Научная статья на тему 'Государственная программа: содержание, источники, процесс внедрения, принципы и проблемы формирования'

Государственная программа: содержание, источники, процесс внедрения, принципы и проблемы формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1921
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ДОКУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТЫ РФ / РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тория Рита Александровна

В данной статье речь идет о государственной программе. Процесс внедрения программного подхода. В статье представлены основные нормативно-правовые акты, являющиеся методической базой для разработки государственных программ в Российской Федерации. Содержание и процесс внедрения государственных программ, принципы формирования государственных программ и проблемы формирования и внедрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE PROGRAM: THE CONTENT, THE SOURCES, THE PROCESS OF IMPLEMENTATION, AND THE PROBLEMS OF ORGANIZATION

The author tells us about the state program, the process of implementation, and regulations in this sphere, the content and the principles of this state program

Текст научной работы на тему «Государственная программа: содержание, источники, процесс внедрения, принципы и проблемы формирования»

Тория Р. А.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА: СОДЕРЖАНИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА: СОДЕРЖАНИЕ,

ИСТОЧНИКИ, ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Тория Рита Александровна, канд. юрид. наук, доцент, докторант

Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

rtoria@yandex.ru

Аннотация: В данной статье речь идет о государственной программе. Процесс внедрения программного подхода. В статье представлены основные нормативно-правовые акты, являющиеся методической базой для разработки государственных программ в Российской Федерации. Содержание и процесс внедрения государственных программ, принципы формирования государственных программ и проблемы формирования и внедрения

Ключевые слова: государственная программа, программный бюджет, целевая программа, бюджетные расходы, долгосрочная целевая программа, ведомственная целевая программа, программно-целевое бюджетирование

THE STATE PROGRAM: THE CONTENT, THE SOURCES, THE PROCESS OF IMPLEMENTATION, AND THE PROBLEMS OF ORGANIZATION

Toriya Rita A., candidate of Law, docent, PhD

Work place: Moscow State Law University of the name of O.E. Kutafin (Moscow State Law Academy)

rtoria@yandex.ru

Annotation: The author tells us about the state program, the process of implementation, and regulations in this sphere, the content and the principles of this state program

Keywords: the state program, the program budget, the purpose-oriented program, the budgetary consumption, the long -term program, the program budget

Первой целевой программой в СССР многие теоретики считают план ГОЭЛРО, разработанный на основе указаний В.И. Ленина, в 1920 году. А в 1971 году в решениях 24 съезда КПСС была утверждена «целостная концепция качественной перестройки планового руководства хозяйством, отвечающую требованиям современного уровня высокоразвитой советской экономики, ускорения научно - технического прогресса» - это первое упоминание о целевых программах1.

Впервые законодательное закрепление понятий программного бюджета было осуществлено в1965 году в США. В последующем бюджетные реформы были проведены в большинстве развитых и развивающихся странах, однако их результаты оказались неоднознач-

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/XXIV

ными. К примеру, несмотря на достижения в одних странах (США, Великобритания, Канада, Франция, Нидерланды, Бразилия, Южная Корея), в ряде других ожидания, связанные с бюджетными реформами не оправдались.

Обобщенная международная практика формирования программного бюджета выделяет основные принципы его применения:

- программы должны содержать максимально соответствующие им показатели непосредственных и конечных результатов;

- программная классификация должна охватывать все бюджетные расходы.

Кроме того, в зависимости от целей использования программного бюджета выделяются типы страновых моделей программного бюджетирования2:

- программный бюджет как инструмент стратегического планирования и установления приоритетов расходов бюджета;

- программный бюджет как инструмент улучшения системы управления государственными финансами;

- программный бюджет как инструмент учета полных затрат в бюджетной деятельности;

- программный бюджет, используемый для целей анализа.

Наиболее эффективными считаются модели, в которых используются все подходы к использованию программного бюджета.

Важно отметить, что для программно - целевого финансирования характерны следующие черты:

1. целенаправленное воздействие на решение конкретной проблемы;

2. воздействие на цели социально - экономического развития путем реализации комплекса мер, взаимоувязанных по срокам, направлениям, исполнителям, ресурсному обеспечению;

3. межотраслевой, межтерриториальный характер программно - целевого финансирования.

Впервые определение государственной программы в ее новом качестве было дано в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года3, а затем, для федерального уровня, понятие было уточнено Постановлением Правительства РФ от 11.11. 2010 г. №5884, согласно которой, государственная программа - это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

При этом одной из отличительных особенностей применения государственных программ является использование широкого спектра инструментов государственного управления, среди которых: бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, взаимодействие со всеми субъектами бюджетных отношений. В

2 Богачева О.В., Лавров А.М., Ястребова О.К. Международный опыт программного бюджетирования//Финансы.-2010.-№12

3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102311/

4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/

свою очередь для долгосрочных и ведомственных программ характерно лишь бюджетное финансирование.

Безусловно, переход к практике программного бюджетирования потребовал создания базовых условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам, в том числе изменения порядка составления и утверждения бюджетов, корректировки бюджетной классификации Российской Федерации, формирования статистических данных, являющихся базовыми для показателей результативности.

Укажем, что механизм внедрения программного бюджетирования в практику составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введен с 1 января 2014 года.

При этом в классификацию расходов бюджетов введены изменения, касающиеся видов расходов. Так, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами видов расходов являются:5

1) группа «Расходы на выплату персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»;

2) группа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»;

3) группа «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»;

4) группа «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;

5) группа «Межбюджетные трансферты»;

6) группа «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»;

7) группа «Обслуживание государственного (муниципального) долга»;

8) группа «Иные бюджетные ассигнования».

Важно отметить, что целевые статьи расходов федерального бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным программам Российской Федерации, их подпрограммам или непрограммным направлениям деятельности (функциям) федеральных государственных органов, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета, или к расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, в современной бюджетной практике не сформирована однозначная позиция относительно внедрения программного бюджета на региональном и муниципальном уровнях. Так, согласно одной из позиций региональные и муниципальные программы должны быть максимально приближены к федеральным программам. Согласно противоположной позиции соответствующим территориям необходимо ориентироваться, прежде всего, на приоритеты их социально -экономического развития, и соответственно предусматривать иные программы6. В результате особенности внедрения государственных программ на региональный и муниципальный уровень повлекут за собой необходимость совершенствования системы бюджетного планирования.

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва: Проспект, КноРус, 2014

6 Сугарова И.В. Совершенствование методов бюджетного планирования расходов//Вестник СОГУ.-2013.- №4

К процессу внедрения программного подхода относится, на наш взгляд возможность принятия федеральных целевых программ с 1995 года или аналогичных программ на региональном и муниципальном уровне, для решения приоритетных социально - экономических, оборонных, научно - технических, природоохранных и других важнейших задач межведомственного характера. К ним относятся Программы социально - экономического развития и отраслевые стратегии развития. Одним из первых источников по применению и внедрению программно-целевого метода стало постановление Правительства РФ от 26. 06. 95 № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»» . В этом нормативном правовом акте дано определение, что целевая программа это увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно - конструкторских, производственных, социально - экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, призванных обеспечить эффективное решение системных задач, стоящих перед государством, в целях реализации государственной политики.

Как видим, институт целевых программ существовал и при затратном финансовом планировании, он был урегулирован в бюджетном законодательстве, однако недостаточно для требуемого при внедрении методов бюджетирования, ориентированного на результат уровня. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.8, в которой предусматривается усиление роли целевых программ и общие требования к бюджетным целевым программам, а именно:

- четкая формулировка цели программы в соответствии с государственной политикой;

- количественная оценка ожидаемых результатов реализации программы;

- система показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из них;

- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;

- определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.

Т.е. Концепция определяла: цели, задачи и показатели для всех видов деятельности органов исполнительной власти и ведомственные целевые программы.

Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на 2010-2012 годы предполагала внедрение госпрограмм и переход к программному формату федерального бюджета,9 с приведением законодательной базы под программный формат бюджетов бюджетной системы; внедрение новой формы управления учреждениями, оказывающими государственные услуги, т.е. вместо сметы государственное задание - показатели деятельности учреждений.

На этапе принятия государственной программы на текущий момент руководствуются:

1. Концепцией долгосрочного развития страны до 2020 года10 плюс отраслевые стратегии, в которых должны быть определены цели, задачи, конечные результаты,

7 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7120

8 СЗ №22. 2004. Ст.2180

9 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102311/

10 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

Тория Р. А.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА: СОДЕРЖАНИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

нормативно - правовое регулирование, контроль, лицензирование, тарифы, налоговые льготы и т.д.;

2. Долгосрочным прогнозом социально-экономического развития до 2030 года, разработанным Министерством экономического развития РФ11;

3. Долгосрочной бюджетной стратегией до 2020 года (проект)12, в котором определены максимальные объемы расходов (бюджетные ограничения) по госпрограммам, представленной Министерством финансов РФ;

Основной нормативно-правовой и методической базой для разработки государственных программ в Российской Федерации являются следующие нормативные правовые акты :

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, в связи с совершенствованием бюджетного процесса» от 7.05.2013 г. № 104-ФЗ13;

2. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм (Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588)14;

3. Перечень государственных программ РФ (распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, с изменениями на 12 октября 2013 года)15;

4. Методические указания по разработке и реализации госпрограмм (Приказ Минэкономразвития России от 26.12.12 г. № 817)16;

5. Аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам17 (впервые сформировано в 2010 году при подготовке ФЗ о федеральном бюджете на 2011-2013 годы);

6. Письмо Минфина РФ от 12.09.2013г. «О формировании, утверждении и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ»18.

Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод, что Государственные программы:

- вытекают из долгосрочной стратегии развития и являются инструментом достижения ее целей;

- объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели;

- состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП, ВЦП;

- реализуются ответственным исполнителем с участием соисполнителей, которые отвечают за свои подпрограммы;

- ГП РФ и субъектов РФ, муниципальные программы увязаны друг с другом (субсидии).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) в целях приведения нормативно-правовой базы Минэкономразвития России с действующим законодательством 26 декабря 2012 г. за N 817 утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. 19

К принципам формирования государственных программ относятся:

- формирования на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения, наиболее полного охвата сфер социально-

11 http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ ргоапо2/с1ос20130325_06

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

13 «РГ» - Федеральный выпуск №6076

14 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/

15 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/

16 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159904/

17 http://info.minfin.ru/project_fb_gp.php

18 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151989/

19 Российская газета «РГ» - Федеральный выпуск № 6015 от 22.02.2013г.

экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета;

- установления измеримых конечных результатов, отражающие выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения конечных результатов;

- определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за достижение конечных результатов;

- наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения конечных целей;

- проведения регулярной оценки результативности и эффективности, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Государственная программа включает федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Если в сфере реализации государственной программы федеральные целевые программы не реализуются, то государственная программа содержит только подпрограммы.

В состав государственной программы входит:

1. Паспорт

2. Текстовая часть - описание разделов

3. Подпрограммы (паспорт и текстовая часть)

4. Таблицы - приложения к государственной программе - в разрезе подпрограмм по ведомственным целевым программам и основным мероприятиям и основным мероприятиям:

- показатели госпрограмм и подпрограмм;

- данные о ведомственных целевых программах и основных мероприятиях;

- оценка применения мер государственного регулирования и мер правового регулирования;

- прогноз сводных государственных заданий;

- ресурсное обеспечение: федеральный бюджет в разрезе подпрограмм, ведомственных целевых программ и основных мероприятий, оценка расходов субъектов РФ, внебюджетных фондов и других юридических лиц.

5.Паспорта Федеральных целевых программ

6.Обосновывающие материалы:

- подробный план на первый год;

- обоснование расходов (по типам расходных обязательств);

- обоснование выделения дополнительных объемов финансирования;

- оценка планируемой эффективности.

Обосновывающий материал к государственной программе должен содержать:

- наименование государственной программы;

- наименование ответственного исполнителя; дата составления проекта государственной программы;

- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя, подписанный руководителем федерального органа исполнительной

власти - ответственного исполнителя по государственной программе или его заместителем.

Проект государственной программы направляется на согласование на бумажных носителях и в электронном виде с использованием Аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации и размещенной в сети Интернет по адресу: www.programs.gov.ru

В текстовую часть государственной программы входит:

1. общая характеристика сферы реализации государственной программы;

2. приоритеты государственной политики;

3. цели, задачи и показатели (индикаторы) целей и задач, основные результаты, сроки и этапы;

4. характеристика основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм государственной программы;

5. характеристика мер государственного регулирования (в т.ч. план нормотворчества);

6. прогноз сводных показателей государственных заданий

7. характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации;

8. информация об участии организаций и государственных внебюджетных фондов;

9. обоснование объема финансовых ресурсов;

10. анализ рисков реализации;

11. методика оценки эффективности.

К проблемам формирования проектов государственных программ можно отнести:

- отсутствие долгосрочной бюджетной стратегии Министерства финансов РФ;

- наличие регионального аспекта в каждой ГП и отдельных ГП регионального развития;

- наличие разногласий по принадлежности мероприятий и бюджетных ассигнований;

- чрезмерное число соисполнителей

- наличие информации ограниченного доступа, хотя ГП рассматриваются как публичные документы;

- нечеткая структура ГП;

- отсутствие описания участия субъектов РФ, внебюджетных фондов и юридических лиц в реализации ГП;

- отсутствие должного описания мер государственного регулирования в сфере реализации ГП, налоговых льгот;

- завышение параметров финансового обеспечения;

- методическая незавершенность;

- отсутствие методик расчетов экономической эффективности программ;

- недостаточная оперативность, с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы;

- недостаточность научной базы;

В бюджете на 2014-2016 годы в связи с переходом на программно-целевое бюджетирование расходы составлены исходя из новой бюджетной классификации, которая, по мнению главы Счетной палаты, «снижает прозрачность бюджета и затрудняет сопоставление видов расходов по сравнению с 2013 годом»20.

Переход к программно-целевому бюджетированию, пока в значительной степени декларативен, в большинстве программ он подменен финансированием от достигнутого, и большинство сформированных программ являются набором расходных требований, не-

достаточно подкрепленных обоснованными целями, задачами21.

Сокращения:

РФ - Российская Федерация; ГД - Государственная программа; ФЦП- Федеральная целевая программа; ВЦП- Ведомственная целевая программа.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва: Проспект, КноРус, 2014.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/XXIV

3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7120/

4. СЗ №22. 2004. Ст.2180

5.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102311/

6.http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20130325_06

7.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

8. «Рг» - Федеральный выпуск №6076

9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/

10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/

11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159904/

12. http://info.minfin.ru/project_fb_gp.php

13. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151989/

14. Российская газета «РГ» - Федеральный выпуск № 6015 от 22.02.2013г.

15.http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Zakluchenia/p df7/Report-2014-2016-tree_files-fl-796.pdf

16.Сугарова И.В. Совершенствование методов бюджетного планирования расходов//Вестник СОГУ.-2013.- №4

17.Богачева О.В., Лавров А.М., Ястребова О.К. Международный опыт программного бюджетирования//Финансы.-2010.-№12

РЕЦЕНЗИЯ

На статью канд. юрид. наук, доцента Тория Р. А. «Государственная программа: содержание, источники, процесс внедрения, принципы и проблемы формирования». Представленная на рецензирование статья с позиций теоретической и практической значимости не вызывает сомнения и заслуживает положительной оценки.

В данной статье речь идет о процессе внедрения программного подхода. В статье представлены основные нормативно-правовые акты, являющиеся методической базой для разработки государственных программ в Российской Федерации, содержание и процесс внедрения государственных программ, принципы формирования и проблемы формирования и внедрения государственных программ. Отмечено, что переход к программно-целевому бюджетированию, пока в значительной степени декларативен, в большинстве программ он подменен финансированием от достигнутого, и большинство сформированных программ являются набором расходных требований, недостаточно подкрепленных обоснованными целями, задачами.

На основании изложенного считаю, что статья «Государственная программа: содержание, источники, процесс внедрения, принципы и проблемы формирования», подготовленная Тория Р.А., может быть опубликована в открытой печати.

доктор юридических наук, профессор, первый проректор зав. кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации

Грачева Е.Ю.

20 http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/ Zakluche- -

nia/pdf7/Report-2014-2016-tree_files-fl-796.pdf 21 Там же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.