Другим основополагающим отличием является то, что согласно МСФО перемещение между отдельными статьями денежных средств и их эквивалентов рассматривается как способ управления ими, соответственно не включается в расчет. Составление данной формы отчетности в соответствии с российскими стандартами не предусматривает исключения внутреннего движения средств.
Источники:
1. Адаменко А.А. Отчет о движении денежных средств и МСФО 7: сравнительный анализ / А.А. Адаменко, А.А. Гусакова // В сборнике: Учетно-аналитические и финансовые инструменты управления бизнес-процессами в экономике. Материалы междунар. науч. конф. молодых ученых и преподавателей вузов. Составители Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов. - 2018. - С. 132-139.
2. Адаменко А.А. Отчет о движении денежных средств: порядок подготовки, информационно-аналитическое значение: монография / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 182 с.
3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, ред. от 11.06.2016). Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193533/
4. Папова Л.В. Интеграция МСФО и российского учета / Л.В. Папова, А.Н. Пивнева // Стратегические приоритеты развития экономики и ее информационное обеспечение: материалы международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - Краснодар, 2018. - С. 177-182.
5. Приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. №№ 11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)». Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112417/
6. Хорольская Т. Е. Особенности перехода России на МСФО / Т. Е. Хорольская, Д. М. Кулишова // Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности: Материалы II международной студенческой научной конференции (г. Краснодар, 21-22 апр.2015). - Краснодар: изд. Магарин О. Г., 2015. - С. 118-124.
Sources:
1. Adamenko A.A. Cash flow statement and IFRS 7: comparative analysis / A.A. Adamenko, A.A. Gusakova // In the collection: Accounting, analytical and financial instruments for managing business processes in the economy. Materials international. scientific conf. young scientists and university professors. Compiled by Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. - 2018 .- S. 132-139.
2. Adamenko A.A. Cash flow statement: preparation procedure, information and analytical value: monograph / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya. - Krasnodar: KubSAU, 2019 .- 182 p.
3. International Standard for Financial Reporting (IAS) 7 "Cash Flow Statement" (entered into force on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 28, 2015 No. 217n, as amended on June 11, 2016). Reference legal system "Consultant Plus". [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193533/
4. Papova L.V. Integration of IFRS and Russian Accounting / L.V. Papova, A.N. Pivneva // Strategic priorities for the development of the economy and its information support: materials of the international scientific conference of young scientists and university professors. - Krasnodar, 2018 . - S. 177-182.
5. Order of the Ministry of Finance of Russia dated February 2, 2011 No. 11n "On Approving the Accounting Regulation" Cash Flow Statement "(PBU 23/2011). Reference and Consultant-Plus Legal System. [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112417/
6. Khorolskaya T. E. Features of Russia's transition to IFRS / T. E. Khorolskaya, D. M. Kulishova // Modern problems of accounting and reporting: Materials of the II international student scientific conference (Krasnodar, April 21-22, 2015 ) - Krasnodar: ed. Magarin O.G., 2015 . - S. 118-124.
А.И. Аджиева - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия,[email protected],
A.I. Adzhieva - Associate Professor, Department of Accounting, Ph.D., North Caucasus State Academy;
Т.М. Борлакова - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия,
T.M. Borlakova - Associate Professor, Department of Accounting, Ph.D., North Caucasus State Academy.
АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ AUDIT OF FINANCIAL STATEMENTS OF THE BUDGETARY INSTITUTION
Аннотация. Статья посвященна возможности проведения аудиторской проверки в бюджетных организациях. Раскрыта сущность аудита финансовой отчетности, как самостоятельной формы контроля, направленной на оценку результатов финансовой деятельности, проводимой на основе отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения бухгалтерских ошибок и неточностей. Рассмотрены основные задачи государственного аудита. Сделан вывод о том, что бюджетное учреждение имеет право на расходы по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в том числе остатка средств на счете, текущего за счет накопительных субсидий на реализацию муниципальных заданий) при условии, что расходы были предусмотрены планом. Отмечено, что если нет возможности оплатить расходы по аудиту за счет субсидий на выполнение государственного задания, то эта выплата может быть произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Annotation. The article is devoted to the possibility of audit in budgetary organizations. The essence of the audit of financial statements as an independent form of control aimed at assessing the results of financial activities conducted on the basis of reporting forms and registers, in order to identify and further eliminate accounting errors and inaccuracies. The main tasks of the state audit are considered. It is concluded that the budget institution has the right to the costs of auditing the accounting (financial) statements (including the balance of funds in the account, current at the expense of cumulative subsidies for the implementation of municipal tasks), provided that the costs were provided by the plan. It is noted that if it is not possible to pay the audit costs due to subsidies for the implementation of the state task, this payment can be made at the expense of funds received from income-generating activities.
Ключевые слова: государственный аудит, финансовая отчетность, бюджетное учреждение, стандарт.
Keywords: state audit, financial reporting, budget institution, standard.
Часто, на практике, возникают ситуации, когда у руководителя бюджетного учреждения возникает необходимость оценить состояние бухгалтерского учета в учреждении в целом или проверить правильность ведения бухгалтерского учета, а также законность операций в какой-либо конкретной области бухгалтерского учета. Для этого учреждения привлекают специализированные аудиторские организации. Аудит финансовой отчетности - это самостоятельная форма контроля, направленная на оценку результатов финансовой деятельности, проводимая на основе отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения бухгалтерских ошибок и неточностей.
Аудит финансовой отчетности является самостоятельной формой контроля, направленной на оценку результатов финансовой деятельности, осуществляемой на основе отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения ошибок и неточностей в бухгалтерском учете.
Основные задачи аудиторского контроля (АК):
1. Сравнение данных самоотчета и фактического имущественного положения бюджетного учреждения с целью выявления полноты отражения информации и ее достоверности.
2. Контроль за соблюдением действующего законодательства (налогового, бюджетного, трудового, гражданского, бухгалтерского).
3. Проверка законности, рациональности и целесообразности использования имущества и финансовых активов хозяйствующего субъекта.
Выявление неиспользованных, скрытых резервов, способных существенно улучшить финансовое положение бюджетного учреждения [2].
Деятельность аудиторов регулируется Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Федеральным законом от 24.12.2008 № 307 "Об аудиторской деятельности" и иными нормативными правовыми актами, приказами и инструкциями.
Влияние на экономику тесно связано с деятельностью государства, выступающего в качестве субъекта управления, обеспечивающего функционирование и организацию элементов социально-экономической системы. Исходя из этого, можно утверждать, что в условиях рыночной экономики аудиторская роль государства базируется на решении многих актуальных проблем. В этой связи необходима система эффективного и нового государственного аудита, которая бы обеспечивала максимально эффективное использование финансовых ресурсов государства, целостность государственной собственности. Для государственного сектора Российской Федерации, в котором происходит активное проникновение рыночных отношений и их дальнейшее развитие, государственный аудит:
- это необходимый инструмент для финансового анализа и прогнозирования перспективных методов развития бизнеса в стране.
Основными задачами государственного аудита являются:
- проверка эффективности, целевого использования и сохранности бюджетополучателями бюджетных
средств;
- обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов, полученных от их использования;
- контроль полноты и своевременности формирования целевых фондов финансовых средств;
предоставление государственным органам данных о результатах проверки.
В соответствии с действующим законодательством существует два вида аудиторской проверки:
1. Обязательный аудит финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Субъекты, подлежащие ежегодному обязательному страхованию, названы в статье 5 закона № 307-ФЗ.
2. Произвольный или внеплановый контроль, то есть тот, который был инициирован по требованию руководства бюджетного учреждения.
Обязательный аудит проводится один раз в год, не позднее 3 календарных месяцев с момента окончания отчетного периода (финансового года). Объектом аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
С учетом вышеизложенного бюджетное учреждение может заключить договор на проведение аудита своей бухгалтерской отчетности либо с индивидуальным аудитором, либо с аудиторской организацией. Необходимо убедиться, что аудиторская организация или индивидуальный аудитор является членом саморегулируемой организации аудиторов.
В части бухгалтерского учета организаций государственного сектора установлен стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" от 31.12.2016 № 256н:
- Общие правила формирования рабочего плана счетов;
- порядок применения первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- основные методы оценки активов и обязательств;
- правила приема объектов на учет и выбытия из него.
Многие положения стандарта перекликаются с нормами Инструкции № 157н (раздел II). «Общие положения.))» В то же время некоторые понятия (например, объекты бухгалтерского учета, активы, обязательства, доходы, расходы, оценка) раскрываются более полно. Кроме того, вводятся новые термины и определения, которые ранее не использовались в инструкции № 157н.
Когда учреждение привлекает аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) для проверки своей отчетности, у него может возникнуть иллюзия, что впоследствии это учреждение точно избежит проверок со стороны государственных органов. Однако надежда на это ни на чем не основана.
В соответствии с п. 17 ст. 30 Федерального закона № 83 ФЗ неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставляемых бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в силу п. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, для которых эти учреждения созданы, при достижении ими показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), характеризующих объем муниципальной услуги (работы) [3].
При этом в случае использования остатков указанных средств в очередном финансовом году направления и суммы их расходования должны быть определены и утверждены в плане финансово -хозяйственной деятельности учреждения.
Таким образом, бюджетное учреждение имеет право на расходы по оплате работ по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в том числе остатка средств на счете, текущего за счет накопительных субсидий на реализацию муниципальных заданий) при условии, что расходы были предусмотрены планом (Письмо Минфина России от 17.11.2017 № 02 09 06/76308).
Отметим, что если нет возможности оплатить расходы по аудиту за счет субсидий на выполнение государственного задания, то эта выплата может быть произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности-это три ключевых этапа контрольных мероприятий по выявлению достоверности и полноты бухгалтерской отчетности и подготовке финансовой отчетности.
Первый этап включает в себя планирование и организацию проверок. То есть аудитор формирует план контрольно-ревизионной деятельности, на основании которого будет проводиться аудит бухгалтерского учета. Следует отметить, что начинать формирование плана аудиторского контроля рекомендуется после детального изучения деятельности бюджетного учреждения, его специфики, нормативной документации и других особенностей бухгалтерского учета.
На втором этапе аудиторского контроля аудитор приступает непосредственно к сбору и обработке бухгалтерской информации. Инспектор подробно изучает регистры бухгалтерского учета, первичную документацию и другие журналы учета для дальнейшего сопоставления с показателями бухгалтерского учета.
Заключительный этап-анализ и оценка. На основании выявленных нарушений инспектор формирует заключение о состоянии бухгалтерского учета и бухгалтерского учета в целом по хозяйствующему субъекту. То есть в заключении указываются не только недостатки бухгалтерского учета и обнаруженные ошибки, но и рекомендации по их устранению и предотвращению в будущем [1].
Стандарт не предусматривает возможности использования нестандартизированных форм регистров. В настоящее время такие реестры могут применяться на основании п. 11 Инструкции № 157н при условии, что они закреплены в учетной политике учреждения и содержат все обязательные реквизиты. Перечень этих реквизитов приведен в указанном пункте инструкции.
Помимо перечисленных норм, связанных с использованием первичных документов и регистров бухгалтерского учета, стандарт содержит аналогичные положения Инструкции № 157н правила подписания этих документов, перевода на русский язык документов, составленных на иностранном языке, хранения документов, а также возложение ответственности за регистрацию первичных документов и регистров.
Важно отметить некоторые отличия. Согласно действующим положениям пунктов 7, 11 Инструкции № 157н первичные документы и регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе или, при наличии технических возможностей учреждения, на компьютерном носителе - в виде электронного документа с использованием электронной подписи. В силу пункта 32 стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" от 31.12.2016 № 256н документы в основном будут составляться в форме электронного документа.
В заключение следует отметить, что бюджетное учреждение может привлекать аудиторскую организацию или индивидуального аудитора для проверки состояния его бухгалтерского учета и отчетности, удостоверяясь в том, что они являются членами саморегулируемой организации аудиторов. Следует иметь в виду, что привлечение аудиторской организации (индивидуального аудитора) для проверки достоверности ее
отчетности не освобождает учреждение от возможных проверок как со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и со стороны учредителя.
Источники:
1. Кучеров А. В., Курылева М. А., Романова Д. А. Аудиторская проверка бюджетных учреждений // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 357-359.
2. Остаев Г.Я. Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 8 (392). С. 37-41.
3. Балдина, С. В. Бюджетный учет в Российской Федерации / С.В. Балдина. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2018. - 816
4. Бюджетный учет и отчетность / А.С. Бизина и др. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. - 288 c.
5. Дорофеев, Вячеслав Бюджетный учет и отчетность в финансовых органах / Вячеслав Дорофеев. - М.: Вышэйшая школа, 2018. - 641 c.
6. Дун, Ирина Бухгалтерский учет и аудит в автономных учреждениях / Ирина Дун. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 240 c.
7. Касьянова, Галина Юрьевна Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях / Касьянова Галина Юрьевна. - М.: Ассоциация бухгалтеров, аудиторов и консультантов (АБАК), 2018. - 797 c.
8. Касьянова, Галина Юрьевна Бюджетный учет. Новые правила. Учебное пособие / Касьянова Галина Юрьевна. -М.: Ассоциация бухгалтеров, аудиторов и консультантов (АБАК), 2018. - 154 c.
Sources:
1. Kucherov A.V., Kuryleva M. A., Romanova D. A. Audit of budgetary institutions / / Young scientist. - 2013. - No. 6. Pp.
357-359.
2. Ostaev G. Ya. Some aspects of audit in budgetary institutions / / Accounting in budgetary and non-profit organizations. 2016. No. 8 (392). Pp. 37-41.
3.Baldina, S. V. Budget accounting in the Russian Federation. - Moscow: international center for financial and economic development, 2018. - 816
4. Budget accounting and reporting / A. S. Bizina et al. - M.: University textbook, Infra-M, 2018. - 288 c.
5. Dorofeev, Vyacheslav Budget accounting and reporting in financial authorities / VyacheslavDorofeev. - Moscow: higher school, 2018. - 641 c.
6. DOON, Irina Accounting and audit in Autonomous institutions / Irina DOON. - Moscow: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 240 c.
7. Kasyanova Galina Yuryevna accounting in state and municipal institutions / Kasyanova Galina Yuryevna. - Moscow: Association of accountants, auditors and consultants( ABAC), 2018. - 797 c.
8. Kasyanova, Galina Budget accounting. New rule. Tutorial / Kasyanova Galina. - Moscow: Association of accountants, auditors and consultants( ABAC), 2018. - 154 c.
В. В. Говдя - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета,
V.V. Govdya - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Accounting;
К.А. Величко - магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина»,
K.A. Velichko - undergraduate FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin".
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАТРАТНО-СТОИМОСТНЫХ ДЕСКРИПТОРОВ В
УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК
OPERATIONAL MONITORING OF COST AND VALUE DESCRIPTORS IN MANAGEMENT
ACCOUNTING ORGANIZATIONS APC
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации службы внутреннего контроля по оценке эффективности работы производственных подразделений (центров затрат) и аграрных формирований в целом на основе затратно-стоимостных дескрипторов. Авторами приведены научно-обоснованные доводы взаимосвязи отдельных видов учетного блока учетно-аналитического кластера посредством использования единой системы показателей при принятии управленческих решений.
Annotation. The article discusses the problems of organizing the internal control service for assessing the performance of production units (cost centers) and agricultural units as a whole based on cost-based descriptors. The authors present evidence-based arguments for the relationship of certain types of accounting unit of the accounting and analytical cluster through the use of a single system of indicators when making management decisions.
Ключевые слова: экономический агент аграрного рынка, служба внутреннего контроля, оценка эффективности функционирования, система дескрипторов
Keywords: economic agent of the agricultural market, internal control service, performance evaluation, descriptor system