Научная статья на тему 'Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками'

Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2788
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация аудита расчетов с покупателями и заказчиками»

АУДИТ

ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

С.Н. ШЕПЕЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Орловского государственного аграрного университета

А.И. ШЕПЕЛЕВА, директор ООО «Гранд-Аудит»

При проведении аудита отдельных разделов бухгалтерского учета у аудиторов возникают различные проблемы, связанные с организацией оказания подобного рода услуг.Рассмот-рим, как правильно подойти к решению проблемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Аудитор и руководство аудируемого лица в ходе подготовки проведения аудита достигают согласия в отношении условий его проведения. Согласованные условия отражают документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита — документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

Несмотря на то, что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, аудитору рекомендуется включить эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита).

Форма и содержание договоров оказания аудиторских услуг (писем о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:

• цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

• объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

• аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

• информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

• требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

• цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания оказанной услуги и порядок расчетов.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме

о проведении аудита) могут также быть указаны:

• договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита;

• право аудитора получить от руководства аудируемого лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

• обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кре-

дитным организациям и контрагентам аудируемого лица в целях получения информации, необходимой для проведения аудита;

• обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.

При необходимости в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) или приложениях к нему могут быть также приведены:

• договоренность о привлечении к работе по каким-либо вопросам аудита других аудиторов и экспертов;

• договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;

• договоренности, способствующие взаимодействию предполагаемого аудитора с предшествующим аудитором (при его наличии);

• любые ограничения ответственности аудитора в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

• информация о любых дополнительных соглашениях между аудитором и аудируемым лицом.

Правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» предусматривается, что аудиторская организация в процессе проведения аудита обязана оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности в целях выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:

• недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой

(бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;

• отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.

Аудитору следует принимать во внимание существенность:

• при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;

• при оценке последствий искажений.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским

риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.

Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально. Для этого составляются рабочие документы.

Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце (табл. 1). Их значение может быть занесено во второй столбец данной таблицы в тех денежных единицах, в которых подготовлена финансовая отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в четвертый столбец таблицы.

Среднее арифметическое показателей в четвертом столбце составляет: (316 тыс. руб. + 2 523 тыс. руб. + 2 163 тыс. руб. + + 4 836 тыс. руб. + 3 458 тыс. руб.) : 5 = = 2 659 тыс. руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на 88,1%:

(2 659 тыс. руб. — 316 тыс. руб.) : : 2 659 тыс. руб. х 100%.

Наибольшее значение отличается от среднего на 81,8%:

(4 836 тыс. руб. — 2 659 тыс. руб.) : : 2 659 тыс. руб. х 100%.

Так как значения 316 тыс. руб., 4 836 тыс. руб. отличаются от среднего на 88,1% и 81,8%, соответственно, отбросим их при дальнейших расчетах. Новое среднее арифметическое составит: (2 523 тыс. руб. + 2 163 тыс. руб.+ + 3 458 тыс. руб.) : 3 = 2 715 тыс. руб.

Полученную величину округляем до 2 700 тыс. руб. Данный показатель является уровнем существенности, и ошибки, превышающие 2 700 тыс. руб., будут являться существенными.

Важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска.

Аудиторский риск — это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора, или же признал, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет.

Приемлемый аудиторский риск рассчитывается по формуле:

ПАР = ВР х РК х РН, где ПАР — приемлемый аудиторский риск, %;

ВР — внутрихозяйственный риск, %;

РК — риск контроля;

РН — риск необнаружения, %.

Таблица 1

Определение уровня существенности СПК «Водолей»

Наименование базового показателя Суммовое значение базового показателя отчетности, тыс. руб. Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня

существенности, тыс. руб.

1 2 3 4

1. Балансовая прибыль - 6 321 5 316

2. Валовой объем реализации без НДС 126 173 2 2 523

3. Валюта баланса 108 188 2 2 163

4. Сумма собственного капитала 48 366 10 4 836

5. Общие затраты 124 536 2 3 458

На стадии планирования внутрихозяйственный риск СПК «Водолей» составляет 75%, риск контроля — 52%, риск необнаружения — 11%.

Тогда приемлемый аудиторский риск будет равен:

75% х 52% х х 11% = 4,3%. Это означает, что после проведения аудита риск невыявления каких-либо отклонений будет равен 4,3%.

Необходимо проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. Если какие-либо значения сильно отклоняются в большую или меньшую сторону от остальных, можно отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности.

После определения уровня существенности и аудиторского риска необходимо перейти непосредственно к составлению плана и программы аудита.

В плане ожидаемых работ необходимо определить следующие вопросы: объем выполняемых работ; сроки проведения и продолжительность работ; способы и приемы, применяемые при аудите; проведение инструктажа аудиторов.

В ходе планирования аудита в области расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо определить «ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как правило, подлежат сплошной проверке.

При оценке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.

Совокупность неисправленных искажений включает:

• конкретные искажения, выявленные аудитором, включая результаты неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита;

• наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены, т. е. прогнозируемые ошибки. Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую)

отчетность. Руководство вправе внести поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.

Согласно Правилу (стандарту) № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита (табл. 2) аудитору необходимо принимать во внимание:

Общий план аудита

Проверяемая организация Период аудита Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы

Аудиторский риск Уровень существенности

№ Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечание

1 Сбор необходимой информации об экономическом субъекте

2 Предварительное планирование, оценка риска и существенности

3 Инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита

4 Аудит состояния внутреннего контроля

5 Аудит учредительных и регистрационных документов экономического субъекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Аудит общего состояния расчетов с покупателями и заказчиками

7 Аудит системы расчетов с покупателями и заказчиками

8 Аудит правомерности списания безнадежной дебиторской задолженности и образование резервов для этих целей

9 Аудит операций расчетов с покупателями и заказчиками, правильность оформления счетов-фактур

10 Аудит операций по учету расчетов в национальной валюте

11 Аудит расчетных операций в иностранной валюте

12 Аудит расчетов с применением векселей

13 Контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы аудиторов и ассистентов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита

14 Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур

15 Подготовка отчета аудитора о проделанной работе руководству (учредителям) аудируемого лица

Директор аудиторской фирмы_

Руководитель аудиторской группы_

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

• общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

• особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к

2 (170) - 2006

Таблица 2

его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; • общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

• привлечение экспертов;

• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторс-

ких услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В табл. 3 представлена программа аудита расчетов с покупателями.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

В соответствии с Правилом (стандартом) № 5 «Аудиторские доказательства» аудиторская организация должна получить достаточные надлежащие доказательства в целях формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур

Таблица 3

Программа аудита

Задачи аудита Планирование

Установить: 1. Правильность исчисления, своевременность и полноту внесения в бюджет налогов и сборов. 2. Все поправки сделаны правильно Я одобрил цели аудита, а также дополнения, исправления и уровни исследования в отношении аудиторской программы Ф.И.О. (Подпись руководителя группы аудиторов)

Проверяемая организация___

Период аудита________

Количество человеко-часов___

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы___

Аудиторский риск______

Уровень существенности____

№ п/п Перечень проверяемых вопросов и (или) аудиторских процедур по разделам аудита Ссылка на аудиторские процедуры Период проведения Исполнитель Отчетные и рабочие документы аудитора Примечание

1 Аудит состояния внутреннего контроля в организации

1.1. Наличие подразделения внутреннего контроля и соответствие его целей, задач, состава и структуры целям управления организацией, масштабам его деятельности

1.2. Ответственность исполнительного органа за организацию внутреннего контроля

1.3. Распределение обязанностей между сотрудниками данного подразделения

1.4. Документальное оформление контрольных процедур

2 Аудит учредительных и регистрационных документов экономического субъекта

2.1. Соответствие учредительных документов экономического субъекта организационно-правовой форме

2.2. Соответствие учредительных документов действующему законодательству РФ

2.3. Наличие обязательных сведений об экономическом субъекте и его деятельности в учредительных документах

2.4. Наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы

2.5. Наличие лицензий на виды деятельности организации, которые подлежат обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством

2.6.Наличие свидетельств о постановке на учет организации в налоговых органах

3 Аудит общего состояния расчетов с покупателями и заказчиками

3.1.Аудит договоров с покупателями и заказчиками

3.2.Аудит первичных документов по отгрузке товаров, оказания услуг, выполнения работ

3.3.Аудит отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с расчетами с покупателями и заказчиками

3.4.Аудит регистров аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками

3.5 Аудит операций по учету расчетов в национальной валюте

3.6.Аудит операций по учету денежных средств на валютных счетах

3.7. Аудит системы расчетов с покупателями и заказчиками

3.8. Аудит правомерности списания безнадежной дебиторской задолженности и образование резервов для этих целей

4 Контроль руководителя группы за выполнением плана, качеством работы аудиторов и ассистентов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита

Директор аудиторской фирмы

проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу, Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Тесты средств внутреннего контроля означают действия, проводимые в целях получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся для получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

• детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

• аналитические процедуры. Источниками информации для проведения

проверки расчетов с покупателями и заказчиками являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета- фактуры, акты-сверки расчетов, соглашения о зачете взаимных требований, векселя, копии платежных документов, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга, оборотные ведомости, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и т.д.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

• проверка правильности оформления первичных документов по отгрузке товаров и оказанию услуг в целях подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

• подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности. При проверке договоров поставки аудитору

следует обратить внимание на момент перехода права собственности к покупателю по отгруженным товарно-материальным ценностям. Если в договоре предусмотрен переход права собственности

на отгруженные товарно-материальные ценности от поставщика покупателю по моменту оплаты, то отражение таких хозяйственных операций в бухгалтерском учете поставщика и покупателя имеет некоторые особенности. Так, у поставщика в этом случае производятся следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 45 «Товары отгруженные» К-т сч. 43 «Готовая продукция» — списана отгруженная покупателю продукция;

Д-т сч.51 «Расчетные счета» К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями» — оплачена покупателем отгруженная готовая продукция на расчетный счет поставщика;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями» К-т сч. 90 «Продажи» — отражена выручка от продажи;

Д-т сч. 90 «Продажи» К-т сч. 45 «Товары отгруженные» — списаны товары, отгруженные на продажу.

У покупателя до момента оплаты полученные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

При проведении аудита первичных документов по расчетам с покупателями и заказчиками аудитору следует уделять внимание применению унифицированных форм первичных документов, так как это дает возможность избежать ошибок и неточностей в отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Особое внимание при этом следует уделять правильности оформления выданных покупателем доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, а также идентичности подписей материально ответственных лиц в доверенностях и накладных. Неверно оформленные документы на отгрузку товарно-материальных ценностей могут привести к образованию безнадежной дебиторской задолженности, которую невозможно будет взыскать в судебном порядке, что в свою очередь приведет к необоснованным убыткам у предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для проверки правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете аудируемого лица аудитору, на взгляд авторов, следует разработать рабочий документ в виде табл. 4.

В таблице следует отражать все замечания по корреспонденции счетов по отражению хозяйственных операций на предприятии.

При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками аудитору следует обратить внимание на применяемые формы расчетов между юридическими лицами. Здесь важное место занимают расчеты наличными денежными средствами. Для получения наличных денег у покупателя-юри-

Таблица 4

Ведомость проверки бухгалтерских записей по продаже готовой продукции

№ п/п Наименование хозяйственных операций, номер и дата документа Корреспонденция счетов Примечание

По данным предприятия По данным проверки Корректирующие записи

Дебет Кредит Сумма Дебет Кредит Сумма Дебет Кредит Сумма

Ведомость составил_

Ведомость проверил_

Рабочий документ использован (не использован) для составления отчета аудитора

дического лица поставщик — юридическое лицо выдает своему представителю — физическому лицу доверенность на получение наличных денежных средств. Следует обратить внимание на правильность оформления доверенностей и использование их по назначению.

При оприходовании денежных средств в кассу поставщика в приходном кассовом ордере должно быть указано юридическое лицо (покупатель), от

которого получены денежные средства, и фамилия, имя, отчество физического лица (представителя), получившего деньги по доверенности, а также подробно указаны документы, по которым произведена оплата. Кроме того, должен быть пробит чек по контрольно-кассовой машине. При отсутствии контрольно-кассовой машины наличные денежные средства принимать от покупателей запрещено

законодательством РФ.

* * *

Не успели оформить

подписку на 2006 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: 921-69-49, 921-91-90 921-72-79

Http://www.financepress.ru Е-таП: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.