Научная статья на тему 'К вопросу о проведении аудита бюджетной организации'

К вопросу о проведении аудита бюджетной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова И. Б., Ермишина О. Ф.

В данной статье представлены некоторые аспекты, касающиеся проведения аудиторских проверок в бюджетных организациях. В частности, вопросы целесообразности их проведения, порядок заключения договора, порядок оформления и представления аудиторского заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проведении аудита бюджетной организации»

грузотправителей в разрезе портов, в которых будет происходить отгрузка. При этом Компания получает возможность оценить эффективность взаимодействия как со своими клиентами (грузоотправителями), так и с контрагентами (организациями, оказывающими услуги в портах), что, в свою очередь, позволит в дальнейшем принимать управленческие решения, основываясь на более полной аналитической информации.

Такой подход позволит организовать мониторинг эффективности взаимодействия с каждым из ключевых клиентов Компании, что необходимо для определения направлений дальнейшего развития сотрудничества с крупными клиентами-грузоотправителями, оценки эффективности работы маркетинговых подразделений Компании и выявления приоритетов при формировании ценовой и ассортиментной политики ОАО «РЖД».

Список литературы:

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Национальное образование, 2012. - 672 с.

2. Шаховская Л.С., Хохлов С.С., Кулакова О.Г. Бюджетирование: теория и практика. - М.: КНОРУС, 2009. - 400 с.

3. Чернышова И.А. Сервис на транспорте. Сборник лекций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/ STATION/SERVIS_TR/METOD/SERVIS_TRANSP.

4. Орлов Д.В., Никонорова А.В. Управление трансакционными издержками в процессе формирования ассортиментной политики организации // Материалы VIII Международной научной конференции «Образование, экономика, право в современном информационном обществе». - М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте», 2012. - 618 с.

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Романова И.Б.*, Ермишина О.Ф.*

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

В данной статье представлены некоторые аспекты, касающиеся проведения аудиторских проверок в бюджетных организациях. В частности, вопросы целесообразности их проведения, порядок заключения договора, порядок оформления и представления аудиторского заключения.

* Заведующий кафедрой Бухгалтерского учета и аудита, доктор экономических наук,. профессор.

* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета и аудита.

Современные рыночные отношения преобразовали существующие способы и методы финансового контроля в бюджетных учреждениях, но и породили новые, не используемые ранее в бюджетной сфере: независимый аудит, внешний аудит, внутренний аудит, аудит эффективности и др.

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Основной целью бюджетного учреждения является оказание различного вида услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. В процессе их осуществления бюджетное учреждение реализует свою деятельность, отражаемую по нескольким основным направлениям организации учета.

Средства от внебюджетной деятельности учитываются обособленно от бюджетного финансирования. В остальном ведение бюджетного учета основывается на принципах бухгалтерского учета: двойная запись на взаимосвязанных счетах бюджетного учета, данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, принцип непрерывности и т.д.

Основным документом, регулирующим деятельность бюджетных учреждений, являются Бюджетный кодекс Российской федерации [1].

Практическая деятельность бюджетных учреждений периодически подвергается финансовому контролю в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Систематический контроль позволяет осуществлять мониторинг движения бюджетных средств на объектах контроля.

Благодаря такому контролю удается оценивать результаты финансово -хозяйственных операций, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий.

Актуальным на сегодня подходом к контролю финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является использование механизмов финансового контроля в виде проверок и ревизий, что практически означает выявление:

- нецелевого использования бюджетных средств;

- эффективности использования бюджетных средств в целом, с учетом как финансовых, так и нефинансовых результатов.

Неотъемлемым инструментом контроля за использованием бюджетных средств является аудит, который представляет собой одно из направлений

финансового контроля, необходимость его применения обусловлена следующими аспектами:

- с одной стороны, позволяет объективно оценить эффективность «управления бюджетными ресурсами»;

- с другой стороны, позволяет сделать акцент на «управление результатами» и потребностью внешних пользователей в информации о качественных данных деятельности бюджетного учреждения.

Аудит проводимый в бюджетной организации может быть, как добровольный, так и обязательный.

Добровольный аудит проводится по решению руководителя бюджетного учреждения на основании договора об оказании аудиторских услуг.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности учреждения, осуществляемая также в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг (ст. 7 Закона об аудиторской деятельности).

Последняя редакция ФЗ «Об аудиторской деятельности» внесенная законом Ф3-327 от 21.11.2011 г. предусматривает, что компания должна проводить обязательный аудит, если выручка от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 миллионов рублей. Также аудит обязателен, если сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей [2].

По новым правилам обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности должны проводить профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации, составляющие консолидированную отчетность, а также те организации, ценные бумаги которых свободно обращаются на рынке.

Основываясь на вышесказанное, бюджетные учреждения не подлежат обязательному аудиту по критерию организационно-правовой формы.

Однако если сумма выручки бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности за год превышает 400 млн. руб. или активы баланса от приносящей доход деятельности превышают 60 млн. руб., то оно подвергнется обязательному аудиту.

Аудит не отменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности) [2].

Следовательно, ни обязательный, ни добровольный аудит не освободит бюджетное учреждение от плановых и внеплановых проверок данных органов.

Основная цель аудита - подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности об исполнении бюджетной сметы и сметы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Методика аудиторского контроля включает следующие этапы:

- проверка правоустанавливающих, учредительных, регистрационных документов в целях установления их законности;

- ознакомление с положениями, регламентирующими деятельность учреждения;

- проверка соответствия бюджетного учета и отчетности;

- проверка составления и исполнения бюджетной сметы и сметы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;

- оформление результатов проверки.

Важное место в обеспечении организации аудиторской проверки занимает ее подготовка:

- четкое понимание особенностей объекта контроля;

- определение критериев оценки аудиторской проверки;

- предварительное планирование;

- определение уровня существенности и аудиторского риска;

- подготовка проведения проверки;

- составление обоснованной программы аудиторской проверки, включая сроки исполнения и методы получения аудиторских доказательств;

- подготовка рабочей документации - этот вопрос может находить отражение как в дифференцированных, так и в едином стандартах проведения аудиторской проверки.

Организация процесса планирования аудиторской проверки бюджетного учреждения представлена рис. 1.

Рис. 1. Организация процесса планирования аудиторской проверки бюджетного учреждения

При проведении контрольных мероприятий аудитор знакомится с деятельностью объекта контроля, изучает следующие документы: устав (положение), свидетельство о государственной регистрации в органах статисти-

ки, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, наличие утвержденных бюджетных смет учреждения в разрезе бюджетов, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др.

Особое значение на предварительной стадии планирования аудиторской проверки имеет оценка учетной политики и внутреннего контроля у бюджетного учреждения, так как это оказывает существенное влияние на определение аудиторского риска, определяет степень доверия к объекту контроля, трудоемкость и временные затраты аудиторских процедур при проверке по существу (величина аудиторской выборки).

При этом аудитор обязан получить достаточную уверенность в том, что учетная политика способствует достоверному отражению хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта, в частности бюджетного учреждения.

Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой уверенности. Когда аудитор убеждается, что может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность:

- сократить объем аудиторских процедур;

- проводить аудиторские процедуры более выборочно, чем он делал бы в противном случае;

- внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур;

- откорректировать предполагаемые затраты времени на осуществление аудиторских процедур.

В ходе аудиторской проверки бюджетного учреждения аудитору необходимо оценить:

- соответствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;

- правильно ли составлены бюджетная смета и смета за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также обоснованы ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов;

- соответствуют ли показатели бюджетной сметы лимитам бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;

- своевременно ли представляются бюджетным учреждением бюджетные сметы на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств;

- достоверно ли составлена отчетность бюджетного учреждения по исполнению бюджетной сметы и сметы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

При проверке соблюдения бюджетным учреждением нормативных актов аудитор должен установить:

- обеспечивается ли персонал бюджетного учреждения необходимыми нормативными актами, проводится ли систематическое ознакомление персонала с их требованиями;

- разработаны ли внутренние рабочие документы, включая учетную политику, схемы документооборота и визирования совершаемых финансово-хозяйственных операций и контроль за их соблюдением;

- организована ли качественная и работоспособная система бюджетного учета и внутреннего контроля.

Особенно пристальное внимание следует обратить на соблюдение учетной политики учреждения. При проверке аудитору необходимо выяснить, что:

- корреспонденция счетов контролируется главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, для установления бухгалтерских проводок действующей методологии;

- все хозяйственные операции санкционируются лицами, уполномоченными на то приказом руководителя бюджетного учреждения;

- финансово-хозяйственные операции отражаются в бюджетном учете только на основании первичных документов;

- остатки по счетам синтетического учета соответствуют остаткам по счетам в Главной книге;

- остатки по счетам синтетического учета в Главной книге соответствуют остаткам по счетам в журналах операций или замещающих их других учетных регистрах;

- данные аналитического учета соответствуют данным первичных документов и данным синтетического учета;

- отсутствуют случаи несоответствия сумм остатков по одному и тому же счету в разных регистрах бюджетного учета (Кассовая книга и Главная книга);

- отсутствуют случаи несоответствия сумм по одной и той же бухгалтерской проводке в разных регистрах бюджетного учета (Журнал операций и Главная книга);

- отсутствуют карандашные записи и неоговоренные исправления в первичных документах и регистрах бюджетного учета;

- операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

- средства целевого финансирования расходуются по назначению в соответствии с утвержденными сметами;

- учет ведется в соответствии с учетной политикой.

По результатам проверки организации бюджетного учета аудитор дает оценку системы его надежности. В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых бюджетным учреждением финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины.

При этом аудитор должен неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства и правил, регулирующих аудиторскую деятель-

ность в РФ. Аудитор несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности финансовой отчетности проверяемого учреждения.

Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности должно позволить пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности и принимать обоснованные решения.

Результаты независимого аудита, подкрепленные нормативно-правовыми документами, оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству бюджетного учреждения о результатах проверки.

При этом аудитор должен дать полный и обоснованный отчет с описанием системных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по разработке или внесению изменений в нормативно-правовые акты, способствующие устранению системных ошибок, и рекомендовать методику учета.

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод об отсутствии целесообразности привлечения бюджетными учреждениями аудиторских организаций для проведения добровольного (необязательного) аудита.

Кроме того, если учреждение все-таки решится на его проведение, то ему необходимо осознавать, что сам он заключается в проверке достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В случае если бюджетному учреждению необходимо, например, консультирование по вопросам применения налогов и сборов, оно должно заключить договор не на аудит, а на сопутствующие ему услуги либо и на то и на другое.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями внесен Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 244-ФЗ) (редакция, действующая с 04.12.2012 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 г. N 136-Ф3, от 28.12.2010 г. N 400-ФЗ, от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, от 01.07.2011 г. N 169-ФЗ, от 11.07.2011 г. N 200-ФЗ, от 21.11.2011 г. N 327-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru.

3. Гусев А. Проведение аудита в бюджетных организациях // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2008. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.