УДК 651.1:614.8
Информационно-аналитические материалы по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в январе-сентябре 2009 года
© Технологии гражданской безопасности, 2009
С.В. Колеганов
Аннотация
В статье приведены статистические данные потерь в дорожно-транспортных происшествиях, рассмотрены показатели реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 1 полугодии 2009 года, даны предложения по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, пожарно-спасательные подразделения, реагирование на дорожно-транспортные происшествия, пострадавшие, спасение.
Information-analytical materials on reaction fire-saving divisions on road and transport incidents in the Russian Federation in 1 half-year 2009
© Civil Security Technology, 2009
S. Koleganov
Abstract
In article the statistical data of losses in road and transport incidents is cited, indicators of reaction of fire-saving divisions on road and transport incident in the Russian Federation in 1 half-year 2009 are considered, given offer on perfection of system of rescue of victims in road-transport incidents.
Key words: traffic safety, fire-saving divisions, reaction to the road and transport incidents which have suffered, rescue.
Проблемы безопасности дорожного движения в Российской Федерации постоянно находятся в центре внимания руководства страны, поскольку ущерб от последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) составляет ежегодно сотни миллионов рублей. На снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий направлен огромный комплекс мероприятий, включающий федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», региональные и муниципальные программы и подпрограммы, мероприятия министерств и ведомств, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП.
Основные термины и определения, используемые в статье:
Коэффициент тяжести последствий ДТП — количество погибших на 100 пострадавших, по данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
Пожарно-спасательные подразделения — аварийно-спасательные формирования и подразделения пожарной охраны, реагирующие на ДТП.
Реагирование ПСП на ДТП — факт выезда пожарно-спасательного подразделения на ДТП.
Коэффициент реагирования ПСП на ДТП — количество ДТП, на которые выехали ПСП по отношению к числу ДТП с пострадавшими по данным ДОБДД МВД России (с учётом совместных выездов на ДТП, выездов на ДТП без пострадавших, а также на ДТП с участием пешеходов).
За 9 месяцев (январь-сентябрь) 2009 года в Российской Федерации произошло 146 708 (-6,6%) дорожно-
транспортных происшествий, в результате которых погибли 18 484 (-12,6%) человек, а 186 293 (-5,1%) человека получили ранения. Коэффициент тяжести последствий в среднем по стране составил 9,0.
Принимая активное участие в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, МЧС России планомерно осуществляет интеграцию поисково-спасательных формирований и подразделений государственной противопожарной службы, направленную на внедрение современных технологий, повышение доли участия и качества оперативного реагирования при спасении пострадавших в ДТП.
Если в 2008 году пожарно-спасательные подразделения (ПСП) совершили 20 843 выезда для ликвидации последствий ДТП, при этом было спасено 15 910 человек, а среднее время прибытия к месту ДТП составило 17 минут, то в январе-сентябре 2009 года показатели значительно повысились.
Пожарно-спасательными подразделениями в январе-сентябре 2009 года осуществлено 39 834 выезда на дорожно-транспортные происшествия, спасено 29 180 человек. Проведено 45 749 работ (технологических операций), среднее время в пути составило 12,7 минуты. Коэффициент реагирования в среднем по стране составил 0,27 или 27% (выезд на каждое 4 ДТП).
В г. Москве за 9 месяцев (январь-сентябрь) 2009 года произошло 8 902 (— 8,1%) дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 539 (-14,3%) человек, а 10 283 (-6,4%) человека получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 5,0.
В одном субъекте Российской Федерации (Ненецкий автономный округ), исходя из особенностей территориальной расположенности и низких показателей
Рис. 1. Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в январе-
сентябре 2009 года, в абсолютных значениях
Рис. 2. Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно— транспортные происшествия в разрезе их укрупненных видов
аварийности на дорогах (27 ДТП с пострадавшими), реагирование пожарно-спасательными подразделениями на дорожно-транспортные происшествия в январе-сентябре 2009 года не осуществлялось.
В абсолютных значениях реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия составило: Южный РЦ — 10 864 выезда, Приволжский РЦ — 8 287 выездов, Центральный РЦ — 5 368 выездов, Сибирский РЦ — 5 031 выезд, СевероЗападный РЦ — 3 942 выезда, г. Москва — 2 866 выездов, Дальневосточный РЦ — 2 098 выездов, Уральский РЦ — 1 378 выездов (рис.1).
В январе-сентябре 2009 года осуществлено 1 960 совместных выездов пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия. В 90% таких случаев одновременно на одно ДТП выезжают аварийно-спасательное подразделение и подразделение
пожарной охраны, каждое из которых выполняет задачи по предназначению.
Выезды пожарно-
спасательных подразделений на различные виды дорожно-транспортных происшествий распределились следующим образом (рис.2):
ДТП с пострадавшими (включая 1 и более транспортное средство) — 26 073 выезда (67,0 %);
ДТП без пострадавших — 9 056 выездов (23,4 %);
ДТП с участием пешеходов — 3 758 выездов (9,6 %).
Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (ф в Южном региональном центре — k = 0,6 (выезд на каждое 2-е ДТП), наиболее низкий — в Уральском региональном центре — k = 0,11 (выезд на каждое 9-е ДТП). По субъектам РФ лучший показатель — в Краснодарском крае — k = 0,81 (выезд на каждое 1-2 ДТП), худший показатель в Оренбургской области — k = 0,07 (выезд на каждое 14-е ДТП). Средний показатель в Дальневосточном региональном центре ^ = 0,26). Равные показатели в Сибирском, Приволжском региональных центрах и г. Москве — k = 0,27. Показатель в Северо-Западном региональном центре несколько ниже ^ = 0,21). Также низкий показатель в Центральном региональном центре — k = 0,17 (выезд на каждое 6 ДТП) (рис.3).
Рис. 3. Коэффициент реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия
в январе-сентябре 2009 года
Рис. 4. Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту дорожно-транспортного происшествия в
январе-сентябре 2009 года, в минутах
Время прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту ДТП в среднем по стране составляет 12,7 минуты.
Самый высокий показатель по региональным центрам и городам федерального значения — в городе Москве — 10,2 минуты, худший показатель в Сибирском региональном центре — 14,3 минуты. По субъектам РФ: лучшее время — в Хабаровском крае (7,8 мин.), худшее время — Ленинградской области (21,7 мин. ) и Пермском крае ( 21,9 мин.). В Северо-Западном и Приволжском региональных центрах показатели находятся примерно на одинаковом уровне —13,3 и 13,6 минут соответственно. Несколько выше показатели в Уральском региональном центре (12,1 мин.) (рис.4).
В январе—сентябре 2009 года силами пожарно-спасательных подразделений при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий проведено 45 749 работ (технологических операций). Суммарные затраты времени составили 13 427,6 часов.
Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 17,3%, ликвидации вторичных поражающих факторов — 12,3%, оказание первой помощи пострадавшим — 16,2%. На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 6,8% от общего количества работ, на деблокирование тел погибших — 5,1%. Удельный вес оказания психологической помощи пострадавшим составил 2,1% (здесь и далее имеется в виду психологическая помощь, оказанная пострадавшим в ДТП силами пожарно-спасательного подразделения, т.е. не специализированными психологическими службами). На иные работы, в т.ч. оказание помощи на месте ДТП подразделениям других экстренных служб, и сбор информации о дорожно-транспортных
происшествиях пришлось 17,2% и 23,1% соответственно (рис.5).
Приведенные в статье статистические данные свидетельствуют о значительном увеличении доли участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП. Вместе с тем, система спасения пострадавших в ДТП пока еще не использует в полной мере имеющихся возможностей для радикального улучшения в области оказания помощи попавшим в ДТП гражданам. Для повышения эффективности системы спасения пострадавших в ДТП необходимо проводить целенаправленную работу по следующим направлениям:
дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, определяющей задачи, условия и порядок привлечения к ликвидации последствий ДТП пожарно-спасательных подразделений;
повышение взаимодействие подразделений МЧС России, МВД России, Минздравсоцразвития России, принимающих непосредственное участие в ликвидации последствий ДТП;
приведение в соответствие с решаемыми задачами оснащения пожарных подразделений, допущенных к ликвидации последствий ДТП, аварийно-спасательной техникой, оборудованием и инструментом, медицинскими укладками, иммобилизационными и транспортировочными средствами;
рациональное прикрытие участков федеральных и территориальных автомобильных дорог пожарно-спасательными подразделениями;
внедрение вертолетных технологии по доставке спасателей к местам дорожно-транспортных происшествий и эвакуации пострадавших в ближайшие лечебные учреждения.
Рис. 4. Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений к месту дорожно-транспортного происшествия в
январе-сентябре 2009 года, в минутах
Литература
Сведения об авторе
1. http://www.gibdd.ru, ресурс официального сайта ГИБДД МВД
России.
2. Информационный бюллетень о реагировании пожарно-
спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в январе-сентябре 2009 г., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009 г.
Колеганов Сергей Викторович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1 НИЦ, м.н.с. направления «Совершенствование системы спасения пострадавших в ДТП».