Научная статья на тему 'Планирование нагрузки в спорте'

Планирование нагрузки в спорте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2623
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЦИКЛ / МЕЗОЦИКЛ / ПЛАН / КОМПЬЮТЕР / ТРЕНИРОВКА / СОРЕВНОВАНИЕ / АНАЛИЗ / MACROCYCLE / MESOCYCLE / PLAN / COMPUTER / TRAINING / COMPETITION / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дугарова Джута Владимировна, Петренко Геннадий Петрович, Аксенов Максим Олегович

В работе рассмотрены подходы к автоматизации построения тренировочных планов спортсменов в различных видах спорта, а также анализ планов тренировок с помощью систем Polar 810 i, Navigator 305, а и специально разработанной программы «Спорт». Приводятся данные исследовательской работы по макроструктуре и мезоструктуре подготовки спортсменов в различных видах спорта. Авторами разработана и внедрена система рейтинга спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дугарова Джута Владимировна, Петренко Геннадий Петрович, Аксенов Максим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF LOAD IN SPORT

The paper considers approaches to automating the construction of athletes ’ training plans in various kinds of sport, as well as the analysis of training plans with the help of PolarSystems 810i, Navigator 305 and a specially designed program «Sport». The data of research on the macrostructure and mesostructure of training athletes in various kinds of sport are given. The authors have developed and implemented a system of athletes ’ rating.

Текст научной работы на тему «Планирование нагрузки в спорте»

Как видно из таблицы, разработанные блоки прикладной аэробики способствовали повышению уровня технической подготовленности. Достоверный прирост по этим показателям был отмечен только в ЭГ. Так среднегрупповые значения точности второй и первой передачи увеличились на 94% и 63,6%, соответственно. Передачи у стены у испытуемых ЭГ улучшились на 85%. Показатели точности подач возросли на 40%, а нападающего удара - на 80,6. Различия между показателями статистически достоверны при 1% уровне значимости (Р< 0,01).

Выводы. Достоверный прирост уровня физической, технической и координационной подготовленности юношей 11-12 лет подтвердил положительное влияние используемых средств, методов и организационных форм разработанной технологии. Разумеется, положительные изменения произошли и у юношей контрольной группы, однако конечные результаты соответствуют лишь средним показателям и не позволяют сделать вывод о высокой эффективности существующей традиционной методики. Традиционная методика подготовки волейболистов на этапе начальной подготовки преследует цель формирования и тщательной отработки, определенных технико-тактических действий, не создавая при этом необходимых условий для совершенствования психофизиологических характеристик, лежащих в основе координационных способностей. Таким образом, данная технология является эффективной и позволяет в более короткие сроки улучшить освоение техни-

ческих элементов волейбола на начальном этапе подготовки, от которых в дальнейшем будет зависеть проявление высокого технического мастерства.

Литература

1. Абрамов B.C. Аэробика и мы. - Ташкент: Медицина, 1999. - 174 с.

2. Беляев А.В., Савина М.В. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 360 с.

3. Вишняков A.B. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11-12 лет: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1993. - 24 с.

4. Гайворонская А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2009. - 27 с.

5. Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Сердюков

О.Э. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 30-33.

6. Краснова Г.О., Пармузина Ю.В. Методика преподавания оздоровительной аэробики: метод. пособие. - Волгоград, 2001. - 14 с.

7. Пармузина Ю.В. Методика занятий прикладной аэробикой с юными футболистами: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2006. - 156 с.

8. Романова Т.В. Совершенствование координационных способностей высоквалифицированных спортсменок в видах борьбы средствами аэробики: дис. ... канд. пед. наук. - РГУФК - М., 2006. - 119 с.

9. Ростовцева М.Ю. Дозирование аэробных и силовых упражнений в оздоровительной аэробике // Аэробика: Зима. - 2001. - С. 2-7.

Доржиева Ольга Сергеевна, аспирант кафедры теории физической культуры, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 89148493638

Галимов Геннадий Яковлевич, профессор Бурятского государственного университета, доктор педагогических наук, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Dorzhieva Olga Sergeevna, postgraduate student, department of the theory of physical culture, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. ph. 89148493638

Galimov Gennady Yakovlevich, professor, Buryat State University, doctor of pedagogical sciences, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 796.071.5

© Д.В. Дугарова, Г.П. Петренко, М.О. Аксенов ПЛАНИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ В СПОРТЕ

В работе рассмотрены подходы к автоматизации построения тренировочных планов спортсменов в различных видах спорта, а также анализ планов тренировок с помощью систем Polar 810 i, Navigator 305, а и специально разработанной программы «Спорт». Приводятся данные исследовательской работы по макроструктуре и мезоструктуре подготовки спортсменов в различных видах спорта. Авторами разработана и внедрена система рейтинга спортсменов.

Ключевые слова: макроцикл, мезоцикл, план, компьютер, тренировка, соревнование, анализ.

D. V. Dugarova, G.P. Petrenko, M. O. Aksenov PLANNING OF LOAD IN SPORT

The paper considers approaches to automating the construction of athletes ’ training plans in various kinds of sport, as well as the analysis of training plans with the help of PolarSystems 810i, Navigator 305 and a specially designed program «Sport». The data of research on the macrostructure and mesostructure of training athletes in various kinds of sport are given. The authors have developed and implemented a system of athletes ’ rating.

Keywords: macrocycle, mesocycle, plan, computer, training, competition, analysis.

Философия. Теория спорта, как и любая наука на Земле, подчиняется общенаучным законам и категориям философии. Так же, как и в философии, в теории спорта есть основные вопросы, которые не имеют однозначного решения. В философии основными вопросами являются, например такие: «Что первично: яйцо или курица?», «Что первично: материальное или сознательное?». В теории спорта этот вопрос можно трактовать различно, например: «Что первично: тренировка или соревнование?», «Что первично: планирование тренировки или ее анализ?». Ведь без анализа невозможно построить план. Углубляясь в проблему спортивной подготовки, можно найти достаточно большое количество подобных вопросов, которые во многом определяют доктрину и стратегию сценария построения подготовительно-соревновательной деятельности спортсменов, развития их спортивной формы, а также дальнейшую перспективу правильного научного обеспечения тренировочного процесса спортсменов.

Например, диалектическая категория взаимного перехода количественных изменений в качественные напрямую проявляется в реализации тренировочных планов мезоциклов. Чисто количественное увеличение приводит к качественному скачку (К. Маркс). В спорте основными параметрами нагрузки являются объем и интенсивность. И снова мы сталкиваемся с философским вопросом: «Интенсивность - это количество нагрузки или качество?» Если правильно трактовать этот вопрос в теории спорта, то увеличение объема ведет к росту интенсивности. Тогда возникает вопрос: «До какой величины необходимо увеличивать объем нагрузки, чтобы достичь нового качества?», если вернуться в философию, то там вариант этот вопроса можно сформулировать примерно так: «Сколько нужно положить на стол зерен риса, чтобы получилась куча?». Стержнем решения этого вопроса является адаптация. Человеческий организм способен адаптироваться к раздражителям любой природы, в том числе к физической нагрузке.

В нашей работе мы приняли критерий перехода спортсмена с одного уровня интенсивности тренировочной работы на другой. Таким критерием служит не просто увеличение объема работы в определенной зоне интенсивности, а увеличение скорости выполнения этого объема. Время для перехода с одного уровня интенсивности на другой равняется одному мезоциклу. Построение мезоцикла должно гарантировать переход спортсмена с одного качественного уровня на другой, новый, более высокий. Разработка подобной системы построения мезоциклов, гарантирующей в конечном итоге рост спортивной формы, с использованием современных информационных технологий, способных автоматизировать множество математических расчетов объема и интенсивности нагрузки, была положена в основу нашей работы.

Состояние проблемы. С учетом того, что современная наука движется в сторону информатизации и компьютеризации, мы выбрали направление, способное помочь тренеру правильно построить тренировочный процесс. Это направление связано с разработкой компьютерной программы, которая базируется на опыте подготовки спортсменов советской школы 80-х годов ХХ в. Преимуществом использования программы является то, что она способна выполнять большую рутинную работу в считанные секунды, представлять результаты анализа и моделировать весь сценарий подготовительносоревновательной деятельности спортсмена.

Цель работы - создать централизованную систему накопления данных о параметрах тренировочного процесса спортсменов, способную анализировать и планировать циклы подготовки спортсменов путем обмена данными через домен.

Задачи:

1. Провести ретроспективный анализ методик распределения тренировочной нагрузки по циклам и периодам подготовки спортсменов.

2. Разработать систему планирования и анализа тренировочного процесса спортсменов.

3. Разработать компьютерную программу для автоматизации анализа и планирования параметров тренировочной нагрузки спортсменов.

4. Создать банк данных по многолетнему выполнению тренировочных планов в различных видах спорта и уровню квалификации спортсменов.

5. Установить скрытые закономерности построения подготовительно-соревновательной деятельности спортсменов, развития их спортивной формы.

6. Исследовать изменение состояния организма спортсменов в зависимости от динамики объема и интенсивности нагрузки в макроструктуре.

Организация работы. Ретроспективный анализ методик распределения тренировочной нагрузки по циклам и периодам подготовки спортсменов нами проводился, начиная с 90-х годов ХХ в. Постепенно путем анализа и синтеза методик ведущих советских ученых-тренеров выстраивалась система, которая соответствовала принципам спортивной тренировки. Сценарий развертывания подготовительно-

соревновательной деятельности спортсменов математически должен отражать в себе проявление шести принципов: принцип направленности к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки, постепенность, цикличность, волнообразность и непрерывность тренировочного процесса (Аксенов М.О., 2010).

На сегодняшний день на базе научной лаборатории «Инновационные технологии подготовки спортсменов» Бурятского государственного университета реализуется проект по созданию компьютерной программы «Спорт 4.0», который после полной реализации позволит использовать домен как единый центр обмена информацией с пользователями. Ими могут быть спортсмены или тренеры, которые используют программу «Спорт 4.0» для управления тренировочной нагрузкой. Сегодня эта система имеет версию «Спорт 3.0» и работает через интерфейс функциями экспорт и импорт данных.

На протяжении 10 лет формировался локальный банк данных по 10 видам спорта, в котором содержится индивидуальная информация о ходе тренировочного процесса спортсменов различной квалификации, возраста и пола. Длительность подготовки спортсменов равняется нескольким олимпийским циклам. Общее количество исследуемых спортсменов составило более 30 человек.

Наряду с оценкой внешней стороны тренировочной нагрузки у спортсменов циклических видов спорта нами были использованы дополнительные инновационные технологии. В циклических видах спорта это система Polar 810 i и Navigator 305. Сопоставление этих двух систем позволило сделать соответствующие выводы о протекании адаптационных процессов в организме спортсменов в ходе подготовительносоревновательной деятельности.

Оценка мощности организма спортсменов проводилась различными способами в лабораторных условиях - на беговой дорожке, в условиях учебно-тренировочных сборов - степ-тестом. Для определения мощности организма спортсменов нами была использована двухступенчатая проба PWCJ70, в абсолютном и относительном значении показателей.

Структурирование тренировочного процесса. Цикличность общепринятой структуры структуры обусловливает последовательность проведения расчетных операций при составлении тренировочных планов (В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев, Р.А. Роман). Тренировочный процесс был разделен на 5 видов циклов.

Самый большой цикл - Олимпийский - был приравнен к периодичности проведения Олимпийских игр, длительность которых составляет четыре года. Математически распределить параметры тренировочной нагрузки на олимпийский цикл или промежуток времени больше этого цикла представляет определенную сложность. Увеличивается вариационный размах и величина допустимой ошибки составляемого плана. Следовательно, это влияет на снижение показателей эффективности управления подготовкой спортсменов.

Макроструктура подготовки была представлена в нашей методике макроциклами. Мы старались приравнивать один тренировочный макроцикл к одному календарному году. Классификация и типология макроструктуры напрямую зависит от календаря соревнований. В большинстве случаев мы использовали одноцикловые макроциклы, реже использовались сдвоенные и двухцикловые макроциклы. Подготовительный и соревновательный периоды занимают, как правило, 40-50% общей продолжительности цикла и 8-10% времени приходится на восстановительный период макроцикла. Это примерно около четырех недель - один месяц. Конечно, имеют место расхождения между планом и его выполнением. Реальная длительность макроцикла всегда больше запланированных рамок, приблизи-

тельно 1,5 лет. Поэтому четыре макроцикла не вмещаются в олимпийский цикл. Вероятно, в сборных командах в условиях УТС это реально. В наших исследованиях условия суточного режима и скорость адаптационных, восстановительных процессов не обеспечивали достижения полноценного кумулятивного эффекта и наличия фазы суперкомпенсации макроэнергетических веществ в организме спортсменов. Поэтому длительность макроциклов в большинстве случаев превосходит по времени календарный год. Необходимо стремиться к высокой скорости восстановления сил, иногда искусственно увеличивая эту скорость. Быстрое восстановление способствует более быстрому развитию спортивной формы. Хотя достижения спортивной формы при перерывах в занятиях равны тому же промежутку времени, необходимому для ее утраты. При максимальном уровне интенсивности в макроцикле количество мезоциклов равно пяти. При среднем уровне интенсивности, плотности количество мезоциклов равно четырем и при низкой общей интенсивности количество мезоциклов в

Первая цифра в названии варианта указывает на микроцикл с максимальной нагрузкой в периоде. Наиболее часто в подготовительном периоде объем тренировок распределяется по варианту «4-2», в соревновательном периоде - по варианту «2» или «3-1».

Как в периодах макроциклов, так и в периодах мезоциклов соотношение экстенсивных параметров тренировочной работы строится по следующей формуле: подготовительный период

макроцикле равнялось трем (Мы имеем в виду общую усредненную макроцикловую интенсивность).

Мезоциклы - основные «блоки» структуры тренировочного процесса. Раньше мы использовали 6-микроцикловые мезоциклы, но наши многочисленные данные экспериментов показали, что такие мезоциклы лучше использовать у начинающих спортсменов или у спортсменов с очень высокой скоростью метаболизма. В нашей научно-исследовательской экспериментальной работе нами использовались 8-микроцикловые мезоциклы. Если приравнять спортивноподготовительные циклы к календарному времени, то один мезоцикл можно приравнять к двум месяцем (восьми неделям). Первый месяц (4 недели) - подготовительный период, второй месяц - соревновательный период мезоцикла. Так как месяц состоит из 4-х недель с «хвостиком», за 2 месяца 2 таких «хвостика» и образуют восстановительный период мезоцикла - период общей физической подготовки, активного и пассивного отдыха. Варианты распределения объема и интенсивности тренировочной нагрузки мы определяли из представленной ниже таблицы:

Таблица 1

макро- и мезоцикла - 58%, соревновательный период - 42% от общего объема работы за цикл.

Микроциклы тоже имеют объемную и интенсивную фазы. Законы диалектики «Взаимного перехода количественных изменений в качественные» при правильном построении тренировки должны прослеживаться и в микроструктуре. Экстенсивные микроциклы всегда ближе к началу мезоцикла, чем интенсивные, так как чисто количественные накопления приводят к качественному скачку (К. Маркс). Нами разработана

Варианты распределения нагрузки в периодах мезоцикла

варианты нагрузка в % от месячного объема

1-й мкц 2-й мкц 3-й мкц 4-й мкц

Подготовительный период

4-2 21 28 17 34

3-1 27 18 32 23

2 20 35 27 18

1-3 32 19 27 22

2-4 22 33 18 27

2 23 32 26 19

1 31 27 23 19

Соревновательный период

1 36 28 24 12

3-1 29 25 35 11

2 28 33 26 13

1-3 32 26 29 13

специальная схема развития интенсивности на основе многолетней аналитической работы. По нашему мнению, природа развития интенсивности соответствует адаптационному синдрому и строить ее нужно в соответствии с формой развития адаптации спортсмена к нагрузке. Наряду с общей интенсивностью тренировочного занятия мы акцентировали усилия на построении интенсивности конкретного упражнения. Использовались разные виды оценки шкалы интенсивности, принятые в спорте. Микроциклы состояли, как правило, из 1 -2 «восстановительных» занятий по ОФП, в особых случаях 3 и 3-10 занятий по специальной подготовке. Обязательными являлись 1-2 моноцикла. Мы старались приравнивать один микроцикл к одной неделе, но это не всегда удавалось практически. В зависимости от характера питания, режима дня, состояния адаптационных систем организма спортсмена длительность таких циклов может составлять 3-10 дней. В нашей работе содержание каждого микроцикла определялось структурой моноциклов, в свою очередь выбор вида моноцикла зависел от направленности микроцикла.

Конечно, моноциклы в условиях учебнотренировочных сборов и в условиях тренировки без выездов существенно отличаются. Безусловно, большую роль на росте показателей спортивной формы играет утренняя зарядка. Наши многолетние наблюдении за спортсменами показывают, что частота утренних зарядок напрямую зависит от величины нагрузки, психологического напряжения и разнообразия используемых методов и упражнений. Моноциклы так же, как и другие циклы, в зависимости от периода мезо-цикла и макроцикла, при построении подготовки состоят из количественных и качественных компонентов, так называемых периодов или фаз. В данном случае - это тренировочные занятия. Как в условиях УТС, так и на тренировках без выездов, мы используем широкий арсенал моноциклов и тренировочных занятий. Проведенный нами анализ банка данных показал, что чаще всего, особенно в аспекте олимпийских циклов, один моноцикл соответствует одному тренировочному занятию. «Экстенсивные», «интенсивные», «на технику», «на тактику», «на выносливость», «на скорость» и так далее, название можно дать моноциклу любое, главное - это величина, динамика и соотношение нагрузки. Порой нам приходится сталкиваться с мнениями различных авторов-ученых, которые называют одни и те же цифры в циклах разными терминами, а иногда, бывает, спорят о том, как правильнее назвать

этот цикл. Мы не уделяем большого внимания названию цикла, главное - его содержание, называть его можно как угодно. При планировании моноциклов в работе мы старались и стараемся при двухразовых тренировках первое тренировочное занятие проводить при высокой экстенсивности, вторую тренировку - с высокой интенсивностью. Одно тренировочное занятие -основное, второе - дополнительное. Наблюдения показали, что к концу макроцикла у спортсменов появляется определенный фон усталости.

Вышеперечисленные циклы условны и относительны. Данные изученной литературы говорят, что основателями циклов явились такие ученые как Дитрих Харре (Германия), Лев Матвеев (Россия), Владимир Платонов (Украина). Произвести расчеты хотя бы одного параметра экстенсивности от олимпийского цикла до моноцикла, тренировки и конкретного повторения в подходе не просто. Этот процесс занимает немало времени, усилий и личных умений специалиста интерпретировать данные. На протяжении многих лет нами проводились эксперименты, составлялись планы на большие, средние и малые циклы «вручную» на бумаге. Сегодня в век информатизации, компьютеризации супертехнологии диктуют новые подходы в обработке полученных данных. Мировая наука практически по всем своим номенклатурам специальностей уже использует помощь и возможности компьютерных систем. Не остается без внимания и спортивная наука. Разработка специализированной программы, предназначенной для анализа, планирования и построения процесса подготовки спортсменов является одним из наиболее приоритетных направлений в нашей научноисследовательской работе наряду с развитием методики построения подготовки спортсменов. Модули программы способны также проводить мониторинг внутренней стороны тренировочной нагрузки спортсменов.

Компьютерная программа «Спорт». В 90-е годы ХХ в. мы понимали, что со временем ценность проводимой нами работы будет возрастать по мере накопления базы данных о ходе развертывания подготовительно-соревновательной деятельности спортсменов и их адаптационной системы. Поэтому для того, чтобы обеспечить наличие такого универсального инструмента, который мог бы иметь возможность приема информации о ходе развития тренировочного процесса, ее хранения, мобильной передачи, экспорта, импорта, конвертации, преобразования и вывода как данных первичной статистической

обработки, так и более сложных аналитических методов. Безусловно, столько функций может содержать в себе только одно средство - это компьютерная программа.

Наряду с разработкой методики распределения нагрузки по циклам и периодам тренировки параллельно проводилась работа по компьютеризации нашей методики, т. е. создание компьютерных программ на основе разработанных методик расчета и анализа планов на последующие циклы. От таблично-расчетного метода мы перешли к автоматизации. При каждом выходе новой операционной системы Microsoft Windows мы выпускали новую версию нашей программы. Сегодня готовится к презентации новая версия программы «Спорт 4.0» для «Windows 7». По опыту работы спортивного аналитического центра в Германии мы включили в нашу программу «Спорт 4.0» модуль - «Единый аналитический центр». Любой пользователь программы «Спорт 4.0» ведет тренировочный дневник, данные хранятся в локальной базе данных и могут быть экспортированы в единый банк данных.

Схема работы с программой «Спорт 4.0» складывается следующим образом: спортсмены и тренеры, имеющие достаточный уровень знаний, заносят планы своих тренировок в программу «Спорт 4.0». Спортсмен дистанционно может внести свою информацию в базу данных с помощью сети Интернет. Тренер, получив из базы данных информацию, может проанализировать любой цикл или тренировку спортсмена.

В настоящее время мы сотрудничаем со студенческим научным обществом, спортивными федерациями, школой высшего спортивного мастерства, Агентством по физической культуре и спорту, Российским государственным университетом физической культуры и спорта, Университетом спорта г. Кельн (Германия), Университетом штата Аляска (США), Европейским колледжем спортивной науки и др. С 2012 г. мы вступили в Европейское общество ученых в об-

ласти спорта и имеем полный доступ к базам данных европейской спортивной науки.

Сложноструктурированность, с одной стороны, и упрощение вывода окончательных результатов, с другой, дают сильный импульс к развитию одного из главных направлений нашей работы - модернизации и совершенствованию компьютерной программы «Спорт». Доступ к программе можно получить на нашей странице в Интернете www.startedu.ru.

Результаты работы. Большую часть выстраивания стратегии спортивно-педагогических исследований составили восьмимикроцикловые мезоциклы. Особый интерес представляют данные анализа макроструктуры и олимпийские циклы подготовки спортсменов. Параметры нагрузки были классифицированы в результате анализа на три вида аспектов: это нагрузка в динамике, соотношение различных видов нагрузки в цикле и величины экстенсивных и интенсивных параметров в периодах подготовки.

Тренировочный процесс в условиях учебнотренировочных сборов был также подвергнут анализу внутренней стороны нагрузки. Для ее циклических видов спорта мы используем системы Polar 810 i и Navigator 305, в тяжелоатлетических и ациклических видах спорта - двухступенчатую пробу PWCJ70. Графики сопоставления объема и интенсивности представлены на диаграмме 1.

На протяжении нескольких макроциклов мы сравнивали системы Polar 810 i и Navigator 305 в различных дисциплинах лыжных гонок. Сравнительный анализ нескольких микроциклов с использованием систем данных в различных дисциплинах лыжных гонок показал, что визуализация данных о тренировках более удобнее и информативнее в интерфейсе Polar.

Следует отметить, что для анализа «блоков», т.е. мезоциклов идеально подходит система «Спорт 4.0»

Диаграмма 1

Соотношение интенсивности выполнения тренировочной нагрузки лыжников и внутренней стороны нагрузки по частоте сердечных сокращений с использованием Navigator 305

Диаграмма 2

Динамика внутренней стороны тренировочной нагрузки лыжников с использованием системы Polar 810 i

Polar Precision Performance SW - [Curve]

gg File Edit View Tools Tests Reports Options Windows Help

tät У <S> Щ |Ф V Ш Ф ÍC: klL Ё* Iff

Ш üi¿ ite* Ш

HR [bpm]

HR [bpm]

Time: 0:00:00 HR: 102 bpm

Calorie rale: 470 kcali60mln

Person Бурченкова Анастасия Date 17.04.2011 Heart rate averac 143 bpm Limits 1 120- 165

Exercise 17.04.2011 17:10 Time 17:1 B:34 Heart rate max 192 bpm Limits 2 130- 165

Sport Running Duration 1:02:03.0 Limits 3 130- 160

Note Selection 0:00:00- 1:02:00 (1 02:00 0)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурченкова Анастасия

/5* Й ^

Polar Precision Perfor.,. §S Навигатор графики ..

Ш-v О

Ойъем

Динамика нагрузки по микроциклам

Диаграмма 3

- Интенсивность

Как видно из диаграммы 3, общее снижение экстенсивности (объема) и рост интенсивности наблюдаются, как правило, в любом цикле. Это связано с появлением у спортсменов определенного фона усталости к концу соревновательного

периода. Таковы общие тенденции подготовки спортсменов в большинстве видов спорта [1, 2,

3, 5, 23, 25, 31 и др.].

Мы уделили внимание подобным процессам в макроструктуре.

Диаграмма 4

Динамика внешней стороны тренировочной нагрузки в тяжелоатлетических видах спорта с помощью системы «Спорт» длительностью в два олимпийских цикла

+ Обьем ♦ Интенсивность

На приведенной диаграмме 4 анализ параметров выполнен по периодам мезоциклов. Заметно неординарно-волнообразное периодичное изменение величин нагрузки. Вывод результатов анализа возможен в трех вариантах: в виде текста, в виде таблицы и в виде диаграмм. Более

детальный анализ можно выполнить, задавая разные опции программ. Но это отдельная тема для обсуждения. Результаты нашей работы показывают, что с использованием программы «Спорт» можно сделать анализ совокупности данных о спортивной подготовке, отслеживая

скрытые закономерности протекания как адаптационных процессов, так и закономерностей развития самого процесса тренировки.

Заключение. Современные тенденции соревновательной деятельности все ближе склоняются к тому, что практически во всех видах спорта, особенно в олимпийских, вводятся системы рейтинга спортсменов. В 2011 г. нами разработан рейтинг спортсменов по определению возможности их функциональных систем посредством модернизированного теста PWCl70. Результаты тестирования выражаются как в абсолютных значениях, так и в относительных.

Решение затронутых проблем в спортивной тренировке на современном этапе все больше выходит за рамки национальных границ. Поэтому для их углубленного решения требуется интенсивное международное сотрудничество специалистов в области построения спортивной тренировки. Потребность в этом давно назрела, став особенно актуальной в наше время в силу происходящей глобальной интенсификации международных контактов. Без этого автором туманно видятся перспективы детализации устоявшихся принципов спортивной тренировки и открытия на их основе новых, соответствующих современному темпу жизни принципов построения спортивной тренировки [2].

Литература

1. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. - 80 с.

2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Изд. 4-е, испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.: ил.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.: ил.

4. Платонов В.Н. Допинг и эргогенные средства в спорте. - Киев: Олимпийская литература, 2003. -575 с.

5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее

практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

6. Рубин В.С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 136 с.

7. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Хамаганов Б.П. Подготовка спортсменов в тайском боксе. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - 130 с.

8. Сагалеев А.С. Соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев / науч. ред. С.В. Калмыков. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. - 248 с.

9. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: СпортАкадем-Пресс, 2001. - 184 с.

10. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры: в 2 т. / под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

11. Теория спорта / под ред. В.Н. Платонова. -Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1987. - 424 с.

12. Харре Д. Учение о тренировке: пер. с нем. -М.: Физкультура и спорт, 1971 - 328 с.: ил.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Изд. 3-е, стер. -М.: Академия, 2004. - 480 с.

14. Энциклопедия олимпийского спорта: в 5 т / под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 494 с.

Интернет-источники

15. www.bsu.ru

16. www.rsl.ru

17. www.sportedu.ru

18. www.tfk.bsu.ru

19. www.startedu.ru

20. www.informika.ru

21. www.infosport.ru

22. www.mail.ru

23. www.nbrb.ru

24. www.nic.ru

25. www.sportkniga.com

26. www.sovsportizdat.ru

27. www.polar-russia.ru

28. www.dshs-koeln.de

29. www.google.com

Дугарова Джута Владимировна - доцент кафедры спортивной медицины БГУ, заместитель декана факультета физической культуры, спорта и туризма по учебной работе. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а.

Петренко Геннадий Петрович - декан факультета физической культуры, спорта и туризма БГУ, доцент кафедры спортивного менеджмента и туризма.

Аксенов Максим Олегович - доцент кафедры теории физической культуры факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского государственного университета, заведующий научной лаборатории БГУ «Инновационные технологии подготовки спортсменов». E-mail: 6730@mail.ru

Dugarova Dzhuta Vladimirovna - associate professor, department of sports discipline, Buryat State University, deputy dean for educational work, faculty of physical culture, sport and tourism. Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

Petrenko Gennady Petrovich - dean of the faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, associate professor, department of sports management and tourism.

Aksenov Maksim Olegovich - associate professor, department of the theory of physical culture, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, head of the scientific laboratory of BSU “Innovative technologies of sportsmen training”. E-mail: 6730@mail.ru

УДК 37.02 З-155 © С.В. Задевалова

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЕЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ

В статье рассматривается человек как личность, представляющая собой сознательный уровень внешних социальных, общественных отношений: экономических, политических и правовых. Рассматриваются определяющие факторы развития личности; основы жизненно активной позиции как самоценной формы активности развивающейся личности; процессы достижения индивидом личностной зрелости, обретение им биологической зрелости; достижение субъектом сознательного уровня управляемого саморазвития и самосовершенствования.

Ключевые слова: личность, индивид, социальная зрелость, социально активная жизненная позиция, само-реализациия, самоактуализация.

S. V. Zadevalova

THE INFLUENCE OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY STRUCTURE COMPONENTS ON FORMATION OF ITS ACTIVE LIFE POSITION

The article considers a person as a personality, which comprises a conscious level of external social, public relations: economic, political and legal ones. The determinants of personality development are considered; fundamentals of vital active position as a self-valueable form of developing personality’s activity; processes of attaining personality’s maturity by an individual, gaining its biololgical maturity;attainment a conscious level of controlled self-development and self-perfection by a subject.

Keywords: personality, individual, social maturity, socially active life position, self-realization, self-actualization.

В современном обществе, стремящемся к высоким технологиям, научному прогрессу, очень мало внимания уделено личностному, индивидуальному воспитанию человека. «Область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки», - говорил Ананьев (Ананьев Б.Г., 2008).

Конец XIX - начало XX в. - период появления целостных психолого-философских концепций личности, среди которых особенно выделяются концепции В.М. Бехтерева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лазурского, С.Л. Франка. Активно разрабатывались вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности, уникальности и индивидуальности личности, вопросы характерологии.

В 30-60-х гг. XX в. личностный принцип активно отстаивался С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым. Основными идеями авторов явились концепции сохранения сущности личности в столкновении с обществом. В 60-х - конце 80-х гг. XX в. возникла необходимость создания новой теории личности, которая была определена идеологическим заказом КПСС. Основоположником концепции «но-

вого советского человека» был Б.Г. Ананьев и его последователи. Вся психология и прежде всего психология личности потеряла истинный предмет своего исследования.

В 90-х гг. XX в. в развитии психологии личности наиболее значимыми стали работы А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, А.Б. Орлова, В.А. Петровского. Личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Это период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации (Орлов А.Б., 2002).

Таким образом, авторы предполагают выявить на основе теоретико-методологического анализа основы жизненно активной позиции как самоценной формы активности развивающейся личности.

Личность или человеческий индивид формируется в аспекте его социальных качеств, в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Природную основу личности образуют ее биологические особенности, но все же определяющими факторами развития (т.е. сущностным основанием) являются не природные, а социально значимые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.