ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Автор обращает внимание на взаимосвязь программы эксперимента и его плана, выделяет особенности планирования эксперимента для индивидуального, коллективного и общешкольного эксперимента.
Сиденко Алла Степановна
Профессор АПК и ППРО г.Москва
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Как составить план экспериментальной работы на учебный год?
Ключевые слова: программа и план эксперимента, форма программы эксперимента, памятка, форма плана, содержание плана эксперимента учителя, лента Гантта.
Начнем с того, для чего экспериментатору, будь то - физическое лицо (педагог-экспериментатор, управленец-экспериментатор или методист-экспериментатор), группа педагогов или педагогический коллектив ОУ нужен план эксперимента?
Как хорошо известно, планирование является надежным средством от плохой, нечеткой организации работ. Какие же сбои и нечеткости могут быть при организации экспериментальной работы? Примеров довольно много: прекрасно зарекомендовавшая себя в начальной школе система развивающего обучения и огромный разрыв в технологическом обеспечении учебного процесса в средней и старшей школе, приводящие к личностным проблемам и трагедиям - это неизбежность, если не спланированы преемственность учебной деятельности в средней и старшей школе. Следующим риском может быть разноплановость и нескоординированность управляющих воздействий на испытуемых в разных предметных областях. Как следствие здесь могут быть перегрузки испытуемых тестовыми и контрольными работами, развивающими заданиями, домашними заданиями, требующими много времени и творческих усилий и пр., чего можно избежать при планировании.
Задачи, для решения которых может использоваться планирование эксперимента, чрезвычайно разнообразны. Поиск оптимальных условий проведения эксперимента, выбор наиболее приемлемых из некоторого множества гипотез о механизме явлений, дополнение и уточнение гипотез, интерпретация результатов полученных диаграмм, выбор существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, оценка и характеристика констант теоретических моделей, построенных в ходе эксперимента; разработка способов и механизмов воспроизводимости результатов эксперимента и др. задачи, при решении которых применяется его планирование.
Как известно, основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, про-
верка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы.
Постановка и организация эксперимента определяют его назначение. Педагогические эксперименты, имеют различные объекты и предметы исследования. 1 Кроме того, они различаются:
по способу формирования условий: естественные; искусственные;
по целям исследования: констатирующие; поисковые; преобразующие, формирующие, сравнительные, контролирующие;
по организации проведения: лабораторные, натурные; полевые; производственные;
по структуре изучаемых объектов и явлений: простые, сложные;
по характеру внешних воздействий на объект исследования: вещественные, энергетические, информационные;
по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования: обычный, модельный;
по типу моделей, исследуемых в эксперименте: материальный, мысленный;
по контролируемым величинам: пассивный, активный;
по числу варьируемых факторов: однофактор-
ный, многофакторный;
по характеру изучаемых объектов или явлений: педагогические, управленческие, технологические, социологические, психологические и т.п.
Конечно, для классификации могут быть использованы и другие признаки, но для нас важно то, что при планировании эксперимента это отражается в его содержании.
Для проведения эксперимента любого типа необходимо: разработать гипотезу, подлежащую проверке; 1
1 Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. - 2-изд. доп..- М.: АПКиППРО, 2009.- 130 с.
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
создать программу проведения экспериментальных работ; разработать экспериментальные материалы; определить способы и приемы вмешательства в объект исследования; обеспечить условия для проверки гипотезы; определить способы и приемы вмешательства экспериментаторов; разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента (контрольно-измерительные инструменты, приборы, установки, модели и т.п.); обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом и пр.
Правильно проведенное планирование, включающее тщательное продумывание хода и обеспечения педагогического исследования обеспечивает продуктивную работу экспериментаторов, получение ожидаемых результатов, связанных с проверкой гипотезы. Как показывает опыт, не всегда учителя экспериментаторы правильно представляют план проведения эксперимента. В отдельных случаях экспериментаторы не понимают сути планирования или не умеют составлять план экспериментальной работы учреждения как самостоятельный документ.
В чем отличие программы эксперимента и его плана?
0 программе эксперимента мы писали в ряде статей1. План отличается конкретизацией и детализацией по составу подзадач, срокам, критериям и параметрам оценки, диагностическому инструментарию, исполнителям, срокам и пр.
Сроки планирования
Наиболее целесообразно планирование провести на период, связанный с учебным циклом, то есть на учебный год. Экспериментальная апробация разрабатываемых продуктов, равно как и другая деятельность на экспериментальной площадке, должна проходить в рамках учебного цикла, а программа эксперимента может быть составлена на 3-5 лет.
Индивидуальное и коллективное планирование
Планировать работу отдельного педагога или группы педагогов, работающих над одной темой, необходимо в рамках плана экспериментальной работы всего учреждения.
Например, тема «Формирование универсальных способов действий, направленных на развитие познавательных компетенций учащихся может быть разработана учителями разных предметов, работающими на одной параллели. Для устранения дублирования и повышения эффективности работы отдельное планирование каждого педагога должно быть сведено в единый план (по одной параллели, например, 4 классов).
В то же время, для педагогов, работающих на разных параллелях, для обеспечения преемственности желательно установить согласование планов действий экспериментаторов и последовательности развития определенных качеств личности ученика.
1 Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №1.
Сиденко А.С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
Другой способ планирования может включать объединения педагогов не по параллелям, а по проблемам, направленным на получение определенных личностных изменений в обучаемых. Такой план будет строиться по вертикали: начальная, средняя, старшая школа. В таком случае группа педагогов может объединиться в проектную группу, работающую над развитием конкретных личностных качеств учащегося, например, регулятивных, включающих: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность или любое другое универсальное учебное действие, например, познавательные, включающие в себя: работу с информацией; работу с учебными моделями; использование знакосимволических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие и пр.
С нашей точки зрения планирование осуществления экспериментальной работы в ее процессе может меняться: сверху-вниз, снизу-вверх или по горизонтали - все это зависит от частных задач конкретного этапа эксперимента. Поэтому-то так важен план. Он позволяет фиксировать согласованность действий и планировать перспективу.
Перед каждым экспериментом составляется его программа и план, который чаще всего включает: цель и задачи эксперимента; выбор варьирующих факторов; обоснование объема эксперимента, числа опытов; порядок реализации опытов, определение последовательности изменения факторов; выбор шага изменения факторов, задание интервалов между будущими экспериментальными точками; обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.
Применение математической теории эксперимента позволяет уже при планировании определенным образом оптимизировать объем экспериментальных исследований и повысить их точность.
Учитывая цель эксперимента, в плане мы должны показать последовательное и/или параллельное решение задач, приводящее к достижению цели исследования, к получению реального продукта эксперимента, предполагающего последующую его трансляцию (внедрение) в другие учреждения образования. На разных этапах эксперимента задачи на учебный год будут разными. В их последовательности есть определенная логика соответствующая логической последовательности его этапов. План школы может строиться, кроме названного по типу «матрешки», от интегрального - общешкольного до индивидуального, учительского и наоборот. Программа и план должны быть связаны между собой.
Приведем памятку по оформлению фрагмента программы эксперимента 2 уровня1 2, которую можно использовать для дальнейшей разработки плана эксперимента начинающего учителя - эксперимен-
2 Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. - 2-изд. доп..- М.: АПКиППРО, 2009. - 130 с.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
татора или школы, вступающей в режим эксперимента.
ПАМЯТКА
для учителей-экспериментаторов по II уровню педагогического эксперимента
Для успешного проведения педагогического эксперимента важно:
- выработать в себе внутреннюю установку на постепенное освоение ступенек профессионального мастерства педагога-экспериментатора, на “своеобразный рост” в области эксперимента (“сегодня я могу одно, завтра буду осваивать и делать в области эксперимента другое...”);
- стремиться к осознанности (рефлексии) собственных действий, (отвечая на вопросы типа: “что я делаю как экспериментатор, как я это осуществляю, для чего и какой результат получаю?..”);
- последовательно осваивать методологию эксперимента, читая и обсуждая теоретические положения, на которых строится педагогический эксперимент;
- делать попытки ежедневного фрагментарного описания результатов эксперимента в рабочий дневник экспериментатора (что-то удивило сегодня на уроке, что-то обрадовало, появилась какая-то неожиданная проблема, вопрос, появилось сомнение в...)
Азы теории эксперимента
1. Понятие педагогического эксперимента (Что называть экспериментом?)
Существует довольно много различных трактовок понятия “эксперимент”. Приведем два из них. 1) Педагогический эксперимент (по рабочей версии определения) - проверка с помощью диагностического инструментария логически обоснованной гипотезы относительно эффективности педагогических воздействий. 2). Педагогический эксперимент (в широком смысле) - исследовательская деятельность, предназначенная для проверки научной гипотезы, осуществляемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях. Результатом этой деятельности является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на положительные изменения в учениках.
2. Признаки педагогического эксперимента (Как отличить эксперимент?)
Эксперимент должен опираться на теорию, сопровождаться созданием программы эксперимента и экспериментальной разработки, которая и будет апробироваться в ходе эксперимента. Наиболее существенными признаками эксперимента для 2 уровня эксперимента являются наличие: цели и задач эксперимента; логически обоснованной гипотезы эксперимента; критериев и параметров проверки эффективности экспериментальной деятельности; диагностического инструментария.
3. Структура программы эксперимента (Что включить в программу эксперимента 2 уровня?)
ПУНКТ программы СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОС для ответа
1. Исполнитель эксперимента Фамилия, имя, отчество, должность
2. Педагогическая цель Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся благодаря экспериментальной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете?
3. Цель эксперимента Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности и оформленный в виде экспериментальных материалов. Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, учебный план, концепция, методика и пр.
4.Гипотеза Логически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических воздействий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?
5. Диагностический нструмен-тарий Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков ... С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? Что будет выступать в качестве средств оценивания результатов эксперимента?
6. Критерии оценки ожидаемых результатов; параметры Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как Вы предполагаете фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Приведем фрагмент содержания плана эксперимента по организации учебного процесса на уроках литературы в 6 классе по развитию исследовательских умений учащихся.1
Содержание учебной программы по предмету Исследовательская задача Формирование умения выполнять исследовательское действие -планирование решения задачи Иссл едовательское умение
Введение. Тема “О главном в литературе (о герое)”. Урок “Наше творчество”. Урок посвящается чтению и обсуждению творческих работ учащихся, написанных в конце прошлого учебного года. Тема сочинений - “С точки зрения кактуса”. В процессе обсуждения сочинений учащимся предлагается ответить на вопрос: “Почему твой кактус такой”. Задача на установление связи между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ в литературном произведении. (Какова связь между автором и героем?) Фаза 1 Вопрос учителя: “Может ли автор герою своего произведения придумать любой поступок?” (Обсуждение этого вопроса с учащимися). Выход на вопрос: “Какова связь между автором и героем?” и обсуждение того, каким требованиям должен удовлетворять ответ на этот вопрос. В итоге фиксируются требования к результату решения данной исследовательской задачи: ответ должен: • содержать вывод о характере связи между указанными объектами(связь закономерная или вероятностная) и если связь закономерная, о том как выражена эта закономерность; • быть теоретически или эмпирически обоснован и проверяем. Постановка учебной задачи, предложение учащимся ответить на вопрос: «Какие действия нужно совершить, чтобы ответить на вопрос о характере связи между автором и героем?» , «Каков будет план работы». Умение планировать решение задач данного типа
Фаза 2 (работа в группах) Прежде чем будет составляться план работы, нужно определить, какой план мы будем считать «хорошим». Учащиеся в группах вырабатывают требования к «хорошему» плану. В результате работы мы должны прийти к выводу, что «хороший» план тот, в котором: • определен полный состав действий, необходимых для достижения желаемых результатов; • четко определены требования к результатам действий, так. что можно проверить достигнуты они или нет; • определена продолжительность каждого действия, и сроки его начала и окончания; • определены связи между действиями; • обоснована общая продолжительность реализации плана. При обсуждении критериев к «хорошему» плану постоянно ставятся вопросы: «Почему выдвигается тот или иной критерий плана? » и «Как мы сможем оценить, соответствует ли план выработанным критериям?»
Фаза 3 (фронтальная работа) Вопрос учителя: «Какой первый шаг мы должны будем сделать для того, чтобы составит «хороший» план?». Процедура выдвижения предложений и их обсуждение. В результате определяется следующая последовательность выполнения планирования: • Определить полный состав действий для ответа на вопрос: «Какова связь между автором и героем?» • Четко определить требования к результатам каждого действия.
1 БалашоваА.И., ЕрмоловаН.А., ПотылицынаА.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Содержание учебной программы по предмету Иссл едовательская задача Формирование умения выполнять исследовательское действие -планирование решения задачи Иссл едовательское умение
• Определить продолжительность каждого действия. • Определить последовательность выполнения каждого действия. • Обосновать продолжительность реализации плана. Вопрос учителя: «Будет ли наш план хорош, если какой-либо из шагов будет выполнен плохо?»
Фаза 4(работа в группах) Составление плана действий для решения задачи по выявлению связи между автором и ге-
роем.
Фаза 5 Обсуждение работы групп. Возможный план действий тера связи между автором по выявлению харак-и героем:
Действие Результат
1. Собрать исходную информацию для выдвижения предположения (гипотезы) Достоверная и полная информация для высказывания предположения.
2. Выдвинуть предположение о характере связи между автором и героем произведения. Гипотеза, обладающая свойством проверяемости.
3. Собрать информацию для доказательства предположения посредством анализа текста по разработанному плану. План анализа текста и информация для доказательства либо опровержения гипотезы. Примерный план анализа текста: • выбрать текст(ы), на котором(ых) будет определяться связь (текст должен быть знакомый и понятный всем участникам группы) • определить объекты связи (должны быть указаны конкретный автор и конкретный герой) • изучить свойства каждого объекта (должны быть указаны цели автора и характеристика героя) - На этом этапе нужно добиться понимания того, что важна не характеристика самого автора, его цели (идея конкретного текста).
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Содержание учебной программы по предмету Исследовательская задача Формирование умения выполнять исследовательское действие -планирование решения задачи Иссл едовательское умение
4. Обработать данные анализа и доказать или опровергнуть высказанное предположение. Вывод о характере связи
Продолжительность каждого действия и общая продолжительность определяется учениками и зависит от условий организации учебного процесса.
Фаза 6 (если будут выявлены недостатки способа действия) Повторное решение задачи.
По такому плану, разработанному учителем, можно не только увидеть содержание экспериментальной работы, но и определить развиваемые в процессе учебной деятельности и планируемые как результаты образования - компетенции учащихся.
Формы планов отработаны достаточно полно. Они могут разрабатываться для одного учителя, для проектной команды, для школы в целом, для муниципальной системы образования и пр. Для примера можно взять форму плана, предлагаемую Н.В.Немовой1 для муниципального уровня, адаптировав ее для режима эксперимента в условиях введения ФГОС.
Таблица
Форма плана разработки ресурсного обеспечения обучения кадров в режиме эксперимента
Содержание деятельности Мероприятия Сроки Ответ- ственные Ожидаемые результаты Диагностический инструментарий критерии показатели
На- чало Оконч.
1. Разработка программ обучения резерва руководящих и педагогических кадров к введению ФГОС Заседание рабочей группы Май Июнь Методист по управлению Программа и УТП подготовки руководящих и педагогических кадров к введению ФГОС
1. Обновление программно-методического материала, обеспечивающего деятельность учителя в условиях введения ФГОС Заседание рабочей группы Май Июнь Методист Программа внутришкольного и муниципального повышения квалификации и, рекомендации по проведению стажировок
2. Заключение договора с ИПК, метод кабинетом на подготовку учителей для работы по новым стандартам Совещание в ИПК Май Зав РМК Договор, выделение 35 мест на подготовку кадров
3. Разработка и утверждение плана финансирования повышения кадров в школе, в районе по введению ФГОС Коллегия УО Май Зав РМК План финансирования курсовой системы
4. Проведение обучения модераторов, работающих с учителями, работающими над введением ФГОС. Семинары Июнь Август Методист Наличие специалистов для проведения занятий с учителями по модернизированным программам
5. Подготовка модераторов для обучения учителей введению ФГОС Семинары Май Август Методист Наличие специалистов для проведения занятий с учителями, вводящими ФГОС
1 Здесь и далее приводится фрагмент разработки Н.В Немовой.
Немова Н.В. Определяющие факторы развития управления учреждениями образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №5.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
63
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Продолжительность работы
Резерв времени
Рис. Ленточная диаграмма Гантта
После того, как таблица заполнена, т.е. определено содержание всех действий, нужных для подготовки и проведения обучения, запланированные действия распределяются во времени с помощью графика Гантта. (см. рис.).
По вертикальной оси откладываются номера всех предусматриваемых планом действий, по горизонтальной - временные интервалы. Длина отрезка обозначает продолжительность выполнения действия. Планирование может осуществляться как с конца, так и с начала. Процедура планирования с конца требует хорошего владения техникой планирования. Процедура планирования с начала относительно проще. Составление графика Гантта начинается в этом варианте с определения тех действий, которые могут быть начаты сразу, т.е. не требуют, чтобы до их начала были выполнены какие-то другие.
Предположим, что это действия №1 и №3. На график наносятся отрезки, соответствующие их длительности. Действие №2 может быть начато только по окончании первого действия. Поэтому момент его начала совпадает с моментом окончания действия №1. От этой точки откладывается отрезок, соответствующей продолжительности второго действия. Действие №4 начинается после завершения действий №2 и №3. Как видно из рисунка, действие №3 может быть выполнено раньше, чем действие №2, поэтому реально его результат потребуется позже. Это означает, что по третьему действию имеется резерв и момент его начала может быть сдвинут на величину резерва. Процедура составления графика в дальнейшем аналогична описанной выше. Из рисунка видно, что действие №7 начинается после завершения действия №4, а действие №6 после действия №5, действие №8 - после окончания седьмого и шестого действий,
причем по действию №6 имеется резерв. Таким образом, определяется общая продолжительность сроков подготовки ресурсного обеспечения мер обучения кадров района.
График Гантта наглядно показывает, что сбои в сроках реализации одного действия отражаются на всей «цепочке» и неминуемо ведут к другим сбоям. Таким образом, четкое представление о связях между действиями позволяет заранее предвидеть проблемы, которые могут возникнуть вследствие возникающих отклонений от плана, и принять необходимые меры, то есть сделать управление прогностичным.
С помощью графика Гантта все сроки подготовки ресурсов для проведения обучения кадров должны быть согласованы со сроками самого обучения, а то, в свою очередь, - со сроками проведения изменений в системе образования и с другими мероприятиями программы развития образования в районе (городе). Большинство направлений обучения. должны по срокам предварять начало проведения нововведений в системе образования.
После того, как все действия будут окончательно согласованы между собой по срокам, необходимо окончательно откорректировать графики Гантта. Так, если по каким-то причинам продолжительность сроков подготовки ресурсного обеспечения не устраивает разработчиков, то она должна быть пересмотрена за счет сокращения сроков проведения каких-то видов работ, или за счет увеличения количества работ, которые будут проводиться параллельно. Для проведения параллельных работ нужно задействовать много специалистов. Чем большее количество специалистов сможет привлечь методическая служба к разработке ресурсного обеспечения обучения кадров, тем большее число независимых друг от друга мер можно бу-
64
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
дет проводить одновременно. Затем разработанный план переписывается начисто.
Таким образом, используя форму плана и ленту Гантта, можно построить целостную картину деятельности как одного учителя, так и педагогического коллектива в режиме эксперимента. Приводя в систему планирование нескольких учебных заведений, можно выстроить план работы в режиме эксперимента на муниципальном уровне.
Подводя итоги, можно определить, что планирование эксперимента - выбор плана эксперимента, удовлетворяющего заданным требованиям, совокупность действий, направленных на разработку стратегии экспериментирования (от получения априорной информации до получения работоспособной математической модели или определения оптимальных условий). Это целенаправленное управление экспериментом, реализуемое в условиях неполного знания механизма изучаемого явления.
В процессе измерений, последующей обработки данных, а также формализации результатов в виде математической модели, возникают погрешности и теряется часть информации, содержащейся в исходных данных. Применение методов планирования эксперимента позволяет определить погрешность математической модели и судить о ее адекватности. Если точность модели оказывается недостаточной, то применение методов планирования эксперимента позволяет модернизировать математическую модель с проведением дополнительных опытов без потери предыдущей информации и с минимальными затратами.
Таким образом цель планирования эксперимента - нахождение таких условий и правил проведения опытов, при которых удается получить надежную и достоверную информацию об объекте с наименьшей затратой труда, а также представить эту информацию в компактной и удобной форме с количественной оценкой точности.
В статье подробно рассматриваются автором те формы контроля, которые необходимы для повышения активности учащихся в познавательной деятельности.
Егорова Любовь Николаевна
сискатель кафедры педагогики и психологии АКПиППРО,
директор ГОУ СОШ № 2046 Москва
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Каковы формы контроля знаний и умений учащихся?
Ключевые слова: формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная), аккумуляция, констатация, доказательное рассуждение, анализ, синтез, обобщение, установление существенных закономерных связей, творческая деятельность учеников.
Контроль усвоения учебного материала содействует развитию памяти, мышления, речи учащихся, помогает привести в систему знания, оценивать эффективность применяемых методов обучения, своевременно устранять «пробелы» в знаниях. Более того, рациональные приемы в зна-
чительной мере повышают познавательную активность учащихся на уроках.
Рассмотрим подробнее те формы контроля, которые необходимы для повышения активности учащихся в познавательной деятельности в соответствии с предложенной моделью контроля
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011
65