/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 9, 2012, No. 4 (34)
УДК 14.15.27
Некоторые аспекты развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в рамках реализации мероприятии федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
И.В. Пляскина, С.В. Колеганов, В.С. Иванов, Е.С. Матвиенко
Аннотация
В статье рассмотрены основные направления развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в период выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах».
Ключевые слова: центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; безопасность дорожного движения; федеральная целевая программа; аварийно-спасательные работы.
Some Aspects of the Development of the Rescue of Victims in Road Accidents in the Framework of Implementation of the Federal Program "Improving Road Safety 2006—2012"
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2012
I. P^ask^, S. Koleganov, V. Ivanov, Е. Matvienko
Abstract
this paper describes the main lines of development in the rescue of victims of road accidents during the execution of the activities of the federal target program "Improving Road Safety in 2006—2012".
Key words: monitoring Centre aftermath of road accidents; road safety; federal program; emergency rescue.
МЧС России в течение семи лет в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах») (далее — Програма) проводилась целенаправленная работа по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Для отработки организационных, технических и технологических решений, закладываемых в основу создания системы спасения пострадавших в ДТП, а также принципов и технологий ее информационного обеспечения создан Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (Центр) (приказ МЧС России от 4.09.2007 № 474).
На основе сведений, содержащихся в базе данных Центра, представляются научно обоснованные предложения по местам размещения аварийно-спасательных формирований (АСФ), рациональному оснащению их аварийно-спасательным инструментом, совершенствованию технологии аварийно-спасательных работ, отработке вопросов взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Важным направлением деятельности МЧС России является применение и совершенствование современных информационно-телекоммуникационных технологий. В целях аналитической деятельности, информационного обеспечения планирования мероприятий, отработки технических и технологических решений проблем ликвидации последствий автоаварий в МЧС России, на базе Центра функционирует информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (адрес в сети INTERNET www.abdtp.ru) в составе:
программно-аппаратного комплекса автоматизированной базы данных участия пожарно-спасатель-ных подразделений в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, предназначенной для сбора и обработки статистической информации о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия;
программного комплекса с использованием компьютерных моделей типовых сценариев дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов, предназначенного для компьютерного моделирования типовых сценариев, обучения и проверки знаний водителей и специалистов служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
информационно-образовательного портала по современным методам, формам и приемам спасения пострадавших в дорожно-транспортных происше-
ствиях (www.dtprescue.ru), предназначенного для специалистов, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также для широкой общественности и заинтересованных пользователей, содержащего статистическую, аналитическую, периодическую и обучающую информацию;
банка данных объектов инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения, предназначенного для отображения информации об объектах инфраструктуры, быстрого поиска по заданным параметрам;
электронной библиотеки работ, выполненных МЧС России в рамках Программы, предназначенной для органов управления и научных сотрудников МЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, занимающихся проблемами безопасности дорожного движения.
В период выполнения мероприятий Программы: подготовлены проекты наставления для личного состава аварийно-спасательных формирований и руководства по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия, предложены рациональные технологии разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия;
разработаны научно-методические основы создания механизма взаимного оповещения и взаимодействия экстренных служб, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
развернут опытный участок системы диспетчерского управления и контроля за подвижными объектами на базе информационно-навигационной системы АПК «Курск» для системы поиска и спасения пострадавших при ДТП. В рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» создана пилотная зона системы-112 в г. Курске;
представлен опытный образец многоцелевой аварийно-спасательной машины среднего типа на шасси автомобиля ГАЗ-3310 «Валдай»;
проведена опытная эксплуатация в СевероЗападном региональном поисково-спасательном отряде МЧС России новых аварийно-спасательных машин для ликвидации последствий ДТП (АСМ-ДТП) «Соболь» и «Форд-Транзит», унифицированного модульного комплекта аварийно-спасательных средств и автомобильного тренажера по обучению спасателей правилам деблокирования пострадавших при ДТП;
внедрены опытные образцы комплектов аварийно-спасательной техники на базе аварийно-спасательных
/42 См! Бесиг^уТесИпоЬду, Уо!. 9, 2012, N0. 4 (34)
машин легкого («Соболь») и среднего («ГАЗель») типов для оснащения подразделений служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП;
приняты на снабжение новые гидравлические аварийно-спасательные инструменты «Бобер» и «Зубр»;
разработан проект программы проведения натурных экспериментальных исследований по отработке технологий выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП с применением новых и модернизированных образцов техники и оборудования;
разработан опытный образец комплекта специальных приспособлений для защиты пострадав-шего в дорожно-транспортном происшествии при его деблокировании и извлечении из аварийного транспортного средства;
создан опытный образец специализированного мобильного комплекта аварийно-спасательного инструмента «Авиакомплекс ДТП МЧС» для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в контейнерном исполнении, который позволяет обеспечить экстренную доставку к месту проведения работ с помощью вертолета (включая десантирование в режиме зависания).
Часть результатов выполненных работ была апробирована при проведении тактико-специальных учений в Краснодарском крае по теме: «Организация поисково-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях».
В мае 2010 года на базе 179 спасательного центра МЧС России в г. Ногинске Московской области сдан в эксплуатацию учебно-тренировочный комплекс (УТК) по подготовке пожарных, спасателей и специалистов других экстренных служб к действиям по ликвидации последствий ДТП, на базе которого оборудованы и оснащены современными средствами обучения специализированные классы для занятий со специалистами экстренных служб по современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП. Натурные площадки УТК (8 вариантов) позволяют моделировать дорожные ситуации от аварий на остановках общественного транспорта и автомобильных магистралях до аварий на железнодорожном переезде, в тоннеле, вблизи водоемов и др. Пропускная способность учебно-тренировочного комплекса составляет более 3 000 человек в год.
В целях повышения эффективности ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, совершенствования способов и приемов деблокирования и извлечения пострадавших при ДТП разработаны типовые технологические карты разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП, которые включены в состав «Руководства по ведению аварийно-спасательных работ при деблокирова-
нии и извлечении пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях».
Впервые в отечественной практике разработана мультимедийная энциклопедия по оказанию помощи пострадавшим в ДТП для специалистов служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения, участвующих в ликвидации последствий ДТП, учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, а также других категорий населения, обучающихся на курсах вождения, водителей автотранспортных средств и пешеходов.
В 2009 г. в рамках подготовки ведомственной целевой программы развития авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России по обеспечению комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах разработаны Концепция ведомственной целевой программы развития авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России по обеспечению комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах и проект самой программы. В 2010 г. реализован проект авиационного обеспечения комплексной безопасности на федеральной автомобильной дороге М-10 «Россия» и Октябрьской железной дороге «Москва—Санкт-Петербург».
Важным направлением деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, разработка современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях. Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России, совместно с государственными образовательными учреждениями Западного административного округа г. Москвы, открыта городская экспериментальная площадка по формированию транспортной культуры учащихся (Приказ Департамента образования города Москвы № 1090 от 11.06.2010 г.).
Таким образом, мероприятия, выполненные в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», позволили увеличить долю участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП с пострадавшими. В результате проведения аварийно-спасательных работ только за 9 месяцев 2012 года помощь оказана 122 072 пострадавшим. За указанный период среднее время прибытия спасателей к месту ДТП сократилось на 4 минуты. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112) позволит сократить среднее время реагирования на вызовы к 2017 году еще на 15— 20 %, а количество пострадавших и погибших на 7 % по отношению к 2010 году. Внедрение новых образо-
вательных технологий позволит обеспечить более качественную подготовку спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ДТП и населения к действиям по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.
Литература
1. Федеральный закон от 10.12.1995 г №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах».
3. Отчет о НИР «Разработка предложений по совершенствованию ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» / Науч. рук. С.Н. Азанов, исп. В.П. Сломянский, В.К. Кусилов и др. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007.
4. Нормативная правовая база в области обеспечения БДД, оказания помощи пострадавшим при ДТП и страхования. dtprescue.ru
5. Ресурс Информационно-аналитической системы в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. http://www.abdtp.ru
Сведения об авторах
Пляскина Ирина Владимировна: к. м. н., д. б. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отдела.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
Тел.: (499) 449-42-49.
E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Колеганов Сергей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. отдела.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Иванов Виктор Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Матвиенко Елена Сергеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. c.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-99-77. E-mail: centrriskdtp@mail.ru