УДК 614.8:656.1
К вопросу внедрения и опытной эксплуатации в АиуС рСчС «Программно-технического комплекса моделирования дорожно-транспортных происшествий и учета реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия»
В. П. Сломянский, С. В. Колеганов Аннотация
В статье рассмотрены перспективы внедрения современных программных продуктов в АИУС РСЧС. В настоящее время вопросы, касающиеся использования современных средств сбора, обработки и хранения информации, становятся все более актуальными. В статье приведены положительные аспекты внедрения информационных технологий, выявленные при практической деятельности.
Ключевые слова: информация, информационно-телекоммуникационные технологии, программно-технический комплекс, спасение, дорожно-транспортные происшествия.
To a Question of Introduction and Pre-production Operation in AIus RsCHs «the Programmno-technical Complex of Modelling of Road and Transport Incidents and the Account of Reaction of Fire-saving Divisions on Road and Transport Incidents»
V. Slomjansky, S. Koleganov Abstract
In article prospects of introduction of modern software products in AIUS RSCHS are considered. Now the questions, concerning uses of modern means of gathering, processing and information storage, become more and more actual. In article positive aspects of introduction of the information technology, revealed are resulted at practical activities.
Key words: The information, information-telecommunication technologies, programmno-technical complex, rescue, road and transport incidents.
См! Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, N0. 1-2 (23-24)
В современных условиях вряд ли кто-либо будет оспаривать очевидное обстоятельство: слово «информация» приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии являются неотъемлемой частью мирового экономического и технологического развития.
По важности использования информацию можно поставить в один ряд с такими ресурсами государства, как энергия, сырье, человеческие ресурсы и т. д. Значение информации в жизни общества все более возрастает, меняются методы и приемы сбора и обработки информации, расширяются сферы применения новых информационных технологий.
Трудно себе представить управленческую структуру практически любого уровня без вычислительной техники и соответственно без программных продуктов. Информационные технологии прочно входят или уже вошли в нашу жизнь. Программы автоматизированного учета и планирования, пакеты графических и офисных программ являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Все эти понятия в той или иной мере можно отнести к информационным технологиям.
Современные технологии обработки информации применяются как при анализе сложных динамических процессов в экономике, так и при выполнении управленческих функций, построении общей картины подчиненности отношений сопряженных элементов государственных систем.
Информационные технологии — совокупность методов и средств, в основном связанных с применением вычислительной техники, по сбору, обработке, хранению различных видов поступающей информации и выдаче готового продукта — комплексного описания и путей возможного развития конкретного процесса.
Построение эффективной структуры управления, создание вертикали принятия решения и системы контроля напрямую зависят от состояния информационных технологий, от их эффективности, производительности, надежности и других не менее важных показателей. Так, в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) на протяжении многих лет функционирует автоматизированная информационно-управляющая система (далее — АИУС РСЧС), представляющая собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов и обеспечивающая обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с основными задачами государства в области обеспечения безопасности дорожного движения МЧС России, МВД России, Минздравсоцразвития России и другие федеральные органы исполнительной власти, создающие функциональные подсистемы РСЧС, уделяют особое внимание совершенствованию
Рис. 1. Интерфейс «Программно-технический комплекс моделирования дорожно-транспортных происшествий и учета реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия»
системы спасения пострадавших в ДТП. Основными направлениями повышения безопасности на дорогах являются: взаимодействие государственных органов власти, заинтересованных отечественных, зарубежных и международных организаций в области предупреждения и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; обучение населения действиям при возникновении дорожно-транспортных происшествий; обмен оперативной информацией при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, выработка совместных решений, нормативных правовых документов в области спасения пострадавших в ДТП.
Широко применяются информационно-телекоммуникационные технологии в целях информирования и взаимодействия: публикуется оперативная и статистическая, достоверная и взвешенная текстовая, фото-и видеоинформация по вопросам ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; аналитические материалы.
В целях оценки эффективности работы пожарно-спасательных подразделений при ликвидации последствий ДТП, научного анализа вопросов взаимодействия указанных выше субъектов создан информационно-вычислительный комплекс на базе Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее — Центр).
Одним из подготовленных к внедрению в АИУС РСЧС программных продуктов является «Программно-технический комплекс моделирования дорожно-транспортных происшествий и учета реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия» (далее — Программно-технический комплекс), разработанный Центром в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (далее — Программа) (рис. 1).
Целью разработки Программно-технического комплекса является автоматизация ведения статистического учета реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, создание единого банка данных об объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог и информационное обеспечение заинтересованных пользователей о функционировании системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
В настоящее время Программно-технический комплекс включает пять основных модулей.
Первый — автоматизированная база данных о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия (далее — АБД ДТП), предназначенная для сбора и обработки статистической информации о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия. Опытная эксплуатация АБД ДТП в 2009 году показала эффективность функционирования данного программного продукта, позволяющего в режиме реального времени получать и обрабатывать информацию с последующей выработкой научно обоснованных предложений по совершенствованию системы спасения пострадавших в ДТП.
Второй — программный комплекс с использованием компьютерных моделей типовых сценариев дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов, предназначенный для компьютерного моделирования типовых сценариев, обучения и проверки знаний водителей и специалистов служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Данный модуль при его развитии в рамках опытно-конструкторских работ позволит отрабатывать вопросы наименее опасных действий при ДТП, связанных с транспортировкой опасных грузов, теоретической тренировкой водителей и специалистов, посредством применения информационно-телекоммуникационных технологий.
Третий — информационно-образовательный портал по современным методам, формам и приемам спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, предназначенный для специалистов, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также для широкой общественности и заинтересованных пользователей, содержащий статистическую, аналитическую, периодическую и обучающую информацию, медиа-файлы, правовые документы и пр. В данном случае в составе программно-технического комплекса предлагается использовать периодически обновляемую локальную версию портала, размещенного в сети Internet.
Четвертый — электронная библиотека работ, выполненных МЧС России в рамках Программы, предназначенной для органов управления и научных сотрудников МЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, занимающихся проблемами безопасности дорожного движения. Наличие такого модуля позволит в режиме реального времени ознакомиться с имеющимися, по состоянию на 1 января текущего года, работами, их аннотациями и презентационными материалами и в случае необходимости получить материалы установленным порядком.
Отдельного внимания заслуживает пятый модуль программно-технического комплекса — банк данных объектов инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения (далее — банк данных) (рис. 2).
Являясь последней разработкой Центра, банк данных, наряду с АБД ДТП, должен обеспечить наибольшую пользовательскую активность подразделений МЧС России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В ходе выполнения научно-исследовательских работ Центром планируется внести в банк данных информацию следующего характера: название, характеристики, точные места расположения подразделений МЧС России, МВД России, Минздрав-соцразвития России и Минтранса России, обеспечивающих прикрытие федеральных и региональных автомобильных дорог. В банке данных также отражены технические возможности, качественный и количественный состав указанных подразделений, контактная информация, зоны обслуживания (участки прикрытия).
/118 См! Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, N0. 1-2 (23-24)
Банк данных объектов инфраструктуры, вдоль автомобильных до рог федерального и регионального значения
Банк данных предназначен для централизованного ведения базы данных объектов инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения
Рис. 2. Интерфейс модуля банка данных объектов инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, вдоль автомобильных дорог федерального
и регионального значения
Используя информацию, получить которую можно с любого персонального компьютера, имеющего доступ к АИУС РСЧС, специалист того или иного федерального органа исполнительной власти сможет в кратчайшие сроки составить объективную картину имеющейся инфраструктуры на конкретном участке любой автомобильной дороги Российской Федерации, что в свете недавних катастроф на автомобильных и железнодорожных путях сообщения является актуальным.
Внедрение программно-технического комплекса в АИУС РСЧС позволит охватить круг проблем и вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и ликвидацией их последствий как одной из наиболее острых проблем в Российской Федерации. В настоящее время проводятся мероприятия по согласованию ввода в 2010 году в опытную эксплуатацию программно-технического комплекса, по результатам которых будет при необходимости проведена доработка комплекса, и представлены предложения о его дальнейшем использовании для нужд МЧС России.
На современном этапе развития общества, когда техногенные чрезвычайные ситуации, в том числе дорожно-транспортные происшествия, наносят экономике и демографической ситуации России значительный ущерб, превышающий по своим показателям ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера, когда на принятие управленческих решений на экстренное реагирование на чрезвычайную ситуацию имеются не дни, а часы и минуты, либо при планировании мероприятий того или иного характера, наиболее опти-
мальным способом получения исходной информации является использование информационно-телекоммуникационных технологий, их внедрение в повседневную деятельность, адаптация с имеющимися традиционными ресурсами обеспечения функционирования РСЧС.
литература
1. Т. В. Сесорова, В. П. Степанов. «Некоторые аспекты внедрения информационных технологий на предприятии».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г № 794».
3. Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Сведения об авторах
Сломянский Виталий Павлович, к.т. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра.
Колеганов Сергей Викторович, м. н. с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).