Стельма С.Г.1, Полозок С.В.2
'Кандидат экономических наук, 2магистрант 2 курса по направлению подготовки «Экономика»,
Филиал Российского государственного социального университета в г. Анапе ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация
В статье даётся обоснование необходимости краткосрочного и долгосрочного планирования деятельности для государственных и муниципальных учреждений, рассмотрены проблемы при его осуществлении и возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: бюджетные учреждения, долгосрочное планирование, краткосрочное планирование, государственный заказ.
Stelma1 S.G., Polozok S.V.2
'Candidate of Economic Sciences, 2master 2 courses in the direction of preparation Economy,
The Russian State Social University branch in Anapa PLANNING OF ACTIVITIES OF THE BUDGET ORGANIZATIONS
Abstract
In article justification of need of short-term and long-term planning of activity for the public and municipal authorities is given, problems at its implementation are considered and possible ways of their overcoming.
Keywords: budget organizations, long-term planning, short-term planning, state order.
Планирование деятельности для государственных и муниципальных учреждений играет важную роль в связи с долгосрочным бюджетным планированием и развитием программного подхода в бюджетировании.
Согласно бюджетному законодательству государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем услуг и работ, оказываемых (выполняемых) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. В п. 3 ст. 69.2 БК РФ указано, что госзадание составляется на срок до одного года (в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год) и на срок до трех лет (при утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета)). [1]
Помимо этого, план финансово-хозяйственной деятельности государственного или муниципального учреждения, фиксирующий плановые доходы и расходы, составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Поскольку утверждение бюджетов на срок до трех лет уже имеет широкое распространение, то необходимо долгосрочное планирование в учреждениях. Но при этом бюджетные учреждения сталкиваются с некоторыми проблемами: недостаточно времени для планирования, поскольку бюджеты утверждаются, как правило, в конце года; возникают практические противоречия бюджетного планирования по причине, что в реальности сначала определяется размер бюджетных ассигнований, а уже потом под него подстраиваются показатели государственных и муниципальных заданий; сложность прогнозирования возможностей учреждения по оказанию государственных или муниципальных услуг (выполнению работ) и спроса на них. [2]
Планируемый объем финансирования учреждения - это главный фактор, влияющий на определение его возможностей. Например, от того, будет или нет проведен капитальный ремонт находящегося в предаварийном состоянии жилого корпуса дома-интерната для престарелых и инвалидов, зависит, сможет ли учреждение в перспективе осуществлять стационарное обслуживание клиентской группы в том или ином объеме.
Уровень цен на услуги и потенциальная платежеспособность населения влияет на возможности учреждения по оказанию услуг, если все услуги или их часть учреждение оказывает на платной основе и получаемые средства играют заметную роль в обеспечении его функционирования.
Динамика спроса на услуги государственных и муниципальных учреждений определяется в первую очередь изменениями в демографической ситуации. Например, в отношении образовательных учреждений для детей определяющим показателем станет численность детского населения, в отношении учреждений социального обслуживания - численность пожилого населения, инвалидов, а для учреждений высшего профессионального образования - численность молодежи.
В целом основой для планирования показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений призван быть прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) (ст. 173 БК РФ). Однако качество и обоснованность соответствующих документов нередко оставляют желать лучшего.
В связи с различными сложностями в планировании показателей государственных и муниципальных заданий, а также в финансовом планировании на практике зачастую применяется следующий подход. Значения показателей на плановый период устанавливаются в таких же значениях, что и на очередной финансовый год, или просто с незначительным превышением - как бы для демонстрации в плановых показателях некоего роста. В порядках их формирования, устанавливаемых Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, эта процедура где-то предусматривается, а где-то нет. Например, в федеральных правилах формирования госзадания в отношении федеральных государственных учреждений (а именно с него многие регионы и муниципалитеты переписали свои порядки аналогичного содержания) никакого упоминания об оценке потребности в услугах или работах не встречается.
Включение в программы деятельности учреждений, осуществляемой в рамках государственных и муниципальных заданий, а также сам статус задания как элемента программы должны заставить более тщательно подходить к долгосрочному планированию.
Однако даже если в каких-то региональных или муниципальных нормативных правовых актах такая оценка и предусматривается, она крайне редко осуществляется с применением каких-либо формализованных методик и сильно зависит от различных субъективных факторов (например, от мнения того или иного сотрудника). Кроме того, отсутствие обоснованной оценки, в свою очередь, ведет к отсутствию документально зафиксированной и точной информации о реальной потребности в услугах или работах, которая фактически может быть ниже или выше плановых объемных показателей государственных или муниципальных заданий. [2]
Решить данную проблему может происходящий в настоящий момент переход к составлению бюджета на основе государственных и муниципальных программ (п. 2 ст. 172 и ст. 179 БК РФ).
В качестве примера рассмотрим, каким образом должна происходить увязка государственной программы и государственных заданий на федеральном уровне. В число обосновывающих материалов, разрабатываемых при подготовке госпрограммы, в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам входит прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации госпрограммы. Целевые индикаторы и показатели госпрограммы должны отражать основные параметры госзадания в части качества и объема предоставляемых государственных услуг.
58
Включение в программы той деятельности, которая осуществляется в рамках государственных и муниципальных заданий, сам статус задания как элемента программы должны заставить более тщательно подходить к долгосрочному планированию и обоснованию как показателей заданий, так и на их основе показателей планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Хотя это в конечном итоге будет зависеть от того, насколько качественно в действительности станут разрабатываться сами государственные и муниципальные программы. Отметим, что порядок принятия решений о разработке государственных программ РФ, госпрограмм субъекта РФ, муниципальных программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (абз. 3 п. 1 ст. 179 БК РФ).
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012) [Электронный ресурс] URL: // www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2015).
2. Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания). [Электронный ресурс] URL: // www.consultant.ru (дата обращения 16.04.2015).
3. Платов В. Я. Технология планирования и управления. М.: Изд. Дом «Дело», 2013. - 376 с.
References
1. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 03.12.2012) [Jelektronnyj resurs] URL: // www.consultant.ru (data obrashhenija 15.04.2015).
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.09.2010 № 671 «O porjadke formirovanija gosudarstvennogo zadanija v otnoshenii federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenij i finansovogo obespechenija vypolnenija gosudarstvennogo zadanija» (vmeste s Polozheniem o formirovanii gosudarstvennogo zadanija v otnoshenii federal'nyh bjudzhetnyh i kazennyh uchrezhdenij i finansovom obespechenii vypolnenija gosudarstvennogo zadanija). [Jelektronnyj resurs] URL: // www.consultant.ru (data obrashhenija 16.04.2015).
3. Platov V. Ja. Tehnologija planirovanija i upravlenija. M.: Izd. Dom «Delo», 2013. - 376 s.
Трунина В.Ф.1, Горбунова А.А.2
'Кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский технический университет; 2студентка ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
В статье раскрывается роль налогообложения для малого предпринимательства. Рассматриваются проблемы и характеристика основных видов правонарушений в этой сфере, а также рассмотрение налоговой системы в целом. Предлагаются мероприятия, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и системы налогообложения.
Ключевые слова: малый бизнес, налоги, законодательство, налоговая система.
Trunina V.F.1, Gorbunova А.А.2
'Ph.D. in Economics, assosiate professor, Volgograd State University; 2 student.
PROBLEMS OF TAXATION OF SMALL BUSINESS ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR
SOLUTIONS
Abstract
The article explores the role of taxation for small businesses. The problems and the characteristics of main types of offenses in this area, as well as consideration of the tax system as a whole. Some measures related to the further improvement of tax policy and tax system.
Keywords: small business, taxes, legislation, tax system.
Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России. В условиях сложной обстановки, характерной для отечественной экономики в настоящее время, малое и среднее предпринимательство не всегда может точно предсказать уровень своих доходов, возможные результаты исхода той или иной негативной ситуации. Величина убытков, незначительная для крупного предприятия, может оказаться губительной для мелкого товаропроизводителя.
Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В настоящее время - это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с ним к малым предприятиям относятся юридические лица с численностью работников от 16 до 100 человек включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн. до 400 млн. руб. [1]
Развитие малого предпринимательства в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики, находится на стадии формирования, и его потенциал используется далеко не полностью. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом
Как известно, малый бизнес занимает особое место в экономике, так как:
- решает проблему занятости;
- позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка;
- способствует развитию конкуренции;
- на небольших предприятиях инновационного характера создается уникальная наукоемкая продукция. [2]
Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.
На Западе ситуация складывается совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником роста экономики страны. В экономически развитых странах существует настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому значительная часть американского и европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего».Одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства. Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.
В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его
59