ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
УДК 796.85+004.4 М.О. Аксенов, А.В. Гаськов, А.А. Сахиуллин
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНСИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ НАГРУЗКИ
В статье дается разработка интерактивной системы управления тренировочным процессом спортсменов. Проведен детальный анализ динамики нагрузки в макроструктуре подготовки спортсменов по некоторым видам спорта. Ведется активная работа по созданию банка данных о параметрах тренировочной нагрузки спортсменов. Проведен сравнительный анализ периодов мезоцикла в различных аспектах. Результаты работы размещены в сети Интернет. Получен патент на программу анализа и планирования подготовки спортсменов.
Ключевые слова: тренировка, нагрузка, спорт, соревнование, планирование, анализ, управление, подготовка, адаптация, программирование, программа, методика, технология, моделирование, объем, интенсивность, экстенсивность, периодизация, мезоцикл, макроцикл, банк данных.
M.O. Aksenov, A.V. Gaskov, A.A. Sakhiullin TO THE ISSUE OF SPORT LOAD INTENSITY
The article submits the development of interactive control system of training process of sportsmen. The detailed analysis of dynamics of loading in a macrostructure ofpreparation of sportsmen in some kinds of sports has been made. The active work on databank creation concerning parametres of training load of sportsmen is conducted. The comparative analysis of the periods of mesocycle in various aspects has been made. The results of work have been placed in the Internet. The patent for the program of analysis and planning ofpreparation of sportsmen has been got.
Keywords: training, load, sport, competition, planning, analysis, management, preparation, adaptation, programming, program, methodology, technology, modeling, volume, intensity, extensiveness, periodization, mesocycle, macrocycle, databank.
ПРОБЛЕМА. Целью работы является разработка инновационной системы планирования тренировочного процесса спортсменов по различным видам спорта. Изу-
чением этого вопроса занялись еще в середине 90-х годов, когда технология планирования представлялась весьма простой и достаточно примитивной. Она заклю
чалась в построении программ на основе различных тренировочных комплексов, представленных в дорогих и красочных журналах. Несколько лет практической работы с такими программами привели нас к их детальному анализу, в результате которого мы пришли к выводу о расширении и углублении системы планирования и анализа и более научному подходу к организации тренировочного процесса.
Следующим существенным этапом в нашей работе явилось появление документов планирования нагрузки по структурным составляющим процесса подготовки спортсменов. В конце 90-х и начале 2000 года нам удалось разработать достаточно сложные таблицы, так называемые «Матричные модели» для планирования тренировочной нагрузки по зонам интенсивности и управления ею в мезо-структуре тренировочного процесса спортсменов. Работа велась, что называется, с бумагой: мы заполняли эти таблицы, планировали тренировки, микроциклы, делали анализ, на основе которого составлялись новые тренировочные планы. Таким образом, со временем эти таблицы претерпели существенные изменения: модернизировались, где-то упростились, объединились, стандартизировались.
К началу 2000-х годов, с широкой популяризацией Windows 2000 и XP, мы экстраполировали текущие результаты нашей работы в электронные табличные формы программы Microsoft Office Word 2003. За счет этой разработки мы имели возможность экономить время - не проектировать таблицы
вручную. Но заполнять их все же и рассчитывать парциальные параметры нагрузки приходилось достаточно длительное время - нужно было долго работать с калькулятором, применяя свои математические познания, и выполнять «рутинную работу».
С 2003 года мы экспортировали текстовые таблицы в электронный формат Microsoft Office Excel 2003. Это приложение отличается от предыдущего тем, что в нем можно вводить формулы - и программа производит все расчеты автоматически. Это позволило экономить время не только для подготовки таблиц, но и для выполнения всех расчетно-графических работ. Тем не менее формат работы в ECXEL тоже со временем существенно модернизировался. Вначале таблицы были более сложными, содержали большое количество листов, параметров, которые в практической работе оказались просто лишними и не нужными. До 2007 года, на протяжении около 5 лет, занимались планированием и анализом тренировочных параметров нагрузки в электронных таблицах.
С 2008 года наступил новый этап нашей исследовательской научно-практической работы, когда удалось создать первую версию самостоятельной компьютерной программы с удобным интерфейсом и полностью отражающим предыдущие методики, разрабатываемые нами на протяжении ряда лет. Эта программа в большей степени соответствовала современным информационным технологиям. Ее стандартными функциями обработки информационных потоков о
процессе развития тренированности спортсмена являются сбор информации, хранение, обработка и разновидности передачи, включая возможности сети Интернет.
В 2008 году наши идеи нашли поддержку в Министерстве обра-
Теперь мы можем анализировать количественные и качественные параметры подготовительно-соревновательных нагрузок; составлять планы на моно-, микро-, мезо- и макроциклы подготовки; моделировать картину тренировочного процесса; рассматривать
зования, университете, у студентов и аспирантов. За счет фондов грантовой поддержки молодых ученых мы получили возможность расширить возможности нашей программы.
динамику нагрузки, соотношение тренировочных средств; осуществлять контроль и планирование средств восстановления. Добавились функции по мониторирова-нию показателей физической работоспособности, подготовленности и тренированности.
Наша многолетняя количественная работа привела к новому качеству - у нас появился банк данных. Банк данных - это централизованная система, его основой является накопление, хранение, поиск, структурирование и выдача информации по запросу пользователей. В банке содержатся данные о величинах объема и интенсивности тренировочной нагрузки на каждого спортсмена. Все параметры можно классифицировать по признакам сопряженности: вид спорта, квалификация спортсмена, период тренировок и детальный анализ средств подготовки.
Детальный анализ включает в себя соотношение средств специальной, вспомогательной и общей подготовки. Аналитические отчеты могут содержать следующие опции: временной интервал - по годам, месяцам, неделям и дням. Можно задать период анализа самостоятельно. Следующая опция: визуализация данных - включает в себя вывод данных в текстовом, табличном форматах или в виде графиков и диаграмм. Можно видеть отдельно динамику восстановления или задавать любые показатели самостоятельно в разделе «контроль».
Мы посчитали необходимым обязательно добавить в анализ вывод отчетов по средствам ОФП (общей физической подготовки). Ведь доля ОФП определяет в конечном итоге работоспособность спортсменов, необходимую для роста специальной спортивной
формы. Учет ОФП может регистрироваться в банке данных как отдельными тренировочными занятиями, так и отдельными частями, упражнениями в одной тренировке.
При необходимости можно экспортировать все данные в при-
ложение Microsoft Office Excel или другие компьютерные программы.
ОБСУЖДЕНИЕ. Мы думаем, что с нами трудно будет не согласиться, если мы будем утверждать, что современные информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности человека. Сюда можно отнести те, без которых трудно представить повседневный быт: сотовая связь, оплата товаров и услуг через Интернет, банкоматы, спутниковое и цифровое телевидение, обслуживание в супермаркетах и так далее. Специальные технические средства используются и высококлассными специалистами и в области обслуживания и диагностики автомобилей, в космонавтике, бухгалтерии, медицине, строительстве, торговле и других сферах.
Тем не менее крайне редко можно встретить специалиста по физической культуре или тренера, хорошо владеющего современным компьютером или каким-то специализированным техническим средством, таким как, например, система Polar или Navigator. Проблема состоит в том, что для большинства тренеров в России нет отечественных легкодоступных разработок, которые могли бы облегчить им работу, связанную с анализом или планированием тренировочного процесса спортсменов, а те, которые есть, не зарекомендовывали себя на практике из-за своей сложности, недоступности или высокой цены. Поэтому тот банк данных и разработанная система, которую сегодня имеем мы, в конце концов придаст спорту новое качество, параметры его
намного будут превышать возможности управления тренировочным процессом, что называется «в ручную» или «интуитивно, на глазок».
Однако работа с такими инновационными системами имеет свои особенности. Иногда даже один и тот же процесс можно видеть «с разного расстояния», и неопытный специалист может при этом делать разные выводы. Как уже говорили выше, мы имеем достаточно объемный банк данных, включающий в себя многочисленные экспериментальные методики, апробированные в нескольких видах спорта. Как одним из примеров приведем анализ ме-зоцикла.
Структура процесса подготовки, принятая нами, строится на базовых, общетеоретических основах. Олимпийский цикл делится на четыре года - макроцикл, который в свою очередь состоит из нескольких мезоциклов продолжительностью по 8 недель: 4 недели
- подготовительный период, 4 недели - соревновательный период и 1 неделя - переходный (восстановительный) период. Макроцикл тоже имеет такую же структуру, продолжительность его: 5-6 месяцев - подготовительный, 5-6 месяцев - соревновательный и 1 месяц
- переходный период. Подготовительный период в любом цикле характеризуется большим объемом и постепенным ростом интенсивности. При распределении годового объема нагрузки по периодам мезоциклов мы учитываем, что в соревновательном периоде макроцикла у спортсменов накапливается определенный фон уста-
лости, поэтому объемы работы несколько снижаются. Формула соотношений объемов тренировочной работы в макро- и мезо-циклах выглядит так: 58% и 42% соответственно в подготовительном и соревновательном периодах от общего объема в цикле. Удобнее всего, на наш взгляд, осуществлять планирование для каждого тренировочного мезоцикла отдельно.
Особенностью распределения тренировочной нагрузки внутри мезоциклов является варьирование количественных и качественных параметров нагрузки между микроциклами по так называемым «вариантам распределения нагрузки». В настоящее время мы используем следующие варианты распределения: подготовительный период «4-2», соревновательный период «2» (табл.1).
Таблица 1
Варианты распределения нагрузки в периодах мезоцикла
Запланированная на период ме-зоцикла нагрузка выполняется неравномерно: микроциклы с большим объемом чередуются с микроциклами, включающими малые и средние нагрузки. Для соревновательного периода характерно снижение нагрузки в четвертом (последнем) микроцикле на 1114% от общего объема соревновательного периода. Один период мезоцикла мы стараемся приравнивать к одному календарному месяцу: 4 недели с «хвостиком», то же самое в соревновательном периоде. Как раз вот этот «хвостик» - пятая неполная неделя в месяце и является восстановительным периодом мезоцикла.
Мы не стали углубляться в подробности детального анализа распределения процесса планирования и структурирования подготовки спортсмена. Следует лишь отметить, что разработанная нами схема прироста спортивного результата экспортирована из банка данных спортсменов-
пауэрлифтеров старших разрядов в возрасте 25-29 лет.
Посмотрим, как выглядит анализ нагрузки:
Объем тренировочной работы составил «=1848 количество подъемов штанги (КПШ). Мерой интенсивности мы считаем напряженность организма спортсмена. С внешней стороны она оценивается средним весом поднимаемого отягощения и находится путем деления объема выполненной нагрузки в килограммах на число подъемов (КПШ) Интенсивность нагрузки в нашем эксперименте
ла~х=74,0 кг. Так определяется средний тренировочный вес отя-
Варианты Нагрузка в % от месячного объема
1-й мкц 2-й мкц 3-й мкц 4-й мкц
Подготовительный период
4-2 21 28 17 34
3-1 27 18 32 23
2 20 35 27 18
1-3 32 19 27 22
2-4 22 33 18 27
2 23 32 26 19
1 31 27 23 19
Соревновательный период
1 36 28 24 12
3-1 29 25 35 11
2 28 33 26 13
1-3 32 26 29 13
гощения как в отдельном упражнении, так и за тренировку, в неделю, месяц, год. Соотношение специальных и вспомогательных упражнений выглядит как 68,1% к 31,9% соответственно от общего объема мезоцикла.
При анализе одного мезоцикла -первый мезоцикл в новом макроцикле - можно видеть следующую картину тренировочного процесса:
обратно пропорциональное распределение между объемом и интенсивностью, где объем в подготовительном периоде имеет волнообразную форму, а в соревновательном периоде - неординарно-нисходящую. Интенсивность работы можно условно обозначить как ступенчато-восходящую (диаграмма 1).
Распределение нагрузки по дням
Диаграмма 1
Проведенный анализ возможно получить только с помощью новейшей системы анализа внешних параметров тренировочного процесса - «Спорт 3.0», разработанной на кафедре теории физической культуры Бурятского государственного университета. Опции программы позволяют оценить дина-
мику параметров тренировки по микроциклам - неделям (диаграмма 2). Несмотря на то, что мы имеем дело с одним и тем же тренировочным планом, график выглядит несколько иначе, потому что задана другая опция - «вывести отчет по неделям» (в диаграмме 1 отчет был выведен по дням).
Диаграмма 2
Распределение нагрузки по неделям
* 05ьем_* Интенсивность |
В диаграмме 3 в самом общем виде представлены направления объема и интенсивности в подготовительном и соревновательном периодах мезоцикла. Такое распределение можно назвать обратно пропорциональной зависимостью между количеством и качеством внешнего раздражителя для атлета, то есть нагрузки. Коэффициент корреляции при таком графике с виду можно оценить как «1» линейный отрицательный.
Общее снижение объема и рост интенсивности наблюдается, как правило, в любом цикле. Это связано с появлением у спортсменов определенного фона усталости к концу соревновательного периода.
Таким образом, один и тот же план тренировок, с разного расстояния, можно видеть по-разному: по дням - более детальным, по неделям - наиболее понятным и удобным для оценки от-
ставленного тренировочного эффекта, по месяцам видна зависимость между параметрами тренировочной нагрузки. В итоге мы получаем общую оценку, насколько правильно соотносятся объем и интенсивность между собой, есть ли глобальные ошибки [7].
Квалифицированные и неквалифицированные специалисты используют в своей практике работы варианты отчетов. Не всегда график способен передать то, что хотелось бы увидеть, хотя глубина отображения одного из параметров может создать у автора методики правильное, а иногда и не совсем правильное впечатление об особенностях хода тренировочного процесса. Все три диаграммы, приведенные выше, наглядно показывают, что одну и ту же динамику можно видеть по-разному с точки зрения моно-, микро- или мезоструктуры.
Распределение нагрузки по месяцам
Диаграмма 3
Выводы. Таким образом, предложенная нами методика на протяжении нескольких лет отражает в своем содержании, как нам это представляется, диалектический подход в развитии спортивной формы. Здесь проявляются в полной мере категории взаимного перехода количественных изменений в качественные, соблюдаются все принципы спортивной тренировки: направленность к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки, цикличность тренировочного процесса, постепенность в наращивании нагрузки, непрерывность тренировочного процесса, волнообраз-ность тренировочной нагрузки.
Методика тренировки построена таким образом, что подразумевает в себе адаптацию спортсмена к каждой зоне интенсивности, причем особенностью методики является то, что она не является раз и навсегда неизменной. Новые циклы появляются на базе старых, но с обновленным содержанием, исправленными ошибками, вне-
дрением новых технических, фармакологических и других средств.
Отдельного внимания заслуживает фармакологическое и физиотерапевтическое обеспечение разработанной нами методики. Будет лучше, если спортсмен при тренировках потребляет витамины, пищевые добавки, аминокислоты и искусственные средства повышения работоспособности и улучшения восстановительных процессов. Следует обратить внимание, что эти средства должны быть одобрены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Нарушение принципа непрерывности в тренировочном процессе влечет за собой замедление темпов прироста соревновательного результата и искажение срочных и долговременных адаптационных перестроек в функциональной системе спортсменов.
В разработанной нами программе «Спорт 3.0» есть возможность учитывать, анализировать и выводить зависимость между параметрами тренировочной нагруз-
ки спортсменов и показателями восстановления и работоспособности. Это делается на отдельных закладках, которые называются в программе «Восстановление» и «Контроль».
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что на пути создания общедоступной системы анализа и планирования подготовки спортсменов удалось решить немало достаточно сложных проблем организационного и научного плана. Для того чтобы обеспечить всемирный доступ к результатам нашей работы, мы зарегистрировали несколько доменов и разместили там наши разработки (www.tfk.bsu.ru;
www.startedu.ru). Статистика сайтов показывает, что очень высока практическая значимость проведенных исследований, несколько сотен пользователей ежемесячно знакомятся и используют эти системы.
Авторские права на разработанные методики и программы оформлены и запатентованы (свидетельство №6339 от 15.06.2006 ofap.ru) на имя Бурятского государственного университета и авторов программы.
Рекомендации. На основе теоретического и практического опыта, многолетней проделанной работы мы рекомендуем вести детальный анализ тренировочного процесса спортсменов, их подготовки и восстановления с использованием инновационных технологий и специализированных технических средств. Современный рынок спортивных товаров и услуг предлагает в этом плане немало разработок, но, к сожалению, не
все они приживаются на практике. Разработанная нами система моделирует картину тренировочного процесса, анализирует и планирует параметры нагрузки опциально, поэтому в целях повышения эффективности управления тренировочного процесса по некоторым видам спорта мы рекомендуем применять систему «Спорт 3.0» версии 2010 года. Апробация данной системы зарекомендовала себя - избавляет тренера от многих «рутинных» работ, связанных с расчетом необходимых параметров нагрузки. Функции программы позволяют управлять подготовкой спортсменов на расстоянии посредством услуг телеметрической, беспроводной, Интернет или других связей.
Резюме. Решение затронутых проблем спортивной тренировки в современном мире все больше выходит за рамки национальных границ. Поэтому для их углубленного решения требуется интенсивное международное сотрудничество специалистов в области построения спортивной тренировки. Потребность в этом давно назрела, став особенно актуальной в наше время в силу происходящей глобальной интенсификации международных контактов. Без этого автором настоящей работы туманно видятся четкие перспективы детализации устоявшихся основ эффективной подготовки спортсменов.
Заключение. Авторы работы выражают искреннюю благодарность за поддержку нашего проекта ректору Бурятского государственного университета доктору педагогических наук, профессору
Степану Владимировичу Калмыкову. Выражаем большую признательность за помощь в виде средств грантовой поддержки Министерству образования Республики Бурятия. Большое спасибо студентам факультета физической культуры, спорта и туризма БГУ.
Литература
1. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. - 80 с.
2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Изд. 4-е, испр. и доп. - СПб.: Лань, 2005. - 384 с.: ил.(Учебник для вузов. Спец. лит-ра).
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.: ил.
4. Платонов В.Н. Допинг и эрго-генные средства в спорте.- Киев: Олимпийская литература, 2003. - 575 с.
5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
6. Рубин В.С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 136 с.
7. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Хамаганов Б.П. Подготовка спортсменов в тайском боксе. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005. - 130 с.
8. Сагалеев А.С. Соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев / науч. ред. С.В. Калмыков. -Улан-Удэ: Изд-
во Бурятского госуниверситета, 2008. -248 с.
9. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре : учеб. пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спор-тАкадемПресс, 2001. - 184 с.
10. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры: в 2 т. / под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова - Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1976.
11. Теория спорта / под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1987. - 424 с.
12. Харре Д. Учение о тренировке: пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.: ил.
13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Изд. 3-е, стер. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
14. Энциклопедия олимпийского спорта: в 5 т / под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 494 с.
15. www.bsu.ru
16. www.rsl.ru
17. www. sportedu. ru
18. www.tfk.bsu.ru
19. www.startedu.ru
20. www.infosport.ru/press/tpfk
21. www.infosport.ru/press/fkvot
22. www.shkola-press.ru
23. www.informika.ru
24. www.infosport.ru
25. www.mail.ru
26. www.nbrb.ru
27. www.nic.ru
28. www.sportkniga.com
29. www.sovsportizdat.ru
30. www.polar-russia.ru
31. www.dshs-koeln.de
32. www.google.com
Аксенов Максим Олегович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории физической культуры факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского госуниверситета. Моб. т. - 8-902-167-98-98.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского госуниверситета. E-mail: gaskov@bsu.ru
Сахиуллин Альфрит Амирович, доктор педагогических наук, доцент, директор Иркутского техникума физической культуры.
Aksenov Maksim Olegovich, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of the theory of physical culture, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University.
Gaskov Alexey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of the theory of physical culture, Buryat State University.
Sakhiullin Afrit Amirovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of Irkutsk College of Physical Culture.
УДК 796.06 А.В. Гаськов, В.Н. Константинов, А.А. Сахиуллин
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ
В статье рассматривается специфика тренировочного процесса в практической стрельбе. Проблема подготовки спортсменов в прикладном виде спорта «Практическая стрельба» в настоящее время стоит наиболее остро, т.к. не хватает высококвалифицированных спортсменов, способных составить конкуренцию сильнейшим стрелкам на чемпионатах России, Европы и мира. В контексте этой проблемы нами предлагается комплексная программа и методика тренировочного процесса спортсменов ОВД специализации «Практическая стрельба» с целью подготовки их для соревновательной деятельности.
Ключевые слова: спортсмены практической стрельбы, пулевая стрельба, тренировочный процесс.
A.V. Gaskov, V.N. Konstantinov, A.A. Sakhiullin PLANNING OF TRAINING PROCESS IN PRACTICAL SHOOTING
In the article the specific nature of training process in practical shooting is considered. The problem of sportsmen training in the applied kind of sport «Practical shooting» is urgent now, because of the lack of highly qualified sportsmen, who can compete with the most skillful shooters at championships of Russia, Europe and the world. In the context of this problem we propose the complex program and methodology of training process of OVD sportsmen according to specialization «Practical shooting», aiming at training them for competitive activity.
Keywords: sportsmen of practical shooting, bullet shooting, training process.
Актуальность исследования.
В России бурно развивается новый вид международного спорта-практическая стрельба (ПС), имеющий прикладное значение для всех силовых и охранных структур. В 2000 году в России было зарегистрировано общественное спортивное объединение "Федерация практической стрельбы России" (ФПСР).
Председатель ЦС ОСОО «ФПСР» В.А. Крючин отметил, что из тысячи активных членов федерации третью часть спортсменов составляют сотрудники силовых структур (МВД, ФСО, ФСБ, Минюста) [6]. Вместе с тем почти всегда на соревнованиях по практической стрельбе побеждают гражданские спортсмены, что свидетельствует о недостаточном