное планирование и участие в реализации практических мероприятий (операций) в рассматриваемой области;
— выполнение отдельных мероприятий по просьбе взаимодействующего субъекта;
— оказание содействия в выполнении мероприятий другим субъектом взаимодействия;
— участие, в случае необходимости, в привлечении граждан РФ и должностных лиц к административной ответственности за нарушение правил регистрации, а также участие в реализации мер административного наказания, вынесенных в отношении данной категории лиц;
— обсуждение итогов работы по предупреждению административных правонарушений указанной категории, а также планирование дальнейшего сотрудничества и совершенствования деятельности в рассматриваемой области.
На наш взгляд, содержание названных правовых актов не детализировано, что не способствует повышению уровня взаимодействия УУП и служащих подразделений в сфере миграции. Основная проблема заключается в том, что выполнение исследуемой функции недостаточно полно закреплено в Федеральном законе «О полиции» и Наставлении по организации деятельности УУП, являющемся основным документом для участкового уполномоченного полиции. Полагаем, необходимо принять отдельный приказ об организации деятельности УУП по обеспечению контроля за соблюдением правил регистрационного учета. Этим же приказом следует определить формы и содержание взаимодействия УУП со служащими подразделений в сфере миграции.
Кроме того, совершенствуя организацию и правовое регулирование в данной области, стоит обратить особое внимание на планирование и разработку совместных мероприятий (рейды, операции, месячники, декады и т. п.) в области контроля за соблюдением правил регистрационного учета. И этот процесс должен осуществляться не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном с учетом складывающейся ситуации в каждом конкретном субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.
Одним из важных направлений взаимодействия УУП и служащих подразделений в сфере миграции является проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий. Результативность их проведения значительно выше повседневных проверок 9. Оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции осуществляются, как правило, на наиболее интенсивных направлениях въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России из третьих стран, в приграничных субъектах РФ, на маршрутах водного, железнодорожного и авиационного транспорта. Вместе с тем вопросам контроля за соблюдением правил регистрационного учета должного внимания не уделяется.
Целями совместных мероприятий (операций), кроме выявления и пресечения нарушений правил
пребывания (проживания) и осуществления своей трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации, должны стать выявление нарушений правил регистрации должностными лицами и гражданами России. Отсутствие информационной системы, соединяющей между собой все заинтересованные ведомства и тем самым позволяющей получить в кратчайшие сроки всю необходимую информацию в данной области, также ослабляет систему взаимодействия между рассматриваемыми подразделениями.
Для решения проблем в области информационного взаимодействия между соответствующими структурными подразделениями важно отработать схему по осуществлению бесперебойной и быстрой работы единой межведомственной интегральной информационной системы между всеми структурными подразделениями в рассматриваемой области деятельности для быстрого получения всей необходимой информации. Следует производить регулярное (в соответствии с полученными заявками) повышение уровня оснащенности новыми техническими средствами (в том числе и компьютерное оснащение) подразделений МВД России, занимающихся выявлением, пресечением, расследованием и рассмотрением нарушений правил регистрационного учета.
Взаимодействие и слаженность соответствующих органов в рассматриваемой сфере деятельности должны повлиять на результаты оперативно-профилактических мероприятий (операций), таких как «Гостиница», «Общежитие», «Регистрация», «Режим» и др.
Указанные оперативные мероприятия по своей сути весьма масштабны и сложны, ввиду чего требуют знаний, навыков и усилий со стороны не одного структурного подразделения, именно поэтому они осуществляются во взаимодействии с различными заинтересованными ведомствами и органами, а также их должностными лицами. При этом основная нагрузка в их проведении приходится на участковых уполномоченных полиции и служащих подразделений в сфере миграции.
Таким образом, чтобы рассматриваемые оперативно-профилактические мероприятия имели наибольший положительный результат, а также оказывали определенное влияние на общий уровень административных правонарушений, необходимо утверждать подробные планы по проведению конкретных оперативно-профилактических мероприятий, в которых отражать, какие именно объекты должны быть подвергнуты проверке, какие силы и средства при этом будут задействованы.
Следует обеспечить регулярное проведение специальных курсов повышения квалификации УУП
Право и общество
47
и служащих подразделений в сфере миграции в рассматриваемой области деятельности.
Повышению уровня компетентности сотрудников в области контроля за соблюдением правил регистрационного учета, а также установлению более тесного и плодотворного сотрудничества между УУП и служащими подразделений в сфере миграции будет служить систематическое проведение встреч, брифингов и конференций между представителями соответствующих органов, в ходе которых будут: рассматриваться текущие проблемные вопросы; производиться обмен имеющейся информацией, а также опытом работы в данной сфере; составляться и утверждаться текущие планы проведения совместных практических мероприятий; обсуждаться совместные программы по предупреждению и пресечению правонарушений данной категории; озвучиваться отчеты о результатах проделанной работы.
Изучив проблемы в области осуществления взаимодействия между УУП и служащими подразделений в сфере миграции в рассматриваемой сфере деятельности, можно сделать вывод о том, что в нормативных правовых актах данные вопросы урегулированы неполно. Кроме того, постоянно меняющаяся правовая основа деятельности сотрудников названных служб требует регулярного повышения профессионального уровня, наличия не только теоретических, но и практических навыков по контролю за соблюдением должностными лицами и гражданами России правил регистрационного учета.
1 Симонова Е. А. Проблемные стороны взаимодействия органов исполнительной власти в области предупреждения административной деликтности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 8. С. 41-46.
2 См., напр.: Морукова А. А., Калинина С. В. О некоторых вопросах взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел // Миграционное право. 2012. № 3. С. 24-28 ; Петракова Л. В. Некоторые особенности взаимодействия правоохранительных органов и федеральной миграционной службы РФ // Социогуманитарный вестник. 2013. № 1. С. 101-106.
3 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 28 января 2011 г. // Рос. газета. 2011. 8 февр.
4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 13 декабря 2013 г. // Там же. 2013. 25 дек.
5 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Там же. 31 дек.
6 О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции : указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 15, ст. 2071 ; О структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 // Рос. газета. 2012. 22 мая.
7 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : приказ ФМС России, МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587 // Там же. 2013. 29 нояб.
8 Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 17 октября 2013 г. № 850 // Там же. 21 нояб.
9 Петракова Л. В. Некоторые особенности взаимодействия правоохранительных органов и федеральной миграционной службы РФ // Социогуманитарный вестник. 2013. № 1. С. 103.