ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДОХОДОВ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
А. Ю. ФЕДОРОВА
В данной статье основное внимание уделяется анализу формирования доходной части областного бюджета, а именно его налоговой составляющей, делается ее анализ и оценка. При этом определяются основные направления налоговой и бюджетной политики в Тамбовской области на 2011 год и на плановый период.
Ключевые слова: бюджет, налог, налоговые доходы, налоговая политика, бюджетная политика.
В настоящее время, роль бюджета в отношениях, связанных с распределением денежных средств, обеспечивающих формирование устойчивых прямых и обратных связей хозяйственного механизма, сбалансированное развитие территориальной социально-экономической инфраструктуры, резко возрастает.
В условиях рыночных отношений налоги являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно бюджетная и налоговая системы в настоящее время являются главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
Налоги, зачисляемые в полном объеме или по утверждаемым нормативам отчислений формируют основную часть доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
В целях совершенствования формирования налоговых доходов бюджетов и их влияния на общее развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в областном бюджете.
Рассмотрим структуру основных показателей доходной части бюджета Тамбовской области (табл. 1). Доходы бюджета Тамбовской области состоят из двух основных составляющих: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. В 2011 г. они составили 11 094 042,9 тыс. руб. и 9 186 401,2 тыс. руб. соответственно. Отметим, что общий объем доходов областного бюджета в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 846 961,5 тыс. руб. [1; 2].
Рассмотрим группу налоговые и неналоговые доходы бюджета Тамбовской области (табл. 2).
Таблица 1
Основные показатели доходной части бюджета Тамбовской области (тыс. руб.)
' '—-—Годы Показатели ■—-—____ 2009 2010 2011 2012
Налоговые и неналоговые доходы 10 252 308,1 10 171 570,6 11 094 042,9 11 869 987,6
Безвозмездные поступления 9 995 167,9 9 261 912,0 9 186 401,2 9 186 683,6
Всего доходов 21 942 596,0 19 433 482,6 20 280 444,1 21 056 671,2
Таблица 2
Размеры налоговых и неналоговых доходов бюджета Тамбовской области (тыс. руб.)
" ——Годы Показатели —— 2009 2010 2011 2012
Всего налоговых и неналоговых доходов 10 252 308,1 10 171 570,6 11 094 042,9 11 869 987,6
Налоговые доходы 8 557 186,4 9 302 022,9 10 224 761,1 11 485 437,0
Неналоговые доходы 1 695 121,7 869 538,7 874 314,8 384 550,6
Из данных таблицы видно, что налоговые доходы бюджета Тамбовской области в 2010 г. составили 9 302 022,9 тыс. руб., в 2011 г. 10 224 761,1 тыс. руб., в 2012 г. 11 485 437,0 тыс. руб. Соотношение налоговых и неналоговых до-
ходов в анализируемом периоде достаточно велико, в 2011 г. данное соотношение составило 92 : 8 %.
Рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета Тамбовской области (табл. 3).
Таблица 3
Структура налоговых доходов бюджета Тамбовской области (тыс. руб.)
Годы Показатели 2009 2010 2011 2012
Налоговые доходы всего 8 557 186,4 9 302 022,9 10 224 761,1 11 485 437,0
Налоги на прибыль, доходы 6 917 789,2 5 562 494,6 5 888 498,7 6 124 038,6
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ 1 494 799,9 1 8464 65,2 2 232 147,6 2 463 815,7
Налоги на совокупный доход 554 188,4 458 932,8 589 151,1 764 726,5
Налоги на имущество 1 281 500,3 1 430 170,0 1 510 845,6 1 628 750,2
Налоги за пользование природными ресурсами 3845,0 3 660,3 3 775,5 3 890,9
Г осударственная пошлина 185,3 300,0 312,6 315,1
В период с 2009 по 2012 гг. отмечается незначительный, но постоянный рост общего объема налоговых доходов. Увеличение поступления налоговых доходов происходит по всем видам налогов, зачисляемых в областной бюджет.
Можно отметить, что наибольший вес в налоговых доходах в 2011 г. принадлежит налогу на прибыль (доход) - 5 888 498,7 тыс. руб., второе место занимают налоги на товары, реализуемые на территории РФ 2 232 147,6 тыс. руб. и налоги на имущество - 1 510 845,6 тыс. руб., самый малый доход приносит государственная пошлина -300,0 тыс. руб.
Формирование проекта областного бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. осуществляется с увеличением собственного доходного потенциала областного бюджета, не превышающего темпов инфляции (5,6 % в год) при прогнозируемом снижении объема финансовой помощи из федерального бюджета. Для обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации бюджетных рисков прогнозирование доходов областного бюджета будет осуществляться на основе консервативного подхода к их объему.
С 2011 г. за счет налоговых и неналоговых доходов областного бюджета предстоит обеспечить увеличение расходов областного бюджета: по содержанию численности работников бюджетной сферы:
- в связи необходимостью обеспечения согласованной бюджетной политики Тамбовской области с направлениями бюджетной политики федерального уровня в части увеличения заработной платы в реальном секторе экономики - увеличить с 01.04.2011 на 6,5 % денежное довольствие сотрудникам правоохранительных органов, индексировать фонды оплаты труда областных
государственных учреждений с 01.06.2011 на
6,5 %;
- в связи с ростом начислений на фонд оплаты труда с 26,2 % до 34,2 %;
- в связи с индексацией размера стипендии для обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, среднего профессионального и начального профессионального образования с 01.09.2011 на 6,5 %.
Предстоит обеспечить постепенный переход областных государственных учреждений со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственных заданий. Государственные задания должны быть установлены и доведены каждому учреждению (за исключением исполнительных органов власти области). Нормативные затраты учреждению на 2011 г. должны быть определены исходя из объема бюджетных ассигнований, определенных на обеспечение деятельности государственного учреждения в 2010 г. с учетом его увеличения в связи с индексацией фондов оплаты труда с начислениями, ростом тарифов на коммунальные услуги, т. е. на 2011 г. сохраняются индивидуальные нормативы затрат. На 2012-2013 гг. главным распорядителям бюджетных средств предстоит обеспечить переход от индивидуального расчета затрат к групповым и формульным нормативам, что позволит обеспечить подготовку к переходу на программноцелевую структуру формирования проекта областного бюджета, начиная с 2013 г., а именно: в разрезе целевых долгосрочных и ведомственных программ.
Одновременно Российской Федерацией планируется передать на уровень субъектов Российской Федерации бюджетные учреждения, деятельность которых не связана с выполнением ис-
ключительных полномочий Российской Федерации либо сократить межбюджетные трансферты или расширить полномочия регионам в сфере сельского хозяйства, природопользования, охраны окружающей среды, лекарственного обеспечения. Принимая во внимание, что по вопросам разграничения расходных полномочий, за исключением милиции общественной безопасности, решения на федеральном уровне не приняты, в проектировках областного бюджета на 20122013 гг. указанные расходы не учтены.
Проектировки доходов и расходов областного бюджета на 2011-2013 гг. составляются с учетом целевых субвенций из федерального бюджета. Расходы, выполняемые за счет субвенций из федерального бюджета, будут включены в проект областного бюджета на 2011-2013 гг. по данным, согласованным главными администраторами доходов областного бюджета с главными распорядителями средств федерального бюджета.
Основные направления налоговой политики Тамбовской области в 2011-2013 гг. составлены с учетом преемственности ранее поставленных целей и задач. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. нацелены на создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С 2011 г. полностью передаются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и внебюджетных фондов единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также минимальный налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Помимо этого ожидается принятие федеральных законов, разработанных в рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации, одобренных в предыдущие годы, проекты которых уже внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации или концепции которых согласованы Правительством Российской Федерации.
Налоговая политика на ближайшие три года будет направлена на сохранение и постепенное наращивание налогового потенциала региона путем создания благоприятных условий для деятельности экономических субъектов.
Основным условием эффективности и результативности налоговой политики области в сфере доходов является их тесная координация с
социально-экономическими преобразованиями. Она ориентирована на достижение долгосрочных этапов развития области: системную модернизацию экономики, рост инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, развитие предпринимательства и продолжение позитивных перемен в социальной сфере.
Приоритеты в области налоговой политики остаются неизменными и направлены на реализацию следующих целей:
1) сохранение уровня номинального налогового бремени в целях стимулирования формирования благоприятного делового климата и расширения предпринимательской свободы при условии сбалансированности бюджетной системы;
2) повышение эффективности налоговой системы за счет улучшения налогового администрирования, внедрения современных подходов к администрированию, оптимизации налоговых льгот и освобождений;
3) сочетание неукоснительного исполнения федерального законодательства с отстаиванием интересов региона.
В 2011-2013 гг. следует обеспечить продолжение мероприятий, намеченных ранее на 2010-
2012 гг. и долгосрочную перспективу. Среди основных направлений, по которым предполагается реализовывать налоговую политику, необходимо выделить следующее:
- продолжение работы по государственной поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Тамбовской области;
- активизацию работы по легализации заработной платы и прибыли;
- оптимизацию состава региональных налоговых льгот с учетом оценки их социальной и бюджетной эффективности;
- организацию и координацию процесса формирования реестра объектов недвижимости на территории области;
- продолжение практики согласованных действий администрации области и территориальных федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.
В налоговой политике на среднесрочный период определены следующие приоритетные направления:
- в соответствии с федеральным законодательством расширение практики предоставления инвестиционного налогового кредита (в том числе инновационным организациям);
- в целях более полной заинтересованности органов местного самоуправления области в раз-
витии малого бизнеса на их территориях - закрепление доходов от выдачи патентов при применении упрощенной системы налогообложения за бюджетами муниципальных образований;
- проведение мониторинга действующих в муниципальных образованиях области нормативных правовых актов по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- повышение эффективности управления государственными финансовыми вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов.
В основу бюджетной политики Тамбовской области на 2011-2013 гг. положены стратегические цели развития стабильной экономики региона, снижения государственного долга и размера дефицита бюджета.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
- сохранение достигнутого уровня и качества жизни населения;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- обеспечение исполнения действующих расходных обязательств;
- ограничение принятия новых расходных обязательств (в случае необходимости принятия отдельного обязательства источником его может быть определено сокращение ранее принятого обязательства или перенесение сроков исполнения его на последующие годы).
Учитывая, что объем расходов бюджета области ограничен его доходными возможностями, необходимо повысить результативность использования бюджетных ассигнований и сократить неэффективные расходы как на стадии определения направлений расходования бюджетных средств, так и в ходе исполнения бюджета области. Поэтому при планировании расходов на 2011-
2013 гг. используются бюджетные ограничения на уровне текущего года.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения сбалансированности бюджета области необходимо:
- продолжить внедрение программно-целевых методов планирования расходов областного и местных бюджетов. Объем ассигнований, выделяемых главному распорядителю бюджетных средств на среднесрочный период, должен быть определен с учетом достижения результатов деятельности соответствующего исполнительного органа государственной власти области, представленных в докладах о результатах и основных направлениях их деятельности, а также с учетом
планируемых показателей экономической и социальной эффективности использования бюджетных средств;
- не допустить увеличения численности органов государственной власти области, планирование расходов на их содержание осуществлять в соответствии с установленным Правительством РФ нормативом. Обеспечить передачу отдельных полномочий исполнительных органов государственной власти области по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, подведомственным им областным государственным учреждениям. Рекомендовать органам местного самоуправления области обеспечить аналогичные решения;
- продолжить работу по оптимизации сети областных государственных и муниципальных учреждений, обеспечивая при этом сохранение объема и качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению, внедрить государственные и муниципальные задания, определяющие конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств;
- совершенствовать систему мер социальной поддержки населения Тамбовской области, в том числе за счет повышения ее адресности;
- обеспечить сокращение расходов бюджета области на потребление учреждениями области топливно-энергетических ресурсов за счет эффективного использования на основе внедрения энергоэффективных и энергосберегающих мероприятий во все сферы хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением администрации области от 29.07.2010 № 897, утвердившим областную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Тамбовской области на 2010-2015 годы и на период до 2020 года»;
- установить жесткий контроль за недопущением образования кредиторской задолженности по расходным обязательствам, в первую очередь, по заработной плате и социальным выплатам гражданам;
- при определении направления использования выделенных бюджетных средств учитывать возможность софинансирования расходов по отдельным направлениям, предлагаемым из федерального бюджета. В первоочередном порядке на реализацию в 2011-2013 гг. одобренных на феде-
ральном уровне направлений, основных мероприятий и параметров приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.;
- провести инвентаризацию мероприятий целевых долгосрочных программ с целью их оптимизации и (или) переноса финансирования их на более поздние периоды;
- определить приоритетные направления расходования средств консолидированного бюджета области, исполнение обязательств по которым в течение очередного года не может быть отсрочено. Необходимость принятия такого решения обусловлена неравномерностью поступления доходов в бюджет области в течение года, в результате чего может возникнуть несбалансированность между доходами и расходами бюджета области в определенный период;
- обеспечить проведение мониторинга исполнения местных бюджетов для принятия мер по оптимизации их расходов и обеспечения сбалансированности [3].
Литература
1. Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: закон Тамбовской области от 1 декабря 2008 г. № 462-З. URL: http:// www.regfin.tambov.ru
2. Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: закон Тамбовской области от 27 ноября 2009 г. URL: http://www. regfin.tambov.ru
3. Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: постановление Администрации Тамбовской области от 16 сентября 2010 г. № 1096. URL: http://www.regfin. tambov.ru
* * *
FORMING OF TAX COMPONENT OF OBLAST BUDGET REVENUES
A. Yu. Fedorova
In this article, the main attention is paid to the analysis of forming the profitable part of oblast budget, namely tax component. The analysis and estimate of tax component are performed. The main directions of tax and budget policy in the Tambov oblast in the 2011th and on the planning period are determined.
Key words: budget, tax, revenues from taxes, tax policy, budgetary policy.