Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ»

предприятий / А.В. Жирнов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. - 2008. - с. 259-262

5. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.-Ульяновск: УГСХА, 2005. -С. 145-149.

6. Жирнов, А.В. Социальные факторы мотивации трудовой активности работников АПК / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы III Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века» - Ульяновск, 2010. -с. 66-69.

7. Зимин, Н.Е. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК/ Н.Е. Зимин, A.B. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. Москва, 2006. -Вып. № 4(19). -С. 27-30

8. Комов Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства: учебник / Н.В. Комов. - М.: 2012. - 622 с.

9. Лапшина, Г.В. О направлениях государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина». -2012. - №1 (52). - С. 111112.

10.Шленкин К.В. Инженерное обеспечение экологической безопасности. /К.В. Шленкин, Б.И. Зотов, Ю.А. Лапшин. - Ульяновск, ГСХА, 2009. Часть 1. - 219 с.

Донгак О.В. студент 5 курса ЗФО Маркова Г. И.

научный руководитель, старший преподаватель Тувинский государственный университет

Россия, г. Кызыл

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

Одним из значимых, перспективных и эффективных видов экономического контроля финансово-хозяйственной деятельности организации в условиях рынка является независимый контроль - аудит [3].

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его

выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями осуществляется в соответствии со стандартом аудита «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе стандарта аудиторской деятельности, включает следующие стадии: предварительное планирование; изучение системы бухгалтерского учета; оценка системы внутреннего контроля; установление уровня существенности; построение аудиторской выборки; подготовка общего плана и программы аудита [1].

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора .

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и

других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.

Таким образом, величина существенности при планировании может значительно отличаться от величины существенности при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а

также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

Программа аудита расчетов с покупателями заказчиками, операций по реализации продукции, товаров, работ, услуг представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.

При проверке необходимо установить: заключены ли договора купли-продажи продукции; реальность задолженности покупателей и заказчиков, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов; правильность составления бухгалтерских проводок по счету 36; соответствие записей аналитического учета по счету 36 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям определяют, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Таким образом, планирование аудита - очень важный этап аудиторской проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения.

Используемые источники:

1. Федеральное правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532).

2. Федеральное правило стандарт №12 «Согласование условий проведения аудита» (введено Постановлением Правительства РФ от 07. 10. 2004 г. N 532).

3. Маркова Г.И. Планирование аудита //Экономика и социум №4 (23) 2016.www.iupr.ru

Доргушаова А.К., к. э.н. доцент, зав. кафедрой информационной безопасности и

прикладной информатики Майкопский государственный технологический университет

Республика Адыгея, г. Майкоп МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ДЛЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения инструментария экономико-математического моделирования для принятия эффективных управленческих решений в отношении регионального потенциала с позиции достижении сбалансированного развития центральных и периферийных территорий. Предложены варианты поэлементного взаимодополнения и взаимозамещения ключевых составляющих потенциала региона с учетом их фактического наличия в границах его отдельных территорий с целью достижения релевантности потенциала целям сбалансированности.

Ключевые слова: региональный потенциал, сбалансированность развития, центральные и периферийные территории.

Исторически сложившаяся в большинстве регионов нашей страны высокая дифференциация уровней социально-экономического потенциала, а также характерная для целого ряда макрорегионов (особенно Юга России) асимметрия развития их центральных и периферийных территорий, в условиях изменившихся макроэкономических факторов проявляется с особой силой. Причем эти различия в региональных потенциалах являются, с одной стороны, причиной усиления отставания периферий от центра в показателях развития, с другой, - формируют специфические условия их адаптации к новым реалиям. В частности, речь идет о том, что разные территории по-разному решают проблему перехода на несырьевое импортозамещение, исходя из реальных возможностей определяющих их профиль и специализацию отраслей и сфер деятельности. Однако стимулирование и государственная поддержка исключительно профильных направлений деятельности одновременно становится причиной усиления отмеченной асимметрии в региональном развитии, уводя от решения важного вопроса - достижения сбалансированности регионального развития.

Эти и другие обстоятельства актуализируют задачу ориентированного на сбалансированность развития центра и периферии рационального использования потенциала региона. В качестве одного из вариантов решения этой задачи представляется модель взаимодополнения и взаимозамещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.