Научная статья на тему 'Деятельность МЧС России в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации: результаты, проблемы, решения'

Деятельность МЧС России в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации: результаты, проблемы, решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
797
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колеганов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность МЧС России в области безопасности дорожного движения в Российской Федерации: результаты, проблемы, решения»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЧС РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

Колеганов С.В., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

В настоящий момент деятельность МЧС России в области безопасности дорожного движения направлена на увеличение количества и повышение качества оказания помощи попавшим в дорожно-транспортные происшествия, совершенствование технологий спасения пострадавших в ДТП и развитие, в части касающейся, комплексной системы безопасности на автомобильных дорогах.

Благодаря предпринятым мерам, наблюдается положительная динамика показателей реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП. Так, участие подразделений МЧС России в реагировании на ДТП за последние годы увеличилось в 10 раз. Если в 2006 году подразделения МЧС России среагировали на 15 806 ДТП, в 2008 году на 25 483, то только за 9 месяцев 2012 года данный показатель составил 107 638 выездов. Другими словами подразделения МЧС России участвуют в ликвидации каждого второго ДТП, в котором пострадали люди. При этом сотрудниками пожарно-спасательных подразделений деблокированно из поврежденных транспортных средств 25 438 человек, а первая помощь была оказана 92 913 гражданам.

За последнее время значительно сократилось среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту ДТП. Если в 2006 году время прибытия составляло в среднем 18 минут, в 2009 году - 13 минут, то в

2012 году достигнут средний показатель по стране в 9 минут, что непосредственным образом влияет на своевременное оказание помощи и сокращение числа погибших в ДТП, соблюдение так называемого правила «золотого часа».

Данные показатели являются следствием выполнения МЧС России ряда мероприятий, а именно.

Во-первых, учитывая, что количество пожарных подразделений на порядок больше, чем аварийно-спасательных служб, нами

предпринимаются шаги по их оснащению специальным аварийно-спасательным инструментом с целью дальнейшей аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. Только за первое полугодие 2012 г. в пожарно-спасательные подразделения поставлено 86 единиц специальной техники на общую сумму более 220 млн. рублей и 796 комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента на общую сумму более 527 млн. рублей. В результате, сегодня мы имеем более 3 тысяч пожарных частей ФПС (92 % от их общего количества) аттестованных на право ведения аварийно-спасательных работ и привлекаемых к ликвидации последствий ДТП. Данную работу мы планируем закончить в следующем году.

Во-вторых, принимая во внимание важность и эффективность использования авиационных технологий для существенного сокращения сроков прибытия спасателей и медицинских работников с необходимым оборудованием к месту ДТП, сокращения времени эвакуации пострадавших в лечебные учреждения и в целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № СН-П4-2676, реализован пилотный проект системы комплексной безопасности на транспортных магистралях на примере автомобильной дороги М-10 «Россия» и скоростной железной дороги «Москва - Санкт-Петербург». Построены и введены в эксплуатацию вертолетные площадки в г. Тосно (Ленинградская область), г.Великий Новгород, Валдай, Чудово (Новгородская область), Клин (Московская область), Тверь. К настоящему времени площадки облётаны и готовы к приему вертолетов МЧС России в светлое время суток и в простых метеоусловиях. С 2010 года на всех вертолетных площадках организовано круглосуточное дежурство спасательных подразделений аварийно-спасательных служб и вертолётов Ка-32.

Эффективность применения вертолётов очевидна. Несмотря на большое плечо реагирования (удалённость места ДТП от населённых пунктов), среднее время прибытия экстренных служб к месту аварии сократилось до 5-8 минут; сроки доставки пострадавших до городских лечебных учреждений составили 5-7 минут, до районных - 10-20 минут. В результате мы можем говорить о сохранении жизней потенциальных жертв ДТП с тяжкими последствиями, что характерно именно для внегородских трасс с увеличенным скоростным режимом.

В-третьих, МЧС России проводит активную политику по разработке и внедрению новых и перспективных образцов спасательной и другой специальной техники. Так, в рамках реализации мероприятий ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и других федеральных целевых программ:

изготовлены и внедрены в подразделениях опытные образцы многоцелевых аварийно-спасательных машин, модульных комплектов аварийно-спасательных средств и техники («АСК «Зима», «АСМ «Горы», «Мегаполис», тоннельный автомобиль с реверсивным движением, др.);

апробированы специализированный мобильный комплекс аварийно-спасательного инструмента «Авиакомплекс ДТП МЧС» в контейнерном исполнении для ликвидации последствий ДТП, спасательные комплекты «Защита», инструмент «Спрут», «Бобёр», др.;

разработаны экспериментальные образцы пожарно-спасательных мотоциклов с необходимым оборудованием.

В рамках расширенного научно-практического эксперимента МЧС России успешно апробирована технология применения мобильных мотоциклетных групп экстренного реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации в мегаполисах. Так, в Краснодаре осуществляют круглосуточное патрулирование города 4 звена (по 2 мотоцикла в каждом) пожарно-спасательной мотоциклетной части. Данный подход уже показал свою

состоятельность и высокие результаты, применительно к регионам страны с мягким климатом (Южный, Северо-Кавказский федеральные округа).

С целью организации качественной подготовки специалистов экстренных служб в 2010 году в подмосковном Ногинске был открыт первый «Учебно-тренировочный комплекс по подготовке спасателей к действиям при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (длее - УТК). В настоящее время проводится работа по строительству подобных УТК в других регионах страны - Южный, Северо-Кавказский, Дальневосточный федеральные округа. В проект федеральной целевой программы «повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2013-2020 годах» включены мероприятия по строительству УТК в остальных регионах страны.

Обозначенные УТК имеют в своём составе несколько специально оборудованных учебных аудиторий различной направленности: по ведению аварийно-спасательных работ, по разборке транспортных средств, по оказанию первой помощи и др. Кроме того, в каждом комплексе имеются порядка десяти натурных площадок для отработки практических навыков: от автобусной остановки до туннелей в горных хребтах и акваторий с переправами, которые максимально приближены к реальным условиям.

Уровень подготовки и взаимодействия экстренных служб федеральных органов исполнительной власти, функциональных подсистем РСЧС постоянно совершенствуется в рамках проведения совместных тактико-специальных учений (Краснодарский край, Республика Карелия, Московская область и др.) и соревнований.

Так, ежегодно, в рамках международного салона «Комплексная безопасность», проводятся соревнования на звание «Лучшая команда МЧС России по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

В-четвертых, для реализации аналитической функции и аккумулирования исходных данных для проведения системных исследований в МЧС России создан и функционирует Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП, на базе которого создана территориально-распределённая система сбора и анализа сведений о комплексе мероприятий в области ликвидации последствий ДТП.

Ежеквартально Центр готовит информационно-аналитический обзор организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации.

По заказу Минисерства создан и поддерживается в актуальном состоянии информационно-образовательный интернет-портал по современным формам, методам и приёмам спасения пострадавших в ДТП. Выпущен и широко применяется ряд мультимедийных средств обучения технологиям спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.

При участии МЧС России в г. Москве создана городская экспериментальная площадка по профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма, в рамках которой проводится апробация полученных научных результатов.

Одним из направлений деятельности территориальных органов МЧС России является организация взаимодействия с автошколами и автогородками - оборудование уголков спасателя, оборудование стендов первичных средств оказания помощи пострадавшим в ДТП, натурных площадок (с использованием макетов аварийных транспортных средств) и проведение занятий со специалистами и категорией водителей и участников дорожного движения.

Таким образом, участие МЧС России в области обеспечения безопасности дорожного движения за последние годы значительно увеличилось. Сформированы основные подходы к решению задач по повышению уровня безопасности жизни и здоровья людей на дорогах, реализован комплекс мер по техническому оснащению подразделений МЧС России, привлекаемых к ликвидации ДТП.

Вместе с тем, в вопросах ликвидации последствий ДТП остаются проблемы, требующие своего решения.

1. Необходимо внесение изменений в нормативную правовую базу на предмет расширения полномочий пожарных и спасателей по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП до прибытия медицинских служб.

Проблема заключается в том, что зачастую пожарно-спасательные подразделения прибывают на место ДТП раньше карет скорой медицинской помощи. Не имея право на оказание помощи пострадавшим с использованием медикаментозных средств и иных медицинских приёмов, фактически спасатель или пожарный бездействует, что создаёт угрозу своевременности оказания помощи и, как следствие, сохранению жизни пострадавшим.

2. Требуется повышение уровня оснащённости подразделений МЧС России современными образцами спасательного инструмента и техники с учётом выполнения задач по ликвидации последствий ДТП.

Разработанные по заказу МЧС России современные образцы инструмента и техники показывают более значительную эффективность по сравнению с имеющимися. Вместе с тем их внедрение носит опытно-экспериментальный характер и в настоящее время валового оснащения подразделений такими средствами не предусмотрено ввиду отсутствия финансовых средств.

3. Продолжает оставаться актуальным вопрос по внедрению авиационных технологий спасения вдоль автомобильных дорог федерального значения в целях минимизации потерь при дорожно-транспортных происшествиях с тяжкими последствиями.

При создании авиационной группировки вдоль автомобильных дорог необходимо учесть опыт такой работы на трассе М-10 «Россия». Кроме того, требуется пересмотреть штатное расписание пожарно-спасательных подразделений, так как имеющийся штат был рассчитан без учета

дополнительно возникших задач по прикрытию автомобильных дорог и участию в ликвидации последствий ДТП.

4. В регионах с мягким климатом необходимо внедрять технологии применения мотоциклов при реагировании на ДТП.

Примечательно, что, наиболее тяжкие последствия ДТП, с точки зрения реагирования на них и организации работ по ликвидации последствий, наблюдаются в регионах Северо-Кавказского (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, др.) и Южного (Ростовская область) федеральных округов. Необходимо широко использовать мотоциклетную технику, оснащенную соответствующим оборудованием, тем более, что начальный опыт применения такой техники в Краснодарском крае в МЧС России уже имеется.

5. Предлагается совместно с МВД России и Минздравом России проработать вопрос о включении в программы подготовки водителей обязательной составляющей по их обучению правилам поведения в случае возникновения ДТП с тяжкими последствиями, простейшим приёмам и способам оказания помощи пострадавшим до прибытия экстренных служб.

Обязанность по оказанию помощи пострадавшим силами очевидцев и водителей закреплена законодательно (федеральный закон от 25.11.2009 № 267-ФЗ), перечень мероприятий определён приказом Минздравсоцразвития от 17.05.2010 № 353н. При этом такая подготовка практически не осуществляется (либо в инициативном порядке).

Вместе с тем опыт взаимодействия с автошколами и автогородками Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации наработан, имеются положительные результаты, возможные к трансляции на все регионы страны. Кроме того, существует современная материально-техническая база. Учитывая универсальность такой учебно-материальной базы, её современное оснащение, методы подготовки, основанные на аудиовизуальной подаче информации и практическом освоении материала, считаем решение этого вопроса целесообразным.

Предложенные к решению вопросы носят комплексный характер, потребуют значительных совместных усилий федеральных органов исполнительной власти (МЧС России, Минфин России, МВД России, Минздрав России), а также значительных бюджетных ассигнований.

Некоторые мероприятия по техническому оснащению подразделений инструментом и техникой предлагается решить за счёт перераспределения в сторону увеличения объёмов бюджетных ассигнований за счёт средств федерального бюджета, выделенных на реализацию ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2013-2020 годах», в части МЧС России по разделу «Прочие нужды» на втором этапе программы (2015-200 годы).

Для решения вопросов авиационной составляющей потребуются более значительные объёмы финансовых средств. Проект ведомственной целевой программы в МЧС России был разработан в 2009 году.\

В целом, детальная проработка предложенных решений и их комплексная реализация в масштабе страны позволят значительно повысить эффективность системы оказания помощи пострадавшим в ДТП гражданам, минимизировать безвозвратные потери при автоавариях и, как результат, повысить уровень безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ КАК ФАКТОР

СНИЖЕНИЯ СМЕРТНОСТИ НА АВТОДОРОГАХ РОССИИ

Колеганов С.В., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Дорожно-транспортные происшествия в ряде развитых стран являются основной причиной гибели людей. И среди этих причин есть как технологические - качество дорожного покрытия, неисправности транспортных средств, др., так и антропогенные факторы - грубое нарушение правил дорожного движения, употребление алкоголесодержащих напитков, усталость и невнимательность.

В этой связи, наиболее остро встаёт вопрос качественной профессиональной подготовки подразделений экстренных служб, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, образовательной и пропагандистской деятельности среди населения.

В 2011 году в Российской Федерации произошло 199 868 (+0,2%) ДТП, в результате которых погибло 27 953 (+5,2%) человека, а 251 848 (+0,5%) человек получили ранения (официальные данные ГУОБДД МВД России).

В 2011 году в Российской Федерации произошло 20 251 (-0,1%) ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в результате которых погибло 944 (+5,1%) ребёнка, а 21 255(+0,5%) детей получили ранения.

Пожарно-спасательными подразделениями в 2011 году осуществлено 155 913 (+21,2%) выездов на ДТП, 123 742 (+250,1%) пострадавшим оказана помощь (из них деблокировано 24 740 человек). Проведено 217 782 работы (технологические операции), среднее время в пути составило 8,9 минуты. Коэффициент реагирования в среднем по стране составил 0,7 (+0,11) или 70% (выезд на 3 ДТП из 4-х).

С учётом изложенного, а также с целью наращивания темпов снижения людских и материальных потерь на дорогах, в Российской Федерации реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», одним из государственных заказчиков которой является МЧС России.

Важным программным направлением МЧС России является повышение уровня подготовленности специалистов и населения в области оказания помощи при ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.