УДК 14.15.27
Принципы построения информационно-аналитической системы в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2013
И.В. Пляскина, С.В. Колеганов, Е.В. Афанасьева, Е.С. Пасичнюк Аннотация
в статье рассмотрены вопросы функционирования информационно-аналитической системы в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; безопасность дорожного движения; информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
The Principles of Creation of Information and Analytical System in the Field of Elimination of Consequences of Road Accidents
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2013
I. P^ask^, S. Koleganov, E. Afanaseva, E. Pasichnyuk
Abstract
in article questions of functioning of information and analytical system in the field of elimination of consequences of road accidents are considered.
Key words: monitoring Centre aftermath of road accidents; road safety; information and analytical system in the field of elimination of consequences of road accidents.
Технологии гражданской безопасности, том 10, 2013, № 3 (37)
/71
На Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее — Центр), созданный приказом МЧС России от 4.09.2007 г. № 474, возложено выполнение задач по оказанию консультационных и информационных услуг для методической и информационной поддержки организации ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, основными из которых являются:
проведение системных исследований в области совершенствования технологий ликвидации последствий ДТП;
выработка научнообоснованных предложений по участию пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП;
участие в информационном обмене между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам ликвидации последствий ДТП;
оказание консультационных и информационных услуг населению по проблемам безопасности дорожного движения с использованием современных информационных технологий.
Информационной основой деятельности Центра ДТП является «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (ИАС ДТП).
ИАС ДТП состоит из следующих программно-информационных продуктов:
программно-аппаратный комплекс базы данных участия пожарно-спасательных формирований в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ПАК АБД ДТП);
программный комплекс с использованием компьютерных моделей типовых сценариев ДТП при перевозках опасных грузов (ПТК ДТП ОГ);
информационно-образовательный портал по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП (Портал);
банк данных объектов инфраструктуры, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения (Банк данных);
электронная библиотека работ, выполненных МЧС России в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (Электронная библиотека);
программно-технический комплекс мониторинга реализации региональных целевых программ в области безопасности дорожного движения (ПТК РЦП);
информационно-справочная система по организации рационального применения современных систем обнаружения и оповещения при межведомственном взаимодействии при ликвидации последствий ДТП в субъектах Российской Федерации (ЭИС ДТП).
На основе данных, внесенных в ПАК АБД ДТП, ежеквартально Центром ДТП выпускается информа-
ционно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасатель-ных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации (бюллетень).
Анализируя данные 2012 года, можно говорить о тенденции к увеличению в Российской Федерации количества ДТП (203 597 (+1,9%)), в результате которых погибло 27 991 (+0,1%) человек, а 258 618 (+2,7%) человек получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 9,8 (официальные данные ГУОБДД МВД России).
Пожарно-спасательными подразделениями (ПСП) в 2012 году осуществлено 153 890 (-1,3 %) выездов на ДТП, при этом привлечено 156 600 подразделений; 168 528 (+36,2 %) пострадавшим оказана помощь (из них деблокировано 23 542 человека). Проведено 250 032 работы (технологические операции), среднее время прибытия к месту ДТП составило 8,3 минуты. Коэффициент реагирования в среднем по стране составил 0,81 (+0,11) или 81 % (выезд на 4 ДТП из 5-ти).
Среднее время прибытия ПСП к месту ДТП в целом по стране в 2012 году составило 8,3 минуты.
Используя информацию банка данных объектов инфраструктуры, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения специалистами Центра разработан проект единого атласа прикрытия федеральных автомобильных дорог двух субъектов Южного федерального округа экстренными службами, участвующими в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
На ресурсах расположенного в сети internet (www. dtprescue.ru), Информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП пользователи могут ознакомиться с нормативно правовыми документами, регулирующими деятельность в области безопасности дорожного движения, в т.ч. разработанными сотрудниками Центра ДТП методическими рекомендациями по программно-целевому планированию мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие авиации и авиационно-спасатель-ных технологий МЧС России по обеспечению комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах»; организации действий подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; разработке планов прикрытия автомобильных дорог субъекта Российской Федерации; организации и проведению тактико-специальных учений по реагированию по-жарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, а также регламентирующими документами по ведению территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в
области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествий;
Данные представляемые территориальными органами МЧС России, свидетельствует о высокой заинтересованности специалистов главных управлений в поддержании функционирования и развитии настоящего информационно-телекоммуникационного продукта. Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий является наиболее удобным инструментом аккумулирования, хранения, обработки, передачи и получения необходимых сведений — от статистической информации до обучающих и тестирующих программ и материалов.
Анализ имеющихся в системе МЧС России информационно-телекоммуникационных технологий, включая ресурсы НЦУКСа, образовательных и научных учреждений, показал, что в настоящее время в системе МЧС России альтернативы настоящей информационно-аналитической системе в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий нет.
Таким образом, ИАС ДТП объединяет в единую систему многофункциональные элементы, создающие единое информационное пространство в области совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, что позволяет предоставлять доступ заинтересованным лицам и органам управления МЧС России к таким ресурсам, как информационно-аналитический, нормативный правовой, методический, образовательный, научно-внедренческий и др.
На все вышеперечисленные продукты получены свидетельства о государственной регистрации, а на ИАС ДТП Федеральной службой по надзору в сфере
связи, технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) выдан электронный паспорт № ФС-77130292 от 16 января 2013 года о внесении федеральной государственной системы в реестр федеральных государственных информационных систем № 0292 от 16.01. 2013 года.
Литература
1. Федеральный закон от 10.12.1995 г №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
3. Нормативная правовая база в области обеспечения БДД, оказания помощи пострадавшим при ДТП и страхования. http://www. dtprescue.ru.
4. Ресурс Информационно-аналитической системы в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. http://www.abdtp.ru.
Сведения об авторах:
Пляскина Ирина Владимировна: к. м. н., д. б. н., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-42-49.
E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Колеганов Сергей Викторович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. отд.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Афанасьева Евгения Валерьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru
Пасичнюк Елена Сергеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-90-33. E-mail: centrriskdtp@mail.ru