УДК 651.1:614.8
ПЛАНИРОВАНИЕ, МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.В. Колеганов
В статье приведены статистические сведения о дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации, указаны данные о показателях реагирования на них пожарно-спасательных подразделений, рассмотрены основные направления мониторинга деятельности территориальных органов управления МЧС Росси по субъектам Российской Федерации, применяемые для этого информационно-коммуникационные технологии.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, реагирование, спасение, пострадавшие, мониторинг, контроль, территориальные органы управления, информационно-аналитическое сопровождение.
Данные официальных источников свидетельствуют о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации продолжает оставаться недопустимо высоким. Ежегодно на улицах городов и дорогах совершается более 200 000 ДТП с пострадавшими, в которых погибают около 30 000 человек. Только в 2006-2010 г.г. произошло 1 084 305 ДТП с пострадавшими, при этом погибли 148 619 и получили ранения 1 356 120 человек [1],[2].
Приним3аемые меры по сокращению аварийности на автотранспорте несомненно дают положительные результаты. За последние два года наблюдается снижение количества ДТП и смертности на дорогах Российской Федерации. Только в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, количество ДТП с пострадавшими снизилось на 2,1%. На 3,9% сократилось количество погибших и почти на 2% количество раненых в автомобильных авариях граждан.
Известно, что в ликвидации последствий ДТП, в большинстве случаев, участвуют подразделения МЧС России, ГИБДД, службы скорой помощи. Реже привлекаются дорожные службы, авиационные подразделения (рис. 1) [3].
Только в январе-сентябре 2011 года подразделениями МЧС России осуществлено 110 459 (+29%) выездов на ДТП, 79 178 (+16%) пострадавшим была оказана помощь (из них деблокировано 14 631 человек). Проведено 181 048 работ (технологических операций), среднее время в пути составило 9,1 минуты. Коэффициент реагирования в среднем по стране составил 0,65 (+0,09) или 65% (выезд на каждое 2-е ДТП).
Очевидно, что такие значительные показатели участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий автоаварий свидетельствуют о важности проблемы и требуют комплексно-
го подхода к планированию, реализации и контролю мероприятий данной области на федеральном и региональных уровнях - т.е. эффективного управления.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь определенных целей. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов для достижения поставленных целей и представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации и контроля.
В настоящее время можно утверждать, что построение эффективной структуры управления, создание вертикали принятия решения и системы контроля напрямую зависят от состояния информационных технологий, от их эффективности, производительности, надежности и других не менее важных показателей. Современные технологии обработки информации применяются как при анализе сложных динамических процессов в экономике, так и при выполнении управленческих функций, построении общей картины подчинённости отношений сопряженных элементов государственных систем - применительно к МЧС России - РСЧС [4].
Рассмотрим текущее состояние и тенденции развития подсистемы планирования, мониторинга и контроля деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации в информационно-коммуникационном, аналитическом аспекте.
В рамках реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» разработан ряд программно-технических продуктов, обеспечивающих поддержку принятия решений, выполнение тех или иных задач [5],[6].
Колеганов Сергей Викторович - заместитель начальника отдела «Развития системы спасения пострадавших в ДТП» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 121352, г. Москва, ул. Давыдковская д.7, 449-90-33, 8-925-135-65-04
Рис. 1. Алгоритм привлечения сил экстренных служб для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
Вместе с тем, нельзя не отметить их узкую направленность, частный характер. Задача комплексного информационно-аналитического сопровождения деятельности МЧС России в области развития системы спасения пострадавших в ДТП до настоящего времени оставалась нерешенной.
Так, первая версия «Автоматизированной базы данных по реагированию пожарно-спасательных подразделений на ДТП», введенная в эксплуатацию
в 2008 г. позволяет учитывать только выезды подразделений на ДТП с количественными и качественными показателями непосредственного реагирования как факта. Вопросы организационного и технического обеспечения такой деятельности, заблаговременной подготовки остаются неучтенными, что не позволяет проводить комплексный анализ деятельности территориальных органов МЧС России в данной области (рис. 2).
Рис. 2. Интерфейс первой версии «Автоматизированной базы данных по реагированию пожарно-спасательных подразделений на ДТП»
В этой связи, Центром мониторинга ликвидации последствий ДТП ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) проведена работа, направленная на разработку универсальной интегрированной информационной системы планирования, мониторинга и контроля деятельности территориальных органов МЧС России. И предложены определенные решения в данной области [7].
За основу, главную директорию учёта и анализа предложено использовать Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. Это обусловлено прежде всего вертикалью управления и ответственностью руководящего состава на уровне субъект Российской Федерации - федеральный центр.
Весь набор принятых параметров разделён на пять укрупнённых функциональных модуля:
- реагирование пожарно-спасательных подразделений на ДТП;
- организация деятельности территориальных органов управления МЧС России в области совершенствования систем спасения пострадавших в ДТП;
-организационное и техническое обеспечение пожарно-спасательных подразделений;
- образовательно-пропагандистская деятельность территориальных органов;
- мониторинг региональных целевых программ (рис. 3).
Рис. 3. Интерфейс второй версии «Автоматизированной базы данных по реагированию пожарно-спасательных подразделений на ДТП»
Основным индикатором деятельности по организации реагирования на ДТП главных управлений МЧС России является коэффициент реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП, рассчитываемый за любой промежуток времени в автоматическом режиме [2].
Состав параметров учёта и анализа реагирования позволит на основе исходных данных формировать запросы пользователя, обобщать
информацию по требуемым периодам времени, выявлять экстремальные значения, что в конечном итоге будет являться основой принятия управленческих решений в области концентрации тех или иных усилий органов управления, подразделений экстренных служб.
В системе предлагается учёту и анализу подвергать не только реагирование на ДТП как таковое, но и заблаговременную подготовку,
плановую деятельность, организационное
обеспечение такого процесса.
С этой целью разработан оптимальный состав параметров учёта и алгоритмы их систематизации, результаты которой позволят комплексно оценивать организационную деятельность, выявлять причинно-следственные связи заблаговременно проводимых мероприятий и результатов этой работы - качество и эффективность реагирования.
Рассмотрим организационную составляющую отладки работы системы. Принимая во внимание опыт эксплуатации аналогичных систем в МЧС России, порядок функционирования системы определён распорядительным документом МЧС России - Регламентом ведения территориальными органами МЧС России автоматизированного учёта сведений об организации деятельности в области ликвидации последствий ДТП, где объектом является информация об организации деятельности территориальных органов МЧС России, предметом - процессы сбора, учета, передачи, получения, обработки, хранения, за-
щиты и использования информационных ресурсов, представляющих такие сведения.
В целом результаты будут способствовать совершенствованию аналитической деятельности в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, как информационной основы поддержки планирования мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Сопоставим экономические затраты на разработку и внедрение системы с ожидаемым эффектом.
Рассмотрим физический смысл экономического эквивалента жизни среднестатистического человека представляет собой сумму среднедушевых располагаемых денежных годовых доходов населения страны в расчете на одного умершего. С большой долей вероятности можно полагать, что в основу математического аппарата расчета экономического эквивалента жизни в используемых источниках положен постулат изложенный в классической книге 1944 года венгро-американского математика Джона фон Неймана и американского экономиста Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение», но с некоторой корректировкой для реалий 21 века, что можно описать как «человек во всех сферах деятельности на работе и в повседневной жизни ведет себя не только как expected utility maximizer (стремящийся принести большую пользу), но также и как expected lifetime maximizer (стремящийся прожить как можно дольше)» [8].
Исходя из этого, для упрощения сопоставления показателей, приближенно рассчитаем экономический эквивалент жизни среднестатистического человека среднего возраста.
В возрасте 37-38 лет по данным 2010 года составляет 8,4 млн. рублей:
Э(ГЖ)=
Дс 2
Р„
где Дс2 - среднедушевой располагаемый денежный доход;
Ру - средняя вероятность смерти за год;
Тж =37,6 лет - средний возраст живущих людей.
Дс2 (2010) = 17 483 руб. х 12 мес. = 209 796
руб.
Ру (дтп) = 0,025
Э(Тж ) =
209796
0,025
=8391840
(рублей).
Предварительная стоимость создания системы оценивается ориентировочно в 4-5 млн. рублей в зависимости от закладываемых в основу исходных параметров и требований к системе.
Внедрение системы будет способствовать принятию верных управленческих решений, по-
вышению качества плановой работы в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, в результате чего должно значительно повыситься качество и количество оказанной помощи пострадавшим в ДТП гражданам и следовательно - снижение количества летальных исходов.
Так, если ожидаемая эффективность применения данной системы гипотетически составить лишь 2 спасенные жизни, то уже можно получить рентабельный результат.
В заключении можно отметить, что если традиционные методы развития системы реагирования на чрезвычайные ситуации, и ДТП в частности, основанные на экстраполяции результатов анализов свершившихся событий в достаточной мере освоены и используются, то методологию планирующего анализа с совокупным использованием современных 1Т-технологий ещё только предстоит интегрировать во все уровни управления. По существу, речь идёт о трансформации самих принципов экспертного и аналитического обеспечения управления в условиях информационного общества, к пониманию которого экспертные органы управленческих структур только начинают подходить, как правило, продолжая использовать на практике давно устаревшие схемы и подходы.
Применение такой методологии должно способствовать повышению надёжности правильной реакции системы информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений за счёт комплексного мониторинга различных сегментов единых подсистем. В рассматриваемой области
- системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Литература
1. Колеганов С.В. Информационно -аналитические материалы по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожнотранспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2009 году // Технологии гражданской безопасности. 2010. № 1-2.
2. Колеганов С.В., Тимакова В.В. Организа-
ция деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-
спасательных подразделений на дорожнотранспортные происшествия в Российской Федерации в 2010 году // Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2011. № 2.
3. Сломянский В.П., Колеганов С.В. Меры, принимаемые органами власти, входящими в РСЧС для повышения эффективности системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях // Технологии гражданской безопасности. 2009. Т.6, №1-2. С.60-64.
4. Сломянский В.П., Колеганов С.В. К вопросу внедрения и опытной эксплуатации в АИУС РСЧС «Программно-технического комплекса моделирования дорожно-транспортных происшествий и учета реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия»
// Технологии гражданской безопасности. 2010. № 1-2.
5. Кусилов В.К. Работа МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в рамках реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций.
6. Сломянский В.П., Глебов В.Ю., Пляскина И.В. Об основных факторах системы спасения пострадавших при дорожно-транспортных происше-
ствиях // Технологии гражданской безопасности. 2008. №1-2.
7. Информационный сборник работ, выполненных по заказу МЧС России в рамках федеральной целевой программы // Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах. 2011. №3.
8. Трунов И.Л., Айвар Л.К., Харисов Г.Х. Эквивалент стоимости человеческой жизни: научные публикации коллегии адвокатов г. Москвы "Трунов, Айвар и партнёры", 2008.
Федеральное государственное ,.бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)
PLANNING, MONITORING AND CONTROL OF ACTIVITY OF CENTRAL ADMINISTRATIVE BOARDS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF RENDERING ASSISTANCE BY THE VICTIM IN ROAD AND TRANSPORT INCIDENTS IN SUBJECTS OF
THE RUSSIAN FEDERATION
S. Koleganov
In article statistical data on road and transport incidents in the Russian Federation are resulted, the data about indicators of reaction to them of fire-saving divisions is specified, the basic directions of monitoring of activity of territorial controls of Ministry of Emergency Measures Rossi on subjects of the Russian Federation, information-communication technologies applied to it are considered
Keywords: road and transport incidents, reaction, rescue, victims, monitoring, control, territorial controls, information-analytical support