Научная статья на тему 'К вопросу об интенсивности спортивной нагрузки'

К вопросу об интенсивности спортивной нагрузки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
314
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВКА / НАГРУЗКА / СПОРТ / СОРЕВНОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / АДАПТАЦИЯ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБЪЕМ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ЭКСТЕНСИВНОСТЬ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / МЕЗОЦИКЛ / МАКРОЦИКЛ / БАНК ДАННЫХ / TRAINING / LOADING / SPORT / COMPETITION / PLANNING / ANALYSIS / MANAGEMENT / ADAPTATION / PROGRAMMING / PROGRAM / TECHNIQUES / TECHNOLOGY / MODELLING / VOLUME / INTENSITY / EXTENSIVENESS / PERIODIZATION / MESOCYCLE / MACROCYCLE / DATABANK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аксенов Максим Олегович, Гаськов Алексей Владимирович

В статье дается разработка интерактивной системы управления тренировочным процессом спортсменов. Проведен детальный анализ динамики нагрузки в макроструктуре подготовки спортсменов по некоторым видам спорта. Ведется активная работа по созданию банка данных о параметрах тренировочной нагрузки спортсменов. Проведен сравнительный анализ периодов мезоцикла в различных аспектах. Результаты работы размещены в сети Интернет. Получен патент на программу анализа и планирования подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Аксенов Максим Олегович, Гаськов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF SPORTS LOADING INTENSITY

The development of the interactive control system of sportsmen training process is presented in the article. The detailed analysis of dynamics of loading in the macrostructure of sportsmen training in some kinds of sports has been carried out. The active work on databank concerning the arrangement of parametres of sportsmen training loading is conducted. The comparative analysis of the mesocycle periods in various aspects has been carried out. The results of work have been displayed in the Internet. The patent for the program of the analysis and planning of sportsmen training has been got.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интенсивности спортивной нагрузки»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК 796.85+004.4 © М.О. Аксенов, А.В. Гаськов

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНСИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ НАГРУЗКИ

В статье дается разработка интерактивной системы управления тренировочным процессом спортсменов. Проведен детальный анализ динамики нагрузки в макроструктуре подготовки спортсменов по некоторым видам спорта. Ведется активная работа по созданию банка данных о параметрах тренировочной нагрузки спортсменов. Проведен сравнительный анализ периодов мезоцикла в различных аспектах. Результаты работы размещены в сети Интернет. Получен патент на программу анализа и планирования подготовки спортсменов.

Ключевые слова: тренировка, нагрузка, спорт, соревнование, планирование, анализ, управление, подготовка, адаптация, программирование, программа, методика, технология, моделирование, объем, интенсивность, экстенсивность, периодизация, мезоцикл, макроцикл, банк данных.

M.O. Aksenov, A.V. Gaskov TO THE PROBLEM OF SPORTS LOADING INTENSITY

The development of the interactive control system of sportsmen training process is presented in the article. The detailed analysis of dynamics of loading in the macrostructure of sportsmen training in some kinds of sports has been carried out. The active work on databank concerning the arrangement of parametres of sportsmen training loading is conducted. The comparative analysis of the mesocycle periods in various aspects has been carried out. The results of work have been displayed in the Internet. The patent for the program of the analysis and planning of sportsmen training has been got.

Keywords: training, loading, sport, competition, planning, analysis, management, training, adaptation, programming, program, techniques, technology, modelling, volume, intensity, extensiveness, periodization, mesocycle, macrocycle, databank.

Целью работы является разработка инновационной системы планирования тренировочного процесса спортсменов по различным видам спорта. Изучением этого вопроса занялись еще в середине 90-х годов, когда технология планирования представлялась весьма простой и достаточно примитивной. Она заключалась в построении программ на основе различных тренировочных комплексов, представленных в дорогих и красочных журналах. Несколько лет практической работы с такими программами привели нас к их детальному анализу, в результате которого мы пришли к выводу о расширении и углублении системы планирования и анализа и более научному подходу к организации тренировочного процесса.

Следующим существенным этапом в нашей работе явилась разработка документов по планированию нагрузки по структурным составляющим процесса подготовки спортсменов. В конце 90-х - начале 2000-го года нам удалось разработать достаточно сложные таблицы, так называемые «Матричные модели» для планирования тренировочной нагрузки по зонам интенсивности и управления ею в мезоструктуре тренировочного процесса спортсменов. Работа велась, что называется, с бумагой: мы заполняли эти таблицы, планировали тренировки, микроциклы, делали анализ, на основе которого составлялись новые тренировочные планы. Таким образом, со временем эти таблицы претерпели существенные изменения: модернизировались, где-то упростились, объединились, стандартизировались.

К началу 2000-х годов, с широкой популяризацией Windows 2000 и XP, мы экстраполировали текущие результаты нашей работы в электронные табличные формы программы Microsoft Office Word 2003. За счет этой разработки мы имели возможность экономить время - не проектировать таблицы вручную. Но заполнять их все же и рассчитывать парциальные параметры нагрузки приходилось дос-

35

таточно длительное время - нужно было долго работать с калькулятором, применяя свои математические познания, и выполнять «рутинную работу».

С 2003 года мы экспортировали текстовые таблицы в электронный формат Microsoft Office Excel 2003. Это приложение отличается от предыдущего тем, что можно вводить формулы - и программа производит все расчеты автоматически. Это позволило экономить время не только для подготовки таблиц, но и для выполнения всех расчетно-графических работ. Тем не менее формат работы в ECXEL тоже со временем существенно модернизировался. Вначале таблицы были более сложными, содержали большое количество листов, параметров, которые в практике оказались просто лишними. До 2007 года, на протяжении около 5 лет, занимались планированием и анализом тренировочных параметров нагрузки в электронных таблицах.

С 2008 года наступил новый этап нашей исследовательской работы, когда удалось создать первую версию самостоятельной компьютерной программы с удобным интерфейсом, полностью отражающим предыдущие методики, разрабатываемые нами на протяжении ряда лет. Программа в большей степени соответствовала современным информационным технологиям. Стандартными функциями обработки информационных потоков о процессе развития тренированности спортсмена являются сбор информации, хранение, разновидности передачи, включая возможности сети Интернет.

В 2008 году наши идеи нашли поддержку в Министерстве образования, университете, у студентов и аспирантов. За счет фондов грантовой поддержки молодых ученых мы получили возможность расширить нашу программу.

ВВЖПЗНОЕЭ

и и J

Теперь мы можем анализировать количественные и качественные параметры подготовительносоревновательных нагрузок; составлять планы на моно-, микро-, мезо- и макроциклы подготовки; моделировать картину тренировочного процесса; рассматривать динамику нагрузки, соотношение тренировочных средств; осуществлять контроль и планирование средств восстановления. Добавились функции по мониторированию показателей физической работоспособности, подготовленности и тренированности.

Наша многолетняя количественная работа привела к новому качеству - у нас появился банк данных. Банк данных - это централизованная система, его основой является накопление, хранение, поиск, структурирование и выдача информации по запросу пользователей. В банке содержатся данные о величинах объема и интенсивности тренировочной нагрузки на каждого спортсмена. Все параметры можно классифицировать по признакам сопряженности: вид спорта, квалификация спортсмена, период тренировок и детальный анализ средств подготовки.

Т*г* а

Упвь*е1^ииа дпа «ьтт гг • 4 УприНЙФН ДНЯ ГГЯчЖОЙ 1ЯГ Уйрьд■ ! ■?! ■** А*И п(ыс:гха» е>~*

Футб4Л|

Кдая

Боръ&а

Вдоме ► 1-10*4 мггтере-аьп £*> гь> Г 1>А Опе ме-Л^Пр^ч О А*’*44

<0 ГХтр^ОЛ.

ОС ь Л по

Ё^зт-агиз-адоэ

0 7«кс1Т о СЧ*«*С*и*им»

И Т-нбгма-а Сйрцр6%

ГЬ^ОКМГТЬ-

006 хм

@№гТВ№*МОСТЪ

< ] [ Г в-Т№& | |

Детальный анализ включает в себя соотношение средств специальной, вспомогательной и общей подготовки. Аналитические отчеты могут содержать следующие опции: временной интервал - по годам, месяцам, неделям и дням. Можно задать период анализа самостоятельно. Следующая опция: визуализация данных - включает в себя вывод данных в текстовом, табличном форматах или в виде графиков и диаграмм. Можно видеть отдельно динамику восстановления или задавать любые показатели самостоятельно в разделе «контроль».

1 ■ ]о*«№-СЧП |Ц ■ - , _ л ■ечЯЛ Ми»|ПР*1 я.

!р*чи -1 •М1 ■**уа

1 -М ■м (и 1

] '-1 44 Л»~ 2«ЯЛ1» л* п_* М1Л

| ЛЯ ЛИ' - я я ли ага чл тт

1 =1 4;лв: ■??? та

№ нйгш* л »л *4.0

“ к гс* * У 0 Й С « Е £ЗГв*- ' - * « Р П - • *»- * О

Мы посчитали необходимым обязательно добавить в анализ выводы отчетов по средствам ОФП (общей физической подготовки). Ведь доля ОФП определяет в конечном итоге работоспособность спортсменов, необходимую для роста специальной спортивной формы. Учет ОФП может регистри-

роваться в банке данных как отдельными тренировочными занятиями, так и упражнениями в одной тренировке.

При необходимости можно экспортировать все данные в приложение Microsoft Office Excel или другие компьютерные программы.

Трудно не согласиться с утверждением, что современные информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности человека. Не представить повседневный быт без сотовой связи, платы товаров и услуг через Интернет, банкоматов, спутникового и цифрового телевидения и т. д. Специальные технические средства используются высококлассными специалистами и в области обслуживания и диагностики автомобилей, в космонавтике, бухгалтерии, медицине, строительстве, торговле и других сферах.

Тем не менее крайне редко можно встретить специалиста по физической культуре или тренера, хорошо владеющего современным компьютером или каким-то специализированным техническим средством, таким как, например, система Polar или Navigator. Проблема состоит в том, что для большинства тренеров в России нет отечественных легкодоступных разработок, которые могли бы облегчить им работу, связанную с анализом или планированием тренировочного процесса спортсменов, а те, которые есть, не зарекомендовали себя на практике из-за своей сложности или высокой цены. Поэтому тот банк данных и разработанная система, которую сегодня имеем мы, в конце концов придают спорту новое качество, параметры его намного будут превышать возможности управления тренировочным процессом, что называется, «в ручную» или «интуитивно, на глазок».

Однако работа с такими инновационными системами имеет свои особенности. Иногда даже один и тот же процесс можно видеть «с разного расстояния», и неопытный специалист может при этом делать разные выводы. Как уже говорили выше, мы имеем достаточно объемный банк данных, включающий в себя многочисленные экспериментальные методики, апробированные в нескольких видах спорта. Как пример, приведем анализ мезоцикла.

Структура процесса подготовки, принятая нами, строится на базовых, общетеоретических основах. Олимпийский цикл делится на четыре года - макроцикл, который в свою очередь состоит из нескольких мезоциклов продолжительностью по 8 недель: 4 недели - подготовительный период, 4 недели - соревновательный период и 1 неделя - переходный (восстановительный) период. Макроцикл тоже имеет такую же структуру, продолжительность его: 5-6 месяцев - подготовительный, 5-6 месяцев - соревновательный и 1 месяц - переходный период. Подготовительный период в любом цикле характеризуется большим объемом и постепенным ростом интенсивности. При распределении годового объема нагрузки по периодам мезоциклов мы учитываем, что в соревновательном периоде макроцикла у спортсменов накапливается определенный фон усталости, поэтому объемы работы несколько снижаются. Формула соотношений объемов тренировочной работы в макро- и мезоциклах выглядит так: 58% и 42% соответственно в подготовительном и соревновательном периодах от общего объема в цикле. Удобнее всего, на наш взгляд, осуществлять планирование для каждого тренировочного мезоцикла отдельно.

Особенностью распределения тренировочной нагрузки внутри мезоциклов является варьирование количественных и качественных параметров нагрузки между микроциклами по так называемым «вариантам распределения нагрузки». В настоящее время мы используем следующие варианты распределения: подготовительный период «4-2», соревновательный период «2» (табл.1).

Запланированная на период мезоцикла нагрузка выполняется неравномерно: микроциклы с большим объемом нагрузки чередуются с микроциклами, включающими малые и средние нагрузки. Для соревновательного периода характерно снижение нагрузки в 4-м (последнем) микроцикле на 11-14% от общего объема соревновательного периода. Один период мезоцикла мы стараемся приравнивать к одному календарному месяцу: 4 недели с «хвостиком», то же самое в соревновательном периоде. Как раз вот этот «хвостик» - пятая неполная неделя в месяце - и является восстановительным периодом мезоцикла.

Мы не стали углубляться в подробности детального анализа распределения процесса планирования и структурирования подготовки спортсмена. Следует лишь отметить, что разработанная нами схема прироста спортивного результата экспортирована из банка данных спортсменов-пауэрлифтеров старших разрядов в возрасте 25-29 лет.

Таблица 1

Варианты распределения нагрузки в периодах мезоцикла

Варианты Нагрузка в % от месячного объема

1-й мкц 2-й мкц 3-й мкц 4-й мкц

Подготовительный период

4-2 21 28 17 34

3-1 27 18 32 23

2 20 35 27 18

1-3 32 19 27 22

2-4 22 33 18 27

2 23 32 26 19

1 31 27 23 19

Соревновательный период

1 36 28 24 12

3-1 29 25 35 11

2 28 33 26 13

1-3 32 26 29 13

Посмотрим, как выглядит анализ нагрузки:

Объем тренировочной работы составил ^=1848 - количество подъемов штанги (КПШ). Мерой интенсивности мы считаем напряженность организма спортсмена. С внешней стороны она оценивается средним весом поднимаемого отягощения и находится путем деления объема выполненной нагрузки в килограммах на число подъемов (КПШ). Интенсивность нагрузки в нашем эксперименте составила ^=74.0 кг. Так определяется средний тренировочный вес отягощения как в отдельном упражнении, так и за тренировку: в неделю, месяц, год. Соотношение специальных и вспомогательных упражнений выглядит как 68,1% к 31,9% соответственно от общего объема мезоцикла.

При анализе одного мезоцикла - первый мезоцикл в новом макроцикле - можно видеть следующую картину тренировочного процесса: обратно пропорциональное распределение между объемом и интенсивностью, где объем в подготовительном периоде имеет волнообразную форму, а в соревновательном периоде - неординарно-нисходящую. Интенсивность работы можно условно обозначить как ступенчато-восходящую (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Распределение нагрузки по дням

^О6ьем^^_^^^+^1нтенсивность_|

Проведенный анализ возможно получить только с помощью новейшей системы анализа внешних параметров тренировочного процесса - «Спорт 3.0», разработанной на кафедре теории физической культуры Бурятского государственного университета. Опции программы позволяют оценить динами-

ку параметров тренировки по микроциклам - неделям (диаграмма 2). Несмотря на то, что мы имеем дело с одним и тем же тренировочным планом, график выглядит несколько иначе, потому что задана другая опция - «вывести отчет по неделям» (в диаграмме 1 отчет был выведен по дням).

Диаграмма 2

Распределение нагрузки по неделям

В диаграмме 3 в самом общем виде представлены направления объема и интенсивности в подготовительном и соревновательном периодах мезоцикла. Такое распределение можно назвать обратно пропорциональной зависимостью между количеством и качеством внешнего раздражителя для атлета, то есть нагрузки. Коэффициент корреляции при таком графике с виду можно оценить как «-1» линейный отрицательный.

Общее снижение объема и рост интенсивности наблюдается, как правило, в любом цикле. Это связано с появлением у спортсменов определенного фона усталости к концу соревновательного периода.

Таким образом, один и тот же план тренировок с разного расстояния можно видеть по-разному: по дням - более детальным, по неделям - наиболее понятным и удобным для оценки отставленного тренировочного эффекта, по месяцам видна зависимость между параметрами тренировочной нагрузки. В итоге мы получаем общую оценку, насколько правильно соотносятся объем и интенсивность между собой, есть ли глобальные ошибки.

Диаграмма 3

Распределение нагрузки по месяцам

^Объем^сть_|

Квалифицированные и неквалифицированные специалисты используют в своей практике работы варианты отчетов. Не всегда график способен передать то, что хотелось бы увидеть, хотя глубина отображения одного из параметров может создать у автора методики правильное, а иногда и не совсем правильное впечатление об особенностях хода тренировочного процесса. Все три диаграммы,

приведенные выше, наглядно показывают, что одну и ту же динамику можно видеть по-разному с точки зрения моно-, микро- или мезоструктуры.

Выводы. Таким образом, предложенная нами методика на протяжении нескольких лет отражает в своем содержании, как нам это представляется, диалектический подход в развитии спортивной формы. Здесь проявляются в полной мере категории взаимного перехода количественных изменений в качественные, соблюдаются все принципы спортивной тренировки: направленность к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки, цикличность тренировочного процесса, постепенность в наращивании нагрузки, непрерывность тренировочного процесса, волнообразность тренировочной нагрузки.

Методика тренировки построена таким образом, что подразумевает в себе адаптацию спортсмена к каждой зоне интенсивности, причем особенностью методики является то, что она не является неизменной. Новые циклы появляются на базе старых, но с обновленным содержанием, исправленными ошибками, внедрением новых технических, фармакологических и других средств.

Отдельного внимания заслуживает фармакологическое и физиотерапевтическое обеспечение разработанной нами методики. Будет лучше, если спортсмен при тренировках потребляет витамины, пищевые добавки, аминокислоты и искусственные средства повышения работоспособности и улучшения восстановительных процессов. Следует обратить внимание, что эти средства должны быть одобрены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Нарушение принципа непрерывности в тренировочном процессе влечет за собой замедление темпов прироста соревновательного результата и искажение срочных и долговременных адаптационных перестроек в функциональной системе спортсменов.

В разработанной нами программе «Спорт 3.0» есть возможность учитывать, анализировать и выводить зависимость между параметрами тренировочной нагрузки спортсменов и показателями восстановления и работоспособности. Это делается на отдельных закладках, которые называются в программе «Восстановление» и «Контроль».

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что на пути создания общедоступной системы анализа и планирования подготовки спортсменов удалось решить не мало достаточно сложных проблем организационного и научного плана. Для того чтобы обеспечить всемирный доступ к результатам нашей работы, мы зарегистрировали несколько доменов и разместили там наши разработки (www.tfk.bsu.ru; www.startedu.ru). Статистика сайтов показывает, что очень высока практическая значимость проведенных исследований, несколько сотен пользователей ежемесячно знакомятся и используют эти системы.

Авторские права на разработанные методики и программы оформлены и запатентованы (свидетельство №6339 от 15.06.2006 ofap.ru) на имя Бурятского государственного университета и авторов программы.

Рекомендации. На основе теоретического и практического опыта, многолетней работы мы рекомендуем вести детальный анализ тренировочного процесса спортсменов, их подготовки и восстановления с использованием инновационных технологий и специализированных технических средств. Современный рынок спортивных товаров и услуг предлагает в этом плане немало разработок, но, к сожалению, не все они приживаются на практике. Разработанная нами система моделирует картину тренировочного процесса, анализирует и планирует параметры нагрузки опциально, поэтому в целях повышения эффективности управления тренировочного процесса по некоторым видам спорта мы рекомендуем применять систему «Спорт 3.0» версии 2010 года. Апробация данной системы зарекомендовала себя: избавляет тренера от многих «рутинных» работ, связанных с расчетом необходимых параметров нагрузки. Функции программы позволяют управлять подготовкой спортсменов на расстоянии посредством услуг телеметрической, беспроводной, Интернет или других связей.

Резюме. Решение затронутых проблем спортивной тренировки в современном мире все больше выходит за рамки национальных границ. Поэтому для их углубленного решения требуется интенсивное международное сотрудничество специалистов в области построения спортивной тренировки. Потребность в этом давно назрела, став особенно актуальной в наше время в силу происходящей глобальной интенсификации международных контактов. Без этого автором настоящей работы туманно видятся перспективы детализации устоявшихся основ эффективной подготовки спортсменов.

Заключение. Авторы работы выражают искреннюю благодарность за поддержку нашего проекта ректору Бурятского государственного университета доктору педагогических наук, профессору Степану Владимировичу Калмыкову. Выражаем большую признательность за помощь в виде средств

грантовой поддержки Министерству образования Республики Бурятия. Большое спасибо студентам факультета физической культуры, спорта и туризма БГУ.

Литература

1. Аксенов М.О. Принципы спортивной тренировки / А.В. Гаськов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос-университета, 2009. - 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Изд. 4-е, испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005.

- 384 с.: ил.(Учебник для вузов. Спец. лит-ра).

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического

воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.: ил.

4. Платонов В.Н. Допинг и эргогенные средства в спорте.- Киев: Олимпийская литература, 2003. - 575 с.

5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

6. Рубин В.С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 136 с.

7. Калмыков С.В. Подготовка спортсменов в тайском боксе / А.С. Сагалеев, Б.П. Хамаганов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - 130 с.

8. Сагалеев А.С. Соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев / науч. ред. С.В. Калмыков. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. - 248 с.

9. Селуянов В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре : учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / М.П. Шестаков, И.П. Космина. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

- 184 с.

10. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры: в 2 т. / под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

11. Теория спорта / под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1987. - 424 с.

12. Харре Д. Учение о тренировке / пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.: ил.

13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Изд. 3-е, стер. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

14. Энциклопедия олимпийского спорта: в 5 т / под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 494 с.

15. www.bsu.ru

16. www.rsl.ru

17. www.sportedu.ru

18. www.tfk.bsu.ru

19. www.startedu.ru

20. www.infosport.ru/press/tpfk

21. www.infosport.ru/press/fkvot

22. www.shkola-press.ru

23. www.informika.ru

24. www.infosport.ru

25. www.mail.ru

26. www.nbrb.ru

27. www.nic.ru

28. www.sportkniga.com

29. www.sovsportizdat.ru

30. www.polar-russia.ru

31. www.dshs-koeln.de

32. www.google.com

Аксенов Максим Олегович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории физической культуры факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского госуниверситета. Моб. т. - 8902-167-98-98.

Aksenov Maxim Olegovich, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of the theory of physical culture, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]

Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the departmrnt of the theory of physical culture, Buryat State University.

УДК: 796.83+796.5

© О.В. Алексеева, В.А. Стрельников, Г.Я. Г алимов ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ВИДАМ СПОРТА

Процесс познавательного обучения студента определен на профессиональное спортивное образование (учитель, тренер) и воспитание стремления обучающегося к непрерывному самообразованию в избранной специальности и специализации в частности.

Ключевые слова: деятельность, деятельный подход, профессия, профессиональная деятельность, профессиональная квалификация, профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, проблемная ситуация, проблемное обучение, техника, тренер, студент, условные обозначения, финт, антипация, ударные движения, защитные действия, разминка.

O.V. Alexeeva, V.A. Strelnikov, G.Ya. Galimov THE PROFESSIONAL AND ACTIVITY ORIENTED APPROACH TO THE PROCESS OF STUDENTS’ TRAINING IN KINDS OF SPORT

The process of students ’ cognitive teaching is aimed at professional sports education (a coach, a teacher) and at upbringing of students ’striving for continuous self-education in the chosen major and specialization in particular.

Keywords: activity, activity oriented approach, profession, professional activity, professional qualification, professional competence, professional training, problem situation, problem education, technique, coach, student, symbolic notation, feint, anticipation, impact movements, protective acts, warming-up.

Обучение студентов в спортивных вузах нашей страны сориентировано на профессиональнодеятельностный подход в подготовке молодых специалистов, способствующий не только получению обширных теоретических знаний, но и практических навыков,которые определяют позыв индивида к инициативному поиску для приложения и развития полученных компетенций по освоению направлений подготовки в его практической деятельности.

Студент-спортсмен, активно занимаясь по избранной специализации, имеет тягу к познанию как учебного предмета, так и спортивных дисциплин, побудим постоянным интересом к познанию и освоению нового, современного, что в конечном итоге себя существенно оправдывает, как в достижении личных спортивных высот, так и в успешной тренерской работе по воспитанию подопечных: будущих победителей и чемпионов.

Теоретическое исследование вопроса подготовки спортивных кадров показало, что решение ряда существующих проблем по обучению студентов в этом направлении возможно с помощью профессионально-деятельностного подхода. Однако для того чтобы получить ответ на вопрос об этом феномене, как научной проблеме подготовки студентов, необходимо осмыслить понятия: «деятельность», «деятельностный подход», «профессия», «профессиональная деятельность», «профессиональная квалификация», «профессиональная компетентность», «профессиональные компетенции», «профессиональная подготовка», «проблемная ситуация», «проблемное обучение».

Перед тем как приблизиться к пониманию профессионально-деятельностного подхода в процессе подготовки студентов, как научной проблемы, возникает необходимость осмысления понятия «проблема».

В качестве исходного понятия «проблема» для видения профессионально-деятельностного подхода в обучении мы будем придерживаться мнения, высказанного В.И. Никифоровым (1988, с. 178) о том, что «проблема - это упорядоченная система вопросов, между которыми имеют отношение субординации; имеется корректность постановки проблемы, которая зависит от последовательности, а структура вопросов предопределяет условия их корректной постановки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.